Казахстан усиливает борьбу с религиозным радикализмом. Что дальше?
едридмадрид 27 Июля 2017 в 08:52:18
В текущем году невооруженным глазом стала видна активизация госполитики Казахстана в религиозной сфере. Так, в июле создан специальный благотворительный фонд, нацеленный на поддержку духовенства, и принята Концепция государственной политики в религиозной сфере. На что нацелены данные новшества, и к каким результатам способны привести?
В первой половине июля глава Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Нурлан Ермекбаев сообщил о создании корпоративного благотворительного фонда «Уақып». Деятельность фонда направлена на решение следующих задач: оказание помощи социально-уязвимым слоям населения и людям с ограниченными возможностями; физическое и интеллектуальное развитие детей и молодежи; профилактика религиозного радикализма и экстремизма; повышение квалификации кадров и решение социальных вопросов духовенства, особенно в отдаленных местностях.
Что фонд грядущий нам готовит?
Уақып – измененное арабское слово вакуф. Так в мусульманском праве называется имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Организаторы призвали граждан страны, а также международные общественные организации и бизнес-сообщества делать вклады в новый фонд.
Интересно, что согласно мусульманскому праву взносы не могут осуществляться деньгами, а лишь недвижимостью, например, действующим и приносящим доход предприятием или социальным объектом, а также движимым, но неотчуждаемым имуществом, например, сельхозтехникой или скотом. Что касается фонда «Уақып», то он может принимать и финансовые пожертвования. По словам министра Н. Ермекбаева, фонд не будет получать бюджетных средств, а лишь деньги благотворителей и спонсоров.
Учредителями фонда выступили организации, подведомственные Министерству по делам религий и гражданского общества – Международный центр культур и религий и Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религий Республики Казахстан, Конгресс религиоведов Казахстана, тесно связанный с вышеназванным центром, а также Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
Они будут осуществлять управление активами фонда. В случае, если активов будет слишком много, то для управления ими будет привлечена профессиональная компания. Наконец, надо отметить, что устав фонда позволяет оказывать поддержку не только мусульманским организациям, но и структурам других конфессий – с условием, что они официально зарегистрированы.
Позитивный сигнал
В текущем году невооруженным глазом стала видна активизация государства в религиозной сфере. Еще в январе в послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» президент Казазстана Нурсултан Назарбаев поручил активизировать работу с проявлениями религиозного экстремизма. Затем, в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», говоря о воздействии чуждых идеологических влияний, президент призвал противопоставить им собственные национальные ценности, символы, коды и скрепы, создав «каркас национальной идентичности».
Наконец совсем недавно, выступая на собрании, посвященном 25-летию Комитета национальной безопасности, Н. Назарбаев заострил внимание на необходимости противостоять с радикальными идеями, в том числе религиозного толка: «В бескомпромиссной борьбе с этим злом оказало решительную поддержку все казахстанское общество. Это высокое доверие необходимо нам оправдывать системной и эффективной деятельностью по жесткому пресечению любых вредоносных идеологий, деструктивных течений и любой попытки дестабилизировать общество…».
Реакция государственных органов не заставила себя ждать. В июле указом президента была утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 гг. Основная цель документа – закрепить светские принципы в Казахстане и не дать религии превратиться в политический фактор.
Не смотря на то, что, концепция откровенно запоздала, и в целом нормативный документ, к сожалению, сам по себе не способен решить накопившиеся проблемы, сам факт его принятия – позитивный сигнал и для подавляющей части казахстанского общества, и для стратегических партнеров, говорящий о том, что власти Казахстана намерены укрепить светский характер государства.
Активизировались традиционные для казахстанской политической практики методы информационно-идеологической работы: сеть неправительственных организаций, включающая реабилитационные центры для пострадавших от деструктивных религиозных организаций и т.н. «групп риска», более 300 информационно-пропагандистских групп, просвещающих правоохранительные органы и структуры государственного управления. К сожалению, доступной статистики по результатам их работы нет, поэтому остается только надеяться на силу и убедительность их аргументов. Также началась работа по повышению квалификации работников культа – на базе исламского университета «НурМубарак» создан Институт переподготовки имамов.
Без политизации и секуляризации
Повторимся, что одного лишь принятия документа для разрешения противоречий между светским государством и религиозной сферой недостаточно – нужна ежедневная системная и кропотливая работа. А Концепция государственной политики в религиозной сфере и корпоративный благотворительный фонд «Уақып» – инструментарий для нее.
Концепция, содержащая ссылки на 30 правовых актов, включая конституцию страны, создает законодательную основу для сохранения светского принципа государственности.
Фонд, который имеет шансы аккумулировать значительные материальные активы и денежные средства, становится инструментом мотивирования имамов и повышения статуса Духовного управления мусульман Казахстана у казахстанской уммы.
Рассуждая отвлеченно можно сказать, что страх и деньги по-прежнему остаются наиболее эффективными инструментами управления. Но учитывая, что большую часть адептов нетрадиционных исламских движений составляют молодые люди, их действенность может оказаться не столь высокой, как ожидается.
Тем не менее, активизация государства в этой сфере говорит о том, что Казахстан старается избежать политизации не только ислама, хотя это, конечно, основная цель, но и политизации самой сферы светско-религиозных отношений, стараясь не слишком секуляризировать этот вопрос. Получив в руки законодательный, финансовый и усиливая идеологический механизм влияния на ситуацию, власть прагматично пытается сохранить относительную бесконфликтность светско-исламских отношений.
Антон Морозов, кандидат политических наук (Алматы, Казахстан)
http://eurasia.expert/kazakhstan-vyvel-borbu-s-religioznym-radikalizmom/
В первой половине июля глава Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Нурлан Ермекбаев сообщил о создании корпоративного благотворительного фонда «Уақып». Деятельность фонда направлена на решение следующих задач: оказание помощи социально-уязвимым слоям населения и людям с ограниченными возможностями; физическое и интеллектуальное развитие детей и молодежи; профилактика религиозного радикализма и экстремизма; повышение квалификации кадров и решение социальных вопросов духовенства, особенно в отдаленных местностях.
Что фонд грядущий нам готовит?
Уақып – измененное арабское слово вакуф. Так в мусульманском праве называется имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Организаторы призвали граждан страны, а также международные общественные организации и бизнес-сообщества делать вклады в новый фонд.
Интересно, что согласно мусульманскому праву взносы не могут осуществляться деньгами, а лишь недвижимостью, например, действующим и приносящим доход предприятием или социальным объектом, а также движимым, но неотчуждаемым имуществом, например, сельхозтехникой или скотом. Что касается фонда «Уақып», то он может принимать и финансовые пожертвования. По словам министра Н. Ермекбаева, фонд не будет получать бюджетных средств, а лишь деньги благотворителей и спонсоров.
Учредителями фонда выступили организации, подведомственные Министерству по делам религий и гражданского общества – Международный центр культур и религий и Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религий Республики Казахстан, Конгресс религиоведов Казахстана, тесно связанный с вышеназванным центром, а также Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
Они будут осуществлять управление активами фонда. В случае, если активов будет слишком много, то для управления ими будет привлечена профессиональная компания. Наконец, надо отметить, что устав фонда позволяет оказывать поддержку не только мусульманским организациям, но и структурам других конфессий – с условием, что они официально зарегистрированы.
Позитивный сигнал
В текущем году невооруженным глазом стала видна активизация государства в религиозной сфере. Еще в январе в послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» президент Казазстана Нурсултан Назарбаев поручил активизировать работу с проявлениями религиозного экстремизма. Затем, в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», говоря о воздействии чуждых идеологических влияний, президент призвал противопоставить им собственные национальные ценности, символы, коды и скрепы, создав «каркас национальной идентичности».
Наконец совсем недавно, выступая на собрании, посвященном 25-летию Комитета национальной безопасности, Н. Назарбаев заострил внимание на необходимости противостоять с радикальными идеями, в том числе религиозного толка: «В бескомпромиссной борьбе с этим злом оказало решительную поддержку все казахстанское общество. Это высокое доверие необходимо нам оправдывать системной и эффективной деятельностью по жесткому пресечению любых вредоносных идеологий, деструктивных течений и любой попытки дестабилизировать общество…».
Реакция государственных органов не заставила себя ждать. В июле указом президента была утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 гг. Основная цель документа – закрепить светские принципы в Казахстане и не дать религии превратиться в политический фактор.
Не смотря на то, что, концепция откровенно запоздала, и в целом нормативный документ, к сожалению, сам по себе не способен решить накопившиеся проблемы, сам факт его принятия – позитивный сигнал и для подавляющей части казахстанского общества, и для стратегических партнеров, говорящий о том, что власти Казахстана намерены укрепить светский характер государства.
Активизировались традиционные для казахстанской политической практики методы информационно-идеологической работы: сеть неправительственных организаций, включающая реабилитационные центры для пострадавших от деструктивных религиозных организаций и т.н. «групп риска», более 300 информационно-пропагандистских групп, просвещающих правоохранительные органы и структуры государственного управления. К сожалению, доступной статистики по результатам их работы нет, поэтому остается только надеяться на силу и убедительность их аргументов. Также началась работа по повышению квалификации работников культа – на базе исламского университета «НурМубарак» создан Институт переподготовки имамов.
Без политизации и секуляризации
Повторимся, что одного лишь принятия документа для разрешения противоречий между светским государством и религиозной сферой недостаточно – нужна ежедневная системная и кропотливая работа. А Концепция государственной политики в религиозной сфере и корпоративный благотворительный фонд «Уақып» – инструментарий для нее.
Концепция, содержащая ссылки на 30 правовых актов, включая конституцию страны, создает законодательную основу для сохранения светского принципа государственности.
Фонд, который имеет шансы аккумулировать значительные материальные активы и денежные средства, становится инструментом мотивирования имамов и повышения статуса Духовного управления мусульман Казахстана у казахстанской уммы.
Рассуждая отвлеченно можно сказать, что страх и деньги по-прежнему остаются наиболее эффективными инструментами управления. Но учитывая, что большую часть адептов нетрадиционных исламских движений составляют молодые люди, их действенность может оказаться не столь высокой, как ожидается.
Тем не менее, активизация государства в этой сфере говорит о том, что Казахстан старается избежать политизации не только ислама, хотя это, конечно, основная цель, но и политизации самой сферы светско-религиозных отношений, стараясь не слишком секуляризировать этот вопрос. Получив в руки законодательный, финансовый и усиливая идеологический механизм влияния на ситуацию, власть прагматично пытается сохранить относительную бесконфликтность светско-исламских отношений.
Антон Морозов, кандидат политических наук (Алматы, Казахстан)
http://eurasia.expert/kazakhstan-vyvel-borbu-s-religioznym-radikalizmom/
|