Головоломки(игры с совестью)
Stalker77 16 Марта 2015 в 09:41:11
Люди играют в игры. Все люди играют в игры. Игры бывают разные, и они сильно зависят от целей, которые ставят себе люди. Некоторые из них совсем безобидны, другие заставляют задуматься о морали, совести, или самом человеческом существе. Вот 10 игр с совестью:
1. Дилемма заключенного (стучать / молчать)
Двум подельникам предлагают сдать друг друга. Если оба молчат – оба получают минимальный срок. Если один сдает – его освобождают, зато второй получает по максимуму. Если оба сдают – оба получают сроки средней тяжести.
Игра предлагает протестировать доверие к себе и партнеру. Результаты бывают разные. Наиболее яркие примеры – гонка вооружения и соревнования рекламных кампаний.
2. Ультиматум (цена справедливости)
Двум игрокам необходимо разделить сумму денег. При этом один игрок предлагает свой вариант разделения суммы, а второй может согласиться с предложенным вариантом и получить свою долю, либо отказаться и отправить все деньги обратно в банк.
Игра ставит под сомнение чувство справедливости. Исходя из рационального подхода, второму игроку необходимо соглашаться на любой вариант сделки, чтобы получить хотя бы какую-то часть денег. Но кроме рацио ведь есть что-то еще. Как показывает практика, при ставке от 30% от суммы и ниже второй игрок часто начинает действовать по принципу «так не доставайся же ты никому».
3. Трагедия общинного поля (задача Канта)
По условиям задачи на общем поле каждый из игроков может свободно пасти одну корову. Если же все игроки решат пасти по две коровы, то трава на поле кончится и все коровы погибнут.
Игра предлагает поразмыслить над проблемой «малых зол» - как часто люди считают малое нарушение незначительным. Бросить одну бумажку мимо урны не выглядит страшным бедствием до тех пор, пока город не зарастет мусором от миллиона брошенных бумажек.
4. Проблема вагонетки (гумманизм и смерть)
Вагонетка с людьми катится в пропасть. Единственный способ ее спасти – толкнуть на пути упитанного рабочего, который остановит вагонетку своим телом. Погибнет либо один рабочий, либо все люди в вагонетке.
Сколько человек должно быть в вагонетке, чтобы Вы решились спасти ситуацию ценой жизни рабочего? 2? 10? 100? Между тем, в игре чертовски мало математики. Один – это точно меньше числа людей в вагонетке. Зато заповедь «не убий» вступает в противоречие с ценностью сохранения жизни. Кстати, в компьютерной модели 90% игроков выбирали жизнь пассажиров вагонетки. Но модель – это одно, а жизнь – совсем другое.
5. Ястребы и голуби (нападать / бежать)
По правилам игры в одной популяции живут дву группы с разными стратегиями борьбы за ресурсы. «Ястребы» настроены на конфликта, всегда идут до конца и получают либо все ресурсы в окрестностях (+50), либо получают серьезный урон (-100). «Голуби» миролюбивы, бегут от «ястребов» (0), конкурируют с сородичами (-10 обоим), при этом ресурсы получает более удачливый (+50). Цель игры – заработать максимальное количество очков.
Игра предлагает проверить на жизнеспособность различные поведенческие модели. А заодно понять, какая модель близка в реальной, совсем не компьютерной жизни лично Вам.
6. Пари Паскаля (Бог / выгода)
Каждый сам волен выбирать отношения между верой и безверием. Первый случай приводит к регулярным издержкам, связанным со служением, которые с лихвой окупятся жизнью вечной, если Бог конечно существует. Второй вариант позволяет сэкономить на повседневных расходах, которые, не идут ни в какое сравнение с бесконечными убытками, в случае существования Бога.
Задачка подчеркивает парадоксальное желание человека объяснить иррациональную веру с позиции разума. Хотя и весьма посредственно, ведь формальное выполнение религиозных канонов может оказаться куда большим грехом, чем атеизм.
7. Парадокс блондинки (одинокая красавица Нэша)
Группа молодых людей в баре замечает за соседним столиком компанию девушек: прекрасную блондинку и несколько чуть менее симпатичных брюнеток. Кто и за кем будет ухаживать?
Если все рванут к красавице блондинке, то один вероятно преуспеет, зато остальные останутся с носом, ведь после этого ухаживать за брюнетками вряд ли получится. Мораль сей басни проста: сотрудничать лучше, чем конкурировать.
8. Дуэль на троих (побеждает слабейший)
Три человека стоят в вершинах правильного треугольника и поочередно стреляют друг в друга. Победившим считается выживший.
Во всех вариациях игры намечается единственная тенденция: чем слабее игрок, тем выше его шансы на победу, ведь куда логичнее вначале уничтожить более сильного оппонента.
9. Аукцион (20 долларов за 200)
На торги выставляется купюра в двадцать долларов. Участники предлагают свою цену, начиная от 1 доллара. Купюра достается тому, чья ставка будет финальной. Вместе с купюрой ему достается и сумма той ставки, которая предлагалась перед финальной.
В игре две стадии: до 20 долларов, когда игроки намерены не только приобрести купюру большего достоинство за меньшую стоимость, но и добавить к ней предыдущую ставку; и после 20 долларов, когда в игре обычно остаются два игрока, отчаянно стремящихся на остаться предпоследними. Таким образом, игра предлагает задуматься над человеческой жадностью, недальновидностью и настойчивостью, а заодно смоделировать механизм работы аукционов.
10. Марьяж (правильная женитьбы)
Даны два множества – мужчины и женщины. Для каждого из них существует определенная система приоритетов в выборе партнера. Требуется разбить эти множества на идеально устойчивые пары: ни один из супругов не должен испытывать взаимного притяжения к чужому партнеру.
Кажется, в этом несложном алгоритме можно вечно находить все новые детали. Игра заканчивается на первом же раунде, если всем мужчинам нравятся разные женщины. Феминистки тут должны возмутиться, ведь в этом случае мнение невест вообще не учитывается. К тому же стабильность разбиения еще совсем не означает всеобщего счастья: многие мужчины и женщины могут мечтать о чужих супругах, главное — чтоб без взаимности.
1. Дилемма заключенного (стучать / молчать)
Двум подельникам предлагают сдать друг друга. Если оба молчат – оба получают минимальный срок. Если один сдает – его освобождают, зато второй получает по максимуму. Если оба сдают – оба получают сроки средней тяжести.
Игра предлагает протестировать доверие к себе и партнеру. Результаты бывают разные. Наиболее яркие примеры – гонка вооружения и соревнования рекламных кампаний.
2. Ультиматум (цена справедливости)
Двум игрокам необходимо разделить сумму денег. При этом один игрок предлагает свой вариант разделения суммы, а второй может согласиться с предложенным вариантом и получить свою долю, либо отказаться и отправить все деньги обратно в банк.
Игра ставит под сомнение чувство справедливости. Исходя из рационального подхода, второму игроку необходимо соглашаться на любой вариант сделки, чтобы получить хотя бы какую-то часть денег. Но кроме рацио ведь есть что-то еще. Как показывает практика, при ставке от 30% от суммы и ниже второй игрок часто начинает действовать по принципу «так не доставайся же ты никому».
3. Трагедия общинного поля (задача Канта)
По условиям задачи на общем поле каждый из игроков может свободно пасти одну корову. Если же все игроки решат пасти по две коровы, то трава на поле кончится и все коровы погибнут.
Игра предлагает поразмыслить над проблемой «малых зол» - как часто люди считают малое нарушение незначительным. Бросить одну бумажку мимо урны не выглядит страшным бедствием до тех пор, пока город не зарастет мусором от миллиона брошенных бумажек.
4. Проблема вагонетки (гумманизм и смерть)
Вагонетка с людьми катится в пропасть. Единственный способ ее спасти – толкнуть на пути упитанного рабочего, который остановит вагонетку своим телом. Погибнет либо один рабочий, либо все люди в вагонетке.
Сколько человек должно быть в вагонетке, чтобы Вы решились спасти ситуацию ценой жизни рабочего? 2? 10? 100? Между тем, в игре чертовски мало математики. Один – это точно меньше числа людей в вагонетке. Зато заповедь «не убий» вступает в противоречие с ценностью сохранения жизни. Кстати, в компьютерной модели 90% игроков выбирали жизнь пассажиров вагонетки. Но модель – это одно, а жизнь – совсем другое.
5. Ястребы и голуби (нападать / бежать)
По правилам игры в одной популяции живут дву группы с разными стратегиями борьбы за ресурсы. «Ястребы» настроены на конфликта, всегда идут до конца и получают либо все ресурсы в окрестностях (+50), либо получают серьезный урон (-100). «Голуби» миролюбивы, бегут от «ястребов» (0), конкурируют с сородичами (-10 обоим), при этом ресурсы получает более удачливый (+50). Цель игры – заработать максимальное количество очков.
Игра предлагает проверить на жизнеспособность различные поведенческие модели. А заодно понять, какая модель близка в реальной, совсем не компьютерной жизни лично Вам.
6. Пари Паскаля (Бог / выгода)
Каждый сам волен выбирать отношения между верой и безверием. Первый случай приводит к регулярным издержкам, связанным со служением, которые с лихвой окупятся жизнью вечной, если Бог конечно существует. Второй вариант позволяет сэкономить на повседневных расходах, которые, не идут ни в какое сравнение с бесконечными убытками, в случае существования Бога.
Задачка подчеркивает парадоксальное желание человека объяснить иррациональную веру с позиции разума. Хотя и весьма посредственно, ведь формальное выполнение религиозных канонов может оказаться куда большим грехом, чем атеизм.
7. Парадокс блондинки (одинокая красавица Нэша)
Группа молодых людей в баре замечает за соседним столиком компанию девушек: прекрасную блондинку и несколько чуть менее симпатичных брюнеток. Кто и за кем будет ухаживать?
Если все рванут к красавице блондинке, то один вероятно преуспеет, зато остальные останутся с носом, ведь после этого ухаживать за брюнетками вряд ли получится. Мораль сей басни проста: сотрудничать лучше, чем конкурировать.
8. Дуэль на троих (побеждает слабейший)
Три человека стоят в вершинах правильного треугольника и поочередно стреляют друг в друга. Победившим считается выживший.
Во всех вариациях игры намечается единственная тенденция: чем слабее игрок, тем выше его шансы на победу, ведь куда логичнее вначале уничтожить более сильного оппонента.
9. Аукцион (20 долларов за 200)
На торги выставляется купюра в двадцать долларов. Участники предлагают свою цену, начиная от 1 доллара. Купюра достается тому, чья ставка будет финальной. Вместе с купюрой ему достается и сумма той ставки, которая предлагалась перед финальной.
В игре две стадии: до 20 долларов, когда игроки намерены не только приобрести купюру большего достоинство за меньшую стоимость, но и добавить к ней предыдущую ставку; и после 20 долларов, когда в игре обычно остаются два игрока, отчаянно стремящихся на остаться предпоследними. Таким образом, игра предлагает задуматься над человеческой жадностью, недальновидностью и настойчивостью, а заодно смоделировать механизм работы аукционов.
10. Марьяж (правильная женитьбы)
Даны два множества – мужчины и женщины. Для каждого из них существует определенная система приоритетов в выборе партнера. Требуется разбить эти множества на идеально устойчивые пары: ни один из супругов не должен испытывать взаимного притяжения к чужому партнеру.
Кажется, в этом несложном алгоритме можно вечно находить все новые детали. Игра заканчивается на первом же раунде, если всем мужчинам нравятся разные женщины. Феминистки тут должны возмутиться, ведь в этом случае мнение невест вообще не учитывается. К тому же стабильность разбиения еще совсем не означает всеобщего счастья: многие мужчины и женщины могут мечтать о чужих супругах, главное — чтоб без взаимности.
|