Богатый нефтью, но бедный нефтепродуктами Казахстан
N@VIGATOR 21 Ноября 2012 в 18:58:56
Алматинец Бауыржан А., водитель частного такси, не уверен, что сможет продолжить свой бизнес, если в свою очередь не повысит таксу за проезд. «Это повышение цен больше сказалось на таких, как я, потому что мы каждый день заправляем полный бак автомобиля», — говорит Бауыржан по телефону Азаттыку.
Несмотря на огромные запасы нефти, проблема обеспечения казахстанцев горюче-смазочными материалами (ГСМ) не решается все 20 лет независимости Казахстана. К этому следует добавить и ежегодный рост цен на бензин.
Как видим из диаграммы, приведенной ниже, в среднем цены за шесть лет выросли на 20—50 процентов.
За девять месяцев 2012 года цены на нефтепродукты выглядят так: литр АИ-80 стоит 85,61 тенге, АИ-92 – 105,66 тенге, АИ-93 – 105,79 тенге, АИ-95 и АИ-96 – 138,47 тенге, а дизельное топливо – 90 тенге.
ЖЕРТВА
Как сообщил премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, розничные цены на нефтепродукты повысились из-за убытков розничных продавцов ГСМ.
По словам топ-менеджера нефтяной отрасли Сауата Мынбаева, если Казахстан уменьшит экспорт на семь миллионов тонн и отправит их на внутренний рынок, то бюджет страны недополучит 1,8 миллиарда долларов в год. По сути, налицо предпочтение внешнему рынку.
Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков в интервью Азаттыку высказал мнение, что цена на бензин в Казахстане растет из-за большого количества посредников в цепочке «добыча — производство — продажа».
Рядовые граждане считают: если в стране есть нефть, то и бензина должно быть в достатке, а цена — невысокой. Однако, как отметил Эдуард Эдоков, в Казахстане существует своеобразный парадокс. «Как бы стоимость нефти ни менялась — цена на бензин всё равно растет», — говорит он. Второй причиной дороговизны Эдоков назвал неэффективное экономическое и производственное управление добычей и переработкой нефти.
КРИТЕРИИ
В сентябре, до повышения цен, бензин марки АИ-95 в Казахстане стоил в среднем 0,72 евро. На самом ли деле это высокая цена? Сравним ее с ценами ряда других стран.
Ориентировочная цена бензина марки АИ-95 на середину октября 2012 года
Нефтедобывающие страны Цены в евро Страны, не имеющие своих запасов нефти Цены в евро
Азербайджан 0,59 Австрия 1,51
Великобритания 1,72 Беларусь 0,67
Дания 1,82 Бельгия 1,76
Нидерланды 1,89 Германия 1,63
Норвегия 2,05 Греция 1,74
Россия 0,77 Италия 1,85
Румыния 1,32 Люксембург 1,42
Как видим, наличие или отсутствие запасов нефти не является основным фактором, влияющим на формирование цен на нефтепродукты. Более того, нефтедобывающие страны Норвегия и Нидерланды находятся в лидерах по дороговизне продукта. Беларусь же, не имея месторождений нефти, обеспечивает население дешевым бензином. Заметим, высокая цена на бензин в некоторых странах не является критерием его недоступности населению.
Всё же цены на ГСМ не могут отражать степень благосостояния общества. Здесь всё зависит от уровня благосостояния народа, оплаты труда, эффективных социальных программ. Возьмем, к примеру, данные Евростата по минимальной зарплате за первое полугодие 2012 года. На минимум зарплаты норвежец может приобрести 1205 литров бензина марки АИ-95. Люксембуржец —1040 литров, бельгиец — 748 литров, голландец — 713 литров, англичанин — 661 литр, грек — 413 литров, румын — 209 литров. Казахстанец же на минимальную зарплату приобретет всего 125 литров.
РАМКИ ВТО И ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Факт, что в богатой нефтью стране высоки цены на бензин, возмущает многих казахстанцев. Те, кто считает, что цены должны быть в два раза дешевле, забывают, что Казахстан вступил в Таможенный союз и планирует вступить в ВТО. Страна будет играть не по собственным правилам, а по правилам международной организации, которая не позволит проводить демпинговую политику. Властям остается только повысить уровень благосостояния населения.
Рост цен на ГСМ вызвал цепную реакцию: в октябре инфляция составила 0,7 процента. По данным агентства по статистике, цены на продовольственные и непродовольственные товары за прошедший месяц увеличились на 0,6 процента, услуги — на 0,9 процента. Аналогичная картина наблюдалась и весной, когда повышение цен на ГСМ также вызвало рост инфляции.
http://rus.azattyq.org/content/oil-rich-kazakhstan-without-petroleum-products/24766374.html
Несмотря на огромные запасы нефти, проблема обеспечения казахстанцев горюче-смазочными материалами (ГСМ) не решается все 20 лет независимости Казахстана. К этому следует добавить и ежегодный рост цен на бензин.
Как видим из диаграммы, приведенной ниже, в среднем цены за шесть лет выросли на 20—50 процентов.
За девять месяцев 2012 года цены на нефтепродукты выглядят так: литр АИ-80 стоит 85,61 тенге, АИ-92 – 105,66 тенге, АИ-93 – 105,79 тенге, АИ-95 и АИ-96 – 138,47 тенге, а дизельное топливо – 90 тенге.
ЖЕРТВА
Как сообщил премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, розничные цены на нефтепродукты повысились из-за убытков розничных продавцов ГСМ.
По словам топ-менеджера нефтяной отрасли Сауата Мынбаева, если Казахстан уменьшит экспорт на семь миллионов тонн и отправит их на внутренний рынок, то бюджет страны недополучит 1,8 миллиарда долларов в год. По сути, налицо предпочтение внешнему рынку.
Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков в интервью Азаттыку высказал мнение, что цена на бензин в Казахстане растет из-за большого количества посредников в цепочке «добыча — производство — продажа».
Рядовые граждане считают: если в стране есть нефть, то и бензина должно быть в достатке, а цена — невысокой. Однако, как отметил Эдуард Эдоков, в Казахстане существует своеобразный парадокс. «Как бы стоимость нефти ни менялась — цена на бензин всё равно растет», — говорит он. Второй причиной дороговизны Эдоков назвал неэффективное экономическое и производственное управление добычей и переработкой нефти.
КРИТЕРИИ
В сентябре, до повышения цен, бензин марки АИ-95 в Казахстане стоил в среднем 0,72 евро. На самом ли деле это высокая цена? Сравним ее с ценами ряда других стран.
Ориентировочная цена бензина марки АИ-95 на середину октября 2012 года
Нефтедобывающие страны Цены в евро Страны, не имеющие своих запасов нефти Цены в евро
Азербайджан 0,59 Австрия 1,51
Великобритания 1,72 Беларусь 0,67
Дания 1,82 Бельгия 1,76
Нидерланды 1,89 Германия 1,63
Норвегия 2,05 Греция 1,74
Россия 0,77 Италия 1,85
Румыния 1,32 Люксембург 1,42
Как видим, наличие или отсутствие запасов нефти не является основным фактором, влияющим на формирование цен на нефтепродукты. Более того, нефтедобывающие страны Норвегия и Нидерланды находятся в лидерах по дороговизне продукта. Беларусь же, не имея месторождений нефти, обеспечивает население дешевым бензином. Заметим, высокая цена на бензин в некоторых странах не является критерием его недоступности населению.
Всё же цены на ГСМ не могут отражать степень благосостояния общества. Здесь всё зависит от уровня благосостояния народа, оплаты труда, эффективных социальных программ. Возьмем, к примеру, данные Евростата по минимальной зарплате за первое полугодие 2012 года. На минимум зарплаты норвежец может приобрести 1205 литров бензина марки АИ-95. Люксембуржец —1040 литров, бельгиец — 748 литров, голландец — 713 литров, англичанин — 661 литр, грек — 413 литров, румын — 209 литров. Казахстанец же на минимальную зарплату приобретет всего 125 литров.
РАМКИ ВТО И ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Факт, что в богатой нефтью стране высоки цены на бензин, возмущает многих казахстанцев. Те, кто считает, что цены должны быть в два раза дешевле, забывают, что Казахстан вступил в Таможенный союз и планирует вступить в ВТО. Страна будет играть не по собственным правилам, а по правилам международной организации, которая не позволит проводить демпинговую политику. Властям остается только повысить уровень благосостояния населения.
Рост цен на ГСМ вызвал цепную реакцию: в октябре инфляция составила 0,7 процента. По данным агентства по статистике, цены на продовольственные и непродовольственные товары за прошедший месяц увеличились на 0,6 процента, услуги — на 0,9 процента. Аналогичная картина наблюдалась и весной, когда повышение цен на ГСМ также вызвало рост инфляции.
http://rus.azattyq.org/content/oil-rich-kazakhstan-without-petroleum-products/24766374.html
|