Что будем смотреть?
ZSK 12 Мая 2015 в 09:46:21
В мае на подпись Президенту РК попадет законопроект, который может серьезно ограничить деятельность иностранных телеканалов на территории Казахстана.
Окончательная его редакция пока неизвестна. «Литер» вспоминает, что предлагалось в этом законопроекте изначально.
Некоторое время назад общественность республики активно обсуждала законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но затем интерес к теме упал и о законопроекте все потихоньку подзабыли.
Последние данные о нем (законопроекте) были на сайте сената РК, что документ направлен на рассмотрение в Конституционный совет республики (после одобрения сенаторами) на предмет соответствия Конституции РК. По информации пресс-службы КС, вполне вероятно, что он будет рассмотрен КС до 16 мая сего года, после чего поступит на стол Президенту для подписания.
В законопроект включили массу изменений и дополнений в Кодекс республики об административных правонарушениях, в законы «О правах ребенка в РК», «О рекламе», «О телерадиовещании» и «О средствах массовой информации».
Сейчас в Казахстане действует достаточно либеральное законодательство о распространении иностранных телеканалов на территории республики, которое регулируется законом РК «О телерадиовещании» от 18 января 2012 года. В целом закон является взвешенным и регулирует деятельность как казахстанских телерадиокомпаний, так и иностранных каналов, вещающих в сетях республики. Обязательным требованием для иностранных каналов является постановка на учет в специальном реестре комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК. После включения в реестр иностранная телерадиокомпания может спокойно распространять свой контент, например, по кабельным сетям, заключив с казахстанским оператором соответствующий договор.
При этом отказ в регистрации может быть дан каналу экстремистской или религиозной направленности, при условии отрицательного заключения специалистов и экспертов.
По состоянию на середину 2014 года в казахстанском реестре состояло 228 иностранных телеканалов. Из них около 70 процентов – российские и белорусские каналы.
Однако если закон «О телерадиовещании» будет дополнен новой статьей 18-1, то все кардинально поменяется, так как пункт 2 данной статьи предусматривает, что в обязательном порядке иностранная телерадиокомпания должна открыть в Казахстане свое представительство как юридическое лицо. Понятно, что многим небольшим российским и белорусским каналам, которые называют нишевыми или тематическими (например, «Рыбалка и охота»), просто нет смысла открывать свое представительство в РК, содержать штат и платить зарплату. Охват абонентской базы у таких каналов невелик и размер доходов не позволяет им открывать и содержать иностранные представительства. Большинству таких каналов будет проще прекратить свою деятельность в Казахстане.
То есть они просто уйдут с казахстанского рынка, так как рынок небольшой и любые дополнительные расходы приведут к существенному удорожанию канала для оператора, а следовательно, и для зрителя. Поэтому вполне вероятно, что если законопроект будет принят в первоначальном варианте, то это приведет к прекращению деятельности в Казахстане существенного количества российских телеканалов.
К слову, в настоящее время подавляющее большинство иностранных каналов не имеет никаких представительств в Казахстане, а заключает договоры с казахстанскими операторами напрямую либо с использованием посредников, которые сотрудничают сразу с несколькими каналами и распространяют их контент на территории республики в основном через кабельные сети.
Но еще более интересным является пункт третий все той же статьи 18-1. Этот пункт предусматривает, что любой иностранный телеканал, который так или иначе связан с государством (имеющий госпакет акций), или если этот иностранный телеканал аффилирован с лицами, которые имеют тесные связи с государственными структурами (например, НТВ, который не является государственным каналом, но его основной владелец – «Газпром», то есть аффилированное с государством юридическое лицо), обязаны отдать 80 процентов уставного капитала юридического лица казахстанской стороне. При этом редактором или директором такого юридического лица не могут быть иностранные граждане. Под эту новую редакцию закона попадают практически все телерадиокомпании РФ, за исключением, наверное, только РБК и телеканала «Дождь», которые не имеют госучастия, госакций или аффилированных с государством лиц.
Можно с уверенностью сказать, что все наиболее рейтинговые российские каналы имеют государственное участие. Не секрет, что такие каналы, как «Рен ТВ», «РТР Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24» и телесемейство Первого канала, имеют госпакет, и все они будут вынуждены отдать 80 процентов от своих доходов казахстанским медиамагнатам. Согласятся ли с этим владельцы этих каналов союзного государства – большой вопрос. Тем более что уже неоднократно озвучивались подозрения, что казахстанские бизнесмены просто не желают работать над конкурентоспособностью своих медиаактивов и хотят с помощью принятия поправок в закон «О телерадиовещании» избавить свои компании от конкуренции.
Сергей КОНСТАНТИНОВ
Источник: газета "Литер"
Окончательная его редакция пока неизвестна. «Литер» вспоминает, что предлагалось в этом законопроекте изначально.
Некоторое время назад общественность республики активно обсуждала законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но затем интерес к теме упал и о законопроекте все потихоньку подзабыли.
Последние данные о нем (законопроекте) были на сайте сената РК, что документ направлен на рассмотрение в Конституционный совет республики (после одобрения сенаторами) на предмет соответствия Конституции РК. По информации пресс-службы КС, вполне вероятно, что он будет рассмотрен КС до 16 мая сего года, после чего поступит на стол Президенту для подписания.
В законопроект включили массу изменений и дополнений в Кодекс республики об административных правонарушениях, в законы «О правах ребенка в РК», «О рекламе», «О телерадиовещании» и «О средствах массовой информации».
Сейчас в Казахстане действует достаточно либеральное законодательство о распространении иностранных телеканалов на территории республики, которое регулируется законом РК «О телерадиовещании» от 18 января 2012 года. В целом закон является взвешенным и регулирует деятельность как казахстанских телерадиокомпаний, так и иностранных каналов, вещающих в сетях республики. Обязательным требованием для иностранных каналов является постановка на учет в специальном реестре комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК. После включения в реестр иностранная телерадиокомпания может спокойно распространять свой контент, например, по кабельным сетям, заключив с казахстанским оператором соответствующий договор.
При этом отказ в регистрации может быть дан каналу экстремистской или религиозной направленности, при условии отрицательного заключения специалистов и экспертов.
По состоянию на середину 2014 года в казахстанском реестре состояло 228 иностранных телеканалов. Из них около 70 процентов – российские и белорусские каналы.
Однако если закон «О телерадиовещании» будет дополнен новой статьей 18-1, то все кардинально поменяется, так как пункт 2 данной статьи предусматривает, что в обязательном порядке иностранная телерадиокомпания должна открыть в Казахстане свое представительство как юридическое лицо. Понятно, что многим небольшим российским и белорусским каналам, которые называют нишевыми или тематическими (например, «Рыбалка и охота»), просто нет смысла открывать свое представительство в РК, содержать штат и платить зарплату. Охват абонентской базы у таких каналов невелик и размер доходов не позволяет им открывать и содержать иностранные представительства. Большинству таких каналов будет проще прекратить свою деятельность в Казахстане.
То есть они просто уйдут с казахстанского рынка, так как рынок небольшой и любые дополнительные расходы приведут к существенному удорожанию канала для оператора, а следовательно, и для зрителя. Поэтому вполне вероятно, что если законопроект будет принят в первоначальном варианте, то это приведет к прекращению деятельности в Казахстане существенного количества российских телеканалов.
К слову, в настоящее время подавляющее большинство иностранных каналов не имеет никаких представительств в Казахстане, а заключает договоры с казахстанскими операторами напрямую либо с использованием посредников, которые сотрудничают сразу с несколькими каналами и распространяют их контент на территории республики в основном через кабельные сети.
Но еще более интересным является пункт третий все той же статьи 18-1. Этот пункт предусматривает, что любой иностранный телеканал, который так или иначе связан с государством (имеющий госпакет акций), или если этот иностранный телеканал аффилирован с лицами, которые имеют тесные связи с государственными структурами (например, НТВ, который не является государственным каналом, но его основной владелец – «Газпром», то есть аффилированное с государством юридическое лицо), обязаны отдать 80 процентов уставного капитала юридического лица казахстанской стороне. При этом редактором или директором такого юридического лица не могут быть иностранные граждане. Под эту новую редакцию закона попадают практически все телерадиокомпании РФ, за исключением, наверное, только РБК и телеканала «Дождь», которые не имеют госучастия, госакций или аффилированных с государством лиц.
Можно с уверенностью сказать, что все наиболее рейтинговые российские каналы имеют государственное участие. Не секрет, что такие каналы, как «Рен ТВ», «РТР Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24» и телесемейство Первого канала, имеют госпакет, и все они будут вынуждены отдать 80 процентов от своих доходов казахстанским медиамагнатам. Согласятся ли с этим владельцы этих каналов союзного государства – большой вопрос. Тем более что уже неоднократно озвучивались подозрения, что казахстанские бизнесмены просто не желают работать над конкурентоспособностью своих медиаактивов и хотят с помощью принятия поправок в закон «О телерадиовещании» избавить свои компании от конкуренции.
Сергей КОНСТАНТИНОВ
Источник: газета "Литер"
|