Американские СМИ: США необходимо восстановить свои военные базы в Центральной Азии
UktamNamozov 20 Мая 2021 в 15:17:14
Газета The New York Times сообщает: американские официальные лица готовы приступить к обсуждению с властями Казахстана, Узбекистана и Таджикистана условия использования военных баз в регионе. К такому выводу пришли эксперты The New York Times после появления сообщения о переговорах госсекретаря США Энтони Блинкена с министрами иностранных дел Узбекистана и Казахстана. При этом в сообщении нет ни одного намека на то, что дипломаты обсуждали возможность использования военных баз войсками США или НАТО. Издательство все же намекает на то, что у официальных лиц США и НАТО все еще есть несколько веских причин договориться со странами Центральной Азии возобновить существовавшие ранее договоренности касаемо военных баз, несмотря на неудачный предыдущий опыт.
Стоит напомнить, что 2001 году правительству Соединенных Штатов удалось договориться с правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистан и Узбекистана об использовании военных баз на территории республик, апеллируя к росту влияния боевиков Талибана в Афганистане. На тот момент под руководством талибов находилось порядка 95% территории арабской республики, что, безусловно, очень сильно беспокоило руководство молодых центральноазиатских государств. Таким образом американские войска были размещены и активно использовали авиабазу Карши-Ханабад в Узбекистане, аэропорт «Манас» в Бишкеке (Киргизия) в качестве авиабазы и центра транзитных перевозок ВВС США, аэродром в Кулябе (Таджикистан). Союзники США по НАТО также разместили свои подразделения в Центральной Азии: Германия использовала базу вблизи Термеза, Узбекистан, а французские войска - аэродром в окрестностях столицы Таджикистана Душанбе.
2005 год можно считать некой переломной отметкой, после которой начался постепенный пересмотр условий и самого факта присутствия американского военного контингента в Центральной Азии. Так, после событий в узбекском Андижане, когда правительство США выступило с жесткой критикой в адрес официальных властей Узбекистана, осудив их действия по отношению к протестующим. Руководство республики потребовало от США вывести свои войска с авиабазы в Ханабаде. Тем не менее, натовские военные еще до 2014 года использовали базу в Термезе. После нескольких смен правительств в Киргизии в результате государственных переворотов, отношение нового руководства республики к пребыванию американского воинского контингента тоже изменилось. Итог - в 2014 году американские войска покинули авиабазу «Манас». Американские политические круги по привычке осудили Китай и Россию во влиянии на принятие решений о выводе американских войск, которых, естественно, не устраивало пребывание воинского контингента США и НАТО около своих границ. Но все же, изначально, решения разместить американские базы на своей территории принимались в довольно тяжёлый, с исторических точки зрения, момент для всех центральноазиатских республик. Развал Советского союза очень сильно ударил по обороноспособности республик, некоторых из них поглотили внутренние междоусобицы, как, например, Таджикистан. В настоящее время ситуация обстоит совершенно иным образом. Возрос потенциал вооруженных сил молодых республик, в особенности это заметно по Казахстану и Узбекистану, крепнут межгосударственные военно-политические союзы между странами Центральной Азии и соседними государствами, прежде всего с такими крупными региональными и мировыми игроками как Китай и Россия. Поэтому нужда в непосредственном присутствии на территории республик военного контингента НАТО постепенно отпала сама собой. Тем более, местное руководство прекрасно отдает себе отчет в том, что за 20 лет военной кампании США и НАТО в Афганистане внутренняя ситуация в арабской республике не изменилась, только ухудшилась. Поэтому, предположения части центральноазиатской политической элиты об использовании территории республик, чтобы насолить Китаю и России, становится все реалистичней.
И все же, в чем, по мнению американских военно-политических обозревателей, заключается необходимость восстановить военные базы США и их союзников на территории стран Центральной Азии. Прежде всего, Соединенным Штатам не хотелось бы перемещать свои военные базы в более отделенные от Афганистана районы, например, на Ближний Восток: Иран – однозначно нет, Пакистан - очень маловероятный вариант. Таким образом, Центральная Азия остается идеальным, с точки зрения своего географического расположения, вариантом. Во-вторых, Центральная Азия является одним из основных элементов Северной распределительной сети – основного маршрута поставки вооружения и военной техники в Афганистан для снабжения подразделений Международных сил содействия безопасности. В-третьих, это, естественно, борьба с центральноазиатскими экстремистскими группировками в северном Афганистане и боевиками Талибана. В-четвертых, противостояние России и Китаю: у первой есть военные базы на территории стран Центральной Азии, в то время как у второго у границ региона. Кроме того, ограничить зону распространение военно-политических союзов и инициатив под эгидой Пекина и Москвы. В частности, ставка делается на Узбекистан, который вышел из ОДКБ в 2012 году, поэтому если страна столкнется с угрозой безопасности, размещение американских войск может стать дополнительной страховкой для сдерживания боевиков. А это также поможет Ташкенту и дальше откладывать решение о вступлении в ОДКБ. Но не стоит забывать, что Узбекистан является членом Шанхайской организации сотрудничества, а, согласно уставу, организация направлена на совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности. Так что поддержка Узбекистану будет оказана в любом случае и без помощи США и НАТО.
Стоит напомнить, что 2001 году правительству Соединенных Штатов удалось договориться с правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистан и Узбекистана об использовании военных баз на территории республик, апеллируя к росту влияния боевиков Талибана в Афганистане. На тот момент под руководством талибов находилось порядка 95% территории арабской республики, что, безусловно, очень сильно беспокоило руководство молодых центральноазиатских государств. Таким образом американские войска были размещены и активно использовали авиабазу Карши-Ханабад в Узбекистане, аэропорт «Манас» в Бишкеке (Киргизия) в качестве авиабазы и центра транзитных перевозок ВВС США, аэродром в Кулябе (Таджикистан). Союзники США по НАТО также разместили свои подразделения в Центральной Азии: Германия использовала базу вблизи Термеза, Узбекистан, а французские войска - аэродром в окрестностях столицы Таджикистана Душанбе.
2005 год можно считать некой переломной отметкой, после которой начался постепенный пересмотр условий и самого факта присутствия американского военного контингента в Центральной Азии. Так, после событий в узбекском Андижане, когда правительство США выступило с жесткой критикой в адрес официальных властей Узбекистана, осудив их действия по отношению к протестующим. Руководство республики потребовало от США вывести свои войска с авиабазы в Ханабаде. Тем не менее, натовские военные еще до 2014 года использовали базу в Термезе. После нескольких смен правительств в Киргизии в результате государственных переворотов, отношение нового руководства республики к пребыванию американского воинского контингента тоже изменилось. Итог - в 2014 году американские войска покинули авиабазу «Манас». Американские политические круги по привычке осудили Китай и Россию во влиянии на принятие решений о выводе американских войск, которых, естественно, не устраивало пребывание воинского контингента США и НАТО около своих границ. Но все же, изначально, решения разместить американские базы на своей территории принимались в довольно тяжёлый, с исторических точки зрения, момент для всех центральноазиатских республик. Развал Советского союза очень сильно ударил по обороноспособности республик, некоторых из них поглотили внутренние междоусобицы, как, например, Таджикистан. В настоящее время ситуация обстоит совершенно иным образом. Возрос потенциал вооруженных сил молодых республик, в особенности это заметно по Казахстану и Узбекистану, крепнут межгосударственные военно-политические союзы между странами Центральной Азии и соседними государствами, прежде всего с такими крупными региональными и мировыми игроками как Китай и Россия. Поэтому нужда в непосредственном присутствии на территории республик военного контингента НАТО постепенно отпала сама собой. Тем более, местное руководство прекрасно отдает себе отчет в том, что за 20 лет военной кампании США и НАТО в Афганистане внутренняя ситуация в арабской республике не изменилась, только ухудшилась. Поэтому, предположения части центральноазиатской политической элиты об использовании территории республик, чтобы насолить Китаю и России, становится все реалистичней.
И все же, в чем, по мнению американских военно-политических обозревателей, заключается необходимость восстановить военные базы США и их союзников на территории стран Центральной Азии. Прежде всего, Соединенным Штатам не хотелось бы перемещать свои военные базы в более отделенные от Афганистана районы, например, на Ближний Восток: Иран – однозначно нет, Пакистан - очень маловероятный вариант. Таким образом, Центральная Азия остается идеальным, с точки зрения своего географического расположения, вариантом. Во-вторых, Центральная Азия является одним из основных элементов Северной распределительной сети – основного маршрута поставки вооружения и военной техники в Афганистан для снабжения подразделений Международных сил содействия безопасности. В-третьих, это, естественно, борьба с центральноазиатскими экстремистскими группировками в северном Афганистане и боевиками Талибана. В-четвертых, противостояние России и Китаю: у первой есть военные базы на территории стран Центральной Азии, в то время как у второго у границ региона. Кроме того, ограничить зону распространение военно-политических союзов и инициатив под эгидой Пекина и Москвы. В частности, ставка делается на Узбекистан, который вышел из ОДКБ в 2012 году, поэтому если страна столкнется с угрозой безопасности, размещение американских войск может стать дополнительной страховкой для сдерживания боевиков. А это также поможет Ташкенту и дальше откладывать решение о вступлении в ОДКБ. Но не стоит забывать, что Узбекистан является членом Шанхайской организации сотрудничества, а, согласно уставу, организация направлена на совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности. Так что поддержка Узбекистану будет оказана в любом случае и без помощи США и НАТО.
|