Территориальные интересы Пекина в Центральной Азии
UktamNamozov 22 Марта 2021 в 10:17:50
Цели китайской экспансии
В настоящее время Пекин влечет идея восстановить территорию, захваченную западными державами в 19 веке, площадь, эквивалентную по своим размерам Китаю времен правления династии Цин. Соседние с КНР страны считают, что жизненно важным является подержание стабильности и безопасности, в то время как Пекин считает жизненно важным вопрос расширение возможностей Коммунистической партии Китая. Поэтому глобальные и региональные усилия Китая в основном направлены укрепление КПК, в том числе за счет расширения своих внешних границ и достижения военного превосходства.
Интересы в Центральной Азии
Наличие неделимитированных участков границы, спорных территорий и отсутствие соответствующей договорно-правовой базы между Китаем и государствами Центральной Азии, вызывали в начале 1990-х годов беспокойство. В 1997 году в целях стабилизации отношений между странами было подписано «Соглашение между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем о создании атмосферы доверия в военной области в приграничной зоне». Это документ предусматривал меры по обеспечению безопасности границ и укреплению доверия между пятью сторонами договора. В рамках соглашения стороны обязывались раскрывать часть военной информации при проведении сторонами пограничных и военно-морских учений, а также сократить численность войск в приграничных районах. Кроме того, все стороны договора получили возможность наблюдать и инспектировать передвижение войск на территории друг друга по приглашению.
С тех пор отношения в области торговли энергоресурсами с упомянутыми выше странами, богатыми природными ресурсами, стали для Китая ценным стратегическим активом. Пекин уделяет первоочередное внимание продовольственной самодостаточности в качестве одной из задач в области безопасности. В последние годы Китай увеличил количество арендованных сельскохозяйственных земель в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. В связи с тем, что китайские рабочие занимаются сельским хозяйством в этих районах, напряженность в отношениях между местными жителями и китайскими фермерами обострились.
Казахстан
В марте 2016 года была внесена поправка в закон Республики Казахстан, согласно которой лимит кредитования сельскохозяйственных земель иностранными компаниями был увеличен с 10 до 25 лет. После этого объявления произошли массовые протесты жителей, которые посчитали, что это шаг к потере части территории страны в пользу Китая, в результате чего пересмотр земельного закона был приостановлен.
В апреле 2020 года на крупном информационном портале Китая «Sohu» была опубликована статья под заголовком «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». В статье ставилась под сомнение легитимность суверенитета Казахстана и содержались такие утверждения, как «нынешняя территория Казахстана исторически являлась землей, принадлежащей Китаю». Министерство иностранных дел Казахстана выразило протест Пекину из-за публикации подобного рода, заявив, что «публикации такого содержания противоречит духу постоянного и полного стратегического сотрудничества между двумя странами, о котором было заявлено в совместной декларации двух лидеров в 2019 году».
Киргизия
Жители Кыргызстана боятся потерять часть территории своего государства в пользу Китая, в случае принятия решения расплатиться таким образом по китайским кредитам. Страх вызван еще и тем, что в количество китайских компаний, работающих в Киргизии, растет с каждым годом. Как результат, в страну хлынул огромный поток китайских мигрантов, часть из которых уже получило киргизское гражданство. Население Кыргызстана невелико и составляет около 6 миллионов человек, поэтому граждане республики считают, что их страна может быть просто ассимилирована Китаем в ближайшей перспективе.
Таджикистан
В январе 2011 года Таджикистан ратифицировал соглашение о демаркации границы, уступившее Китаю около 1100 квадратных километров Памирского нагорья. Однако в Таджикистане сообщили, что, не уступив эту территорию, они не смогли бы выдержать давления со стороны Китая. С 2016 года Китай также согласился построить погразаставы и учебно-тренировочные военные базы в приграничных районах. В настоящее время завершено строительство до 40 аванпостов.
Тревога из-за территориальных амбиций Китая в странах Центральной Азии
Развитие китайского проекта «Пояс, Путь» в Центральной Азии является частью глобальной стратегии по обеспечению продовольственной безопасности КНР. В рамках осуществления данной программы Пекин вполне может запросит больше прав на землю в центральноазиатских странах для развития сельского хозяйства и добычи ресурсов. Китай также, вероятно, продолжит использовать имеющиеся и перспективные проекты в Центральной Азии для трудоустройства своих собственных граждан. Если это произойдет, то перемещение китайской рабочей силы негативно отразится на внутреннем рынке труда в Центральную Азию.
В результате растущего глобального влияния Китая, страны региона опасаются, что Китай может изменить соглашение о границах, подписанное в 1997 году. В соответствии с соглашением 1997 г., Пекин не может размещать свои военные подразделения в пределах 10-километровой зоны вдоль границы. В настоящее время Китай игнорирует эту часть соглашения, так как многие хорошо оснащенные подразделения НОАК развернуты вдоль границ Центральной Азии. Причем это было сделано без внесения каких-либо изменений в действующее соглашение о границе.
В настоящее время Пекин влечет идея восстановить территорию, захваченную западными державами в 19 веке, площадь, эквивалентную по своим размерам Китаю времен правления династии Цин. Соседние с КНР страны считают, что жизненно важным является подержание стабильности и безопасности, в то время как Пекин считает жизненно важным вопрос расширение возможностей Коммунистической партии Китая. Поэтому глобальные и региональные усилия Китая в основном направлены укрепление КПК, в том числе за счет расширения своих внешних границ и достижения военного превосходства.
Интересы в Центральной Азии
Наличие неделимитированных участков границы, спорных территорий и отсутствие соответствующей договорно-правовой базы между Китаем и государствами Центральной Азии, вызывали в начале 1990-х годов беспокойство. В 1997 году в целях стабилизации отношений между странами было подписано «Соглашение между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем о создании атмосферы доверия в военной области в приграничной зоне». Это документ предусматривал меры по обеспечению безопасности границ и укреплению доверия между пятью сторонами договора. В рамках соглашения стороны обязывались раскрывать часть военной информации при проведении сторонами пограничных и военно-морских учений, а также сократить численность войск в приграничных районах. Кроме того, все стороны договора получили возможность наблюдать и инспектировать передвижение войск на территории друг друга по приглашению.
С тех пор отношения в области торговли энергоресурсами с упомянутыми выше странами, богатыми природными ресурсами, стали для Китая ценным стратегическим активом. Пекин уделяет первоочередное внимание продовольственной самодостаточности в качестве одной из задач в области безопасности. В последние годы Китай увеличил количество арендованных сельскохозяйственных земель в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. В связи с тем, что китайские рабочие занимаются сельским хозяйством в этих районах, напряженность в отношениях между местными жителями и китайскими фермерами обострились.
Казахстан
В марте 2016 года была внесена поправка в закон Республики Казахстан, согласно которой лимит кредитования сельскохозяйственных земель иностранными компаниями был увеличен с 10 до 25 лет. После этого объявления произошли массовые протесты жителей, которые посчитали, что это шаг к потере части территории страны в пользу Китая, в результате чего пересмотр земельного закона был приостановлен.
В апреле 2020 года на крупном информационном портале Китая «Sohu» была опубликована статья под заголовком «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». В статье ставилась под сомнение легитимность суверенитета Казахстана и содержались такие утверждения, как «нынешняя территория Казахстана исторически являлась землей, принадлежащей Китаю». Министерство иностранных дел Казахстана выразило протест Пекину из-за публикации подобного рода, заявив, что «публикации такого содержания противоречит духу постоянного и полного стратегического сотрудничества между двумя странами, о котором было заявлено в совместной декларации двух лидеров в 2019 году».
Киргизия
Жители Кыргызстана боятся потерять часть территории своего государства в пользу Китая, в случае принятия решения расплатиться таким образом по китайским кредитам. Страх вызван еще и тем, что в количество китайских компаний, работающих в Киргизии, растет с каждым годом. Как результат, в страну хлынул огромный поток китайских мигрантов, часть из которых уже получило киргизское гражданство. Население Кыргызстана невелико и составляет около 6 миллионов человек, поэтому граждане республики считают, что их страна может быть просто ассимилирована Китаем в ближайшей перспективе.
Таджикистан
В январе 2011 года Таджикистан ратифицировал соглашение о демаркации границы, уступившее Китаю около 1100 квадратных километров Памирского нагорья. Однако в Таджикистане сообщили, что, не уступив эту территорию, они не смогли бы выдержать давления со стороны Китая. С 2016 года Китай также согласился построить погразаставы и учебно-тренировочные военные базы в приграничных районах. В настоящее время завершено строительство до 40 аванпостов.
Тревога из-за территориальных амбиций Китая в странах Центральной Азии
Развитие китайского проекта «Пояс, Путь» в Центральной Азии является частью глобальной стратегии по обеспечению продовольственной безопасности КНР. В рамках осуществления данной программы Пекин вполне может запросит больше прав на землю в центральноазиатских странах для развития сельского хозяйства и добычи ресурсов. Китай также, вероятно, продолжит использовать имеющиеся и перспективные проекты в Центральной Азии для трудоустройства своих собственных граждан. Если это произойдет, то перемещение китайской рабочей силы негативно отразится на внутреннем рынке труда в Центральную Азию.
В результате растущего глобального влияния Китая, страны региона опасаются, что Китай может изменить соглашение о границах, подписанное в 1997 году. В соответствии с соглашением 1997 г., Пекин не может размещать свои военные подразделения в пределах 10-километровой зоны вдоль границы. В настоящее время Китай игнорирует эту часть соглашения, так как многие хорошо оснащенные подразделения НОАК развернуты вдоль границ Центральной Азии. Причем это было сделано без внесения каких-либо изменений в действующее соглашение о границе.
|