Политика «мягкой силы» Турции в Центральной Азии
UktamNamozov 18 Марта 2019 в 14:19:54
Закат советского государства стал причиной того, что на политической карте мира появилось 14 новых политических образований, вставших на путь формирования собственной государственности. И, несмотря на то, что в 2021 году с момента распада СССР пройдет ровно тридцать лет, большинство из новообразовавшихся государств до сих пор находятся в процессе становления. Поэтому тот политический и идеологический пласт, освободившийся после кончины Союза стал лакомым куском для основных мировых политических игроков. Что касается стран Центральной Азии, естественно, историческая общность невольно подталкивает их на тесное взаимодействие с Россией, тем не менее, сказать, что они полностью ориентированы пророссийски, совершенно невозможно. При современных политических реалиях «одеяло первенства» в политической жизни центральноазиатского региона между собой перетягивают КНР, США, страны Ближнего Востока и, конечно же, Турция.
После распада СССР Турция предпринимала и продолжает предпринимать определенные шаги для интеграции тюркоязычных государств Центральной Азии. Вход идут самые разные институты и мероприятия. Одним из самых эффективных проектов, реализуемых в этой области, стал Совет Сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), созданный в 2009 году. Моделью для него служили такие объединения как Британское сообщество наций, Лига арабских государств и т.п. Это событие оценивалось как очередной шаг Турции, направленный на создание институциональных основ «глобальной тюркской интеграции». Эта организация имеет в тюркских республиках свои координационные офисы и координирует участие турецких компаний и их сотрудничество с местными организациями.
На сегодняшний день в ССТГ состоят все государства Центральной Азии за исключением Туркменистана. Туркменская сторона до сих пор так и не объявила об официальном присоединении к организации. Прежде всего, это связано с тем, что Ашхабад в международных отношениях старается официально придерживаться объявленного статуса нейтралитета. Вместе с тем, президент Туркменистана принял участие в саммите Тюркского совета в 2014 году, что несколько обнадежило сторонников тюркской интеграции.
Как и у остальных вышеупомянутых политически игроков, интересы Турции в данном регионе сводятся к двум основным направлениям. Во-первых, это доступ к богатым углеводородами и другими ископаемыми недрам центральноазиатских республик. Тут проблемой становится объявленный нейтралитет Туркменистана. Туркменистан обладает крупнейшими в регионе и вторыми в мире после России запасами природного газа, экспорт которого крайне выгоден турецкому руководству. Во-вторых, это выгодное месторасположение – через страны региона проходят основные международные торговые пути, доступ к которым существенно бы преумножил логистические возможности Турции.
Отдельно стоит отметить то, что стержнем тюркской интеграции также выступает гуманитарная составляющая, где центральным является вопрос общего языка. Неслучайно языковая общность была выделена в названии самой организации. Явным показателем планомерной работы Турции в этом направлении стал запушенный в регионе процесс перехода с кириллицы на латиницу.
Помимо ССТГ попытки Турции занять главенствующее место в регионе подкрепляются и другими проектами. В частности, Турция продолжает оказывать помощь и содействие развитию постсоветских тюркских государств и выделяет для этого значительные ресурсы, а также посылает в эти страны своих специалистов. В Турции создана специальная организация по развитию сотрудничества с тюркоязычными странами (ТИКА).
Превращение Тюркского совета в полноценное межгосударственное объединение объективно входит в некоторое противоречие с российскими и китайскими геополитическими интересами в регионе, поскольку возможно появление соперничества между деятельностью Тюркского совета, действиями Евразийского союза и инициативы КНР «Один пояс, Один путь».
После распада СССР Турция предпринимала и продолжает предпринимать определенные шаги для интеграции тюркоязычных государств Центральной Азии. Вход идут самые разные институты и мероприятия. Одним из самых эффективных проектов, реализуемых в этой области, стал Совет Сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), созданный в 2009 году. Моделью для него служили такие объединения как Британское сообщество наций, Лига арабских государств и т.п. Это событие оценивалось как очередной шаг Турции, направленный на создание институциональных основ «глобальной тюркской интеграции». Эта организация имеет в тюркских республиках свои координационные офисы и координирует участие турецких компаний и их сотрудничество с местными организациями.
На сегодняшний день в ССТГ состоят все государства Центральной Азии за исключением Туркменистана. Туркменская сторона до сих пор так и не объявила об официальном присоединении к организации. Прежде всего, это связано с тем, что Ашхабад в международных отношениях старается официально придерживаться объявленного статуса нейтралитета. Вместе с тем, президент Туркменистана принял участие в саммите Тюркского совета в 2014 году, что несколько обнадежило сторонников тюркской интеграции.
Как и у остальных вышеупомянутых политически игроков, интересы Турции в данном регионе сводятся к двум основным направлениям. Во-первых, это доступ к богатым углеводородами и другими ископаемыми недрам центральноазиатских республик. Тут проблемой становится объявленный нейтралитет Туркменистана. Туркменистан обладает крупнейшими в регионе и вторыми в мире после России запасами природного газа, экспорт которого крайне выгоден турецкому руководству. Во-вторых, это выгодное месторасположение – через страны региона проходят основные международные торговые пути, доступ к которым существенно бы преумножил логистические возможности Турции.
Отдельно стоит отметить то, что стержнем тюркской интеграции также выступает гуманитарная составляющая, где центральным является вопрос общего языка. Неслучайно языковая общность была выделена в названии самой организации. Явным показателем планомерной работы Турции в этом направлении стал запушенный в регионе процесс перехода с кириллицы на латиницу.
Помимо ССТГ попытки Турции занять главенствующее место в регионе подкрепляются и другими проектами. В частности, Турция продолжает оказывать помощь и содействие развитию постсоветских тюркских государств и выделяет для этого значительные ресурсы, а также посылает в эти страны своих специалистов. В Турции создана специальная организация по развитию сотрудничества с тюркоязычными странами (ТИКА).
Превращение Тюркского совета в полноценное межгосударственное объединение объективно входит в некоторое противоречие с российскими и китайскими геополитическими интересами в регионе, поскольку возможно появление соперничества между деятельностью Тюркского совета, действиями Евразийского союза и инициативы КНР «Один пояс, Один путь».
|