Очередной демарш Ислама Каримова
Dragon 12 Августа 2011 в 10:26:10
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов не примет участия в неформальном саммите ОДКБ, который состоится в столице Казахстана 12 августа, сообщил генсек организации Николай Бордюжа. Наблюдатели полагают, что узбекский лидер, устроив очередной демарш, решил окончательно изолировать страну от мира.
Завтра в Астане открывается неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В нем примут участие президенты Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии и Казахстана. Саммит — неформальный, то есть не предполагающий подписания каких-либо документов, и тем не менее президент Узбекистана Ислам Каримов отказался встречаться с коллегами.
Почему? Как пояснил журналистам генсек ОДКБ Николай Бордюжа, «на сегодняшний день информации о том, что президент Республики Узбекистан будет участвовать, у меня нет». А потом уточнил: «Во всяком случае, на определенном этапе он давал свое согласие, но несколько дней назад от участия отказался».
При этом в узбекских официальных СМИ, на сайте Министерства иностранных дел Узбекистана и портале президента Ислама Каримова нет ни слова о саммите ОДКБ и решении главы государства его проигнорировать.
Между тем известно, что в повестке неформальной встречи у лидеров стран — членов ОДКБ вопросы отнюдь не праздные. Как сказал Бордюжа, саммит будет посвящен обсуждению главами государств ситуации, которая складывается в центральноазиатском регионе и в целом в странах ОДКБ, а также тех региональных вызовов, с которыми сталкиваются государства. Известно также, что президент России Дмитрий Медведев намерен проинформировать президентов о ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке и роли России как посредника в урегулировании многочисленных конфликтов. Также главы государств намерены обсудить ситуацию в Кыргызстане накануне президентских выборов и положение дел в Афганистане.
Причем, как отметил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, президентов беспокоит активизация деятельности экстремистских групп, так как «есть угроза вторжения террористических формирований на территорию государств азиатского региона».
Согласитесь, довольно странно, что президент Узбекистана Ислам Каримов не приедет в Астану, ведь даже после ликвидации лидера Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Тахира Юлдашова сама организация не исчезла и по-прежнему рассматривает Узбекистан как основной плацдарм для атак после очищения Афганистана от «иностранных агрессоров».
Может быть, Ислам Каримов решил окончательно отвернуться от различных региональных организаций, поэтому и не считает нужным посещать саммиты и встречи и даже объяснять как-то свое отсутствие на них? Ведь это — далеко не первый демарш узбекского лидера.
Напомним, что в конце 2008 года Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По официальной версии, Ташкент не видел смысла в этой организации и начал выстраивать взаимоотношения с партнерами исключительно на двусторонней основе. Произошло это после того, как коллеги-президенты отвергли идею Ислама Каримова объединить ЕврАзЭС и Организацию Договора о коллективной безопасности на неформальном саммите президентов стран СНГ в Санкт-Петербурге.
Затем в апреле 2009 года МИД Узбекистана сообщил, что «не видит целесообразности своего участия в работе заседания» Совета глав МИД стран-членов ОДКБ, которое проходило в Ереване. Официальная версия отказа звучала так: нет смысла проводить мероприятие, если через два месяца будет заседание Совета коллективной безопасности. Хотя нельзя сказать, что встреча в Ереване была проходной. На ней обсуждались вопросы «по содействию стабилизации обстановки в Афганистане и противодействию наркоугрозе, исходящей с территории этой страны, взаимодействие с международными и региональными организациями, в том числе с ООН и ОБСЕ». Тогда генсек ОДКБ Николай Бордюжа поспешил успокоить журналистов, что «Узбекистан не планирует выходить из состава Организации Договора о коллективной безопасности».
Чуть позже Ислам Каримов отказался участвовать в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) при ОДКБ. КСОР — это оперативные воинские подразделения для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Узбекский лидер Ислам Каримов тогда заявил, что готов делегировать воинские подразделения в состав КСОР ОДКБ лишь в том случае, если это будет необходимо для проведения совместных учений или в случае реальной угрозы безопасности государств-членов ОДКБ.
При этом Ташкент настаивал на четырех принципиальных условиях. Во-первых, подразделения КСОР могут направляться в другие государства только в том случае, если это не противоречит национальному законодательству. Во-вторых, должен быть введен запрет на участие КСОР, если это конфликт между странами ОДКБ. В-третьих, соглашение о КСОР должно быть ратифицировано странами-участницами. В-четвертых, решение о применении Коллективных сил должно приниматься на основе консенсуса, а не простым большинством голосов.
От России в КСОР входят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Иваново, 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада из Ульяновска, отряд ОМОН «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер». От Беларуси — 103-я отдельная мобильная бригада и специальный отряд быстрого реагирования спецназа внутренних войск МВД, от Казахстана — 37-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск и батальон морской пехоты. От Кыргызстана — батальон МО и специальный отряд быстрого реагирования МВД, от Армении и Таджикистана — по батальону. Узбекских воинских подразделений, входящих в КСОР, на сегодняшний день нет.
Так что же стоит за очередным демаршем Ислама Каримова и отказом приехать в Астану? Сложно сказать совершенно определенно, но возможны несколько причин. Напомним, что членство Узбекистана в международных организациях давно стало притчей во языцех. Ташкент дважды входил в ОДКБ, один раз из организации выходил, о ЕврАзЭС написано выше, такая же история была с выходом из Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ (изначально в нее входил и Узбекистан, организация называлась ГУУАМ, нынче же остались в ней только четыре страны — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова).
Однако недавно с Узбекистана были сняты международные санкции, которыми его наказали за жесткие действия властей в ходе андижанских событий. Ислам Каримов наладил отношения как с ЕС, так и с США. Грубо говоря, произошла сделка: Запад закрыл глаза на нарушение прав человека в этой стране и на другие «прелести» диктаторского режима в обмен на удобный коридор для поставок грузов в Афганистан. Другим словами, противостояние с Западом закончилось, а значит, в поддержке стран СНГ Узбекистан более не нуждается.
Не стоит забывать и о том, что Ислам Каримов всегда болезненно реагирует на созыв любых международных форумов в Астане, потому как именно свою страну считает лидером в центральноазиатском регионе, а никак не Казахстан. Да и последний инцидент с задержанием казахстанской туристической группы пограничниками Узбекистана и долгим молчанием узбекской стороны не прибавил тепла во взаимоотношениях соседей.
Так что набор причин, из-за которых Узбекистан решил в очередной раз продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к постсоветским интеграционным объединениям, более-менее ясен. Как, впрочем, и последствия подобного поведения — осталось дождаться игнорирования Ташкентом саммитов ШОС и СНГ, после чего Ислам Каримов и страна, которой он руководит, останутся в гордом одиночестве.
www.respublikas.info
Завтра в Астане открывается неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В нем примут участие президенты Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии и Казахстана. Саммит — неформальный, то есть не предполагающий подписания каких-либо документов, и тем не менее президент Узбекистана Ислам Каримов отказался встречаться с коллегами.
Почему? Как пояснил журналистам генсек ОДКБ Николай Бордюжа, «на сегодняшний день информации о том, что президент Республики Узбекистан будет участвовать, у меня нет». А потом уточнил: «Во всяком случае, на определенном этапе он давал свое согласие, но несколько дней назад от участия отказался».
При этом в узбекских официальных СМИ, на сайте Министерства иностранных дел Узбекистана и портале президента Ислама Каримова нет ни слова о саммите ОДКБ и решении главы государства его проигнорировать.
Между тем известно, что в повестке неформальной встречи у лидеров стран — членов ОДКБ вопросы отнюдь не праздные. Как сказал Бордюжа, саммит будет посвящен обсуждению главами государств ситуации, которая складывается в центральноазиатском регионе и в целом в странах ОДКБ, а также тех региональных вызовов, с которыми сталкиваются государства. Известно также, что президент России Дмитрий Медведев намерен проинформировать президентов о ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке и роли России как посредника в урегулировании многочисленных конфликтов. Также главы государств намерены обсудить ситуацию в Кыргызстане накануне президентских выборов и положение дел в Афганистане.
Причем, как отметил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, президентов беспокоит активизация деятельности экстремистских групп, так как «есть угроза вторжения террористических формирований на территорию государств азиатского региона».
Согласитесь, довольно странно, что президент Узбекистана Ислам Каримов не приедет в Астану, ведь даже после ликвидации лидера Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Тахира Юлдашова сама организация не исчезла и по-прежнему рассматривает Узбекистан как основной плацдарм для атак после очищения Афганистана от «иностранных агрессоров».
Может быть, Ислам Каримов решил окончательно отвернуться от различных региональных организаций, поэтому и не считает нужным посещать саммиты и встречи и даже объяснять как-то свое отсутствие на них? Ведь это — далеко не первый демарш узбекского лидера.
Напомним, что в конце 2008 года Узбекистан подал заявку на выход из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По официальной версии, Ташкент не видел смысла в этой организации и начал выстраивать взаимоотношения с партнерами исключительно на двусторонней основе. Произошло это после того, как коллеги-президенты отвергли идею Ислама Каримова объединить ЕврАзЭС и Организацию Договора о коллективной безопасности на неформальном саммите президентов стран СНГ в Санкт-Петербурге.
Затем в апреле 2009 года МИД Узбекистана сообщил, что «не видит целесообразности своего участия в работе заседания» Совета глав МИД стран-членов ОДКБ, которое проходило в Ереване. Официальная версия отказа звучала так: нет смысла проводить мероприятие, если через два месяца будет заседание Совета коллективной безопасности. Хотя нельзя сказать, что встреча в Ереване была проходной. На ней обсуждались вопросы «по содействию стабилизации обстановки в Афганистане и противодействию наркоугрозе, исходящей с территории этой страны, взаимодействие с международными и региональными организациями, в том числе с ООН и ОБСЕ». Тогда генсек ОДКБ Николай Бордюжа поспешил успокоить журналистов, что «Узбекистан не планирует выходить из состава Организации Договора о коллективной безопасности».
Чуть позже Ислам Каримов отказался участвовать в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) при ОДКБ. КСОР — это оперативные воинские подразделения для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Узбекский лидер Ислам Каримов тогда заявил, что готов делегировать воинские подразделения в состав КСОР ОДКБ лишь в том случае, если это будет необходимо для проведения совместных учений или в случае реальной угрозы безопасности государств-членов ОДКБ.
При этом Ташкент настаивал на четырех принципиальных условиях. Во-первых, подразделения КСОР могут направляться в другие государства только в том случае, если это не противоречит национальному законодательству. Во-вторых, должен быть введен запрет на участие КСОР, если это конфликт между странами ОДКБ. В-третьих, соглашение о КСОР должно быть ратифицировано странами-участницами. В-четвертых, решение о применении Коллективных сил должно приниматься на основе консенсуса, а не простым большинством голосов.
От России в КСОР входят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Иваново, 31-я гвардейская десантно-штурмовая бригада из Ульяновска, отряд ОМОН «Зубр», отряд милиции специального назначения «Рысь» и отряд МЧС «Лидер». От Беларуси — 103-я отдельная мобильная бригада и специальный отряд быстрого реагирования спецназа внутренних войск МВД, от Казахстана — 37-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск и батальон морской пехоты. От Кыргызстана — батальон МО и специальный отряд быстрого реагирования МВД, от Армении и Таджикистана — по батальону. Узбекских воинских подразделений, входящих в КСОР, на сегодняшний день нет.
Так что же стоит за очередным демаршем Ислама Каримова и отказом приехать в Астану? Сложно сказать совершенно определенно, но возможны несколько причин. Напомним, что членство Узбекистана в международных организациях давно стало притчей во языцех. Ташкент дважды входил в ОДКБ, один раз из организации выходил, о ЕврАзЭС написано выше, такая же история была с выходом из Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ (изначально в нее входил и Узбекистан, организация называлась ГУУАМ, нынче же остались в ней только четыре страны — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова).
Однако недавно с Узбекистана были сняты международные санкции, которыми его наказали за жесткие действия властей в ходе андижанских событий. Ислам Каримов наладил отношения как с ЕС, так и с США. Грубо говоря, произошла сделка: Запад закрыл глаза на нарушение прав человека в этой стране и на другие «прелести» диктаторского режима в обмен на удобный коридор для поставок грузов в Афганистан. Другим словами, противостояние с Западом закончилось, а значит, в поддержке стран СНГ Узбекистан более не нуждается.
Не стоит забывать и о том, что Ислам Каримов всегда болезненно реагирует на созыв любых международных форумов в Астане, потому как именно свою страну считает лидером в центральноазиатском регионе, а никак не Казахстан. Да и последний инцидент с задержанием казахстанской туристической группы пограничниками Узбекистана и долгим молчанием узбекской стороны не прибавил тепла во взаимоотношениях соседей.
Так что набор причин, из-за которых Узбекистан решил в очередной раз продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к постсоветским интеграционным объединениям, более-менее ясен. Как, впрочем, и последствия подобного поведения — осталось дождаться игнорирования Ташкентом саммитов ШОС и СНГ, после чего Ислам Каримов и страна, которой он руководит, останутся в гордом одиночестве.
www.respublikas.info
|