Кризис системы налицо

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 08 Января 2008 в 12:25:28
Автор "Республика"
02.01.2008 г.
Очевидно, что действующее правительство Казахстана не может не только довести до логического конца начатую им с начала своей деятельности административную реформу, но и даже придать ей более-менее системный, последовательный, а главное – прозрачный и понятный населению республики характер.

При этом премьер-министра и его команду как будто бы не волнует то, что они серьезно затягивают с выполнением соответствующего поручения президента страны.

Получается, кризис системы государственной власти в Казахстане налицо. А как еще можно назвать то, когда решения главы государства откровенно не выполняются подчиненными ему госчиновниками? Причем речь идет о кризисе централизованной политико-властной системы, основой основ которой является сам президент со своими неограниченными правами и полномочиями.

Факты говорят за себя

Главными показателями рассматриваемого состояния являются, с одной стороны, явное неиспользование главой государства своих конституционных полномочий (к примеру, для приструнения безответственных чиновников). С другой стороны, наблюдается частое вмешательство президента в вопросы, которые либо совсем не входят в область его компетенции, либо вполне могут быть решены без его прямого участия (например, улучшение безопасности дорожного движения).

Профессор Пристонского университета (США) Стивен Холмс связывает подобную ситуацию с «традициями сильного единоличного лидерства или напряжением переживаемого кризиса, что может сообщать президенту больше власти, чем просто текст конституции» (перевод с англ. – примеч. автора). С учетом изложенного выше для казахстанской действительности больше подходит второй случай из оценки американского правоведа. К тому же перечень полномочий действующего президента РК действительно является довольно внушительным.

Для подтверждения этого мнения достаточно ознакомиться с содержанием конституционного закона «О президенте РК». Здесь в 13 соответствующих статьях перечислены более 80 полномочий главы государства, начиная с вопросов внешней политики и заканчивая статьей 19 «Иные полномочия». В число последних входят определение порядка разработки стратегических планов, республиканского бюджета и отчета о его исполнении, порядка, сроков и условий функционирования национальной валюты, досрочное прекращение полномочий маслихатов республики и т.д.

Но даже и этот раздел «президентского» закона не останавливается на закрепленном, ссылаясь в своем

пп. 12 на некие «другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики». В связи с этим не будет ничего удивительного, если вдруг окажется, что как общее количество полномочий, так и отдельно взятые из них неизвестны даже самому их обладателю.

Много это или мало? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно «да» или «нет», особенно если учитывать казахстанскую специфику. Тем не менее некоторый ответ дает сравнение президентских полномочий в различных странах при изучении определенных функциональных характеристик политической системы. Это направление получило в последнее время заметное развитие в рамках исследования так называемой полупрезидентской, или смешанной, формы правления, ярким образцом которой считается современная Франция.

Президентские полномочия

В связи с этим представляется интересной методика измерения президентской власти, предложенная азербайджанским экспертом Эльджуном Тагиевым (см. Elgun Taghiyev. Measuring Presidential Power in Post-Soviet Countries, www. ceeol.com). Он, в частности, выделяет 15 показателей соответствующих президентских прав и полномочий и оценивает их по определенным баллам, применяя для этого следующие показатели:

1) избрание президента – всеми избирателями (4 балла) или парламентом (0 баллов);

2) продолжительность срока полномочий – неограниченная (4), могущая быть продленной в особых обстоятельствах (3), 14 лет (2), 10 лет (1), 8 лет (0);

3) утверждение законодательных актов (в зависимости от позиции парламента) – от 4 до 0 баллов, в дополнение к этому – инициирование референдумов для утверждения законов (от 4 баллов в случае неограниченного права до 0 при отсутствии такого права) и право отправлять законы в конституционный суд (совет) (также от 4 до 0 баллов);

4) законодательные полномочия (издания указов, законов) – здесь и далее применяется тот же принцип подсчета;

5) право вето;

6) назначение премьер-министра;

7) назначение членов правительства, иных госчиновников и судей;

право отправить правительство в отставку;

9) исполнительные полномочия (составление и внесение в парламент проекта бюджета, участие в заседаниях правительства и руководство ими);

10) назначение глав местной власти;

11) роспуск парламента;

12) особые полномочия (введение чрезвычайного положения, наличие особых гарантий президенту и его семье);

13) символические полномочия (созыв парламента, подписание конституции, объявление амнистии, главнокомандующий вооруженными силами);

14) отрешение от должности (возможность отрешения или ее отсутствие, различным числом членов парламента, проведением референдума или другими процедурами);

15) чрезвычайные полномочия (провозглашение страны президентской республикой: санкционирование ареста судей; подотчетность правительства только президенту; запрет забастовок; ограничение некоторых основных прав; принесение присяги министров президенту; распоряжение особым «резервным» бюджетом; принятие законов именем президента; назначение руководства парламента).

На основе данных показателей г-н Тагиев выводит оценки, характеризующие по состоянию на декабрь 2005 года власть президентов 15 республик бывшего Союза ССР (см. Таблицу).

«Синдром Туркменбаши»

Как видим, если учитывать процедуру избрания главы государства, неограниченность президентской власти в Казахстане охватывают 8 представленных позиций. Согласно действующему законодательству это, в частности, влияние президента на законодательный процесс, включая право издания указов, имеющих силу закона, назначение премьера при номинальном участии парламента, произвольное освобождение его от должности, назначение акимов областей, городов Астана и Алматы при формальном «согласии» соответствующих маслихатов, фактическое назначение спикера Сената, распоряжение средствами Национального фонда и т.д.

Обращает также на себя внимание высокий показатель уровня президентских прав и полномочий в Казахстане – 51 балл, что ставит нашу страну в данном рейтинге на третье место после Туркменистана (55) и Беларуси (52). Даже считающиеся более «суперпрезидентскими республиками» Узбекистан и Азербайджан хотя бы по степени содержания соответствующих конституционных положений стоят ниже Казахстана.

Нельзя не отметить, что с внесением в мае этого года поправок в Основной закон страны те или иные показатели измерения президентской власти вполне могут рассчитывать на оценку «4». К примеру, сюда подходит установленное уже без всяких оснований и условий, разве что при формальной «консультации» со спикерами Мажилиса и Сената и премьером, право роспуска главой государства парламента и даже одной только его нижней палаты. Кроме того, отдельного внимания требуют привилегии и полномочия действующего президента, которые установлены не имеющими аналогов, во всяком случае в странах СНГ, конституционном законе «О первом президенте РК».

В целом же приведенная система измерения президентской власти лишний раз подтверждает превалирование в Казахстане тенденций централизации и концентрации данной власти над ее показателями рассредоточения и ограничения. И это касается только формально установленных полномочий казахстанского президента, без учета особенностей неформальных и «теневых» взаимоотношений внутри правящей элиты.

Хотя подтверждение высокой степени авторитарности политико-властной системы Казахстана не является новостью, важно то, что она постепенно получает свое количественное выражение. А это, в свою очередь, позволяет дать новые оценки качественным сторонам функционирования данной системы, что станет темой рассмотрения в очередных материалах ЦАИ «Альтернатива».

ЦАИ «Альтернатива»
"Республика"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь