Как мертвому припарки,
dead 28 Декабря 2007 в 17:57:05
Мухамеджан АДИЛОВ, 28.12.2007
или Размышления о том, что ждет нас, казахстанцев, в новом, 2008 году
Новый 2008 год казахстанская экономика встречает не в лучшем состоянии. Розничные цены и тарифы, если верить официальной статистике, выросли за уходящий год на 18%, хотя по личным ощущениям – на треть.
И, несмотря на обещания президента и правительства сдержать инфляцию, по-прежнему ползут вверх, просто не так быстро и заметно, как раньше.
Стагнация на рынке недвижимости и в жилищном строительстве продолжается, а финансовое положение банков второго уровня вызывает тревогу у всех, кроме казахстанских официальных лиц. Так чего же нам ждать на этом фоне в 2008 году?
Напрасные надежды
Начнем с внешних факторов. Поскольку США не собираются выводить свои войска из Ирака и Афганистана, расходы этой страны на оборону будут по-прежнему зашкаливать, и кто-то должен их покрывать. Благодаря падению обменного курса доллара к основным мировым валютам повысилась конкурентоспособность североамериканских товаропроизводителей и товаров, в результате чего администрации Джорджа Буша-младшего удалось значительно сократить как дефицит торгового баланса, так и государственного бюджета, но он все равно есть – значит нужно и его покрывать тоже.
Поэтому недавнее повышение ставки рефинансирования на четверть процента явно не последнее. Но это означает, что доля американцев, способных обслуживать займы с плавающей ставкой вознаграждения, будет по-прежнему сокращаться. И кризис в области ипотечного кредитования заемщиков будет расширяться и, возможно, перекинется на сектор потребительского кредитования.
В результате, если казахстанской финансовой системе и удастся рефинансировать те $12-13 млрд, которые ей предстоит вернуть в 2008 году, то заплатить за них придется гораздо дороже. А уж о существенном наращивании общей суммы заимствования и говорить не приходится – возможно, это получится у отдельных банков в силу наличия иностранных собственников или особой активности, но никак не в целом по Казахстану.
Удорожание же заемных средств, которое можно оценить приблизительно в
25-30%, автоматически ударит по всей экономике страны. Ведь за исключением крупных корпораций, как правило, сырьевых и работающих на экспорт, большинство прочих отечественных товаропроизводителей и торговых посредников не настолько наработали «жирок», чтобы за счет прибыли финансировать рост потребности в оборотном капитале, не говоря уже об инвестициях.
Это означает, что цены и тарифы должны еще подрасти, чтобы обеспечить необходимую дельту для выплаты повышенных процентных ставок по банковским кредитам. С учетом резкого роста стоимости жизни и, соответственно, усиления давления на работодателей с требованием повысить оплату труда, малый и средний бизнес массово сталкивается с дилеммой – не повысить оптовые цены и тарифы нельзя и повысить нельзя, потому что тогда их продукция и услуги становятся неконкурентоспособными по сравнению с импортными.
При этом надежды президента и правительства, что ситуацию спасут высокие цены на углеводородное сырье и прочие продукты традиционного казахстанского экспорта, мало обоснованны. Доходы нашего сырьевого сектора плохо и недостаточно просачиваются в отечественную экономику. Они идут через заработную плату, доля которой в общей сумме доходов и затрат корпораций по мировым меркам невелика, оплату товаров и услуг казахстанских поставщиков, получающих заказы во вторую очередь после зарубежных конкурентов, и налоги, которые в основном оседают в Национальном фонде и лишь дозированно передаются в государственный бюджет. Основная часть доходов от продажи наших природных ресурсов вывозится за пределы страны путем оплаты иностранным поставщикам и подрядчикам, легального и нелегального экспорта прибыли.
Как мертвому припарки
Таким образом, благополучие сырьевого сектора и государственных финансов отнюдь не означает, что соответственно здоровой является и остальная экономика. И мы видим подтверждение этому. Сколько уже бьется правительство Карима Масимова, а жилищное строительство и рынок недвижимости по-прежнему «лежат». И миллиард долларов, которые по указанию президента изыскало наше государство в этом году на поддержку экономики, все равно что мертвому припарки.
К тому же и распорядились этим миллиардом не лучшим способом. Не вдаваясь в расчеты, просто прикинем. Если строительные компании встали, потому что нет денег на продолжение строительства, и президент решил защитить дольщиков, то на выделенные им деньги будут закончены начатые объекты, и граждане получат положенное им жилье. А что дальше? За счет чего строительные компании будут возвращать займы? Из прибыли?
Но какая прибыль будет у них после уплаты 14% годовых на займы из государственного бюджета, да при падающем рынке недвижимости? За счет новых дольщиков? Но ведь с ними тоже надо рассчитываться! Вот и выходит, что правительство Карима Масимова решает сегодняшнюю проблему, совершенно не задумываясь о ее экономической составляющей и будущем.
Если же строительные компании работали, используя банковские займы, то возникает другой вопрос – кто купит квартиры после того, как объекты будут достроены? Граждане? Вряд ли, судя по их покупательской активности. Государство для бюджетников? Так какой смысл давать сначала деньги на завершение строительства, а потом еще раз выкупать жилье?
Очевидно, что за годы бума на рынке недвижимости сформировался гигантский фиктивный капитал. Как за счет циклического завышения цен на землю, так и на строительную продукцию. Теперь, когда предложение столкнулось с отсутствием платежеспособного спроса, экономика сама себя нормализует, и этот фиктивный капитал должен сдуться до реального. Понятно, что при этом кто-то выиграет, кто-то проиграет. Но таковы правила игры в рыночных условиях.
Поэтому, как ни жалко дольщиков и работников строительных компаний, попытки помочь им за счет государственного бюджета, то есть всех налогоплательщиков, да еще таким способом, просто бессмысленны. Тем более что даже по официальным данным за 10 месяцев 2007 года из 6,2 млн квадратных метров сданного в эксплуатацию жилья на долю частных инвесторов приходится всего 1,4 млн, тогда как граждане построили домов на 4,3 млн квадратных метров, и им никакой помощи не полагается.
Я бы на месте президента и премьер-министра просто выкупил бы доли граждан, вложенные ими на первичном рынке, чтобы люди могли быстро купить квартиры на вторичном рынке и из уже построенного фонда и таким образом оживили рынок, остановив падение цен. А затем, сконцентрировав права требования, просто конфисковал бы недостроенные объекты в счет задолженности дольщикам и по налогам в бюджет, а затем достроил для своих нужд. Строительные же компании стоит обанкротить, дав возможность желающим и имеющим соответствующие денежные ресурсы на базе активов банкротов создать новые фирмы.
На год не хватит
К сожалению, государство в лице президента, премьер-министра и правительства пытается решать экономические проблемы, не понимая их сути и беспокоясь скорее о предотвращении социальной напряженности и собственном пиаре.
Отсюда громогласные заклинания, что в первом квартале 2008 года они не допустят роста цен на газ, бензин и электроэнергию. Возможно, действительно не допустят. Но после первого квартала будет второй, а опыт сдерживания цен в Казахстане показал, что при отсутствии фундаментальных факторов, сдерживающих инфляцию, это приводит к тому, что как только мораторий заканчивается, цены сразу наверстывают свое, как говорится, упущенное и за прошлый, и за текущий квартал.
Более того, если осенью цены на основные продукты питания подскочили, потому что торговые посредники сразу «заложились» на необходимость увеличить оборотный капитал для закупа товаров нового поступления, то теперь этот скачок цен придет через производственный сектор. То есть если раньше можно было говорить об импорте инфляции, то теперь она будет собственного изготовления.
В общем, говоря начистоту, все действия правительства по предотвращению роста цен – из области театрального искусства и должны продемонстрировать заботу президента и правительства о народе, но на уровень инфляции никакого влияния не окажут. Так же, как камлание шаманов не может вызвать дождь. Да, правительство делает все что в его силах, но без знания экономики и понимания сути проблем результат будет нулевым. В этом году закопают миллиард, в 2008 году еще три.
И, спрашивается, ради чего закопают? Ради дольщиков? Нет, ради тех строительных магнатов, которые уже нажились на строительном буме, а теперь наживаются на строительном кризисе – за них решают проблемы дольщиков, не спрашивая, куда делись доходы компаний от прошлых лет и насколько правильно использовались средства, поступившие от покупателей, дольщиков и кредитодателей.
Конечно, правительство будет пытаться удержать цены на бензин и, возможно, даже организует товарные интервенции – на благо кому-то на рынке. Не исключено, на три месяца будут заморожены цены на газ и электричество, что даст возможность другим повыше задрать цены на продукты питания. И все! На год всего этого не хватит. Потому что невозможно регулировать экономику административными методами, а правительство у нас только этими инструментами и оперирует.
Не прогноз, но…
Таким образом, перспективы экономического развития не слишком благополучные. Валовые показатели, вроде ВВП, будут расти благодаря увеличению добычи и экспорта углеводородов, цветных и черных металлов. Но при этом отставание производства в секторе малого и среднего бизнеса наряду с удорожанием транспортных перевозок и увеличением в реальном исчислении таможенных и прочих платежей приведет к тому, что никакого противодействия тенденции роста цен и тарифов не будет.
Плюс мы получим прирост инфляции за счет ее накопления и выноса из отечественного производственного сектора, удорожания в целом по стране кредитов и роста цен и тарифов на неконтролируемый государством ассортимент, что при полном отсутствии у правительства понимания ситуации и экономического мышления угрожает нам зашкаливанием инфляции в годовом исчислении за 20%.
Строительный сектор, проглотив сотни миллионов долларов государственных вливаний и закончив незавершенные на сегодняшний день объекты, снова встанет перед проблемой платежеспособного спроса. А банковская система будет ожесточенно бороться за качественного заемщика, который к тому же должен будет иметь рентабельность выше среднеотраслевой. Потому что те, у кого она ниже, просто не смогут экономически отработать займы с процентными ставками 18-20 и выше процентов. И ответ на вопрос, сколько банков выживет, зависит от того, сколько хозяйствующих субъектов в стране смогут пройти тест на новые экономические условия.
Республика
или Размышления о том, что ждет нас, казахстанцев, в новом, 2008 году
Новый 2008 год казахстанская экономика встречает не в лучшем состоянии. Розничные цены и тарифы, если верить официальной статистике, выросли за уходящий год на 18%, хотя по личным ощущениям – на треть.
И, несмотря на обещания президента и правительства сдержать инфляцию, по-прежнему ползут вверх, просто не так быстро и заметно, как раньше.
Стагнация на рынке недвижимости и в жилищном строительстве продолжается, а финансовое положение банков второго уровня вызывает тревогу у всех, кроме казахстанских официальных лиц. Так чего же нам ждать на этом фоне в 2008 году?
Напрасные надежды
Начнем с внешних факторов. Поскольку США не собираются выводить свои войска из Ирака и Афганистана, расходы этой страны на оборону будут по-прежнему зашкаливать, и кто-то должен их покрывать. Благодаря падению обменного курса доллара к основным мировым валютам повысилась конкурентоспособность североамериканских товаропроизводителей и товаров, в результате чего администрации Джорджа Буша-младшего удалось значительно сократить как дефицит торгового баланса, так и государственного бюджета, но он все равно есть – значит нужно и его покрывать тоже.
Поэтому недавнее повышение ставки рефинансирования на четверть процента явно не последнее. Но это означает, что доля американцев, способных обслуживать займы с плавающей ставкой вознаграждения, будет по-прежнему сокращаться. И кризис в области ипотечного кредитования заемщиков будет расширяться и, возможно, перекинется на сектор потребительского кредитования.
В результате, если казахстанской финансовой системе и удастся рефинансировать те $12-13 млрд, которые ей предстоит вернуть в 2008 году, то заплатить за них придется гораздо дороже. А уж о существенном наращивании общей суммы заимствования и говорить не приходится – возможно, это получится у отдельных банков в силу наличия иностранных собственников или особой активности, но никак не в целом по Казахстану.
Удорожание же заемных средств, которое можно оценить приблизительно в
25-30%, автоматически ударит по всей экономике страны. Ведь за исключением крупных корпораций, как правило, сырьевых и работающих на экспорт, большинство прочих отечественных товаропроизводителей и торговых посредников не настолько наработали «жирок», чтобы за счет прибыли финансировать рост потребности в оборотном капитале, не говоря уже об инвестициях.
Это означает, что цены и тарифы должны еще подрасти, чтобы обеспечить необходимую дельту для выплаты повышенных процентных ставок по банковским кредитам. С учетом резкого роста стоимости жизни и, соответственно, усиления давления на работодателей с требованием повысить оплату труда, малый и средний бизнес массово сталкивается с дилеммой – не повысить оптовые цены и тарифы нельзя и повысить нельзя, потому что тогда их продукция и услуги становятся неконкурентоспособными по сравнению с импортными.
При этом надежды президента и правительства, что ситуацию спасут высокие цены на углеводородное сырье и прочие продукты традиционного казахстанского экспорта, мало обоснованны. Доходы нашего сырьевого сектора плохо и недостаточно просачиваются в отечественную экономику. Они идут через заработную плату, доля которой в общей сумме доходов и затрат корпораций по мировым меркам невелика, оплату товаров и услуг казахстанских поставщиков, получающих заказы во вторую очередь после зарубежных конкурентов, и налоги, которые в основном оседают в Национальном фонде и лишь дозированно передаются в государственный бюджет. Основная часть доходов от продажи наших природных ресурсов вывозится за пределы страны путем оплаты иностранным поставщикам и подрядчикам, легального и нелегального экспорта прибыли.
Как мертвому припарки
Таким образом, благополучие сырьевого сектора и государственных финансов отнюдь не означает, что соответственно здоровой является и остальная экономика. И мы видим подтверждение этому. Сколько уже бьется правительство Карима Масимова, а жилищное строительство и рынок недвижимости по-прежнему «лежат». И миллиард долларов, которые по указанию президента изыскало наше государство в этом году на поддержку экономики, все равно что мертвому припарки.
К тому же и распорядились этим миллиардом не лучшим способом. Не вдаваясь в расчеты, просто прикинем. Если строительные компании встали, потому что нет денег на продолжение строительства, и президент решил защитить дольщиков, то на выделенные им деньги будут закончены начатые объекты, и граждане получат положенное им жилье. А что дальше? За счет чего строительные компании будут возвращать займы? Из прибыли?
Но какая прибыль будет у них после уплаты 14% годовых на займы из государственного бюджета, да при падающем рынке недвижимости? За счет новых дольщиков? Но ведь с ними тоже надо рассчитываться! Вот и выходит, что правительство Карима Масимова решает сегодняшнюю проблему, совершенно не задумываясь о ее экономической составляющей и будущем.
Если же строительные компании работали, используя банковские займы, то возникает другой вопрос – кто купит квартиры после того, как объекты будут достроены? Граждане? Вряд ли, судя по их покупательской активности. Государство для бюджетников? Так какой смысл давать сначала деньги на завершение строительства, а потом еще раз выкупать жилье?
Очевидно, что за годы бума на рынке недвижимости сформировался гигантский фиктивный капитал. Как за счет циклического завышения цен на землю, так и на строительную продукцию. Теперь, когда предложение столкнулось с отсутствием платежеспособного спроса, экономика сама себя нормализует, и этот фиктивный капитал должен сдуться до реального. Понятно, что при этом кто-то выиграет, кто-то проиграет. Но таковы правила игры в рыночных условиях.
Поэтому, как ни жалко дольщиков и работников строительных компаний, попытки помочь им за счет государственного бюджета, то есть всех налогоплательщиков, да еще таким способом, просто бессмысленны. Тем более что даже по официальным данным за 10 месяцев 2007 года из 6,2 млн квадратных метров сданного в эксплуатацию жилья на долю частных инвесторов приходится всего 1,4 млн, тогда как граждане построили домов на 4,3 млн квадратных метров, и им никакой помощи не полагается.
Я бы на месте президента и премьер-министра просто выкупил бы доли граждан, вложенные ими на первичном рынке, чтобы люди могли быстро купить квартиры на вторичном рынке и из уже построенного фонда и таким образом оживили рынок, остановив падение цен. А затем, сконцентрировав права требования, просто конфисковал бы недостроенные объекты в счет задолженности дольщикам и по налогам в бюджет, а затем достроил для своих нужд. Строительные же компании стоит обанкротить, дав возможность желающим и имеющим соответствующие денежные ресурсы на базе активов банкротов создать новые фирмы.
На год не хватит
К сожалению, государство в лице президента, премьер-министра и правительства пытается решать экономические проблемы, не понимая их сути и беспокоясь скорее о предотвращении социальной напряженности и собственном пиаре.
Отсюда громогласные заклинания, что в первом квартале 2008 года они не допустят роста цен на газ, бензин и электроэнергию. Возможно, действительно не допустят. Но после первого квартала будет второй, а опыт сдерживания цен в Казахстане показал, что при отсутствии фундаментальных факторов, сдерживающих инфляцию, это приводит к тому, что как только мораторий заканчивается, цены сразу наверстывают свое, как говорится, упущенное и за прошлый, и за текущий квартал.
Более того, если осенью цены на основные продукты питания подскочили, потому что торговые посредники сразу «заложились» на необходимость увеличить оборотный капитал для закупа товаров нового поступления, то теперь этот скачок цен придет через производственный сектор. То есть если раньше можно было говорить об импорте инфляции, то теперь она будет собственного изготовления.
В общем, говоря начистоту, все действия правительства по предотвращению роста цен – из области театрального искусства и должны продемонстрировать заботу президента и правительства о народе, но на уровень инфляции никакого влияния не окажут. Так же, как камлание шаманов не может вызвать дождь. Да, правительство делает все что в его силах, но без знания экономики и понимания сути проблем результат будет нулевым. В этом году закопают миллиард, в 2008 году еще три.
И, спрашивается, ради чего закопают? Ради дольщиков? Нет, ради тех строительных магнатов, которые уже нажились на строительном буме, а теперь наживаются на строительном кризисе – за них решают проблемы дольщиков, не спрашивая, куда делись доходы компаний от прошлых лет и насколько правильно использовались средства, поступившие от покупателей, дольщиков и кредитодателей.
Конечно, правительство будет пытаться удержать цены на бензин и, возможно, даже организует товарные интервенции – на благо кому-то на рынке. Не исключено, на три месяца будут заморожены цены на газ и электричество, что даст возможность другим повыше задрать цены на продукты питания. И все! На год всего этого не хватит. Потому что невозможно регулировать экономику административными методами, а правительство у нас только этими инструментами и оперирует.
Не прогноз, но…
Таким образом, перспективы экономического развития не слишком благополучные. Валовые показатели, вроде ВВП, будут расти благодаря увеличению добычи и экспорта углеводородов, цветных и черных металлов. Но при этом отставание производства в секторе малого и среднего бизнеса наряду с удорожанием транспортных перевозок и увеличением в реальном исчислении таможенных и прочих платежей приведет к тому, что никакого противодействия тенденции роста цен и тарифов не будет.
Плюс мы получим прирост инфляции за счет ее накопления и выноса из отечественного производственного сектора, удорожания в целом по стране кредитов и роста цен и тарифов на неконтролируемый государством ассортимент, что при полном отсутствии у правительства понимания ситуации и экономического мышления угрожает нам зашкаливанием инфляции в годовом исчислении за 20%.
Строительный сектор, проглотив сотни миллионов долларов государственных вливаний и закончив незавершенные на сегодняшний день объекты, снова встанет перед проблемой платежеспособного спроса. А банковская система будет ожесточенно бороться за качественного заемщика, который к тому же должен будет иметь рентабельность выше среднеотраслевой. Потому что те, у кого она ниже, просто не смогут экономически отработать займы с процентными ставками 18-20 и выше процентов. И ответ на вопрос, сколько банков выживет, зависит от того, сколько хозяйствующих субъектов в стране смогут пройти тест на новые экономические условия.
Республика
|