Цементный растВОР
dead 26 Июня 2007 в 18:26:06
Дефицит цемента способен «опрокинуть» строительную индустрию Казахстана, а ценовые скачки на этот стройматериал грозят свести на нет государственную жилищную программу. Уже сегодня тонна цемента в РК стоит 25–30 тысяч тенге. Тогда как в соседнем Китае – всего 50 долларов. Все дело в ценовом сговоре заводов-производителей и «проделках» серых дилеров. К таким выводам пришел премьер Карим Масимов, выслушав вчера на селекторном совещании правительства доводы специалистов. Для изменения ситуации первым делом предстоит вывести рынок цемента из тени и легализовать его посредством биржевой торговли. Это подорвет мощь посредников и даст возможность конечным потребителям напрямую покупать цемент у производителей. Государство при этом выиграет дважды: рынок станет более понятным и предсказуемым, а налогов будет поступать гораздо больше, чем сейчас.
Резкий скачок цен на цемент вызван картельным сговором заводов-производителей. С таким заявлением выступил вчера министр индустрии и торговли Галым Оразбаков на селекторном совещании в правительстве. Премьер-министр Карим Масимов поручил тщательно разобраться в ситуации и призвать к ответу владельцев казахстанских заводов. К первым судебным разбирательствам с властями уже готовятся цементные предприятия Семея и Усть-Каменогорска.
Рынок цемента лихорадит уже второй месяц. Хотя никаких прямых предпосылок для этого нет. По крайней мере, по словам Галыма Оразбакова, у нас не произошло скачка цен на электроэнергию, как и не подорожали составляющие компоненты цемента. Вывод: вполне возможен ценовой сговор производителей цемента. Они продают его аффилированным посредникам, скажем, за 10 тысяч тенге. А на рынке тонна цемента будет стоить уже 25–30 тысяч тенге.
– Посредники в два-три раза накручивают цены, а цементные заводы показывают низкую рентабельность и низкие доходы, – заметил министр. – Соответственно, налогов платят мало. Скорее всего, так они уходят от налогообложения.
Хотя, объективности ради, глава Мининдустрии и торговли привел данные по объему экспорта и импорта цемента. С 2002 по 2006 год объем импорта возрос в 2,5 раза. При этом объем потребления вырос более чем в три раза и составил свыше 7,5 млн тонн в год. В этом году стране требуется почти 9 млн тонн цемента. И где их достать в сжатые сроки, неизвестно.
– Потребность в цементе всегда покрывалась за счет постоянного импорта. В 2004–2005 годах импорт удваивался ежегодно, – продолжил свои выкладки г-н Оразбаков. – А в 2006 году возрос только на 36 процентов. В первые пять месяцев этого года – лишь на 8 процентов.
Основные страны – поставщики цемента – это Россия, Кыргызстан и Узбекистан. С начала текущего года эти государства снизили объемы поставок в нашу страну, постоянно при этом повышая свои наценки, которые уже приблизились к казахстанским.
Исчерпание возможностей отечественных производителей цемента и ухудшение ситуации на сопредельных рынках этого товара и привели к невозможности удовлетворить сегодняшний спрос, считает министр. По оценкам экспертов, дефицит цемента в скором времени составит около 500 тысяч тонн в год.
Кризиса избежать можно, расширив поставки из соседнего Китая. Но из-за низкой пропускной способности пограничного таможенного поста «Хоргос» и железнодорожного перехода Достык возить цемент из Поднебесной – дело хлопотное и нервное.
– Китай – это огромный рынок, цемент там стоит в пять раз дешевле. Но на «Хоргосе» автомобили с грузом выстаивают километровые очереди, – подчеркнул министр. – Пропускной пункт не справляется со своими обязанностями. Надо переходить на круглосуточный режим работы. То же самое касается Достыка.
При надлежащем подходе цементные поставки из КНР можно увеличить в 5–6 раз. Этого должно хватить для ликвидации дефицита и снижения цен. Особенно учитывая отмену ввозной пошлины на цемент. Соответствующее постановление правительства выйдет со дня на день.
Резкий скачок цен на цемент вызван картельным сговором заводов-производителей. С таким заявлением выступил вчера министр индустрии и торговли Галым Оразбаков на селекторном совещании в правительстве. Премьер-министр Карим Масимов поручил тщательно разобраться в ситуации и призвать к ответу владельцев казахстанских заводов. К первым судебным разбирательствам с властями уже готовятся цементные предприятия Семея и Усть-Каменогорска.
Рынок цемента лихорадит уже второй месяц. Хотя никаких прямых предпосылок для этого нет. По крайней мере, по словам Галыма Оразбакова, у нас не произошло скачка цен на электроэнергию, как и не подорожали составляющие компоненты цемента. Вывод: вполне возможен ценовой сговор производителей цемента. Они продают его аффилированным посредникам, скажем, за 10 тысяч тенге. А на рынке тонна цемента будет стоить уже 25–30 тысяч тенге.
– Посредники в два-три раза накручивают цены, а цементные заводы показывают низкую рентабельность и низкие доходы, – заметил министр. – Соответственно, налогов платят мало. Скорее всего, так они уходят от налогообложения.
Хотя, объективности ради, глава Мининдустрии и торговли привел данные по объему экспорта и импорта цемента. С 2002 по 2006 год объем импорта возрос в 2,5 раза. При этом объем потребления вырос более чем в три раза и составил свыше 7,5 млн тонн в год. В этом году стране требуется почти 9 млн тонн цемента. И где их достать в сжатые сроки, неизвестно.
– Потребность в цементе всегда покрывалась за счет постоянного импорта. В 2004–2005 годах импорт удваивался ежегодно, – продолжил свои выкладки г-н Оразбаков. – А в 2006 году возрос только на 36 процентов. В первые пять месяцев этого года – лишь на 8 процентов.
Основные страны – поставщики цемента – это Россия, Кыргызстан и Узбекистан. С начала текущего года эти государства снизили объемы поставок в нашу страну, постоянно при этом повышая свои наценки, которые уже приблизились к казахстанским.
Исчерпание возможностей отечественных производителей цемента и ухудшение ситуации на сопредельных рынках этого товара и привели к невозможности удовлетворить сегодняшний спрос, считает министр. По оценкам экспертов, дефицит цемента в скором времени составит около 500 тысяч тонн в год.
Кризиса избежать можно, расширив поставки из соседнего Китая. Но из-за низкой пропускной способности пограничного таможенного поста «Хоргос» и железнодорожного перехода Достык возить цемент из Поднебесной – дело хлопотное и нервное.
– Китай – это огромный рынок, цемент там стоит в пять раз дешевле. Но на «Хоргосе» автомобили с грузом выстаивают километровые очереди, – подчеркнул министр. – Пропускной пункт не справляется со своими обязанностями. Надо переходить на круглосуточный режим работы. То же самое касается Достыка.
При надлежащем подходе цементные поставки из КНР можно увеличить в 5–6 раз. Этого должно хватить для ликвидации дефицита и снижения цен. Особенно учитывая отмену ввозной пошлины на цемент. Соответствующее постановление правительства выйдет со дня на день.
|