В Казахстане вновь озаботились судьбой оралманов
строитель 28 Августа 2013 в 12:20:55
Власти Казахстана после продолжительной паузы вновь обратились к вопросу о возвращении на родину этнических казахов из соседних стран. Таких репатриантов называют оралманы (с казахского — «возвращенец»). 27 августа были опубликованы сразу несколько приказов министра труда и социальной защиты Тамары Дуйсеновой об утверждении новых правил присвоения статуса оралмана и их проживания в центрах временного размещения. Это первая попытка властей реанимировать программу по переселению, заглохшую около полутора лет назад.
Процесс возвращения этнических казахов в республику несколько схож с тем, что в последние годы происходит и в России. Здесь уже семь лет реализуется аналогичная программа, которую президент Владимир Путин сделал бессрочной. Наблюдатели не раз уличали данный проект в несостоятельности, утверждая, что из РФ эмигрирует больше людей, чем едет обратно. Вот и казахстанское руководство пока тоже не может похвастаться успехами в этой области.
С момента обретения Казахстаном независимости в 1991 году по октябрь 2011-го в страну вернулись 221,3 тысячи казахских семей (около 860 тысяч человек). Большинство оралманов — 60,5 процента — прибыли из Узбекистана, около 12 процентов являются выходцами из Китая, 10,4 — из Монголии, около восьми процентов — из Туркмении, 5,3 процента — из России. Многие репатрианты являются потомками беженцев, спасавшихся от советской коллективизации еще в 1920-1930-х годах. Другие, как, например, некоторые переселенцы из Узбекистана, оказались за пределами Казахской ССР после того, как советские власти установили границы этих двух республик.
Начиная с 1993 года Астана объявляла квоту, которая регулировала количество репатриантов. Те, кто попадал в нее, получали жилье, денежную компенсацию и прочие льготы, однако можно было переехать в Казахстан и самостоятельно (без получения компенсаций). До середины 2000-х количество желающих вернуться на родину значительно превышало установленные квоты, однако в последние годы наблюдалась обратная ситуация (в частности, из-за того что квоты увеличили). Так, по данным «Ферганы», на 2011-2014 годы был установлен ежегодный лимит на приезд десяти тысяч семей. По особому распоряжению президента Нурсултана Назарбаева в 2011 году этот лимит увеличили вдвое, но на практике квота оказалась использована лишь на 36 процентов.
В 2009 году в республике начала действовать программа «Нурлы кош» («Светлая кочевка»), призванная упорядочить расселение оралманов и всячески содействовать их обустройству. Программа была рассчитана на три года, а примерная ее стоимость составляла 197,8 миллиарда тенге (около 1,3 миллиарда долларов; сколько было потрачено на самом деле, неизвестно). Проект, широко разрекламированный в СМИ, в итоге был провален. В январе 2012 года это признал и сам Назарбаев, потребовавший пересмотреть политику расселения оралманов. Тогда же реализацию «Светлой кочевки» временно приостановили (формально из-за того, что действие трехлетней программы завершилось и ее решили не продлевать). Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил, что в его ведомстве работают над новой программой переселения, однако она так и не увидела свет.
По прошествии полутора лет выяснилось, что МВД после проведенной реформы больше не занимается вопросами переселения оралманов. Разработку программы передали министерству труда и социальной защиты, которое до настоящего времени предпочитало хранить молчание по этому поводу. Лишь в конце августа ведомство обновило принятые в 2010 году правила присвоения статуса оралмана и их проживания в центрах временного размещения. Сами документы практически не изменились. Чиновники лишь подкорректировали общие положения, в частности, действие правил решено было распространить не только на «этнических казахов, постоянно проживавших на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами», но и на их родившихся за рубежом детей. Кроме того сократились сроки рассмотрения заявлений на получение статуса оралмана (с десяти до пяти рабочих дней), заселения в центр временного пребывания (с пяти до одного рабочего дня) и собственно пребывания в центре (с пятнадцати до десяти суток).
Не исключено, что в ближайшее время министерство труда все-таки представит новую программу переселения. Возьмет ли ведомство за основу нашумевшую «Нурлы кош», пока неясно. Здесь следует подробнее остановиться на причинах провала проекта. Эксперты винили в этом как местные власти, так и самих переселенцев. Многие из них, дескать, отказывались переезжать в северные районы республики с более суровым климатом, а пытались обжить Южно-Казахстанскую и Мангистаускую области, создав там переизбыток рабочей силы.
Этот вопрос был, в частности, отражен в докладе о ситуации с правами оралманов, лиц без гражданства и беженцев в Казахстане, представленном в Астане в августе прошлого года. В нем говорилось также, что в Казахстан в большинстве своем прибыли репатрианты со средним образованием, у которых не было необходимой специальности и квалификации. В то же время, по данным «Радио Свобода», оралманы с высшим образованием жаловались на дискриминацию, утверждая, что чиновники из числа коренных казахов препятствовали их трудоустройству и продвижению по службе.
Одной из главных сложностей в интеграции переселенцев в докладе был назван языковой барьер. В документе отмечалось, что мигранты из Китая, Афганистана и Пакистана не понимали казахского языка, а переселенцы, не знавшие русского, не могли найти работу в северных регионах республики. В качестве еще одной причины бедственного положения оралманов в Казахстане член комиссии по правам человека при президенте, профессор Енлик Нургалиева назвала их изоляцию. Программа «Нурлы кош» предусматривала строительство отдельных поселков для переселенцев, где они фактически не контактировали с коренным населением. Шквал нареканий обрушился и на качество построенных домов, во многих из которых отсутствовали коммуникации.
Еще в 2011 году местные газеты пестрели публикациями о скандале в североказахстанском поселке Байтерек, предназначенном для расселения оралманов. Переселенцев возмутили промерзающие стены и трещины на потолках. Прокуратура области выяснила, что жалобы были обоснованы и что при возведении домов подрядчики заменили строительные материалы на более дешевые. В результате были возбуждены 32 административных производства и наложены штрафы на сумму в два миллиона тенге (13 тысяч долларов). Стоит отметить, что многие этнические казахи, переселившиеся в Байтерек, уже на месте выяснили, что им придется платить за предоставленное жилье. В рекламной кампании программы «Нурлы кош» (в рамках которой был построен поселок) об этом не упоминалось.
Недовольство репатриантов условиями жизни на исторической родине сподвигало одних вновь покинуть ее, а других — попытаться привлечь внимание властей всевозможными акциями протеста. В мае 2011 года около двух тысяч оралманов, проживавших в микрорайоне «Думан-1» (неподалеку от Алма-Аты), попытались захватить бесхозные земельные участки, спровоцировав столкновения с полицией. Спустя год переселенцы из поселка Шыгыс под Усть-Каменогорском перекрыли трассу республиканского значения, требуя снизить тарифы за электричество и списать накопившиеся долги. Местные чиновники делать это отказались, утверждая, что уже «простили» жителям поселка около 80 миллионов тенге (525 тысяч долларов). Некоторые оралманы от безысходности шли на крайние меры. Минувшей весной двое репатриантов из Шымкента выставили на продажу свои почки, объясняя свой поступок отсутствием денег.
Подобные вещи происходят повсеместно и, как правило, оперативно решаются на местах. Однако зимой 2011 года оралманы все же обратили на себя внимание высшего руководства. Переселенцы активно участвовали в забастовке нефтяников в Жанаозене (Мангистауская область), которая переросла в массовые беспорядки. В результате погромов и вооруженных столкновений тогда погибли не менее 14 человек и еще более 80 получили ранения. По сообщениям СМИ, каждый четвертый бастовавший нефтяник являлся репатриантом. Позднее советник президента Ермухамет Ертысбаев заявил, что зачинщиками беспорядков в Жанаозене «были люди, переселившиеся из Туркменистана и Узбекистана». Вице-премьер Умирзак Шукеев, в свою очередь, предложил больше не принимать оралманов в Мангистаускую область, а тех из них, кто уже там живет, расселить в другие регионы.
Не исключено, что события в Жанаозене и стали для казахстанских властей основным поводом для пересмотра политики переселения. В то же время с тех пор прошло уже почти два года, а хоть какой-нибудь внятной программы интеграции оралманов руководство республики так и не представило.
Анна Козырева
http://lenta.ru/articles/2013/08/27/oralmani/
Процесс возвращения этнических казахов в республику несколько схож с тем, что в последние годы происходит и в России. Здесь уже семь лет реализуется аналогичная программа, которую президент Владимир Путин сделал бессрочной. Наблюдатели не раз уличали данный проект в несостоятельности, утверждая, что из РФ эмигрирует больше людей, чем едет обратно. Вот и казахстанское руководство пока тоже не может похвастаться успехами в этой области.
С момента обретения Казахстаном независимости в 1991 году по октябрь 2011-го в страну вернулись 221,3 тысячи казахских семей (около 860 тысяч человек). Большинство оралманов — 60,5 процента — прибыли из Узбекистана, около 12 процентов являются выходцами из Китая, 10,4 — из Монголии, около восьми процентов — из Туркмении, 5,3 процента — из России. Многие репатрианты являются потомками беженцев, спасавшихся от советской коллективизации еще в 1920-1930-х годах. Другие, как, например, некоторые переселенцы из Узбекистана, оказались за пределами Казахской ССР после того, как советские власти установили границы этих двух республик.
Начиная с 1993 года Астана объявляла квоту, которая регулировала количество репатриантов. Те, кто попадал в нее, получали жилье, денежную компенсацию и прочие льготы, однако можно было переехать в Казахстан и самостоятельно (без получения компенсаций). До середины 2000-х количество желающих вернуться на родину значительно превышало установленные квоты, однако в последние годы наблюдалась обратная ситуация (в частности, из-за того что квоты увеличили). Так, по данным «Ферганы», на 2011-2014 годы был установлен ежегодный лимит на приезд десяти тысяч семей. По особому распоряжению президента Нурсултана Назарбаева в 2011 году этот лимит увеличили вдвое, но на практике квота оказалась использована лишь на 36 процентов.
В 2009 году в республике начала действовать программа «Нурлы кош» («Светлая кочевка»), призванная упорядочить расселение оралманов и всячески содействовать их обустройству. Программа была рассчитана на три года, а примерная ее стоимость составляла 197,8 миллиарда тенге (около 1,3 миллиарда долларов; сколько было потрачено на самом деле, неизвестно). Проект, широко разрекламированный в СМИ, в итоге был провален. В январе 2012 года это признал и сам Назарбаев, потребовавший пересмотреть политику расселения оралманов. Тогда же реализацию «Светлой кочевки» временно приостановили (формально из-за того, что действие трехлетней программы завершилось и ее решили не продлевать). Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил, что в его ведомстве работают над новой программой переселения, однако она так и не увидела свет.
По прошествии полутора лет выяснилось, что МВД после проведенной реформы больше не занимается вопросами переселения оралманов. Разработку программы передали министерству труда и социальной защиты, которое до настоящего времени предпочитало хранить молчание по этому поводу. Лишь в конце августа ведомство обновило принятые в 2010 году правила присвоения статуса оралмана и их проживания в центрах временного размещения. Сами документы практически не изменились. Чиновники лишь подкорректировали общие положения, в частности, действие правил решено было распространить не только на «этнических казахов, постоянно проживавших на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами», но и на их родившихся за рубежом детей. Кроме того сократились сроки рассмотрения заявлений на получение статуса оралмана (с десяти до пяти рабочих дней), заселения в центр временного пребывания (с пяти до одного рабочего дня) и собственно пребывания в центре (с пятнадцати до десяти суток).
Не исключено, что в ближайшее время министерство труда все-таки представит новую программу переселения. Возьмет ли ведомство за основу нашумевшую «Нурлы кош», пока неясно. Здесь следует подробнее остановиться на причинах провала проекта. Эксперты винили в этом как местные власти, так и самих переселенцев. Многие из них, дескать, отказывались переезжать в северные районы республики с более суровым климатом, а пытались обжить Южно-Казахстанскую и Мангистаускую области, создав там переизбыток рабочей силы.
Этот вопрос был, в частности, отражен в докладе о ситуации с правами оралманов, лиц без гражданства и беженцев в Казахстане, представленном в Астане в августе прошлого года. В нем говорилось также, что в Казахстан в большинстве своем прибыли репатрианты со средним образованием, у которых не было необходимой специальности и квалификации. В то же время, по данным «Радио Свобода», оралманы с высшим образованием жаловались на дискриминацию, утверждая, что чиновники из числа коренных казахов препятствовали их трудоустройству и продвижению по службе.
Одной из главных сложностей в интеграции переселенцев в докладе был назван языковой барьер. В документе отмечалось, что мигранты из Китая, Афганистана и Пакистана не понимали казахского языка, а переселенцы, не знавшие русского, не могли найти работу в северных регионах республики. В качестве еще одной причины бедственного положения оралманов в Казахстане член комиссии по правам человека при президенте, профессор Енлик Нургалиева назвала их изоляцию. Программа «Нурлы кош» предусматривала строительство отдельных поселков для переселенцев, где они фактически не контактировали с коренным населением. Шквал нареканий обрушился и на качество построенных домов, во многих из которых отсутствовали коммуникации.
Еще в 2011 году местные газеты пестрели публикациями о скандале в североказахстанском поселке Байтерек, предназначенном для расселения оралманов. Переселенцев возмутили промерзающие стены и трещины на потолках. Прокуратура области выяснила, что жалобы были обоснованы и что при возведении домов подрядчики заменили строительные материалы на более дешевые. В результате были возбуждены 32 административных производства и наложены штрафы на сумму в два миллиона тенге (13 тысяч долларов). Стоит отметить, что многие этнические казахи, переселившиеся в Байтерек, уже на месте выяснили, что им придется платить за предоставленное жилье. В рекламной кампании программы «Нурлы кош» (в рамках которой был построен поселок) об этом не упоминалось.
Недовольство репатриантов условиями жизни на исторической родине сподвигало одних вновь покинуть ее, а других — попытаться привлечь внимание властей всевозможными акциями протеста. В мае 2011 года около двух тысяч оралманов, проживавших в микрорайоне «Думан-1» (неподалеку от Алма-Аты), попытались захватить бесхозные земельные участки, спровоцировав столкновения с полицией. Спустя год переселенцы из поселка Шыгыс под Усть-Каменогорском перекрыли трассу республиканского значения, требуя снизить тарифы за электричество и списать накопившиеся долги. Местные чиновники делать это отказались, утверждая, что уже «простили» жителям поселка около 80 миллионов тенге (525 тысяч долларов). Некоторые оралманы от безысходности шли на крайние меры. Минувшей весной двое репатриантов из Шымкента выставили на продажу свои почки, объясняя свой поступок отсутствием денег.
Подобные вещи происходят повсеместно и, как правило, оперативно решаются на местах. Однако зимой 2011 года оралманы все же обратили на себя внимание высшего руководства. Переселенцы активно участвовали в забастовке нефтяников в Жанаозене (Мангистауская область), которая переросла в массовые беспорядки. В результате погромов и вооруженных столкновений тогда погибли не менее 14 человек и еще более 80 получили ранения. По сообщениям СМИ, каждый четвертый бастовавший нефтяник являлся репатриантом. Позднее советник президента Ермухамет Ертысбаев заявил, что зачинщиками беспорядков в Жанаозене «были люди, переселившиеся из Туркменистана и Узбекистана». Вице-премьер Умирзак Шукеев, в свою очередь, предложил больше не принимать оралманов в Мангистаускую область, а тех из них, кто уже там живет, расселить в другие регионы.
Не исключено, что события в Жанаозене и стали для казахстанских властей основным поводом для пересмотра политики переселения. В то же время с тех пор прошло уже почти два года, а хоть какой-нибудь внятной программы интеграции оралманов руководство республики так и не представило.
Анна Козырева
http://lenta.ru/articles/2013/08/27/oralmani/
|