Виртуальный премьер-министр ПРЕДЛАГАЕТ «ПЛАН МАРШАЛА»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 20 Декабря 2007 в 14:29:07
Автор «Тасжарган»

Недавно в интернет-пространстве развернулась дискуссия, показавшаяся нам не лишенной определенных здравых идей и смыслов. Инициатор дискуссии, назвавший себя The Rule of Law, предлагает интересные мысли.

Заранее надо отметить, что некоторые из них вызывают спорную реакцию. Но тем и привлекательнее материал, когда он основывается на сопоставлении опыта и расстановки сил в мире и в нашей стране, находящейся, как думает власть, «на подъеме».

The Rule of Law: В силу специфики своей работы, а также, обучаясь за границей, мне приходилось принимать участие в многочисленных международных семинарах, конференциях, посвященных политическим и экономическим процессам на постсоветском пространстве. Там мне не раз приходилось слышать из уст не только именитых профессоров, но и видных политиков демократических стран о том, что западные демократические страны подписывают соглашения с Казахстаном только лишь на формальной основе. Да, западные страны имеют дело с теми, кто сегодня у власти, но только потому, что отсутствует другая сила, которая в пику нынешней власти могла бы предъявить другой переговаривающейся стороне (Западу) полномочия своего народа.

Смею вас заверить, как только в Казахстане появится политическая сила, которая будет иметь легитимные полномочия своего народа, Запад сядет за стол переговоров с представителями этой политической силы и будет вынужден аннулировать все предыдущие договоренности как не имеющие юридической силы по причине отсутствия утвержденной процедуры принятия решений.

Я уже публиковал проект (на форуме интернет-газеты zonakz.net. – Ред.) по акционированию всех свободных активов (в особенности финансовых), включая поступления от продажи нефти, газа, металлов, с последующей передачей или распределением акций между гражданами Казахстана через создание реально функционирующего фондового рынка Казахстана. Новое правительство, которое мы изберем, может и должно предложить проекты по технологической модернизации экономики Казахстана.

По сути, речь идет о новой промышленной политике или реализации «Плана Маршалла» для Казахстана с привлечением технологий ведущих мировых держав, включая Россию. Источником инвестирования этих проектов будут эти распределенные среди населения акции. Данный план я бы назвал «Нефть в обмен на технологии» с одновременным акционированием нефтяных (и других) доходов, что сделает каждого (повторяю – КАЖДОГО) гражданина Казахстана собственником казахстанских активов.

Давайте гипотетически представим, что я выдвинул свою кандидатуру на пост премьер-министра от нашей демократической коалиции.

С чего бы я начал?

Я бы немедленно заморозил всю ликвидность на счетах правительства, в нацкомпаниях, государственные доли во всех частных и полугосударственных предприятиях, а также остановил бы строительство жилья. Всю инфраструктуру строительной отрасли я бы перевел на строительство промышленных объектов. Я бы немедленно начал переговоры с руководителями всех ведущих держав, включая Россию, о пересмотре контрактов на добычу нефти на предмет замены не только объема казахстанской доли, но и компенсации этой доли не денежной наличностью, а технологиями.

Проведя ревизию всей ликвидности, я бы начал формировать фондовый рынок Казахстана с одновременным (как я уже сказал) распределением среди населения денежных средств, накопившихся на счетах правительства и нацкомпаний, посредством выпуска акций и долговых обязательств правительства. Затем я бы обратился к населению страны с предложением вложить свои акции, все денежные средства, имеющиеся в чулках у населения, в те проекты, которые мы предложим в рамках реализации новой промышленной политики по программе «Нефть в обмен на технологии». Одновременно я бы предложил западным правительствам, включая Россию, выпущенные нашим новым правительством долговые обязательства под гарантии будущих нефтяных поставок для завоза в Казахстан технологического оборудования под эти долговые обязательства нашего правительства.

Одновременно с этим я бы создал научно-консультационный совет из числа казахстанских, российских и западных ученых и бизнесменов (около 30 человек), поставив им задачу сформировать научно-исследовательские лаборатории на территории Казахстана и России. В них бы проводился тщательный анализ и мониторинг формирования структуры рынка во взаимосвязи с потенциальной потребностью в технологическом оснащении, отвечающий темпам расширения экономики страны, включая потребность в новых современных кадрах. С этой целью, я, как глава правительства, поручил бы этому совету немедленно отобрать и отправить в лучшие университеты США, Западной Европы, Японии как минимум сто тысяч лучших студентов, специалистов для обучения по тем специальностям, которые будут отвечать требованиям новой промышленной политики. Данная разработка будет продолжаться во вновь созданных научно-исследовательских лабораториях страны, выделив на это средства из национального резервного фонда.

Имея определенные наработки в вопросах, имеющих исключительное значение для реформирования экономической и политической системы нашей страны (в рамках программы MA Development Beyond Central planning, MSc Course in Multinational Enterprises and Foreign Direct Investments, MSc Course in Issues in Eurasian Studies of the University of Reading, UK, мною была выполнена дипломная работа «Приватизация в Казахстане: наследие и реальность», а также исследовательский проект «Роль транснациональных корпораций в структурном реформировании переходных экономик». Я обратился в несколько университетов США: The Fletcher School of Tufts University in USA, The Schulich School of Business of York University in Canada, The Fisher Graduate School of International Business at The Monterey Institute of International Studies in California, USA, имеющих высшие мировые рейтинги по программам IMBA, c предложением реализовать в рамках программы IMBA исследовательский проект (Feasibility study) специально для Казахстана. А его целью является проведение детального технико-экономического обоснования проекта под общим названием «План Маршалла для Центральной Азии и постсоветского региона».

P.S. Мои друзья в США, Великобритании, Франции обещали передать на рассмотрение первым лицам этих государств разработанный нашей демократической коалицией «План Маршалла» для Казахстана, если этот план будет утвержден легитимной казахстанской стороной (одной из зарегистрированных партий) в соответствии с законами Республики Казахстан.

Comment Александр: Ответ «Плану Маршалла». Уважаемый The Rule of Law! Определенным образом мысли твои, за которыми я наблюдаю определенное время, действительно носят рациональное зерно. Не являешься ли ты продуктом определенной группы людей (здравомыслящих), по подготовке преемника и ты ли это The Rule of Law в единственном лице, которого я пока уважаю, а не просто какой-то орган или группа людей по изучению виртуально-психологического настроения людей, неравнодушных к будущему Казахстана? Это не вопрос, пойми, это мои мысли вслух. Тем более твоя работа «Приватизация в Казахстане: наследие и реальность», а также исследовательский проект «Роль транснациональных корпораций в структурном реформировании переходных экономик» крутится определенным образом у меня в голове.

Но в любом случае, на сегодня, я думаю, ты частично взял тяжелую ношу модератора по системно-образующим вопросам нашей политической системы, и, наверное, ошибся тот, кто сказал про тебя: «Хороший ты парень, The Rule of Law, но идеалист до мозга костей».

Я бы мог участвовать в разработке законопроектов выборного законодательства. В то же время «План Маршалла», это история, к тому же это не обязательно план, это определенный термин и в своих комментах ты практически повторяешь идеализированную политику НАНа (естественно, если мы абстрагируемся от всего скандального в его политике и действиях).

Аноним comment: Есть такая фраза: Если ты такой умный, почему ты такой бедный? В определенном смысле – это о нас.

Власть давно определила для нас свое место, и раз за разом ставит нас на него. Нас выдрессировали. Мы уже привыкли к мысли о том, что власть может делать то, что захочет, а мы, граждане, никак в это вмешиваться не будем. Захочет поправки в конституцию – пожалуйста, нас никто уже и не спрашивает, и никто из нас особенно не противится. Захочет нарисовать 91% – сделает это, и никто из нас никак не прореагирует. Захочет однопартийный нуротановский парламент – съедим и это. Молча съедим.

После этого читаешь все эти комментарии о том, как народ пустую, популистскую программу оппозиционеров не принимает, и возникает все тот же вопрос:

Если мы такие разборчивые, то почему нами управляют «нуротановцы»? Почему эта власть делает все, что желает, а мы все это раз за разом съедаем? Почему, если мы такие умные и принципиальные?

Приходится констатировать: все то, что говорится тут об отношениях между народом и оппозицией, ну никак не стыкуется с реальными отношениями между этим самым народом и нынешней властью.

The Rule of Law: Спасибо за ваш комментарий! Ваши мысли, также как и мысли любого из нас, имеют право на существование, и я не буду их оспаривать. Одно могу сказать с уверенностью, ни один преемник не будет иметь легитимности по причине, что он не избран народом. Мы, народ Казахстана, в лице единой демократической оппозиции, уже сегодня должны выразить свое отношение к попыткам властей передать власть на нелегитимной основе и сказать НЕТ этим византийским играм!

Первое, нужно четко сказать, что власть сама нелегитимна, так как никогда не избиралась на свободных и справедливых выборах. Соответственно, передача этой власти будет нелегитимна! Тот, кто примет полномочия из рук этой власти, соответственно будет нелегитимен! (Вы бы купили ворованные часы на базаре у барыги?!). Нет? Я бы тоже не купил!

Если бы меня вызвал сам Нурсултан Назарбаев и сказал бы, что хочет меня назначить преемником, я бы предложил ему пойти на ЧЕСТНЫЕ И СПРАВЕДЛИВЫЕ выборы, предложив НАРОДУ быть посредником в такой передаче. Народ и только народ может делегировать полномочия своему президенту и правительству. Только такая передача власти может гарантировать легитимность всех институтов власти и решений, принимаемых такими институтами власти!

Аноним comment: А чем будут заниматься эти 100 000, когда вернутся из-за рубежа, где будут работать? А что будет с коррупцией? Со здравоохранением, школьным образованием, дорогами?

Несчастный ты болашаковец! Думаешь, что если год где-то в американском захолустье учился, теперь можешь стать спасителем страны?! Проблема страны как раз то в том и заключается, что ею управляют такие же люди с нездоровыми амбициями, как ты.

The Rule of Law: Спасибо за ваш комментарий! Вы знаете, я вам отвечу своим предложением, которое не раз публиковал на сайте, и приглашаю вас обсудить эти предложения.
Феномен культа личности или практика скатывания к авторитаризму требует более глубокого анализа и сопряжены с решением целого комплекса вопросов, таких как:

1) приватизация

2) конкурентная политика

3) промышленная политика

4) международная интеграция

5) свобода слова

6) независимая судебная система

7) функционирование демократических институтов

8) функционирование рыночных институтов

Это минимальный перечень вопросов, которые должны решаться в комплексе, то есть ОДНОВРЕМЕННО – в связке с другими смежными вопросами.

Пытаться решить какой-либо вопрос в отрыве от других вопросов, включая вопрос о свободе слова без имущественного права – это значит способствовать укреплению феномена культа личности – феномена, подпитывающего безответственность, социальную апатию и иждивенчество, коррупцию и кадровую чехарду, имитацию бурной деятельности и неэффективное функционирование ветвей власти.

Свобода слова нужна свободным гражданам. Свободными называют тех, чье имущественное право (частная собственность) защищено силой закона. Для того, чтобы защитить частную собственность, нужна независимая судебная система. Для того, чтобы функционировала независимая судебная система, нужна функционирующая система демократических институтов, обеспечивающая свободный выбор граждан представителей всех ветвей власти.

Для того, чтобы сделать конкурентной экономику страны, нужны, прежде всего, эффективно функционирующие и защищенные законом механизмы и институты рыночного регулирования, фондовый рынок, государственная политика по либерализации и приватизации, государственная конкурентная политика, промышленная политика, обеспечивающие справедливую конкуренцию индивидуумов, действующих на рынке исключительно в своих собственных интересах, на основе своего имущественного права, и взаимодействующих с другими индивидуумами или игроками на рынке товаров и услуг, включая государство, исключительно на основе договорно-обязательственного права и никакого иного права.

P.S. Мы можем и должны стать акционерами своего государства.

Ответ анониму: Я полагаю, что мы говорим примерно об одном и том же с той лишь разницей, что вы говорите о преемнике как о свершившемся факте, тогда как я утверждаю, что президент с преемником еще не определился. И для такой неопределенности президента есть серьезные основания. Громкие и твердые заявления единой оппозиционной коалиции и общественности внутри страны и заявления мировых демократических держав о том, что все предыдущие выборы в Казахстане не соответствовали стандартам ОБСЕ, по своей сути на языке международного права означает одно – все предыдущие выборы в Казахстане НЕ были ЛЕГИТИМНЫМИ!

Не могу согласиться с вами, что Запад (США, ЕС) использует двойные стандарты в отношении Казахстана: идет очень тонкая позиционная борьба за влияние на Казахстан и Центральную Азию.

Я имел честь работать несколько лет в одном из западноевропейских посольств и не раз слышал такую фразу от очень высокопоставленных европейских чиновников: «Мы палец о палец не ударим до тех пор, пока у власти в Казахстане находится НН и его команда!». Это не было ультиматумом, это было констатацией или характеристикой правового и инвестиционного климата в нашей стране. И с такой характеристикой сегодня согласятся все те казахстанские бизнесмены, которые хотели бы вести честный и прозрачный бизнес в своей собственной стране.

Я думаю, что сегодня даже чебуречную на базаре вы не откроете без того, чтобы кому-то не отстегивать на постоянной основе или без того, чтобы кого-то иметь за своей спиной в виде надежной крыши. А про долгосрочные инвестиции западных технологических корпораций и компаний с разворачиванием основных технологических фондов на территории Казахстана и открытием научно-исследовательских лабораторий в нынешних условиях правового беспредела и речи быть не может!

Нынешнее полулегальное монопольно-криминальное инвестиционное поле Казахстана, известное на Западе как «Low risk – High gain» позволяет «эффективно работать» на нашем, так называемом отечественном инвестиционном поле, только портфельным инвестициям (финансам), обеспечивающим вывоз наших ресурсов и полезных ископаемых.

Кто в этом виноват – Запад или Казахстан?! Вопрос риторический, во всяком случае, для думающих людей!

The Rule of Law

P.S. Российский или китайский вектор развития я даже не обсуждаю, так как ни тот, ни другой не обеспечивают установления прозрачной правовой системы и рыночных механизмов регулирования. А, следовательно, не могут обеспечить технологической модернизации страны. Более того, эти два направления, призваны гарантировать полулегальный (полулегитимный) статус нынешних властей Казахстана и тем самым не допустить технологического прорыва Казахстана, который мог бы стать новым форпостом Запада в Евроазиатском регионе, как Япония в Юго-Восточной Азии.

Аноним comment: Я уважаю ваше мнение, но не стоит играть в игру под названием легитимность. Рассмотрев историю, можно сказать, что Акаев – самый легитимный президент – был смещен народом, который вышел на площадь и усомнился в его легитимности. А сколько человек вышло и усомнилось?

Хватит, в конце концов, ориентироваться на личность. В любых нормальных обществах, к которым может принадлежать и Казахстан, абсолютно нет разницы, кто лидер и кто возглавляет государство.

Государственные чиновники, включая президента, получают власть из рук народа, который делегирует им полномочия. И доверенность, которую им выписывает народ, можно назвать легитимностью.

Что толку говорить о продвижении демократии, об ОБСЕ, уповать на то, что заграница нам поможет и признает, когда нарушены главные принципы и основы демократического государства.

Есть основополагающие принципы демократии, в которые верили и за которые отдавали свои жизни лучшие представители человечества. И если народ не понимает, что эти принципы надо отстаивать, то надо идти в народ и разъяснять.

The Rule of Law: Мне бы два-три года премьером, чтобы запустить эту матрицу, чтобы сделать процесс реформ необратимым – установить честные правила игры, рыночные механизмы регулирования, демократические институты, независимую судебную систему, акционирование всех предприятий и передачу акций всем гражданам страны, – и вы бы меня на госслужбе никогда больше не увидели!..

Интернет-газета zonakz.net

Дискуссию для печати подготовил

Сырым ДАТОВ

Лапша!

НАЗАРБАЕВ ОБЕЩАЕТ трехкратное увеличение ВВП

«В течение последних 5 лет страна ежегодно демонстрирует 10-процентный рост экономики», – заявил Нурсултан Назарбаев в ходе 18-го заседания Совета иностранных инвесторов. – Высокие темпы роста экономики позволяют нам планировать уже в 2008 году двукратное увеличение ВВП, а к 2015 году – трехкратное увеличение».
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь