Главные уроки декабря
dead 19 Декабря 2007 в 00:47:51
О том, что вынесли власть и общество из событий более чем двадцатилетней давности, размышляют политики и политологи
Галина ДЫРДИНА, 14.12.2007
Двадцать один год уже минул со дня декабрьских выступлений молодежи 86-го года. С тех пор в Казахстане не случалось сколько-нибудь значительных эксцессов на национальной почве, что дает основания руководству страны гордиться самым главным своим достижением – сохранением стабильности. Однако события последних лет в Атырау, Казаткоме, Маловодном, Маятасе свидетельствуют о росте социальной напряженности, которая при накоплении критической массы грозит вылиться в межнациональные конфликты.
Очевидцы акций протеста 86-го года помнят, как быстро занялся тот «пожар». И все мы свидетели того, какими тяжкими были его последствия. Так какой же все-таки урок должен был вынести Казахстан – и власть, и общество – из тех событий более чем двадцатилетней давности? Сегодня об этом по нашей просьбе размышляют политики и политологи.
«Главное – уважать свой народ!»
Досым САТПАЕВ, политолог:
- Первый и главный урок - свой народ надо уважать! Не бояться, не презирать, а именно уважать. И здесь следует вспомнить рассуждения Николо Макиавелли о том, на кого следует опираться лидеру в своих делах - на народ или на свое окружение. По мнению автора «Государя», опираться нужно все-таки на народ, так как врагов в своем окружении можно уничтожить, а народ, настроенный враждебно, – вряд ли.
Во-вторых, декабрьские события 1986 года и конфликты последнего времени, в том же Шаныраке или Казаткоме, имеют разную природу и разный исторический фон. Двадцать один год тому назад был целый набор причин, который заставил выйти молодежь на площадь. Здесь и рост национального самосознания, и участие местных элитных групп, и банальная провокация. Думаю, что до сих пор события тех лет будут оставаться белым пятном в нашей истории, так как слишком много желающих интерпретировать их в свою пользу.
Что касается большинства конфликтов последних лет, то чем больше чиновники говорят о том, что жить стало лучше, жить стало веселее, тем больше в стране разного рода столкновений. При этом основная проблема нашей правящей элиты заключается в том, что она всегда старается быстрее замять все эти неприятные инциденты, даже не пытаясь понять, почему их количество растет с геометрической прогрессией, несмотря на постоянно декларируемую политическую стабильность и повышение уровня жизни. Кстати, это напоминает ситуацию 1986 года, когда также пытались побыстрее замять, забыть и закрыть эту тему. В результате появились Сумгаит, Фергана, Тбилиси, Вильнюс и волна других, более кровавых конфликтов, - по цепной реакции.
Если рассмотреть конфликты этого года, в Маловодном или в том же Маятасе, то причины и мотивы вроде бы разные, а фон одинаковый. В обоих случаях были столкновения представителей разных национальностей, что одними воспринималось как случайность, другими – как закономерность. Но в глаза бросается то, что конфликты вокруг своей собственности или по причине бытовых и криминальных ссор стали чаще приобретать насильственный характер.
Одни видят объяснения в том, что основная масса этих столкновений идет вокруг банального дележа собственности, в которой могли быть замешаны сами власти, чьи действия или бездействие послужили катализатором. Взять хотя бы конфликт кришнаитов с местной властью, скорее всего, так же из-за земли. И коррупция многих наших чиновников уже действительно создает реальные и потенциальные конфликтные ситуации, которые, выходя из-под контроля, обретают разные насильственные формы. Заметьте, что основная часть межнациональных и прочих столкновений на постсоветском пространстве также начиналась из-за претензий по поводу собственности. То воду не поделили, то землю, то место на рынке.
Другие считают, что объяснения скрываются в мифической «третьей» силе, которая подтачивает правящей режим маленькими надрезами в виде локальных конфликтов. Кстати, эта «теория заговора» вполне популярна в определенных политических кругах. Третьи говорят о росте националистических настроений в Казахстане, которые пытаются найти выход через такого рода конфликты.
Странно, что никто еще в Казахстане не дал четкой и объективной картины того, какой процент населения страны чувствует себя «униженным» и «оскорбленным», какой уровень социальной агрессии в республике вообще есть? Никто сейчас также не скажет, где та опасная критическая масса, которая может завтра взорваться, и кто этим реально способен воспользоваться? Этого не знали советские власти в 1986 году, не знают и казахстанские власти в 2007 году…
«Нужна ясность, а не призывы из мульфильмов»
Жармахан ТУЯКБАЙ, председатель Общенациональной социал-демократической партии:
- Природа человека такова, что доброжелательное отношение к соседям, тем, кто живет рядом, всегда было и будет нормальным явлением. Но при этом следует учитывать, что межнациональные отношения – это очень тонкая материя. И любые, скажем так, провоцирующие факторы могут привести к обострению этих отношений.
Разумеется, и декабрьские события, и последующие события, имеющие определенный оттенок межнациональных конфликтов, не являются последствием нетерпимости либо враждебного отношения представителей одной национальности к людям других национальностей. Эти конфликты провоцируют гораздо в большей степени внешние обстоятельства, а не внутренние побуждения. И, как мне кажется, главная причина такого рода выплесков – это социальное неравенство, социальное расслоение, не решаемые властью проблемы, социальные и экономические, рядовых граждан.
Понятно, что обделенность, отчаяние, приводят к озлобленности, а озлобленный человек всегда ищет виновного во всех своих бедах. А наиболее подходящим для этого объектом становится, как правило, представитель той же социальной группы, такой же обделенный и бесправный, но другой национальности, на которого и могут быть направлены гнев, злость, возмущение. Вот так из бытовых, жизненных неурядиц, неуверенности в завтрашнем дне, экономического расслоения рождаются конфликты, которые затем приводят к социальным взрывам. История человечества подтверждает, что межнациональные конфликты обычно возникают в странах, неблагополучных в социальном отношении.
То есть глубинная причина такого рода катаклизмов в том, что власть не уделяет должного внимания социальным, экономическим проблемам основной части населения. Власть, решая социальные проблемы, улучшая жизнь простых людей, создавая рабочие места, условия для того, чтобы люди могли зарабатывать, кормить свои семьи, иметь достойный заработок, снимает социальное напряжение, предотвращает возникновение возможных волнений, в том числе и межнациональной розни.
Мы помним, что и в 1986 году люди не особенно хорошо жили: очереди в магазинах, дефицит самых необходимых товаров, пустые полки в магазинах и т.д. Все это озлобляло людей. А в подобной ситуации достаточно самой малой искры, любой провокации, которая может стать детонатором взрыва. В то время таким детонатором оказались неумелые, неправильные, грубые действия центральной власти, которая не учла, что национальное самосознание людей, живущих в Казахстане, намного выросло. И это привело к тому, что молодежь, люди, не согласные с такой политикой, вышли на улицы. К сожалению, власть не вынесла уроков из тех событий. И потому в стране и сегодня есть условия для социальных и межнациональных конфликтов, которые могут вспыхнуть в любой момент, был бы повод, в чем мы уже не раз убеждались, как это ни печально.
Беда в том, что у государства нет четкой политики в области национальных отношений, хотя проблем очень много. Представители казахской национальности говорят о необходимости развивать казахский язык. Представители русской национальности обеспокоены судьбой русского языка. Это вопросы необходимо решать, но все пущено на самотек – куда кривая вывезет. Такая позиция, когда нет четкой политики в области национальных отношений, когда люди не имеют четкого ответа, чего им ожидать в будущем, и только слышат, мол, давайте, ребята, жить дружно, вряд ли кого-то устроит. Людям нужна ясность, а не призывы из мультфильмов. У казахов есть пословица: «Если человек умер, то надо сказать, что он умер».
Почему нельзя сказать, что государственный язык должен реально стать государственным языком? Почему нет ясности в вопросе статуса русского языка? Ведь если бы люди четко знали, что им все равно придется изучать государственный язык, то они уже сейчас начали бы готовиться к этому! А пока звучат только общие слова, ничего не значащие лозунги, которые вряд ли успокоят людей.
Таким образом, стабильность в нашей стране, спокойная жизнь населения, отсутствие социальной напряженности во многом зависят, во-первых, от социально-экономической составляющей и, во-вторых, от правильной, выверенной политики государства в области межнациональных отношений. Это главный урок декабрьских событий, который до сих пор не усвоен.
«Причина пожара может быть любой»
Гани КАСЫМОВ, председатель Партии патриотов Казахстана, депутат Сената парламента РК:
- Следует заметить, что глава государства почти в каждом своем выступлении подчеркивает, что Казахстан – многонациональная республика. Понятно, что в любой стране, в любом социуме, где сосуществуют представители нескольких наций и народностей, обязательно ведется государственное регулирование межнациональных взаимоотношений. В любой стране, даже самой цивилизованной, бывают случаи межнациональных конфликтов на бытовом уровне. И задача государства – не допускать, чтобы в эти очаги подбрасывались сухие поленья. Мы же знаем, что такие дровишки у многих уже заготовлены, остается только вовремя их подбросить. И в таких случаях должны сработать механизмы государственного регулирования.
В советское время для этого была создана целая научная база, привлечены специалисты по межнациональным отношениям. В этом было большое преимущество советской системы. Ведь под огромной крышей Союза жили представители не одной сотни национальностей. Коммунистическая партия все это держала под контролем. Существовали специальные институты, защищались диссертации по национальному вопросу. Межнациональные отношения рассматривались в различных аспектах, в том числе в политическом, с точки зрения особенностей каждой нации, ее поддержки в плане сохранения самобытности, культуры, истории, то есть национальный вопрос в то время очень серьезно решался. Сейчас мы этот опыт растеряли.
Правда, государство сегодня старается наладить работу в этой сфере. Да и жизнь к этому подталкивает, те самые конфликты, которые возникают время от времени. Государство сегодня располагает достаточными ресурсами для урегулирования национальных отношений. И для того чтобы эти конфликты не доходили до той дикой стадии, когда начинаются убийства, необходимо в первую очередь решить социальные проблемы, осложняющие жизнь представителей всех национальностей. Чем лучше мы будем жить, чем меньше у нас будет проблем, тем лучше мы будем относиться друг к другу.
Кроме того, мы должны учесть опыт последних двадцати лет и наладить государственное регулирование в сфере межнациональных отношений. Ведь причина пожара может быть любой: не тот руководитель назначен, не так в бильярд сыграли, какие-то криминальные деяния были совершены и т.д. Но выливается это в межнациональные конфликты, если государство не уделяет серьезного внимания этой сложной и важной сфере. Надо же работать, воспитывать людей, изучать эти проблемы, упреждать развитие конфликтов. А когда этого нет, конфликты неизбежны.
«Конфликты – это следствие нерешенных проблем»
Булат АБИЛОВ, сопредседатель ДПК «Нагыз Ак жол»:
- Во-первых, я бы хотел сказать, что было бы ошибочным интерпретировать декабрьские события 1986 года как конфликт на чисто националистической почве. Это выступление молодежи было не чем иным, как реальным протестом против диктата центра и тоталитарных методов управления. Более того, отправной точкой нашей независимости можно считать именно декабрь 1986 года, а не 1991-го.
И очень печально, что сегодня власть умышленно замалчивает эти события, не хочет извлекать каких-либо уроков из них потому, что эта трагическая страница в нашей истории идет вразрез с политикой нынешнего режима. Наглядным примером кощунственного отношения к памяти участников декабрьского восстания является строительство на площади торгово-увеселительного центра. Это просто аморально!
Во-вторых, то межнациональное согласие в Казахстане, которое так превозносится официальной пропагандой, главным образом существует благодаря толерантности казахского народа и других этносов, проживающих в нашей стране. Конфликты же в Атырау, Казаткоме и Маловодном - это следствие прежде всего не решенных властью вопросов социального и экономического порядка, да и политического тоже.
Народ остался наедине со своими проблемами, правящая группа защищена от возможных акций протеста армией и ОМОНом, поэтому энергия недовольства выплескивается таким вот образом. Все это показывает, что терпение нашего народа небезгранично. И если власти не будут проводить реальных политических реформ, в том числе для того чтобы канализировать общественное недовольство через легальные формы и институты, то мы станем свидетелями очередных драматических всплесков, подобных упомянутым событиям.
«Уроки на пользу не пошли»
Владимир КОЗЛОВ, председатель Координационного комитета Народной партии «Алга!»:
- Упомянутые вами события говорят о том, что ничего не изменилось, во всяком случае – к лучшему. Политика властей, ведущая к еще большему социальному неравенству, с каждым годом все глубже раскалывает общество по признаку достатка. При этом стремительно увеличивается разница между доходами самых богатых и самых бедных, что совсем не ведет к консолидации общества. Власти Казахстана по-прежнему не стимулируют практическими мерами развитие среднего бизнеса, что могло бы заполнить эту опасную социальную трещину в обществе. Такая ситуация неизбежно приводила к потрясениям в разных странах, и не нужно себя убеждать, что мы в этом смысле уникально устойчивы.
Слабое собственное производство и переработка, критически низкая производительность труда, наполнение государственного бюджета преимущественно за счет поступлений от продажи неперерабатываемых энергоресурсов – и все это в условиях тотальной коррупции государственных чиновников, «уводящих» миллиарды в свои карманы и пополняющих собой, таким образом, число самых богатых людей стран – что еще может ожидать такая власть? Только потрясений, только конфликтов.
А как в этих условиях власти уберечь себя? Нужно уйти от ответственности, «назначив» врагом кого-то другого. Технологии известные: несколько публикаций, выступлений, многозначительные недомолвки, слухи, провокации – и межнациональный конфликт «готов к употреблению». А власть, которая довела людей до этого взрыва, в стороне. Так что никакие «уроки» коррумпированной власти Казахстана не нужны, как не нужна и настоящая дружба народов. Чтобы авторитарно, безгранично, не обращая внимания на законы, властвовать, нужно разделять. Что и происходит.
«Свобода выбора – в обмен на заботу»
Николай КУЗЬМИН, политолог:
- Безусловно, социально-экономические проблемы, когда нет работы, жилья, нормального медицинского обслуживания и т.д., находят свое проявление в каких-то волнениях, но, как мне кажется, причина еще и в том, что происходит «одичание» общества в целом, продолжается архаизация общества.
В начале 90-х эту тенденцию еще можно было как-то обосновать экономическим коллапсом, когда государство перестало выполнять свои функции по социальной и материальной поддержке граждан. А сейчас, когда страна уже почти два десятка лет живет в условиях рыночной экономики, ссылки на экономические сложности уже несостоятельны. Тем не менее по множеству косвенных признаков заметно, что, несмотря на программу «Болашак», на спутниковое телевидение и прочие достижения, в Казахстане идет процесс архаизации общественных отношений и культурно-цивилизационной деградации.
К сожалению, наращивание культурного слоя – дело очень сложное и длительное, зато вернуть человека в первобытное состояние достаточно легко. И, к сожалению, казахстанская политика и казахстанские политики немало сделали для того, чтобы пробуждать в людях наиболее примитивные, почти животные инстинкты. Это было и в 86-м году, как известно.
Вместе с тем казахстанская власть испытывает какой-то трудно объяснимый страх перед какими-либо массовыми акциями, перед народными выступлениями, даже если эти выступления не носят такого деструктивного характера, как это было в 1986 году. То есть участники акций протеста могут вести себя очень ровно, камнями не бросаться, тем не менее даже такие акции крайне нежелательны.
Наши власти не могут спокойно относиться к пикетам пенсионеров, которые были очень распространенным явлениям несколько лет назад, к акциям дольщиков, праворульщиков – людей, настроенных достаточно миролюбиво, далеких от политики и не выдвигающих никаких политических требований, не призывающих к свержению кого-то и т.д. Мы были свидетелями того, как реагировала власть на эти акции. Безусловно, что такая агрессия по отношению к любым выступлениям вызвана только страхом.
Этот страх, как мне представляется, явился причиной той жестокости, с которой были подавлены выступления жителей микрорайонов Алматы – Бакая и Шанырака. И я думаю, что в 86-м году было то же самое. Власть продемонстрировала неумение вести диалог с людьми, а опыт коммунистического правления подсказывал только одно – расстрелять, подавить! Это было не только в Казахстане, но и в других республиках и городах Союза. Вы же помните наверняка и Новочеркасск, и Прибалтику, и Грузию…
Власть этот урок не усвоила. Она так и не научилась налаживать диалог с массами, не научилась прислушиваться к мнению народа. Нам сегодня говорят о том, что случилось в декабре 1986 года, как о неком едва ли не революционном выступлении людей. Но ведь на самом деле никаких свобод «декабристы» не требовали, как не требовали и права выбирать себе лидера. Они были готовы отдать свою свободу лидеру, назначенному сверху, выдвигая единственное условие – чтобы он был родной, свой, казах. То есть свобода выбора – в обмен на заботу.
К слову сказать, такое отношение к власти сохранилось и до сих пор. Людям не нужна свобода. Они по-прежнему готовы променять ее на заботу власти. А власть, в свою очередь, эксплуатирует эту тему из года в год, повышая размер пенсии, увеличивая зарплату бюджетникам. И происходит тот же самый бартер: мы вам – заботу, в обмен на вашу свободу. И, к сожалению, большую часть людей такой бартер вполне устраивает. Итоги выборов их, в принципе, не волнуют. Выборы у нас – это процедура, затеянная властью в интересах самой же власти. А мы в ней – всего лишь статисты. И когда народ отказывается исполнять эту роль, власть ставит его на место. Это было в 86-м, это происходит и сегодня...
Газета "Республика"
Галина ДЫРДИНА, 14.12.2007
Двадцать один год уже минул со дня декабрьских выступлений молодежи 86-го года. С тех пор в Казахстане не случалось сколько-нибудь значительных эксцессов на национальной почве, что дает основания руководству страны гордиться самым главным своим достижением – сохранением стабильности. Однако события последних лет в Атырау, Казаткоме, Маловодном, Маятасе свидетельствуют о росте социальной напряженности, которая при накоплении критической массы грозит вылиться в межнациональные конфликты.
Очевидцы акций протеста 86-го года помнят, как быстро занялся тот «пожар». И все мы свидетели того, какими тяжкими были его последствия. Так какой же все-таки урок должен был вынести Казахстан – и власть, и общество – из тех событий более чем двадцатилетней давности? Сегодня об этом по нашей просьбе размышляют политики и политологи.
«Главное – уважать свой народ!»
Досым САТПАЕВ, политолог:
- Первый и главный урок - свой народ надо уважать! Не бояться, не презирать, а именно уважать. И здесь следует вспомнить рассуждения Николо Макиавелли о том, на кого следует опираться лидеру в своих делах - на народ или на свое окружение. По мнению автора «Государя», опираться нужно все-таки на народ, так как врагов в своем окружении можно уничтожить, а народ, настроенный враждебно, – вряд ли.
Во-вторых, декабрьские события 1986 года и конфликты последнего времени, в том же Шаныраке или Казаткоме, имеют разную природу и разный исторический фон. Двадцать один год тому назад был целый набор причин, который заставил выйти молодежь на площадь. Здесь и рост национального самосознания, и участие местных элитных групп, и банальная провокация. Думаю, что до сих пор события тех лет будут оставаться белым пятном в нашей истории, так как слишком много желающих интерпретировать их в свою пользу.
Что касается большинства конфликтов последних лет, то чем больше чиновники говорят о том, что жить стало лучше, жить стало веселее, тем больше в стране разного рода столкновений. При этом основная проблема нашей правящей элиты заключается в том, что она всегда старается быстрее замять все эти неприятные инциденты, даже не пытаясь понять, почему их количество растет с геометрической прогрессией, несмотря на постоянно декларируемую политическую стабильность и повышение уровня жизни. Кстати, это напоминает ситуацию 1986 года, когда также пытались побыстрее замять, забыть и закрыть эту тему. В результате появились Сумгаит, Фергана, Тбилиси, Вильнюс и волна других, более кровавых конфликтов, - по цепной реакции.
Если рассмотреть конфликты этого года, в Маловодном или в том же Маятасе, то причины и мотивы вроде бы разные, а фон одинаковый. В обоих случаях были столкновения представителей разных национальностей, что одними воспринималось как случайность, другими – как закономерность. Но в глаза бросается то, что конфликты вокруг своей собственности или по причине бытовых и криминальных ссор стали чаще приобретать насильственный характер.
Одни видят объяснения в том, что основная масса этих столкновений идет вокруг банального дележа собственности, в которой могли быть замешаны сами власти, чьи действия или бездействие послужили катализатором. Взять хотя бы конфликт кришнаитов с местной властью, скорее всего, так же из-за земли. И коррупция многих наших чиновников уже действительно создает реальные и потенциальные конфликтные ситуации, которые, выходя из-под контроля, обретают разные насильственные формы. Заметьте, что основная часть межнациональных и прочих столкновений на постсоветском пространстве также начиналась из-за претензий по поводу собственности. То воду не поделили, то землю, то место на рынке.
Другие считают, что объяснения скрываются в мифической «третьей» силе, которая подтачивает правящей режим маленькими надрезами в виде локальных конфликтов. Кстати, эта «теория заговора» вполне популярна в определенных политических кругах. Третьи говорят о росте националистических настроений в Казахстане, которые пытаются найти выход через такого рода конфликты.
Странно, что никто еще в Казахстане не дал четкой и объективной картины того, какой процент населения страны чувствует себя «униженным» и «оскорбленным», какой уровень социальной агрессии в республике вообще есть? Никто сейчас также не скажет, где та опасная критическая масса, которая может завтра взорваться, и кто этим реально способен воспользоваться? Этого не знали советские власти в 1986 году, не знают и казахстанские власти в 2007 году…
«Нужна ясность, а не призывы из мульфильмов»
Жармахан ТУЯКБАЙ, председатель Общенациональной социал-демократической партии:
- Природа человека такова, что доброжелательное отношение к соседям, тем, кто живет рядом, всегда было и будет нормальным явлением. Но при этом следует учитывать, что межнациональные отношения – это очень тонкая материя. И любые, скажем так, провоцирующие факторы могут привести к обострению этих отношений.
Разумеется, и декабрьские события, и последующие события, имеющие определенный оттенок межнациональных конфликтов, не являются последствием нетерпимости либо враждебного отношения представителей одной национальности к людям других национальностей. Эти конфликты провоцируют гораздо в большей степени внешние обстоятельства, а не внутренние побуждения. И, как мне кажется, главная причина такого рода выплесков – это социальное неравенство, социальное расслоение, не решаемые властью проблемы, социальные и экономические, рядовых граждан.
Понятно, что обделенность, отчаяние, приводят к озлобленности, а озлобленный человек всегда ищет виновного во всех своих бедах. А наиболее подходящим для этого объектом становится, как правило, представитель той же социальной группы, такой же обделенный и бесправный, но другой национальности, на которого и могут быть направлены гнев, злость, возмущение. Вот так из бытовых, жизненных неурядиц, неуверенности в завтрашнем дне, экономического расслоения рождаются конфликты, которые затем приводят к социальным взрывам. История человечества подтверждает, что межнациональные конфликты обычно возникают в странах, неблагополучных в социальном отношении.
То есть глубинная причина такого рода катаклизмов в том, что власть не уделяет должного внимания социальным, экономическим проблемам основной части населения. Власть, решая социальные проблемы, улучшая жизнь простых людей, создавая рабочие места, условия для того, чтобы люди могли зарабатывать, кормить свои семьи, иметь достойный заработок, снимает социальное напряжение, предотвращает возникновение возможных волнений, в том числе и межнациональной розни.
Мы помним, что и в 1986 году люди не особенно хорошо жили: очереди в магазинах, дефицит самых необходимых товаров, пустые полки в магазинах и т.д. Все это озлобляло людей. А в подобной ситуации достаточно самой малой искры, любой провокации, которая может стать детонатором взрыва. В то время таким детонатором оказались неумелые, неправильные, грубые действия центральной власти, которая не учла, что национальное самосознание людей, живущих в Казахстане, намного выросло. И это привело к тому, что молодежь, люди, не согласные с такой политикой, вышли на улицы. К сожалению, власть не вынесла уроков из тех событий. И потому в стране и сегодня есть условия для социальных и межнациональных конфликтов, которые могут вспыхнуть в любой момент, был бы повод, в чем мы уже не раз убеждались, как это ни печально.
Беда в том, что у государства нет четкой политики в области национальных отношений, хотя проблем очень много. Представители казахской национальности говорят о необходимости развивать казахский язык. Представители русской национальности обеспокоены судьбой русского языка. Это вопросы необходимо решать, но все пущено на самотек – куда кривая вывезет. Такая позиция, когда нет четкой политики в области национальных отношений, когда люди не имеют четкого ответа, чего им ожидать в будущем, и только слышат, мол, давайте, ребята, жить дружно, вряд ли кого-то устроит. Людям нужна ясность, а не призывы из мультфильмов. У казахов есть пословица: «Если человек умер, то надо сказать, что он умер».
Почему нельзя сказать, что государственный язык должен реально стать государственным языком? Почему нет ясности в вопросе статуса русского языка? Ведь если бы люди четко знали, что им все равно придется изучать государственный язык, то они уже сейчас начали бы готовиться к этому! А пока звучат только общие слова, ничего не значащие лозунги, которые вряд ли успокоят людей.
Таким образом, стабильность в нашей стране, спокойная жизнь населения, отсутствие социальной напряженности во многом зависят, во-первых, от социально-экономической составляющей и, во-вторых, от правильной, выверенной политики государства в области межнациональных отношений. Это главный урок декабрьских событий, который до сих пор не усвоен.
«Причина пожара может быть любой»
Гани КАСЫМОВ, председатель Партии патриотов Казахстана, депутат Сената парламента РК:
- Следует заметить, что глава государства почти в каждом своем выступлении подчеркивает, что Казахстан – многонациональная республика. Понятно, что в любой стране, в любом социуме, где сосуществуют представители нескольких наций и народностей, обязательно ведется государственное регулирование межнациональных взаимоотношений. В любой стране, даже самой цивилизованной, бывают случаи межнациональных конфликтов на бытовом уровне. И задача государства – не допускать, чтобы в эти очаги подбрасывались сухие поленья. Мы же знаем, что такие дровишки у многих уже заготовлены, остается только вовремя их подбросить. И в таких случаях должны сработать механизмы государственного регулирования.
В советское время для этого была создана целая научная база, привлечены специалисты по межнациональным отношениям. В этом было большое преимущество советской системы. Ведь под огромной крышей Союза жили представители не одной сотни национальностей. Коммунистическая партия все это держала под контролем. Существовали специальные институты, защищались диссертации по национальному вопросу. Межнациональные отношения рассматривались в различных аспектах, в том числе в политическом, с точки зрения особенностей каждой нации, ее поддержки в плане сохранения самобытности, культуры, истории, то есть национальный вопрос в то время очень серьезно решался. Сейчас мы этот опыт растеряли.
Правда, государство сегодня старается наладить работу в этой сфере. Да и жизнь к этому подталкивает, те самые конфликты, которые возникают время от времени. Государство сегодня располагает достаточными ресурсами для урегулирования национальных отношений. И для того чтобы эти конфликты не доходили до той дикой стадии, когда начинаются убийства, необходимо в первую очередь решить социальные проблемы, осложняющие жизнь представителей всех национальностей. Чем лучше мы будем жить, чем меньше у нас будет проблем, тем лучше мы будем относиться друг к другу.
Кроме того, мы должны учесть опыт последних двадцати лет и наладить государственное регулирование в сфере межнациональных отношений. Ведь причина пожара может быть любой: не тот руководитель назначен, не так в бильярд сыграли, какие-то криминальные деяния были совершены и т.д. Но выливается это в межнациональные конфликты, если государство не уделяет серьезного внимания этой сложной и важной сфере. Надо же работать, воспитывать людей, изучать эти проблемы, упреждать развитие конфликтов. А когда этого нет, конфликты неизбежны.
«Конфликты – это следствие нерешенных проблем»
Булат АБИЛОВ, сопредседатель ДПК «Нагыз Ак жол»:
- Во-первых, я бы хотел сказать, что было бы ошибочным интерпретировать декабрьские события 1986 года как конфликт на чисто националистической почве. Это выступление молодежи было не чем иным, как реальным протестом против диктата центра и тоталитарных методов управления. Более того, отправной точкой нашей независимости можно считать именно декабрь 1986 года, а не 1991-го.
И очень печально, что сегодня власть умышленно замалчивает эти события, не хочет извлекать каких-либо уроков из них потому, что эта трагическая страница в нашей истории идет вразрез с политикой нынешнего режима. Наглядным примером кощунственного отношения к памяти участников декабрьского восстания является строительство на площади торгово-увеселительного центра. Это просто аморально!
Во-вторых, то межнациональное согласие в Казахстане, которое так превозносится официальной пропагандой, главным образом существует благодаря толерантности казахского народа и других этносов, проживающих в нашей стране. Конфликты же в Атырау, Казаткоме и Маловодном - это следствие прежде всего не решенных властью вопросов социального и экономического порядка, да и политического тоже.
Народ остался наедине со своими проблемами, правящая группа защищена от возможных акций протеста армией и ОМОНом, поэтому энергия недовольства выплескивается таким вот образом. Все это показывает, что терпение нашего народа небезгранично. И если власти не будут проводить реальных политических реформ, в том числе для того чтобы канализировать общественное недовольство через легальные формы и институты, то мы станем свидетелями очередных драматических всплесков, подобных упомянутым событиям.
«Уроки на пользу не пошли»
Владимир КОЗЛОВ, председатель Координационного комитета Народной партии «Алга!»:
- Упомянутые вами события говорят о том, что ничего не изменилось, во всяком случае – к лучшему. Политика властей, ведущая к еще большему социальному неравенству, с каждым годом все глубже раскалывает общество по признаку достатка. При этом стремительно увеличивается разница между доходами самых богатых и самых бедных, что совсем не ведет к консолидации общества. Власти Казахстана по-прежнему не стимулируют практическими мерами развитие среднего бизнеса, что могло бы заполнить эту опасную социальную трещину в обществе. Такая ситуация неизбежно приводила к потрясениям в разных странах, и не нужно себя убеждать, что мы в этом смысле уникально устойчивы.
Слабое собственное производство и переработка, критически низкая производительность труда, наполнение государственного бюджета преимущественно за счет поступлений от продажи неперерабатываемых энергоресурсов – и все это в условиях тотальной коррупции государственных чиновников, «уводящих» миллиарды в свои карманы и пополняющих собой, таким образом, число самых богатых людей стран – что еще может ожидать такая власть? Только потрясений, только конфликтов.
А как в этих условиях власти уберечь себя? Нужно уйти от ответственности, «назначив» врагом кого-то другого. Технологии известные: несколько публикаций, выступлений, многозначительные недомолвки, слухи, провокации – и межнациональный конфликт «готов к употреблению». А власть, которая довела людей до этого взрыва, в стороне. Так что никакие «уроки» коррумпированной власти Казахстана не нужны, как не нужна и настоящая дружба народов. Чтобы авторитарно, безгранично, не обращая внимания на законы, властвовать, нужно разделять. Что и происходит.
«Свобода выбора – в обмен на заботу»
Николай КУЗЬМИН, политолог:
- Безусловно, социально-экономические проблемы, когда нет работы, жилья, нормального медицинского обслуживания и т.д., находят свое проявление в каких-то волнениях, но, как мне кажется, причина еще и в том, что происходит «одичание» общества в целом, продолжается архаизация общества.
В начале 90-х эту тенденцию еще можно было как-то обосновать экономическим коллапсом, когда государство перестало выполнять свои функции по социальной и материальной поддержке граждан. А сейчас, когда страна уже почти два десятка лет живет в условиях рыночной экономики, ссылки на экономические сложности уже несостоятельны. Тем не менее по множеству косвенных признаков заметно, что, несмотря на программу «Болашак», на спутниковое телевидение и прочие достижения, в Казахстане идет процесс архаизации общественных отношений и культурно-цивилизационной деградации.
К сожалению, наращивание культурного слоя – дело очень сложное и длительное, зато вернуть человека в первобытное состояние достаточно легко. И, к сожалению, казахстанская политика и казахстанские политики немало сделали для того, чтобы пробуждать в людях наиболее примитивные, почти животные инстинкты. Это было и в 86-м году, как известно.
Вместе с тем казахстанская власть испытывает какой-то трудно объяснимый страх перед какими-либо массовыми акциями, перед народными выступлениями, даже если эти выступления не носят такого деструктивного характера, как это было в 1986 году. То есть участники акций протеста могут вести себя очень ровно, камнями не бросаться, тем не менее даже такие акции крайне нежелательны.
Наши власти не могут спокойно относиться к пикетам пенсионеров, которые были очень распространенным явлениям несколько лет назад, к акциям дольщиков, праворульщиков – людей, настроенных достаточно миролюбиво, далеких от политики и не выдвигающих никаких политических требований, не призывающих к свержению кого-то и т.д. Мы были свидетелями того, как реагировала власть на эти акции. Безусловно, что такая агрессия по отношению к любым выступлениям вызвана только страхом.
Этот страх, как мне представляется, явился причиной той жестокости, с которой были подавлены выступления жителей микрорайонов Алматы – Бакая и Шанырака. И я думаю, что в 86-м году было то же самое. Власть продемонстрировала неумение вести диалог с людьми, а опыт коммунистического правления подсказывал только одно – расстрелять, подавить! Это было не только в Казахстане, но и в других республиках и городах Союза. Вы же помните наверняка и Новочеркасск, и Прибалтику, и Грузию…
Власть этот урок не усвоила. Она так и не научилась налаживать диалог с массами, не научилась прислушиваться к мнению народа. Нам сегодня говорят о том, что случилось в декабре 1986 года, как о неком едва ли не революционном выступлении людей. Но ведь на самом деле никаких свобод «декабристы» не требовали, как не требовали и права выбирать себе лидера. Они были готовы отдать свою свободу лидеру, назначенному сверху, выдвигая единственное условие – чтобы он был родной, свой, казах. То есть свобода выбора – в обмен на заботу.
К слову сказать, такое отношение к власти сохранилось и до сих пор. Людям не нужна свобода. Они по-прежнему готовы променять ее на заботу власти. А власть, в свою очередь, эксплуатирует эту тему из года в год, повышая размер пенсии, увеличивая зарплату бюджетникам. И происходит тот же самый бартер: мы вам – заботу, в обмен на вашу свободу. И, к сожалению, большую часть людей такой бартер вполне устраивает. Итоги выборов их, в принципе, не волнуют. Выборы у нас – это процедура, затеянная властью в интересах самой же власти. А мы в ней – всего лишь статисты. И когда народ отказывается исполнять эту роль, власть ставит его на место. Это было в 86-м, это происходит и сегодня...
Газета "Республика"
|