Медицина юга поднимается с колен
dead 29 Ноября 2007 в 16:20:15
Чтобы обеспечить необходимой техникой и оборудованием медучреждения ЮКО, необходимо около 20 млрд тенге
В настоящее время во многих больницах и поликлиниках области стоит оборудование, которое впору сдавать даже не на свалку, а в музей – в отдел раритетов. Так, в одном из туберкулезных санаториев имеется рентген-аппарат, который был приобретен еще в середине 60-х прошлого века. И несмотря на то, что запчастей на такие аппараты уже давно не выпускают, он до сих пор работает. А куда деваться – других-то нет!
– Вопрос обеспечения медицинской техникой в Южном Казахстане стоит довольно-таки остро. И это касается не только села – вопрос стоит по всей системе здравоохранения. Если сказать, что была великолепно обеспечена, к примеру, больница скорой медицинской помощи или областная детская больница, то это было бы, скажем так, лукавство. Мы делали расчеты согласно нормам потребности в оборудовании на сегодняшний день, и цифра составила порядка 20 млрд тенге. Это только на технику. Приведу пример. В области практически отсутствует современное рентгенологическое оборудование. Новых аппаратов в ЮКО от силы 3–4, тогда как необходимо около 75–100 аппаратов. Сейчас основной парк рентген-аппаратов состоит из тех, которые были закуплены в 70-х годах прошлого века. Рентгеновские трубки – а это важнейшая деталь машины – сейчас уже не выпускаются. Если взять новый, аналоговый рентген-аппарат с цифровой приставкой, то он обойдется в 25–30 млн тенге. А если приобретать хороший цифровой аппарат, скажем «Сименс», то он обойдется в 50–60 млн тенге. Вот и считайте, какова потребность только на рентгеноскопическую технику. А помимо этого есть серьезная потребность в наркозно-дыхательной аппаратуре, ультразвуковой технике, реанимационном оснащении и многом другом.
Как сообщил глава департамента здравоохранения, на сессии областного маслихата одобрена региональная программа реформирования и развития здравоохранения Южно-Казахстанской области на 2008–2010 годы. Согласно этой программе, в 2008–2010 годах на оснащение медицинских организаций оборудованием должно быть выделено более 20 млрд тенге. Согласно программным мероприятиям, 20 процентов этих средств будет направлено на обеспечение учреждений ПМСП, 68 – учреждениям, оказывающим стационарную помощь, и 12 процентов – для оснащения службы детства и родовспоможения. В каждой медицинской организации планируется разработать план мероприятий по эффективному использованию имеющихся материально-технических ресурсов. А всего, согласно программе, на три года необходимо около 170 млрд тенге. На эти средства планируется довести количество медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь в составе ПМСП, до 787. В их числе будут 32 поликлиники, 36 центров ПМСП, 119 врачебных амбулаторий и 558 медицинских пунктов. Кроме того, в населенных пунктах, где проживают или обслуживаются более пяти тысяч человек, будет создано 50 центров ПМСП. 38 из них будут организованы уже в 2007 году. Далее, к 2010 году планируется оснащение 190 медицинских организаций 27 аппаратами рентген-диагностики, 27 аппаратами флюорографии, 15 УЗИ-аппаратами. Для оснащения вновь открываемых центров ПМСП дополнительно будут приобретены 50 аппаратов рентген-диагностики, 50 аппаратов флюорографии и 50 УЗИ-аппаратов, а также лабораторное и эндоскопическое оборудование.
Пока же оснащенность медицинским оборудованием реанимационных отделений родовспоможения и детских учреждений составляет 40–50 процентов, особенно низкий процент оснащенности медицинским оборудованием в сельской местности – в среднем 41,8 процента. Наиболее низок этот показатель в сельских врачебных амбулаториях – 43,3 процента, в сельских участковых больницах – 41,3, в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах – 30,6.
– В этом году мы получили из республиканского бюджета 2,2 млрд тенге и из областного около 450 млн тенге. На эти средства было закуплено порядка 1100 единиц оборудования. Из местного бюджета мы сделали упор на оснащение областной больницы. Мы максимально оснастили реанимацию, операционные и лаборатории. Оборудование, приобретенное на республиканские средства, частью ушло по районам, а часть – на детство и родовспоможение. К примеру, в роддоме Туркестана, открытом в начале этого года, который мы очень хорошо оснастили оборудованием, мы смогли открыть второй этап выхаживания новорожденных, хотя это и не было предусмотрено вначале. Как правило, дети должны находиться в роддоме три дня. После этого они либо выписываются домой, либо направляются на второй этап выхаживания в специализированное отделение. Однако в Туркестане, где принимают около семи тысяч родов в год, второго этапа не было – к сожалению, городская детская больница очень слабая в плане оснащения.
На сегодняшний день на уровне районов организованы районные медицинские объединения (РМО), в которые объединены все организации здравоохранения районов, за исключением специализированных диспансеров и больниц (противотуберкулезные и др.). Сфера деятельности РМО охватывает функции управления и контроля в сфере здравоохранения района, формирование бюджета в разрезе медицинских организаций, мониторинг и оценку состояния здоровья населения района, координацию деятельности и обеспечение преемственности в работе медицинских организаций, обеспечение межсекторального сотрудничества. Кроме того, согласно разработанной программе реформирования и развития здравоохранения Южно-Казахстанской области в 2008–2010 годах, запланировано завершение строительства трех районных больниц (г. Жетысай, с. Абай и с. Темирлан), четырех туберкулезных диспансеров (г. Туркестан, г. Арысь, Отырарском, Сайрамском районах), а также строительство 351 медицинского пункта и 326 врачебных амбулаторий за счет средств областного бюджета, капитальный ремонт в 185 организациях.
Конечно, цифры впечатляют, но если учесть, что практически все объекты здравоохранения области имеют износ 80 процентов, а четверть медицинских организаций размещена в приспособленных и аварийных зданиях, то речь идет о создании необходимой нормы медицинского обеспечения. На вопрос, не получится ли при строительстве объектов такого же скандала, какой сейчас разгорается вокруг строящегося Центра крови, В. Дудник ответил:
– Я думаю, что информация, которая появилась в одной из газет республики, в принципе, в какой-то мере надуманна. Потому что фирма, которая выиграла на сегодняшний день тендер, предложила оборудование и технологии более предпочтительные. Заключение экспертов мы ждем завтра-послезавтра, и думаю, сможем представить его СМИ. Но дело в том, что на первый взгляд оборудование там более усиленное, и то, что пишут в статье, в принципе не соответствует действительности. Во-первых, инженерно-отделочные работы будут идти за счет одной из европейских фирм и вестись будут ее специалистами. Потому что необходимо не просто построить здание – нужно соблюсти ряд требований, которые предъявляются к подобным сооружениям. То есть лаборатории и все другие помещения будут соответствовать всем европейским стандартам. Теперь что касается технологии и оборудования. По имеющимся у нас данным, у предприятия, выигравшего тендер, оно более усиленно. Это специальные транспортные средства, оснащенные всем необходимым для забора крови на выезде. Далее – системы по инактивации вирусов. На сегодняшний день таких систем по Казахстану нет. В предложении фирмы, которая пишет сейчас претензии, этого ничего не было. И разговоры о том, что мы получим плохой Центр крови, не соответствуют действительности. А что касается денежных вопросов, то, я думаю, на это будет дан ответ акимата. В общем, от статьи у меня сложилось впечатление, что это эмоции фирмы, не выигравшей тендер, замешанные на политике.
В завершение встречи глава департамента здравоохранения сказал:
– Потребность в улучшении здравоохранения видна однозначно, потому что население здесь большое, а что беспокоит население – так это хорошее здравоохранение и хорошее образование. Если государство сможет это все обеспечить, то юг будет стабильным. А если мы решим социальные проблемы юга, то и Казахстан будет стабильным.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
В настоящее время во многих больницах и поликлиниках области стоит оборудование, которое впору сдавать даже не на свалку, а в музей – в отдел раритетов. Так, в одном из туберкулезных санаториев имеется рентген-аппарат, который был приобретен еще в середине 60-х прошлого века. И несмотря на то, что запчастей на такие аппараты уже давно не выпускают, он до сих пор работает. А куда деваться – других-то нет!
– Вопрос обеспечения медицинской техникой в Южном Казахстане стоит довольно-таки остро. И это касается не только села – вопрос стоит по всей системе здравоохранения. Если сказать, что была великолепно обеспечена, к примеру, больница скорой медицинской помощи или областная детская больница, то это было бы, скажем так, лукавство. Мы делали расчеты согласно нормам потребности в оборудовании на сегодняшний день, и цифра составила порядка 20 млрд тенге. Это только на технику. Приведу пример. В области практически отсутствует современное рентгенологическое оборудование. Новых аппаратов в ЮКО от силы 3–4, тогда как необходимо около 75–100 аппаратов. Сейчас основной парк рентген-аппаратов состоит из тех, которые были закуплены в 70-х годах прошлого века. Рентгеновские трубки – а это важнейшая деталь машины – сейчас уже не выпускаются. Если взять новый, аналоговый рентген-аппарат с цифровой приставкой, то он обойдется в 25–30 млн тенге. А если приобретать хороший цифровой аппарат, скажем «Сименс», то он обойдется в 50–60 млн тенге. Вот и считайте, какова потребность только на рентгеноскопическую технику. А помимо этого есть серьезная потребность в наркозно-дыхательной аппаратуре, ультразвуковой технике, реанимационном оснащении и многом другом.
Как сообщил глава департамента здравоохранения, на сессии областного маслихата одобрена региональная программа реформирования и развития здравоохранения Южно-Казахстанской области на 2008–2010 годы. Согласно этой программе, в 2008–2010 годах на оснащение медицинских организаций оборудованием должно быть выделено более 20 млрд тенге. Согласно программным мероприятиям, 20 процентов этих средств будет направлено на обеспечение учреждений ПМСП, 68 – учреждениям, оказывающим стационарную помощь, и 12 процентов – для оснащения службы детства и родовспоможения. В каждой медицинской организации планируется разработать план мероприятий по эффективному использованию имеющихся материально-технических ресурсов. А всего, согласно программе, на три года необходимо около 170 млрд тенге. На эти средства планируется довести количество медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь в составе ПМСП, до 787. В их числе будут 32 поликлиники, 36 центров ПМСП, 119 врачебных амбулаторий и 558 медицинских пунктов. Кроме того, в населенных пунктах, где проживают или обслуживаются более пяти тысяч человек, будет создано 50 центров ПМСП. 38 из них будут организованы уже в 2007 году. Далее, к 2010 году планируется оснащение 190 медицинских организаций 27 аппаратами рентген-диагностики, 27 аппаратами флюорографии, 15 УЗИ-аппаратами. Для оснащения вновь открываемых центров ПМСП дополнительно будут приобретены 50 аппаратов рентген-диагностики, 50 аппаратов флюорографии и 50 УЗИ-аппаратов, а также лабораторное и эндоскопическое оборудование.
Пока же оснащенность медицинским оборудованием реанимационных отделений родовспоможения и детских учреждений составляет 40–50 процентов, особенно низкий процент оснащенности медицинским оборудованием в сельской местности – в среднем 41,8 процента. Наиболее низок этот показатель в сельских врачебных амбулаториях – 43,3 процента, в сельских участковых больницах – 41,3, в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах – 30,6.
– В этом году мы получили из республиканского бюджета 2,2 млрд тенге и из областного около 450 млн тенге. На эти средства было закуплено порядка 1100 единиц оборудования. Из местного бюджета мы сделали упор на оснащение областной больницы. Мы максимально оснастили реанимацию, операционные и лаборатории. Оборудование, приобретенное на республиканские средства, частью ушло по районам, а часть – на детство и родовспоможение. К примеру, в роддоме Туркестана, открытом в начале этого года, который мы очень хорошо оснастили оборудованием, мы смогли открыть второй этап выхаживания новорожденных, хотя это и не было предусмотрено вначале. Как правило, дети должны находиться в роддоме три дня. После этого они либо выписываются домой, либо направляются на второй этап выхаживания в специализированное отделение. Однако в Туркестане, где принимают около семи тысяч родов в год, второго этапа не было – к сожалению, городская детская больница очень слабая в плане оснащения.
На сегодняшний день на уровне районов организованы районные медицинские объединения (РМО), в которые объединены все организации здравоохранения районов, за исключением специализированных диспансеров и больниц (противотуберкулезные и др.). Сфера деятельности РМО охватывает функции управления и контроля в сфере здравоохранения района, формирование бюджета в разрезе медицинских организаций, мониторинг и оценку состояния здоровья населения района, координацию деятельности и обеспечение преемственности в работе медицинских организаций, обеспечение межсекторального сотрудничества. Кроме того, согласно разработанной программе реформирования и развития здравоохранения Южно-Казахстанской области в 2008–2010 годах, запланировано завершение строительства трех районных больниц (г. Жетысай, с. Абай и с. Темирлан), четырех туберкулезных диспансеров (г. Туркестан, г. Арысь, Отырарском, Сайрамском районах), а также строительство 351 медицинского пункта и 326 врачебных амбулаторий за счет средств областного бюджета, капитальный ремонт в 185 организациях.
Конечно, цифры впечатляют, но если учесть, что практически все объекты здравоохранения области имеют износ 80 процентов, а четверть медицинских организаций размещена в приспособленных и аварийных зданиях, то речь идет о создании необходимой нормы медицинского обеспечения. На вопрос, не получится ли при строительстве объектов такого же скандала, какой сейчас разгорается вокруг строящегося Центра крови, В. Дудник ответил:
– Я думаю, что информация, которая появилась в одной из газет республики, в принципе, в какой-то мере надуманна. Потому что фирма, которая выиграла на сегодняшний день тендер, предложила оборудование и технологии более предпочтительные. Заключение экспертов мы ждем завтра-послезавтра, и думаю, сможем представить его СМИ. Но дело в том, что на первый взгляд оборудование там более усиленное, и то, что пишут в статье, в принципе не соответствует действительности. Во-первых, инженерно-отделочные работы будут идти за счет одной из европейских фирм и вестись будут ее специалистами. Потому что необходимо не просто построить здание – нужно соблюсти ряд требований, которые предъявляются к подобным сооружениям. То есть лаборатории и все другие помещения будут соответствовать всем европейским стандартам. Теперь что касается технологии и оборудования. По имеющимся у нас данным, у предприятия, выигравшего тендер, оно более усиленно. Это специальные транспортные средства, оснащенные всем необходимым для забора крови на выезде. Далее – системы по инактивации вирусов. На сегодняшний день таких систем по Казахстану нет. В предложении фирмы, которая пишет сейчас претензии, этого ничего не было. И разговоры о том, что мы получим плохой Центр крови, не соответствуют действительности. А что касается денежных вопросов, то, я думаю, на это будет дан ответ акимата. В общем, от статьи у меня сложилось впечатление, что это эмоции фирмы, не выигравшей тендер, замешанные на политике.
В завершение встречи глава департамента здравоохранения сказал:
– Потребность в улучшении здравоохранения видна однозначно, потому что население здесь большое, а что беспокоит население – так это хорошее здравоохранение и хорошее образование. Если государство сможет это все обеспечить, то юг будет стабильным. А если мы решим социальные проблемы юга, то и Казахстан будет стабильным.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
|