Авиакомпания Bek Air спорит за право летать без сертификата IOSA
Гость 05 Января 2016 в 17:54:59
На сегодняшний день внутренние регулярные рейсы в Казахстане выполняют шесть авиакомпаний: Air Astana, SCAT, Qazaq Air, Bek Air, "Жетису" и "Жезказган Эйр". Из них аудит IOSA прошли Air Astana (впервые – в 2007 г., повторно — в 2009, 2011, 2013 и 2015 г.) и SCAT (впервые — осенью 2015 г.).
Из сообщения, распространенного 31 декабря пресс-службой Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (МИР РК; в его структуру входит Комитет гражданской авиации, который осуществляет регулятивные, реализационные и контрольные функции, а также участвует в выполнении стратегических функций МИР РК в области воздушного транспорта), следует, что на получившую в августе 2015 г. сертификат эксплуатанта новую авиакомпанию Qazaq Air требование о наличии сертификата IOSA не распространяется в течение двух лет.
"Комитет гражданской авиации неоднократно направлял письма в авиакомпании о необходимости получения сертификата IOSA до конца 2015 г. и предоставления соответствующей информации о статусе его получения. Однако на сегодняшний день авиакомпании Bek Air, "Жезказган Эйр" и "Жетису" не имеют сертификата IOSA. Данными авиакомпаниями работы по прохождению аудита IOSA не проводятся", – отметили в МИР РК.
В ведомстве напомнили, что требование о наличии у авиакомпаний сертификата IOSA было введено еще в 2013 г., а главная цель нововведения — повышение уровня безопасности полетов (в качестве примера напомним, что в страны Евросоюза Еврокомиссия разрешила летать только Air Astana). Позже в законодательство внесли изменения, передвинувшие обязательное наличие сертификата IOSA на 1 января 2016 г.
На начало 2015 г. авиакомпании, не прошедшие аудит IOSA выполняли еженедельно около сотни регулярных рейсов. В декабре прошлого года Bek Air, "Жезказган Эйр" и "Жетису" выполняли регулярные полеты по 21 внутреннему маршруту (Bek Air — 19 маршрутов, "Жезказган Эйр" и "Жетису" — по одному маршруту), на которых осуществляли рейсы другие казахстанские перевозчики. "Таким образом, в случае приостановления полетов Bek Air, "Жезказган Эйр" и "Жетису" регулярные рейсы данных авиакомпаний будут выполняться другими авиакомпаниями", – заключили в пресс-службе МИР РК.
По данным аэропортов Астаны и Алма-Аты на 3–4 января, рейсы авиакомпаний Bek Air (в парке самолеты Fokker 100) и "Жетису" (Як-40) по-прежнему выполнялись без ограничений, о временной приостановке своего единственного регулярного рейса по маршруту из Жезказгана в Караганду авиакомпания "Жезказган Эйр" (Як-40) сообщила в декабре.
1–4 января в Казахстане официальные выходные. Если республиканский Комитет гражданской авиации будет следовать букве закона, то не имеющей сертификат IOSA авиакомпании Bek Air придется серьезно пересмотреть свою деятельность.
30 декабря, 2 и 3 января Bek Air на своем сайте опубликовал три информационных бюллетеня, в которых обратил внимание на противоречие требования Комитета гражданской авиации о наличии сертификата IOSA ряду законов, а также Конституции страны. Кроме того, в декабре прошлого года перевозчик обратился в Генпрокуратуру Казахстана и экономический cуд Астаны с заявлениями о признании незаконными и отмене действий правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок (утверждены в марте 2015 г.).
В авиакомпании напомнили, что в ноябре прошлого года Bek Air получила от Комитета гражданской авиации сертификат эксплуатанта ВС и соответствующие эксплуатационные спецификации к нему, которые дают право осуществлять регулярные рейсы до 24 ноября 2017 г.
"В этой связи авиакомпания Bek Air информирует, что на законных основаниях будет и далее выполнять рейсы согласно заявленному расписанию вплоть до 24 ноября 2017 г. За время, имеющееся до 24 ноября 2017 г., авиакомпания Bek Air будет добиваться отмены вышеуказанных противозаконных правил допуска авиакомпаний к регулярным внутренним коммерческим воздушным перевозкам в судебном порядке", – подчеркивается в одном из информационных бюллетеней казахстанского перевозчика.
По данным самой авиакомпании, в 2015 г. на внутренних линиях она перевезла более 750 тыс. пасс. и заняла по этому показателю второе место среди казахстанских перевозчиков. Доля авиакомпании на рынке авиаперевозок Казахстана выросла с 0,82% в 2011 г. до почти 25% по итогам 2015 г. По мнению Bek Air, такой рост объемов перевозок "напугал других участников рынка, включая и новичка — авиакомпанию Qazaq Air, которой Комитет гражданской авиации создал все условия для работы".
Отметим, что, по данным пресс-службы МИР РК, Air Astana, SCAT и Qazaq Air поддерживают требование о необходимости наличия с 1 января 2016 г. сертификата аудита IOSA. Из последней статистической отчетности Комитета гражданской авиации Казахстана следует, что в январе–сентябре 2015 г. авиакомпании этой страны перевезли 4,5 млн пасс. Объем перевозок по итогам 2014 г. составил 5,5 млн пасс.
www.ato.ru
КГА пригласит "Бек Эйр" к обсуждению вопроса о сертификате IOSA
Председатель правления авиакомпании "Бек Эйр" Нурлан Жумасултанов отметил, что его компания предлагает самые низкие цены для полетов внутри Казахстана. А прохождение аудита, по его словам, будет стоить немалых денег, именно поэтому у "Бек Эйр" нет сертификата IOSA.
"Почему чиновники перекладывают свои обязанности на нас, еще и за наш счет? Сертификация IOSA обойдется в крупную сумму, это немыслимо, - считает он. - Но мы продолжим выполнять регулярные рейсы".
В КГА считают, что, возможно, "Бек Эйр" опасается того, что компания аудит не пройдет. В комитете отмечают, что Жумасултанов, говоря о миллионах долларов, преувеличивает сумму, которая потребуется авиакомпании для прохождения аудита. В КГА привели в пример компанию SCAT и отметили, что сертификация обходится примерно в 60 тысяч долларов. При этом председатель КГА Бекен Сейдахметов подчеркнул, что вопрос о приостановлении деятельности авиакомпании не стоит.
"Бек Эйр" не проходит аудит. Наверное, это связано с опаской, что компания аудит не пройдет. Не вижу других причин. (...) Сертификат не стоит больших денег, как говорит Жумасултанов. Он стоит в районе 60 тысяч долларов, SCAT и "Эйр Астана" проходили же... Даже если это 100 тысяч долларов, это стоимость одного рейса. Конечно, нам с руководством "Бек Эйр" нужно сесть за один стол и все обсудить, мы их обязательно пригласим", - сказал Сейдахметов.
Также в КГА рассказали, что из шести авиакомпаний, выполняющих внутренние регулярные рейсы, сертификат IOSA имеют "Эйр Астана" и SCAT. "Эйр Астана" прошла 4 аудита IOSA, авиакомпания SCAT получила сертификат в ноябре 2015 года. Согласно правилам, у вновь созданной авиакомпании Qazaq Air имеется 2 года льготного периода для IOSA, подготовительные работы к которому начаты в текущем году, проинформировали в КГА.
"Необходимо отметить, что КГА неоднократно направлял письма в авиакомпании о необходимости получения сертификата IOSA до конца 2015 года и предоставления соответствующей информации о статусе его получения. Однако на сегодняшний день авиакомпании "Бек Эйр", "Жезказган Эйр" и "Жетісу" не имеют сертификата IOSA. Данными авиакомпаниями работы по прохождению аудита не проводятся. По состоянию на декабрь 2015 года данные авиакомпании выполняют регулярные рейсы по 20 внутренним маршрутам ("Бек Эйр" - 19 маршрутов, "Жетісу" - 1 маршрут), на которых осуществляют рейсы другие казахстанские авиакомпании. Таким образом, в случае приостановления полетов данных авиакомпаний, регулярные рейсы будут выполняться другими авиакомпаниями", - отметили в комитете.
Между тем, в социальных сетях разгорелось бурное обсуждение этой темы. Известный в стране общественный деятель, бывший мажилисмен Мурат Абенов открыто поддержал авиакомпанию-лоукостер "Бек Эйр". По его мнению, сертификат IOSA - не гарантия безопасности. Абенов приложил статистику авиакатастроф, которые происходили с самолетами компаний, которые имели этот сертификат. По его данным, взятым из открытых источников, всего с 1999 по 2015 год произошло 78 авиакатастроф, 57 процентов из которых с самолетами компаний, которые прошли аудит. Некоторые пользователи Facebook считают, что таким образом "Бек Эйр" хотят выжить с рынка.
"С приходом данной авиакомпании на рынок внутренних пассажирских авиаперевозок цены сильно упали и стали доступны обычным казахстанцам, но некоторым конкурентам это не понравилось, так как они стали терять сверхприбыль и делают все возможное, чтобы убрать "Бек Эйр" c рынка. Если это все-таки произойдет, то цены опять вырастут и летать станет гораздо дороже! Лично меня, как потребителя, это не устраивает. Предлагаю вам всем на своей странице запустить флешмоб: Я поддерживаю "Бек Эйр", чтобы контролирующие госорганы знали, что казахстанцы за честную конкуренцию и низкие цены в период кризиса", - написал Эрик Тенизбаев.
Напомним, казахстанские авиакомпании обязаны проходить аудит IOSA с 1 января 2016 года для выполнения регулярных рейсов. Все это время аудит авиакомпании проходили добровольно, теперь же ситуация изменилась - эта процедура стала обязательной для всех. В 2013 году Комитет гражданской авиации Казахстана оповещал все авиакомпании о том, что прохождение аудита IOSA станет обязательным с 2015 года, однако затем эту норму отложили на год.
http://tengrinews.kz/
Из сообщения, распространенного 31 декабря пресс-службой Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (МИР РК; в его структуру входит Комитет гражданской авиации, который осуществляет регулятивные, реализационные и контрольные функции, а также участвует в выполнении стратегических функций МИР РК в области воздушного транспорта), следует, что на получившую в августе 2015 г. сертификат эксплуатанта новую авиакомпанию Qazaq Air требование о наличии сертификата IOSA не распространяется в течение двух лет.
"Комитет гражданской авиации неоднократно направлял письма в авиакомпании о необходимости получения сертификата IOSA до конца 2015 г. и предоставления соответствующей информации о статусе его получения. Однако на сегодняшний день авиакомпании Bek Air, "Жезказган Эйр" и "Жетису" не имеют сертификата IOSA. Данными авиакомпаниями работы по прохождению аудита IOSA не проводятся", – отметили в МИР РК.
В ведомстве напомнили, что требование о наличии у авиакомпаний сертификата IOSA было введено еще в 2013 г., а главная цель нововведения — повышение уровня безопасности полетов (в качестве примера напомним, что в страны Евросоюза Еврокомиссия разрешила летать только Air Astana). Позже в законодательство внесли изменения, передвинувшие обязательное наличие сертификата IOSA на 1 января 2016 г.
На начало 2015 г. авиакомпании, не прошедшие аудит IOSA выполняли еженедельно около сотни регулярных рейсов. В декабре прошлого года Bek Air, "Жезказган Эйр" и "Жетису" выполняли регулярные полеты по 21 внутреннему маршруту (Bek Air — 19 маршрутов, "Жезказган Эйр" и "Жетису" — по одному маршруту), на которых осуществляли рейсы другие казахстанские перевозчики. "Таким образом, в случае приостановления полетов Bek Air, "Жезказган Эйр" и "Жетису" регулярные рейсы данных авиакомпаний будут выполняться другими авиакомпаниями", – заключили в пресс-службе МИР РК.
По данным аэропортов Астаны и Алма-Аты на 3–4 января, рейсы авиакомпаний Bek Air (в парке самолеты Fokker 100) и "Жетису" (Як-40) по-прежнему выполнялись без ограничений, о временной приостановке своего единственного регулярного рейса по маршруту из Жезказгана в Караганду авиакомпания "Жезказган Эйр" (Як-40) сообщила в декабре.
1–4 января в Казахстане официальные выходные. Если республиканский Комитет гражданской авиации будет следовать букве закона, то не имеющей сертификат IOSA авиакомпании Bek Air придется серьезно пересмотреть свою деятельность.
30 декабря, 2 и 3 января Bek Air на своем сайте опубликовал три информационных бюллетеня, в которых обратил внимание на противоречие требования Комитета гражданской авиации о наличии сертификата IOSA ряду законов, а также Конституции страны. Кроме того, в декабре прошлого года перевозчик обратился в Генпрокуратуру Казахстана и экономический cуд Астаны с заявлениями о признании незаконными и отмене действий правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок (утверждены в марте 2015 г.).
В авиакомпании напомнили, что в ноябре прошлого года Bek Air получила от Комитета гражданской авиации сертификат эксплуатанта ВС и соответствующие эксплуатационные спецификации к нему, которые дают право осуществлять регулярные рейсы до 24 ноября 2017 г.
"В этой связи авиакомпания Bek Air информирует, что на законных основаниях будет и далее выполнять рейсы согласно заявленному расписанию вплоть до 24 ноября 2017 г. За время, имеющееся до 24 ноября 2017 г., авиакомпания Bek Air будет добиваться отмены вышеуказанных противозаконных правил допуска авиакомпаний к регулярным внутренним коммерческим воздушным перевозкам в судебном порядке", – подчеркивается в одном из информационных бюллетеней казахстанского перевозчика.
По данным самой авиакомпании, в 2015 г. на внутренних линиях она перевезла более 750 тыс. пасс. и заняла по этому показателю второе место среди казахстанских перевозчиков. Доля авиакомпании на рынке авиаперевозок Казахстана выросла с 0,82% в 2011 г. до почти 25% по итогам 2015 г. По мнению Bek Air, такой рост объемов перевозок "напугал других участников рынка, включая и новичка — авиакомпанию Qazaq Air, которой Комитет гражданской авиации создал все условия для работы".
Отметим, что, по данным пресс-службы МИР РК, Air Astana, SCAT и Qazaq Air поддерживают требование о необходимости наличия с 1 января 2016 г. сертификата аудита IOSA. Из последней статистической отчетности Комитета гражданской авиации Казахстана следует, что в январе–сентябре 2015 г. авиакомпании этой страны перевезли 4,5 млн пасс. Объем перевозок по итогам 2014 г. составил 5,5 млн пасс.
www.ato.ru
КГА пригласит "Бек Эйр" к обсуждению вопроса о сертификате IOSA
Председатель правления авиакомпании "Бек Эйр" Нурлан Жумасултанов отметил, что его компания предлагает самые низкие цены для полетов внутри Казахстана. А прохождение аудита, по его словам, будет стоить немалых денег, именно поэтому у "Бек Эйр" нет сертификата IOSA.
"Почему чиновники перекладывают свои обязанности на нас, еще и за наш счет? Сертификация IOSA обойдется в крупную сумму, это немыслимо, - считает он. - Но мы продолжим выполнять регулярные рейсы".
В КГА считают, что, возможно, "Бек Эйр" опасается того, что компания аудит не пройдет. В комитете отмечают, что Жумасултанов, говоря о миллионах долларов, преувеличивает сумму, которая потребуется авиакомпании для прохождения аудита. В КГА привели в пример компанию SCAT и отметили, что сертификация обходится примерно в 60 тысяч долларов. При этом председатель КГА Бекен Сейдахметов подчеркнул, что вопрос о приостановлении деятельности авиакомпании не стоит.
"Бек Эйр" не проходит аудит. Наверное, это связано с опаской, что компания аудит не пройдет. Не вижу других причин. (...) Сертификат не стоит больших денег, как говорит Жумасултанов. Он стоит в районе 60 тысяч долларов, SCAT и "Эйр Астана" проходили же... Даже если это 100 тысяч долларов, это стоимость одного рейса. Конечно, нам с руководством "Бек Эйр" нужно сесть за один стол и все обсудить, мы их обязательно пригласим", - сказал Сейдахметов.
Также в КГА рассказали, что из шести авиакомпаний, выполняющих внутренние регулярные рейсы, сертификат IOSA имеют "Эйр Астана" и SCAT. "Эйр Астана" прошла 4 аудита IOSA, авиакомпания SCAT получила сертификат в ноябре 2015 года. Согласно правилам, у вновь созданной авиакомпании Qazaq Air имеется 2 года льготного периода для IOSA, подготовительные работы к которому начаты в текущем году, проинформировали в КГА.
"Необходимо отметить, что КГА неоднократно направлял письма в авиакомпании о необходимости получения сертификата IOSA до конца 2015 года и предоставления соответствующей информации о статусе его получения. Однако на сегодняшний день авиакомпании "Бек Эйр", "Жезказган Эйр" и "Жетісу" не имеют сертификата IOSA. Данными авиакомпаниями работы по прохождению аудита не проводятся. По состоянию на декабрь 2015 года данные авиакомпании выполняют регулярные рейсы по 20 внутренним маршрутам ("Бек Эйр" - 19 маршрутов, "Жетісу" - 1 маршрут), на которых осуществляют рейсы другие казахстанские авиакомпании. Таким образом, в случае приостановления полетов данных авиакомпаний, регулярные рейсы будут выполняться другими авиакомпаниями", - отметили в комитете.
Между тем, в социальных сетях разгорелось бурное обсуждение этой темы. Известный в стране общественный деятель, бывший мажилисмен Мурат Абенов открыто поддержал авиакомпанию-лоукостер "Бек Эйр". По его мнению, сертификат IOSA - не гарантия безопасности. Абенов приложил статистику авиакатастроф, которые происходили с самолетами компаний, которые имели этот сертификат. По его данным, взятым из открытых источников, всего с 1999 по 2015 год произошло 78 авиакатастроф, 57 процентов из которых с самолетами компаний, которые прошли аудит. Некоторые пользователи Facebook считают, что таким образом "Бек Эйр" хотят выжить с рынка.
"С приходом данной авиакомпании на рынок внутренних пассажирских авиаперевозок цены сильно упали и стали доступны обычным казахстанцам, но некоторым конкурентам это не понравилось, так как они стали терять сверхприбыль и делают все возможное, чтобы убрать "Бек Эйр" c рынка. Если это все-таки произойдет, то цены опять вырастут и летать станет гораздо дороже! Лично меня, как потребителя, это не устраивает. Предлагаю вам всем на своей странице запустить флешмоб: Я поддерживаю "Бек Эйр", чтобы контролирующие госорганы знали, что казахстанцы за честную конкуренцию и низкие цены в период кризиса", - написал Эрик Тенизбаев.
Напомним, казахстанские авиакомпании обязаны проходить аудит IOSA с 1 января 2016 года для выполнения регулярных рейсов. Все это время аудит авиакомпании проходили добровольно, теперь же ситуация изменилась - эта процедура стала обязательной для всех. В 2013 году Комитет гражданской авиации Казахстана оповещал все авиакомпании о том, что прохождение аудита IOSA станет обязательным с 2015 года, однако затем эту норму отложили на год.
http://tengrinews.kz/
|