На основании оценки банковских и страновых рисков (BICRA) Казахстан переведен из группы 8 в группу 9
admin 30 Июля 2009 в 11:39:03
Растущие экономические риски и структурные недостатки оказывают негативное влияние на экономику Казахстана и его банковский сектор.
Меры по рекапитализации и резервированию, а также усиление банковского регулирования и надзора, равно как и некоторые изменения в принципах ведения банковского бизнеса, явно недостаточны для преодоления системного кризиса.
По нашим оценкам, уровень проблемных ссуд, в том числе реструктурированных, составляет по меньшей мере 30-35% совокупной ссудной задолженности в банковской системе и в ближайшие 12 месяцев может приблизиться к верхней границе диапазона нашей долгосрочной оценки валовых проблемных активов, которая составляет 35-50%.
Мы изменяем оценку страновых рисков банковской системы (так называемую оценку BICRA) Республики Казахстан и переводим ее из группы 8 в группу 9.
* * *
Сегодня Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s изменила оценку страновых рисков банковской системы (так называемую оценку BICRA) Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB-/Стабильный/A-3) и на этом основании перевела страну из группы 8 в группу 9.
Оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, мы делим банковские системы с точки зрения их подверженности страновым рискам на 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, а самые слабые - в группу 10. Помимо Казахстана, к группе 9 относятся Беларусь, Азербайджан и Грузия.
"Пересмотр оценки BICRA отражает фундаментальный, "хронический" (а не временный и чисто циклический) характер ухудшения показателей банковской системы, а также недостаточность применяемых мер по рекапитализации банков, - отметила кредитный аналитик Standard & Poor"s Екатерина Трофимова. - Эти негативные факторы стали очевидными на фоне мирового финансового кризиса начиная с августа 2007 г., а также недостатков системы регулирования и надзора".
Вышеуказанные проблемы еще более обнажились после недавнего дефолта двух системообразующих банков Казахстана. Кризис стал следствием структурных аномалий, связанных со стремительным ростом казахстанских банков в последнее десятилетие, их сильной зависимостью от иностранного финансирования, высокими рисками концентрации, недостатками риск-менеджмента, значительной долларизацией кредитов и клиентских вкладов и недостаточной эффективностью мер надзорного реагирования.
Оценка BICRA учитывается при определении кредитных рейтингов всех казахстанских банков. Вместе с тем ее изменение не обязательно повлечет за собой рейтинговые изменения по казахстанским банкам, но может стать одной из причин пересмотра оценки кредитоспособности в каждой конкретной ситуации.
Быстрое сокращение активности банковского сектора имеет существенные последствия для экономики и самих банков. Мы предвидим дальнейшее ухудшение показателей экономической эффективности, ликвидности и кредитоспособности казахстанских банков.
"По нашим прогнозам, процесс восстановления банковского сектора этой страны будет долгим и болезненным - тем более, что потребуется дальнейшее сокращение долговой нагрузки как банков, так и корпораций и физических лиц, - подчеркнула г-жа Трофимова. - Возможности рефинансирования долговых обязательств и стабилизации депозитной базы будут ограничены, по крайней мере, в оставшиеся месяцы 2009 г. и в 2010 г.".
До последнего времени средства клиентов (особенно депозиты организаций, связанных с государством) отличались небольшой волатильностью, но, если их объем резко сократится, у банков возникнут очень серьезные проблемы с ликвидностью. Крупные выплаты по внешним заимствованиям и недостаточно развитая система государственного рефинансирования ограничивают возможности банков по преодолению проблем, связанных с возможным оттоком депозитов. Показатели прибыли ухудшаются из-за увеличения отчислений в резервы и постоянного роста проблемных ссуд, а также повышения расходов на привлечение средств и сокращения объемов бизнеса. Негативный эффект этих факторов лишь отчасти компенсируется мерами по повышению эффективности и сокращению издержек.
"По нашим прогнозам, уровень проблемных ссуд, в том числе реструктурированных, составляет по меньшей мере 30-35% совокупной ссудной задолженности в банковской системе и будет продолжать расти ввиду значительного объема кредитования в секторе недвижимости, ныне переживающем резкий спад, а также недавней девальвации национальной валюты и снижения экономической активности, - пояснила г-жа Трофимова. - Уровень проблемных ссуд в ближайшие 12 месяцев может приблизиться к верхней границе диапазона нашей долгосрочной оценки валовых проблемных активов (ВПА), которая составляет 35-50% (в процентах от валового объема кредитования частного сектора)".
Подробнее о методологии BICRA можно прочитать в статье "Оценки страновых рисков банковских систем государств мира: подведение годовых итогов" (S&P"s Banking Industry Country Risk Assessments: Global Annual Roundup), опубликованной 9 августа 2007 г. в RatingsDirect (www.ratingsdirect.com). Потенциальный уровень ВПА в сопоставимом с Казахстаном диапазоне 35-50% имеют такие страны, как Таиланд, Китай, Индонезия, Россия, Румыния и Украина.
"Доверие общественности и инвесторов к банковской системе Казахстана, а также к качеству регулирования и надзора в последние месяцы понизилось", - отметила г-жа Трофимова.
Вслед за национализацией проблемного АО "БТА Банк" (D/-/D, крупнейший банк Казахстана по размеру активов) и серьезными проблемами, возникшими у другого системообразующего банка АО "Альянс Банк" (D/-/D), регулирующие органы выступили с заявлением о продолжающихся на протяжении ряда лет мошеннических действиях и манипуляциях с отчетностью в данных банках. Весной 2009 г. оба эти банка, а также еще один банк, входящий в число 20 крупнейших кредитных организаций Казахстана, - АО "Астана Финанс" (рейтинга нет) - не исполнили своих обязательств по иностранным заимствованиям. Не исключено, что в ближайшие месяцы в Казахстане увеличится количество банков, допустивших дефолт или вынужденных реструктурировать свои долговые обязательства. Что касается трех указанных проблемных банков, то в настоящее время они работают над реструктуризацией своих обязательств. На долю трех этих банков приходится более 35% активов казахстанской банковской системы.
"Эти ситуации, безусловно, свидетельствуют о недостатках системы банковского регулирования и надзора, которая, несмотря на проведенную работу по ее совершенствованию, "не успевала" за ростом банковского сектора и внешних заимствований, а также рисков, связанных с повышением долговой нагрузки", - пояснила г-жа Трофимова.
Несмотря на то, что мы относим Казахстан к группе стран, "готовых оказать поддержку", - с точки зрения государственной политики по отношению к системообразующим частным банкам в стрессовой ситуации, дефолт БТА и Альянс Банка достаточно ясно, на наш взгляд, показывает, что государственная помощь может быть ограничена. По нашему мнению, опасения спровоцировать неаккуратное ведение бизнеса из-за ожиданий неограниченной государственной поддержки, а также стратегические приоритеты защиты финансовых резервов страны ограничили готовность Правительства Казахстана поддерживать банки. Мы отмечаем, что правительство предоставило финансирование и поддержку капиталом ведущим банкам страны (со 2-го полугодия 2008 г. - более 7 млрд долл.), однако эти меры оказались недостаточными для предотвращения дефолта БТА и "Альянс Банка".
"При всех трудностях, ожидающих казахстанскую банковскую систему в ближайшей перспективе, мы продолжаем считать долгосрочные экономические перспективы Казахстана благоприятными, учитывая динамичное развитие сырьевого сектора, относительно высокий баланс государственного бюджета и тенденцию повышения благосостояния населения, - заявила г-жа Трофимова. - Однако ожидаемая положительная динамика макроэкономических показателей может принести казахстанским банкам устойчивые реальные выгоды лишь при условии значительного укрепления внутренного рынка ресурсов и сбаласированности роста банков с учетом его потенциала, совершенствования банковской бизнес-модели, нормативно-правовой базы, риск-менеджмента и процедур кредитования".
Это также способствовало бы улучшению позиции Казахстана с точки зрения оценки BICRA, хотя для изменения оценки требуется как минимум значительное снижение остроты проблем на финансовых рынках. Дальнейшее ухудшение оценки BICRA может быть обусловлено существенным ухудшением долгосрочных перспектив развития казахстанской экономики; в этом случае возрастет и вероятность понижения наших рейтингов отдельных казахстанских банков.
Париж (Standard & Poor"s), 29 июля 2009 г.
Меры по рекапитализации и резервированию, а также усиление банковского регулирования и надзора, равно как и некоторые изменения в принципах ведения банковского бизнеса, явно недостаточны для преодоления системного кризиса.
По нашим оценкам, уровень проблемных ссуд, в том числе реструктурированных, составляет по меньшей мере 30-35% совокупной ссудной задолженности в банковской системе и в ближайшие 12 месяцев может приблизиться к верхней границе диапазона нашей долгосрочной оценки валовых проблемных активов, которая составляет 35-50%.
Мы изменяем оценку страновых рисков банковской системы (так называемую оценку BICRA) Республики Казахстан и переводим ее из группы 8 в группу 9.
* * *
Сегодня Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s изменила оценку страновых рисков банковской системы (так называемую оценку BICRA) Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BBB-/Стабильный/A-3) и на этом основании перевела страну из группы 8 в группу 9.
Оценка BICRA отражает сильные и слабые стороны банковской системы данной страны в сравнении с банковскими системами других государств. Используя градацию BICRA, мы делим банковские системы с точки зрения их подверженности страновым рискам на 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, а самые слабые - в группу 10. Помимо Казахстана, к группе 9 относятся Беларусь, Азербайджан и Грузия.
"Пересмотр оценки BICRA отражает фундаментальный, "хронический" (а не временный и чисто циклический) характер ухудшения показателей банковской системы, а также недостаточность применяемых мер по рекапитализации банков, - отметила кредитный аналитик Standard & Poor"s Екатерина Трофимова. - Эти негативные факторы стали очевидными на фоне мирового финансового кризиса начиная с августа 2007 г., а также недостатков системы регулирования и надзора".
Вышеуказанные проблемы еще более обнажились после недавнего дефолта двух системообразующих банков Казахстана. Кризис стал следствием структурных аномалий, связанных со стремительным ростом казахстанских банков в последнее десятилетие, их сильной зависимостью от иностранного финансирования, высокими рисками концентрации, недостатками риск-менеджмента, значительной долларизацией кредитов и клиентских вкладов и недостаточной эффективностью мер надзорного реагирования.
Оценка BICRA учитывается при определении кредитных рейтингов всех казахстанских банков. Вместе с тем ее изменение не обязательно повлечет за собой рейтинговые изменения по казахстанским банкам, но может стать одной из причин пересмотра оценки кредитоспособности в каждой конкретной ситуации.
Быстрое сокращение активности банковского сектора имеет существенные последствия для экономики и самих банков. Мы предвидим дальнейшее ухудшение показателей экономической эффективности, ликвидности и кредитоспособности казахстанских банков.
"По нашим прогнозам, процесс восстановления банковского сектора этой страны будет долгим и болезненным - тем более, что потребуется дальнейшее сокращение долговой нагрузки как банков, так и корпораций и физических лиц, - подчеркнула г-жа Трофимова. - Возможности рефинансирования долговых обязательств и стабилизации депозитной базы будут ограничены, по крайней мере, в оставшиеся месяцы 2009 г. и в 2010 г.".
До последнего времени средства клиентов (особенно депозиты организаций, связанных с государством) отличались небольшой волатильностью, но, если их объем резко сократится, у банков возникнут очень серьезные проблемы с ликвидностью. Крупные выплаты по внешним заимствованиям и недостаточно развитая система государственного рефинансирования ограничивают возможности банков по преодолению проблем, связанных с возможным оттоком депозитов. Показатели прибыли ухудшаются из-за увеличения отчислений в резервы и постоянного роста проблемных ссуд, а также повышения расходов на привлечение средств и сокращения объемов бизнеса. Негативный эффект этих факторов лишь отчасти компенсируется мерами по повышению эффективности и сокращению издержек.
"По нашим прогнозам, уровень проблемных ссуд, в том числе реструктурированных, составляет по меньшей мере 30-35% совокупной ссудной задолженности в банковской системе и будет продолжать расти ввиду значительного объема кредитования в секторе недвижимости, ныне переживающем резкий спад, а также недавней девальвации национальной валюты и снижения экономической активности, - пояснила г-жа Трофимова. - Уровень проблемных ссуд в ближайшие 12 месяцев может приблизиться к верхней границе диапазона нашей долгосрочной оценки валовых проблемных активов (ВПА), которая составляет 35-50% (в процентах от валового объема кредитования частного сектора)".
Подробнее о методологии BICRA можно прочитать в статье "Оценки страновых рисков банковских систем государств мира: подведение годовых итогов" (S&P"s Banking Industry Country Risk Assessments: Global Annual Roundup), опубликованной 9 августа 2007 г. в RatingsDirect (www.ratingsdirect.com). Потенциальный уровень ВПА в сопоставимом с Казахстаном диапазоне 35-50% имеют такие страны, как Таиланд, Китай, Индонезия, Россия, Румыния и Украина.
"Доверие общественности и инвесторов к банковской системе Казахстана, а также к качеству регулирования и надзора в последние месяцы понизилось", - отметила г-жа Трофимова.
Вслед за национализацией проблемного АО "БТА Банк" (D/-/D, крупнейший банк Казахстана по размеру активов) и серьезными проблемами, возникшими у другого системообразующего банка АО "Альянс Банк" (D/-/D), регулирующие органы выступили с заявлением о продолжающихся на протяжении ряда лет мошеннических действиях и манипуляциях с отчетностью в данных банках. Весной 2009 г. оба эти банка, а также еще один банк, входящий в число 20 крупнейших кредитных организаций Казахстана, - АО "Астана Финанс" (рейтинга нет) - не исполнили своих обязательств по иностранным заимствованиям. Не исключено, что в ближайшие месяцы в Казахстане увеличится количество банков, допустивших дефолт или вынужденных реструктурировать свои долговые обязательства. Что касается трех указанных проблемных банков, то в настоящее время они работают над реструктуризацией своих обязательств. На долю трех этих банков приходится более 35% активов казахстанской банковской системы.
"Эти ситуации, безусловно, свидетельствуют о недостатках системы банковского регулирования и надзора, которая, несмотря на проведенную работу по ее совершенствованию, "не успевала" за ростом банковского сектора и внешних заимствований, а также рисков, связанных с повышением долговой нагрузки", - пояснила г-жа Трофимова.
Несмотря на то, что мы относим Казахстан к группе стран, "готовых оказать поддержку", - с точки зрения государственной политики по отношению к системообразующим частным банкам в стрессовой ситуации, дефолт БТА и Альянс Банка достаточно ясно, на наш взгляд, показывает, что государственная помощь может быть ограничена. По нашему мнению, опасения спровоцировать неаккуратное ведение бизнеса из-за ожиданий неограниченной государственной поддержки, а также стратегические приоритеты защиты финансовых резервов страны ограничили готовность Правительства Казахстана поддерживать банки. Мы отмечаем, что правительство предоставило финансирование и поддержку капиталом ведущим банкам страны (со 2-го полугодия 2008 г. - более 7 млрд долл.), однако эти меры оказались недостаточными для предотвращения дефолта БТА и "Альянс Банка".
"При всех трудностях, ожидающих казахстанскую банковскую систему в ближайшей перспективе, мы продолжаем считать долгосрочные экономические перспективы Казахстана благоприятными, учитывая динамичное развитие сырьевого сектора, относительно высокий баланс государственного бюджета и тенденцию повышения благосостояния населения, - заявила г-жа Трофимова. - Однако ожидаемая положительная динамика макроэкономических показателей может принести казахстанским банкам устойчивые реальные выгоды лишь при условии значительного укрепления внутренного рынка ресурсов и сбаласированности роста банков с учетом его потенциала, совершенствования банковской бизнес-модели, нормативно-правовой базы, риск-менеджмента и процедур кредитования".
Это также способствовало бы улучшению позиции Казахстана с точки зрения оценки BICRA, хотя для изменения оценки требуется как минимум значительное снижение остроты проблем на финансовых рынках. Дальнейшее ухудшение оценки BICRA может быть обусловлено существенным ухудшением долгосрочных перспектив развития казахстанской экономики; в этом случае возрастет и вероятность понижения наших рейтингов отдельных казахстанских банков.
Париж (Standard & Poor"s), 29 июля 2009 г.
|