ДЕПУТАТ без штрафа и упрёка, или Как строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения
GoodZone 30 Апреля 2014 в 09:08:19
С сегодняшнего дня, 30 апреля, вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым в разы увеличиваются штрафы за нарушение ПДД. Все шишки от избирателей-автомобилистов - а их в стране около трех миллионов! - достались парламентариям, одобрившим столь непопулярные меры. Мы решили выяснить, уверены ли наши законотворцы в том, что размер штрафов действительно имеет значение и может повлиять на ситуацию на дорогах.
Рядовым автомобилистам новость о повышении штрафов пришлась явно не по вкусу. Всю предыдущую неделю все кому не лень склоняли народных избранников и твердили о том, что нововведения приведут лишь к росту размера мзды, которую берут за “развод” на месте полицейские.
- Штрафы за нарушение ПДД значительно увеличивали в 2008 году, но, как мы видим, с тех пор ситуация особо не улучшилась - в ДТП гибнет все больше и больше людей, - констатирует председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ, мнение которого разделяют многие водители. - Я вас уверяю: не произойдет этого и сейчас. Ситуация может измениться лишь тогда, когда каждый нарушитель будет знать, что его обязательно накажут по закону и он не сможет “развести”. Кто не платил 9 тысяч тенге, не станет отдавать и 18 тысяч. Он так же, как и раньше, отделается энной суммой на лапу полицейскому. Так что, голосуя за повышение штрафов, наши депутаты в очередной раз пытаются бороться не с причиной, а со следствием. Словом, с “гласом народа” все понятно.
А что по этому поводу думают сами его избранники?
- Я думаю, что увеличение штрафов приведет к улучшению ситуации на дорогах. Это взаимосвязанные вещи, - считает Мухтар ТИНИКЕЕВ, депутат от партии “Нур Отан”. - Вы вспомните, как еще несколько лет назад водители повально не пристегивались ремнем безопасности. Сейчас этого явления нет именно из-за существенных штрафов. Все хотят жить, как в Европе, но никто не хочет поступать как европейцы. Любишь свою страну - уважай тех людей, которые тебя окружают: не кидай мусор, не плюйся, не щелкай семечки и адекватно веди себя на дороге. А чтобы повышение штрафов не привело к росту коррупции, нужно строже наказывать полицейских. Для этого есть специальные структуры - служба внутренней безопасности, например, которая должна разбираться с вопросами такого рода. И самим гражданам нужно быть активнее: сообщать куда следует о тех полицейских, которые берут мзду.
Вторит коллеге мажилисвумен от партии “Ак жол” Меруэрт КАЗБЕКОВА:
- Любое повышение штрафов дисциплинирует. Человек не будет каждый раз надеяться на то, что можно “развести” с полицейскими. Да и не все станут это делать. Показатели смертности на дорогах в нашей стране достигли критического уровня, надо исправлять эту ситуацию. Никто не заставляет людей расставаться с деньгами просто так: не нарушай - и не будешь платить!
Вы говорите о соотношении размеров заработных плат и величины штрафов, которые начинают действовать. Но, мне кажется, тот, кто мало получает, должен лишний раз задуматься, стоит ли нарушать.
Я сама водитель с 20-летним стажем, езжу очень внимательно и нарушаю крайне редко. И хочу сказать остальным: живите по правилам, и тогда не придется платить.
Однако не все парламентарии настроены столь решительно и категорично в борьбе с нарушителями ПДД.
- На мой взгляд, увеличение штрафов не даст нужного эффекта, хотя большинство моих коллег считают иначе, - говорит Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат от партии “Нур Отан”. - Во-первых, до сих пор граждане оплачивают лишь небольшой их процент. Во-вторых, менталитет наших людей, увы, таков, что одни привыкли нарушать, а другие - наживаться на этом. Ситуацию, конечно, нужно менять: повсеместно внедрять камеры наблюдения так, чтобы на дорогах оставалось меньше полицейских, разрабатывать механизмы, стимулирующие оплату штрафов, обязательно показывать, как и на что они расходуются. И самое главное - менять культуру наших водителей: все должны понимать, что нужно жить по закону.
А мажилисмен от КНПК Айкын КОНУРОВ с поистине коммунистической прямотой выдал секрет Полишинеля: перед законом все равны, но некоторые - равнее.
- Большинство депутатов рассуждают примерно так: постепенно увеличивается количество технических средств фиксации нарушений ПДД, а значит, снижается коррупционный фактор на дорогах за счет того, что полицейских становится меньше. Но я как человек, который сам водит машину, этого не замечаю! Тенденция такая, что после повышения штрафов уровень коррупции, напротив, увеличится! - говорит он. - Дело в том, что многие из моих коллег сидят в депутатских креслах второй, а то и третий срок, они не сталкиваются в реальной жизни с проблемами автомобилистов. Практически никто из них не ездит за рулем самостоятельно, только с водителем.
Я заметил, что в последнее время универсальные полицейские появились даже на тех трассах, где их раньше вообще не было. Они стоят и делают деньги! Так что в существующих условиях повышение штрафов ни к чему хорошему не приведет.
- Скажите, а депутата парламента можно оштрафовать за нарушение ПДД? Насколько это реально в жизни?
- Если нарушение зафиксировано системой видеофиксации - да. Нам, как и всем остальным автолюбителям, приходит “письмо счастья” - уведомление о штрафе. А вот остановивший депутата на дороге полицейский выписать протокол об административном правонарушении, как правило, не решается - срабатывает депутатская неприкосновенность. Стараюсь до последнего не сообщать полицейским о том, что я депутат, и говорю об этом, только если вижу, что меня пытаются “развести”. Однажды я попал в подобную ситуацию на выезде из Алматы. На обочине стоял фургон, загораживающий знак “Конец населенного пункта”, а через несколько десятков метров - патрульная машина. Это была чистой воды уловка. Патрульные останавливали всех подряд из-за того, что автомобилисты не включали ближний свет, а это, как известно, нарушение ПДД. И “хитрых” схем, подобных этой, у наших стражей дорог очень много.
Несмотря на то что единства нет даже в рядах наших дружно голосующих депутатов, поправки приняты и вступили в силу. Как говорится, плетью обуха не перешибешь, и редкие мнения, которые выбиваются из общего одобрительного гула, картины, увы, не меняют...
Мы же, будучи под впечатлением от сказанного г-ном Конуровым о депутатской неприкосновенности, заглянули в законодательство. В статье 32 закона о парламенте и статусе его депутатов говорится (выделено нами): “Депутат парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений”.
Проще говоря, согласно букве закона полицейские вполне могут наказывать парламентариев-водителей за нарушение правил дорожного движения, если их проступки не требуют вмешательства Фемиды. Скажем - штрафануть какого-нибудь сенатора или мажилисмена за превышение скорости. Но это - по закону. А нашим людям - в том числе и с погонами на плечах - гораздо удобнее жить по понятиям. То есть для них очевидно: в нашей стране ни те, кто пишет законы, ни те, кто за эти законы голосует, вовсе не обязаны их соблюдать.
http://www.time.kz/
Рядовым автомобилистам новость о повышении штрафов пришлась явно не по вкусу. Всю предыдущую неделю все кому не лень склоняли народных избранников и твердили о том, что нововведения приведут лишь к росту размера мзды, которую берут за “развод” на месте полицейские.
- Штрафы за нарушение ПДД значительно увеличивали в 2008 году, но, как мы видим, с тех пор ситуация особо не улучшилась - в ДТП гибнет все больше и больше людей, - констатирует председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ, мнение которого разделяют многие водители. - Я вас уверяю: не произойдет этого и сейчас. Ситуация может измениться лишь тогда, когда каждый нарушитель будет знать, что его обязательно накажут по закону и он не сможет “развести”. Кто не платил 9 тысяч тенге, не станет отдавать и 18 тысяч. Он так же, как и раньше, отделается энной суммой на лапу полицейскому. Так что, голосуя за повышение штрафов, наши депутаты в очередной раз пытаются бороться не с причиной, а со следствием. Словом, с “гласом народа” все понятно.
А что по этому поводу думают сами его избранники?
- Я думаю, что увеличение штрафов приведет к улучшению ситуации на дорогах. Это взаимосвязанные вещи, - считает Мухтар ТИНИКЕЕВ, депутат от партии “Нур Отан”. - Вы вспомните, как еще несколько лет назад водители повально не пристегивались ремнем безопасности. Сейчас этого явления нет именно из-за существенных штрафов. Все хотят жить, как в Европе, но никто не хочет поступать как европейцы. Любишь свою страну - уважай тех людей, которые тебя окружают: не кидай мусор, не плюйся, не щелкай семечки и адекватно веди себя на дороге. А чтобы повышение штрафов не привело к росту коррупции, нужно строже наказывать полицейских. Для этого есть специальные структуры - служба внутренней безопасности, например, которая должна разбираться с вопросами такого рода. И самим гражданам нужно быть активнее: сообщать куда следует о тех полицейских, которые берут мзду.
Вторит коллеге мажилисвумен от партии “Ак жол” Меруэрт КАЗБЕКОВА:
- Любое повышение штрафов дисциплинирует. Человек не будет каждый раз надеяться на то, что можно “развести” с полицейскими. Да и не все станут это делать. Показатели смертности на дорогах в нашей стране достигли критического уровня, надо исправлять эту ситуацию. Никто не заставляет людей расставаться с деньгами просто так: не нарушай - и не будешь платить!
Вы говорите о соотношении размеров заработных плат и величины штрафов, которые начинают действовать. Но, мне кажется, тот, кто мало получает, должен лишний раз задуматься, стоит ли нарушать.
Я сама водитель с 20-летним стажем, езжу очень внимательно и нарушаю крайне редко. И хочу сказать остальным: живите по правилам, и тогда не придется платить.
Однако не все парламентарии настроены столь решительно и категорично в борьбе с нарушителями ПДД.
- На мой взгляд, увеличение штрафов не даст нужного эффекта, хотя большинство моих коллег считают иначе, - говорит Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат от партии “Нур Отан”. - Во-первых, до сих пор граждане оплачивают лишь небольшой их процент. Во-вторых, менталитет наших людей, увы, таков, что одни привыкли нарушать, а другие - наживаться на этом. Ситуацию, конечно, нужно менять: повсеместно внедрять камеры наблюдения так, чтобы на дорогах оставалось меньше полицейских, разрабатывать механизмы, стимулирующие оплату штрафов, обязательно показывать, как и на что они расходуются. И самое главное - менять культуру наших водителей: все должны понимать, что нужно жить по закону.
А мажилисмен от КНПК Айкын КОНУРОВ с поистине коммунистической прямотой выдал секрет Полишинеля: перед законом все равны, но некоторые - равнее.
- Большинство депутатов рассуждают примерно так: постепенно увеличивается количество технических средств фиксации нарушений ПДД, а значит, снижается коррупционный фактор на дорогах за счет того, что полицейских становится меньше. Но я как человек, который сам водит машину, этого не замечаю! Тенденция такая, что после повышения штрафов уровень коррупции, напротив, увеличится! - говорит он. - Дело в том, что многие из моих коллег сидят в депутатских креслах второй, а то и третий срок, они не сталкиваются в реальной жизни с проблемами автомобилистов. Практически никто из них не ездит за рулем самостоятельно, только с водителем.
Я заметил, что в последнее время универсальные полицейские появились даже на тех трассах, где их раньше вообще не было. Они стоят и делают деньги! Так что в существующих условиях повышение штрафов ни к чему хорошему не приведет.
- Скажите, а депутата парламента можно оштрафовать за нарушение ПДД? Насколько это реально в жизни?
- Если нарушение зафиксировано системой видеофиксации - да. Нам, как и всем остальным автолюбителям, приходит “письмо счастья” - уведомление о штрафе. А вот остановивший депутата на дороге полицейский выписать протокол об административном правонарушении, как правило, не решается - срабатывает депутатская неприкосновенность. Стараюсь до последнего не сообщать полицейским о том, что я депутат, и говорю об этом, только если вижу, что меня пытаются “развести”. Однажды я попал в подобную ситуацию на выезде из Алматы. На обочине стоял фургон, загораживающий знак “Конец населенного пункта”, а через несколько десятков метров - патрульная машина. Это была чистой воды уловка. Патрульные останавливали всех подряд из-за того, что автомобилисты не включали ближний свет, а это, как известно, нарушение ПДД. И “хитрых” схем, подобных этой, у наших стражей дорог очень много.
Несмотря на то что единства нет даже в рядах наших дружно голосующих депутатов, поправки приняты и вступили в силу. Как говорится, плетью обуха не перешибешь, и редкие мнения, которые выбиваются из общего одобрительного гула, картины, увы, не меняют...
Мы же, будучи под впечатлением от сказанного г-ном Конуровым о депутатской неприкосновенности, заглянули в законодательство. В статье 32 закона о парламенте и статусе его депутатов говорится (выделено нами): “Депутат парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений”.
Проще говоря, согласно букве закона полицейские вполне могут наказывать парламентариев-водителей за нарушение правил дорожного движения, если их проступки не требуют вмешательства Фемиды. Скажем - штрафануть какого-нибудь сенатора или мажилисмена за превышение скорости. Но это - по закону. А нашим людям - в том числе и с погонами на плечах - гораздо удобнее жить по понятиям. То есть для них очевидно: в нашей стране ни те, кто пишет законы, ни те, кто за эти законы голосует, вовсе не обязаны их соблюдать.
http://www.time.kz/
|