Замутненная прозрачность
dead 28 Июня 2007 в 17:32:45
“Пока до сих пор ни одной формы отчетности (они давно разработаны) опубликовано не было”, - так Малик Исабеков, представитель коалиции “Нефтяные доходы – под контроль общества” в Национальном совете заинтересованных лиц, охарактеризовал достижения Казахстана по реализации инициативы прозрачности. А скорость в этом деле измеряется сырьевыми долларами. Чем она ниже, тем больше финансовых ресурсов покидает страну и бюджет, а значит и все население.
Когда британский премьер-министр Тони Блэр озвучил в 2002 году свою EITI (Инициатива прозрачности доходов в добывающих отраслях), то, наверное, и не предполагал, какой живой отклик данная идея найдет в Казахстане. В 2004 году в республике появилась Коалиция НПО “Нефтяные доходы – под контроль общества”. На первоначальном этапе она насчитывала в своих рядах 13 отечественных неправительственных организаций и Фонд Сорос-Казахстан. Сейчас количество НПО, активно продвигающих в стране EITI, перевалило за 60.
Суть Инициативы проста до примитивного: добывающие компании должны раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых платежей правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность. Правительства, в свою очередь, обязаны публиковать отчеты об этих доходах. И та, и другая информация подлежит обработке независимой третьей стороной (аудитором) при активном участии представителей гражданского общества и опубликованию в форме, понятной широкому кругу граждан.
Вообще-то, EITI – это процесс, который предполагает все большее количество информации о движении сырьевых денег в свободном доступе. Своего рода пошаговая стратегия. Однако каждый новый шаг в Казахстане дается с большим трудом. Правительство Республики Казахстан присоединилось к Инициативе в 2005 году, тем самым заявив о поддержке стандартов прозрачности.
Одним из обязательных моментов в продвижении EITI является подписание Меморандума между добывающими компаниями, правительством и неправительственным сектором. По сложившейся традиции, власть привлекла к подписанию документа от имени НПО “карманные” структуры. Но выразили неудовольствие сами нефтяные компании, а также Всемирный Банк и посольство Великобритании в РК (как-никак, автор Инициативы британский премьер). В итоге Меморандум получил больше положений в пользу общества и один человек от Коалиции – Малик Исабеков (ОО “Центр анализа и прогнозирования Атырауской области”) – вошел в Национальный совет заинтересованных лиц.
Национальный совет – это четырехсторонняя организация. От правительства в нем три человека по линии министерства энергетики и минеральных ресурсов, три человека делегируют добывающие компании (сегодня это представители от КМГ, “ExxonMobil” и “Total”), еще трое – депутаты Мажилиса. В настоящее время нижняя палата парламента распущена, однако Малик Исабеков не считает это серьезной потерей для Совета заинтересованных лиц: “Мажилисмены практически не ходили на заседания – присылали своих заместителей”. Представитель коалиции “Нефтяные доходы – под контроль общества” и два человека от иных НПО составляют четвертую тройку участников.
Парадоксально, но, по словам Малика Исабекова, больше всего среди других членов Национального совета заинтересованных лиц он находит понимание у представителя “ExxonMobil”. Хотя и здесь не обходится без хитросплетений. Так, компания “ExxonMobil” официально присоединилась к EITI, как и все другие акционеры месторождения-супергиганта Тенгиз. Однако ТОО “Тенгизшевройл” (ТШО), фактически являющаяся оператором при акционерах, к Инициативе прозрачности отношения не имеет. Если принять во внимание, что ТШО крупнейший налогоплательщик в республике (более $1 млрд. за прошлый год), то ее выпадение из списка подписантов резко перекашивает всю картину. Аналогичная ситуация по Agip KCO (оператору Кашагана). Все акционеры которого, кроме ЛукАрко, присоединились к Инициативе прозрачности, а сам Agip KCO – нет.
Вообще-то EITI носит добровольный характер, но у Астаны, при наличии политической воли, всегда есть рычаги воздействия на “сырьевиков”. Спикеры пресс-конференции в лице участников Коалиции озвучили предложение выдавать лицензии на недропользование только тем фирмам, которые присоединились к Инициативе.
Учитывая переживаемый страной электоральный период, представителей “Нефтяные доходы – под контроль общества” спросили, какая из политических партий проявляет интерес к продвижению EITI в Казахстане. Оказалось, что до раскола “Ак Жола” много внимания проблеме уделяла эта партия, а в принципе против инициативы и “Нур Отан” ничего не имеет. “Эта тема социальная и ее невозможно монополизировать”, - подчеркнула по данному поводу Светлана Ушакова, координатор Коалиции. НПО, со своей стороны, участвуют как институциализированный гражданский сектор.
Насчет озвученной Петром Своиком информации, что в связи с ростом цен на нефть мимо страны и бюджета ежегодно уходят более $15 млрд., спикеры затруднились с оценками. “Общая непрозрачность отрасли не позволяет оспаривать или комментировать данную цифру, как и приводимые другими экспертами, - отметил Антон Артемьев, директор программы фонда Сорос-Казахстан. – Для начала нам всем нужно получить как можно больше информации”.
EITI не предполагает разглашения государственной или коммерческой тайны, поскольку требуется выносить к сведению общественности цифры, которые и так известны фискальным и другим уполномоченным государственным органам. Правда, даже скромные задачи первоначального этапа еще не достигнуты. Несмотря на два года реализации Инициативы в Казахстане, республика де-факто является страной-кандидатом, а не участником данного процесса.
“Наша Коалиция недовольна ходом реализации EITI. Есть отставание и в сроках, и в сути”, - заявил Малик Исабеков. Время идет, но ни одной формы отчетности Астана еще не опубликовала, скрываясь за пункт о конфиденциальности контрактов. Однако заинтересованные НПО не считают данный довод убедительным, поскольку при наличии политической воли всегда можно прийти к компромиссу между правительством, компаниями и обществом. Тем временем сырьевые доллары продолжают успешно покидать отечественные просторы, унося с собой новые дороги, школы, социальные программы и многое другое.
Владислав ЮРИЦЫН
Когда британский премьер-министр Тони Блэр озвучил в 2002 году свою EITI (Инициатива прозрачности доходов в добывающих отраслях), то, наверное, и не предполагал, какой живой отклик данная идея найдет в Казахстане. В 2004 году в республике появилась Коалиция НПО “Нефтяные доходы – под контроль общества”. На первоначальном этапе она насчитывала в своих рядах 13 отечественных неправительственных организаций и Фонд Сорос-Казахстан. Сейчас количество НПО, активно продвигающих в стране EITI, перевалило за 60.
Суть Инициативы проста до примитивного: добывающие компании должны раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых платежей правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность. Правительства, в свою очередь, обязаны публиковать отчеты об этих доходах. И та, и другая информация подлежит обработке независимой третьей стороной (аудитором) при активном участии представителей гражданского общества и опубликованию в форме, понятной широкому кругу граждан.
Вообще-то, EITI – это процесс, который предполагает все большее количество информации о движении сырьевых денег в свободном доступе. Своего рода пошаговая стратегия. Однако каждый новый шаг в Казахстане дается с большим трудом. Правительство Республики Казахстан присоединилось к Инициативе в 2005 году, тем самым заявив о поддержке стандартов прозрачности.
Одним из обязательных моментов в продвижении EITI является подписание Меморандума между добывающими компаниями, правительством и неправительственным сектором. По сложившейся традиции, власть привлекла к подписанию документа от имени НПО “карманные” структуры. Но выразили неудовольствие сами нефтяные компании, а также Всемирный Банк и посольство Великобритании в РК (как-никак, автор Инициативы британский премьер). В итоге Меморандум получил больше положений в пользу общества и один человек от Коалиции – Малик Исабеков (ОО “Центр анализа и прогнозирования Атырауской области”) – вошел в Национальный совет заинтересованных лиц.
Национальный совет – это четырехсторонняя организация. От правительства в нем три человека по линии министерства энергетики и минеральных ресурсов, три человека делегируют добывающие компании (сегодня это представители от КМГ, “ExxonMobil” и “Total”), еще трое – депутаты Мажилиса. В настоящее время нижняя палата парламента распущена, однако Малик Исабеков не считает это серьезной потерей для Совета заинтересованных лиц: “Мажилисмены практически не ходили на заседания – присылали своих заместителей”. Представитель коалиции “Нефтяные доходы – под контроль общества” и два человека от иных НПО составляют четвертую тройку участников.
Парадоксально, но, по словам Малика Исабекова, больше всего среди других членов Национального совета заинтересованных лиц он находит понимание у представителя “ExxonMobil”. Хотя и здесь не обходится без хитросплетений. Так, компания “ExxonMobil” официально присоединилась к EITI, как и все другие акционеры месторождения-супергиганта Тенгиз. Однако ТОО “Тенгизшевройл” (ТШО), фактически являющаяся оператором при акционерах, к Инициативе прозрачности отношения не имеет. Если принять во внимание, что ТШО крупнейший налогоплательщик в республике (более $1 млрд. за прошлый год), то ее выпадение из списка подписантов резко перекашивает всю картину. Аналогичная ситуация по Agip KCO (оператору Кашагана). Все акционеры которого, кроме ЛукАрко, присоединились к Инициативе прозрачности, а сам Agip KCO – нет.
Вообще-то EITI носит добровольный характер, но у Астаны, при наличии политической воли, всегда есть рычаги воздействия на “сырьевиков”. Спикеры пресс-конференции в лице участников Коалиции озвучили предложение выдавать лицензии на недропользование только тем фирмам, которые присоединились к Инициативе.
Учитывая переживаемый страной электоральный период, представителей “Нефтяные доходы – под контроль общества” спросили, какая из политических партий проявляет интерес к продвижению EITI в Казахстане. Оказалось, что до раскола “Ак Жола” много внимания проблеме уделяла эта партия, а в принципе против инициативы и “Нур Отан” ничего не имеет. “Эта тема социальная и ее невозможно монополизировать”, - подчеркнула по данному поводу Светлана Ушакова, координатор Коалиции. НПО, со своей стороны, участвуют как институциализированный гражданский сектор.
Насчет озвученной Петром Своиком информации, что в связи с ростом цен на нефть мимо страны и бюджета ежегодно уходят более $15 млрд., спикеры затруднились с оценками. “Общая непрозрачность отрасли не позволяет оспаривать или комментировать данную цифру, как и приводимые другими экспертами, - отметил Антон Артемьев, директор программы фонда Сорос-Казахстан. – Для начала нам всем нужно получить как можно больше информации”.
EITI не предполагает разглашения государственной или коммерческой тайны, поскольку требуется выносить к сведению общественности цифры, которые и так известны фискальным и другим уполномоченным государственным органам. Правда, даже скромные задачи первоначального этапа еще не достигнуты. Несмотря на два года реализации Инициативы в Казахстане, республика де-факто является страной-кандидатом, а не участником данного процесса.
“Наша Коалиция недовольна ходом реализации EITI. Есть отставание и в сроках, и в сути”, - заявил Малик Исабеков. Время идет, но ни одной формы отчетности Астана еще не опубликовала, скрываясь за пункт о конфиденциальности контрактов. Однако заинтересованные НПО не считают данный довод убедительным, поскольку при наличии политической воли всегда можно прийти к компромиссу между правительством, компаниями и обществом. Тем временем сырьевые доллары продолжают успешно покидать отечественные просторы, унося с собой новые дороги, школы, социальные программы и многое другое.
Владислав ЮРИЦЫН
|