В предверии 9 мая, к фотке туристов.
Sosed 05 Мая 2011 в 20:42:45
В 1940 году после окончания Шосткинского аэроклуба крестьянский сын поступил в Чугуевское летное училище. По окончании его оставляют на инструкторской работе. В дальнейшем это, возможно, не раз спасало Ивану Кожедубу жизнь, потому что на фронт он прибыл уже хорошо подготовленным летчиком.
Война застает Кожедуба инструктором в Чугуевском училище. Вместе с ним он и эвакуируется в Чимкент. Здесь готовит молодых пилотов и тренируется сам до конца 1942 года, а на фронт Иван Кожедуб попадает несколько позже, в марте 1943-го. Он еще вернется в так понравившийся ему южный город, чтобы в августе 1975 года принять участие в торжественной церемонии открытия памятника авиаторам. Естественно, что сам Иван Никитович также не обошел вниманием в своих воспоминаниях казахстанский период своей биографии. Трижды Герой Советского Союза писал: «Мы отъехали на тысячи километров от Чугуево, от тех еще недавно таких мирных мест, где сейчас шли кровопролитные бои. За несколько дней до Октябрьских праздников прибыли в зеленый живописный Чимкент – конечный пункт долгого пути».
Преподаватели и курсанты добирались до Чимкента 28 дней, из которых 11 дней пришлось идти пешком. Чугуевской авиашколе передали помещение школы им. Луначарского, 40-комнатный трехэтажный дом в районе школы-завода и здание по улице Долорес, 18. Там необходимо было разместить почти две с половиной тысячи курсантов, 269 летчиков-пилотов, 622 техника, механика и младших авиаспециалистов. Места на всех эвакуированных не хватало. Специальным решением горисполкома от 22 октября 1941 года для размещения командного состава авиашколе были переданы помещения редакции газеты «Правда Южного Казахстана», Промбанка, Главкондитер по улице Чернышевского, 8-а.
В составе училища было пять авиаэскадрилий, четыре аэродромно-технических роты и запасной взвод курсантов-пилотов. Обучение пилотов осуществлялось параллельно в 12 отрядах. Нет ничего удивительного в том, что до конца 1941 года школа выпустила 680 пилотов. Уже к декабрю в Чимкенте был сформирован 728 истребительно-авиационный полк, которому выделили 22 самолета. Для того чтобы авиашкола получила всемерную помощь, эскадрильи разместили в Туркестане, Арыси, Манкенте, Сайраме и одну в селе Головачевка неподалеку от Джамбула.
Двадцать второго декабря –1941 года было принято еще одно решение исполкома Чимкентского городского Совета депутатов трудящихся «О переселении некоторых организаций, контор и учреждений». В частности, оно предписывало семьям военных авиаэскадрильи, живущим в школе, предоставить здание по улице Фрунзе, 11, принадлежащее ремконторе в Горкомхозе, а школу возвратить горОНО. Авиационная школа также получила для ведения подсобного хозяйства 83 гектара земли, 25 коров, 40 свиней и 10 овец.
В Чимкенте чугуевцы пробыли три с половиной года, ни на один день не прекращая работу. Приказ об эвакуации поступил почти сразу же после победы. 13 мая 1945 года на железнодорожной станции провожали первый эшелон. Понадобилось 116 вагонов для личного состава и почти полтысячи платформ для погрузки оборудования и имущества школы.
За годы войны школа подготовила 2500 летчиков-истребителей. Более 160 из них были удостоены звания Герой Советского Союза, из которых Боровых А.Е., Ворожейкин А.А., Голубев А.М., Клубов А.Х., Лавриненков В.Д., Попков В.Н., Сенько В.В. – дважды, а Иван Никитович Кожедуб – трижды. 30 – применили воздушный таран, 11 – повторили подвиг Гастелло.
Идея установить памятный знак в честь пребывания в годы войны в городе Чугуевской авиашколы пришла не сразу. На тот момент уже оказалось невозможным найти ни И-16, ни УТ-2, ни УТИ, на которых тренировались курсанты. Но это не остановило энтузиастов, решивших, что сгодится и СУ-7, отлетавший свое и так к месту оказавшийся на задворках Чимкентского авиаотряда. К сожалению, в областном государственном архиве, где сохранились документы о пребывании украинских авиаторов в южном городе, мне так и не удалось найти имена инициаторов установки памятника. Но одно можно утверждать с полной определенностью: это были люди, неравнодушные к истории своего города. Они отчетливо понимали, что история, как и судьба любого города, не складывается сама по себе. Ее определяют исторические обстоятельства и главное, люди. Одним из памятных эпизодов в жизни Шымкента стала установка в августе 1975 года памятника авиаторам, на торжественное открытие которого пригласили Ивана Кожедуба. Он приехал, чтобы еще раз увидеть город своей юности и вспомнить, как это было. И поблагодарить горожан за память, которую они бережно сохранили.
Война застает Кожедуба инструктором в Чугуевском училище. Вместе с ним он и эвакуируется в Чимкент. Здесь готовит молодых пилотов и тренируется сам до конца 1942 года, а на фронт Иван Кожедуб попадает несколько позже, в марте 1943-го. Он еще вернется в так понравившийся ему южный город, чтобы в августе 1975 года принять участие в торжественной церемонии открытия памятника авиаторам. Естественно, что сам Иван Никитович также не обошел вниманием в своих воспоминаниях казахстанский период своей биографии. Трижды Герой Советского Союза писал: «Мы отъехали на тысячи километров от Чугуево, от тех еще недавно таких мирных мест, где сейчас шли кровопролитные бои. За несколько дней до Октябрьских праздников прибыли в зеленый живописный Чимкент – конечный пункт долгого пути».
Преподаватели и курсанты добирались до Чимкента 28 дней, из которых 11 дней пришлось идти пешком. Чугуевской авиашколе передали помещение школы им. Луначарского, 40-комнатный трехэтажный дом в районе школы-завода и здание по улице Долорес, 18. Там необходимо было разместить почти две с половиной тысячи курсантов, 269 летчиков-пилотов, 622 техника, механика и младших авиаспециалистов. Места на всех эвакуированных не хватало. Специальным решением горисполкома от 22 октября 1941 года для размещения командного состава авиашколе были переданы помещения редакции газеты «Правда Южного Казахстана», Промбанка, Главкондитер по улице Чернышевского, 8-а.
В составе училища было пять авиаэскадрилий, четыре аэродромно-технических роты и запасной взвод курсантов-пилотов. Обучение пилотов осуществлялось параллельно в 12 отрядах. Нет ничего удивительного в том, что до конца 1941 года школа выпустила 680 пилотов. Уже к декабрю в Чимкенте был сформирован 728 истребительно-авиационный полк, которому выделили 22 самолета. Для того чтобы авиашкола получила всемерную помощь, эскадрильи разместили в Туркестане, Арыси, Манкенте, Сайраме и одну в селе Головачевка неподалеку от Джамбула.
Двадцать второго декабря –1941 года было принято еще одно решение исполкома Чимкентского городского Совета депутатов трудящихся «О переселении некоторых организаций, контор и учреждений». В частности, оно предписывало семьям военных авиаэскадрильи, живущим в школе, предоставить здание по улице Фрунзе, 11, принадлежащее ремконторе в Горкомхозе, а школу возвратить горОНО. Авиационная школа также получила для ведения подсобного хозяйства 83 гектара земли, 25 коров, 40 свиней и 10 овец.
В Чимкенте чугуевцы пробыли три с половиной года, ни на один день не прекращая работу. Приказ об эвакуации поступил почти сразу же после победы. 13 мая 1945 года на железнодорожной станции провожали первый эшелон. Понадобилось 116 вагонов для личного состава и почти полтысячи платформ для погрузки оборудования и имущества школы.
За годы войны школа подготовила 2500 летчиков-истребителей. Более 160 из них были удостоены звания Герой Советского Союза, из которых Боровых А.Е., Ворожейкин А.А., Голубев А.М., Клубов А.Х., Лавриненков В.Д., Попков В.Н., Сенько В.В. – дважды, а Иван Никитович Кожедуб – трижды. 30 – применили воздушный таран, 11 – повторили подвиг Гастелло.
Идея установить памятный знак в честь пребывания в годы войны в городе Чугуевской авиашколы пришла не сразу. На тот момент уже оказалось невозможным найти ни И-16, ни УТ-2, ни УТИ, на которых тренировались курсанты. Но это не остановило энтузиастов, решивших, что сгодится и СУ-7, отлетавший свое и так к месту оказавшийся на задворках Чимкентского авиаотряда. К сожалению, в областном государственном архиве, где сохранились документы о пребывании украинских авиаторов в южном городе, мне так и не удалось найти имена инициаторов установки памятника. Но одно можно утверждать с полной определенностью: это были люди, неравнодушные к истории своего города. Они отчетливо понимали, что история, как и судьба любого города, не складывается сама по себе. Ее определяют исторические обстоятельства и главное, люди. Одним из памятных эпизодов в жизни Шымкента стала установка в августе 1975 года памятника авиаторам, на торжественное открытие которого пригласили Ивана Кожедуба. Он приехал, чтобы еще раз увидеть город своей юности и вспомнить, как это было. И поблагодарить горожан за память, которую они бережно сохранили.
|