Телебаев: «Знание казахского языка – это гражданский долг»

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 15 Августа 2011 в 11:24:08
Скандальный законопроект Минкультуры Казахстана переписали, убрав некоторые неудобные пункты, однако оставив обязательное знание казахского языка для госслужащих, полицейских, военных, судоисполнителей, врачей и учителей, об этом сообщил в интервью газете «Мегаполис» вице-министр культуры Газиз Телебаев.

По словам вице-министра культуры Газиза Телебаева, разработчики исключили пункт в законопроекте, обязывающий писать чиновникам письма (заявления и жалобы) только на государственном языке. Отметим, что общество очень негативно отреагировало на данный пункт.

«На сегодняшний день эта норма исключена из законопроекта. Теперь в нём написано, что обращения в госорганы могут подаваться на государственном языке и иных языках. И то же самое - ответы на обращения. Ответ даётся на государственном языке или на языке обращения», - сказал вице-министр.

«Знание казахского языка - это гражданский долг, но законодательного ограничения, что, дескать, на казахском языке принимаются заявления, а всё остальное нет – такого нет и не будет. Я вам гарантирую, что та норма, которая уже существует в законе «О языках» относительно обращений, ужесточаться не будет», - заверил он.

Разработчики немного подумали и решили исключить из проекта и такую норму, согласно которой трудовые договора в частных предприятиях должны заключаться только при наличии результатов тестирования на знание госязыка.

«Этого уже нет. Мы уже говорили о том, что текст, попавший в Интернет - это один из черновых вариантов. Предложений от членов рабочей группы поступило очень много, мы не могли их не включить в черновик. Но это, повторюсь, был какой-то промежуточный вариант законопроекта. Я даже не знаю, как он ушёл в Интернет. В нынешнем варианте нормы о трудовом договоре нет, о жалобах только на государственном языке - тоже нет», - пояснил Телебаев.

Однако Министерство культуры Республики Казахстан решило не делать послабления для государственных служащих, которые все же будут обязаны знать казахский язык. И речь идет не только о простых госчиновниках, но и о полицейских, военных, судоисполнителей, врачей и даже простых школьных учителей.

«Если бояться того, что это условие при приёме на госслужбу может стать поводом для коррупции, то никаких требований предъявлять вообще нельзя. А это требование, на мой взгляд, обязательное. Ваши казахоязычные коллеги, к примеру, ставят вопрос следующим образом: власть должна начинать прежде всего с себя, вот власть, то есть госорганы, и старается начать с себя. Поэтому, согласно этому законопроекту, владеть казахским языком должны будут прежде всего госслужащие и работники бюджетной сферы», - подчеркнул вице-министр. «Ну вот сейчас, когда человек приходит на госслужбу, он ведь сдаёт экзамены по всем законам, касающимся его профессиональной сферы. К тому же никто не требует от чиновника читать наизусть классиков, он должен знать какой-то определённый минимум, устанавливаемый в зависимости от его должности. К примеру, должность эксперта предполагает элементарные языковые компетенции. Чем выше статус чиновника, тем выше требования. Если человек идёт на руководящую должность в госорган, он должен знать государственный язык на достаточно хорошем уровне», - продолжил он.

На вопрос корреспондента газеты «Мегаполис», не боится ли Телебаев новой волны эмиграции населения в связи со столь жестким законопроектом, он ответил, что не хотел бы, чтобы так случилось.

«Я вообще думаю, что тем, кто не работает на госслужбе, не о чем беспокоиться - это раз. Второе, не о чем беспокоиться старшему поколению, если только они не состоят на госсслужбе и не занимают каких-то высоких должностей. Но теми, кто идёт сегодня в жизнь, 20-30-летними нашими согражданами, вне зависимости от национальности, требование по владению госязыком должно соблюдаться неукоснительно. Тем более, что со времени обретения независимости прошло 20 лет, а мы до сих пор эту норму законодательно не прописали», - сказал он.

http://today.kz/ru/news/kazakhstan/2011-08-15/48835
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Shoutbenaht 15.08.2011 в 11:42:34   # 139093
слабовато как-то.... не знание гос.языка - приравнять к измене Родине.. вот это стимул…
  Sr. Leonsio 15.08.2011 в 12:41:10   # 139110
Quote:
не знание гос.языка - приравнять к измене Родине


А наказание - растрел!
  Гость 15.08.2011 в 12:49:54   # 139112
на такие заявления хочется сказать - Забота о народе - долг чиновников!
только кроме как о собственном кармане они не заботятся
  слуга народа 15.08.2011 в 13:18:14   # 139118
«Обращения в госорганы могут подаваться на государственном языке и иных языках. И то же самое - ответы на обращения. Ответ даётся на государственном языке или на языке обращения», - сказал вице-министр.
То есть на обращения на узбекском от "бабушки" придется отвечать на узбекском, придеться учить =)
Закон суров, но это закон!
  Гость 15.08.2011 в 13:20:11   # 139119


  Максимыч 15.08.2011 в 13:34:17   # 139121
Гость 15.08.2011 в 13:20:11 #139119

Уродец! Не плюй в колодец где пьешь воду!
  Shoutbenaht 15.08.2011 в 13:41:00   # 139122
слуга народа 15.08.2011 в 13:18:14 #139118 ...
ладно если на узбекском... а вот если на языке бикья или, что не так страшно.... ливонском
  слуга народа 15.08.2011 в 13:47:05   # 139123
Не зря я начал учить албанский
  читатель 15.08.2011 в 15:13:55   # 139131
Вот это дело. Если гослижащие и дети будут знать и разговаривать на государственном языке, это будет очень качественным и большим прорывом, а откровенно нежелающая учить и ссылающаяся на личную бездарность часть населения, пущай доживает свой век и далее: бездарями и в верности своим принципиальным соображениям.
  Гость 15.08.2011 в 15:29:37   # 139133
читатель 15.08.2011 в 15:13:55 #139131

Quote:
гослижащие
!
  Shoutbenaht 15.08.2011 в 15:50:09   # 139138
читатель 15.08.2011 в 15:13:55 #139131
..... Если гослижащие ......
Оговорка по Фрейду... не в бровь а в глаз...
  eric_land 15.08.2011 в 18:49:41   # 139199
Японцы - на японском

Узбеки - на узбекском

Немцы - на немецком

Корейцы = на корейском

СССР - на русском

всего 20 лет прошло, надо постепенно к этому идти, и не забывать о том, что Казахстан, это многонациональная страна.
  125Юра 16.08.2011 в 14:17:19   # 139350
Как все политкорректно.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК.почему все боятся написать просто КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК?
  Gospodyn 16.08.2011 в 22:12:21   # 139439
Молодцы. Наконец-то приняли нормальный закон. Ведь действительно-являешься чиновником-ДОЛЖЕН знать казахский язык и точка. Сколько можно жалеть всех? В советское время никто никого не жалел- все учили русский язык. Почему сейчас не должно быть так? Даёшь казахский язык-в язык межнационального общения!!!!!!! P.S. КАЗАХИ-Я ЗА ВАС.
  Гость 16.08.2011 в 22:47:19   # 139440
Мы ничего не у кого не занимали, а нам твердят, что мы должны. Если на языке нет науки, информации, то никто учить его не будет. Просто оставшиеся русские уедут. И Казахстан скатится к уровню Афганистана. Так не лучше ли развивать сам язык, а не заставлять других его учить?
  Gospodyn 16.08.2011 в 23:03:38   # 139443
Хорошо что не занимали-поверьте-Вас бы-не забыли.Не понимаю как это-нет науки и информации? Вы имеете в виду отсутствия перевода некоторых слов на казахский язык? Так в нашем русском языке тоже много таких слов. Все кто хотел-уехал. Кто не хотел-не уехал. И правильно сделал.(Эти "двое из ларца" заебали слегонца). Казахия не скатится к уровню Афгании-я надеюсь. Язык учить надо. Однозначно.
  Гость 16.08.2011 в 23:24:03   # 139446
Я имею в виду отсутствие науки в самом прямом смысле этого слова, а не терминов. Казахстан - страна купленных диссертаций и псевдонаучных журналов, расходящихся только по авторам статей.
Почему, когда у Вас болеет ребёнок, Вы идёте к русскому врачу, не знающему казахский язык, но знающему свою специальность?
  читатель 17.08.2011 в 12:17:45   # 139518
Гость 16.08.2011 в 23:24:03 #139446
Бездарное шовинистическое сравнение.
Gospodyn 16.08.2011 в 23:03:38 #139443 - Респект, а РК не скатится ниже, потому что некуда, да и кроме тёмных национал-шовинистов, Казахстан населяют много грамотных молодых патриотов, которые не дадут скатиться, просто им расти и плодотворно работать во благо Родины мешает более зрелое, поколение консервативных зануд, трясущихся за свои пригретые места.
  Равиль 17.08.2011 в 12:29:49   # 139523
Гость 16.08.2011 в 23:24:03 #139446, ты абсолютно прав!
А читатель судя по всему сам с купленным дипломом.
  Гость 17.08.2011 в 13:54:17   # 139539
Спасибо, Равиль. А с больным ребёнком Вы всё же пойдёте к русским, хоть и считаете моё сравнение бездарным. Все вы так делаете.
А патриотом, к сожалению, быть невозможно, так как родину у нас украли в 1991 году.И как может называть себя патриотом человек, которому не нужны развитие науки, техники, медицины, а нужно только внедрение (заметьте - не развитие) казахского языка.
  читатель 17.08.2011 в 17:01:26   # 139577
Гость 17.08.2011 в 13:54:17 #139539
Равиль 17.08.2011 в 12:29:49 #139523
Вы явно не на Юге живёте и судите по сложившемуся стереотипу, с развитием языка у нас в поряде, и созрело к внедрению, даже есть предприятия, где делопроизводство на 2 языках ведётся , и с врачами у нас в поряде, как и с патриотизмом, нечего обощать проблемы вашего региона с положением во всём Казахстане.
А в Вашем понятии #139539 , развитие языка - это перевести его на латиницу? Если так, то не утруждайте себя компроментирующими комментами в мой адрес, мне ясна Ваша позиция. К сведению: доминирующее большинство казахов на эстраде и не только; композиторы, поэты; писатели - есть выходцы с Юга, и все они знают и чтят родной язык, так что вопрос развития языка переадресуйте к хромающим. По технике; загляните в патентное бюро РК, там хоть и нет революционных прорывов, но патенты выдаются, так что развитие несомненно есть. Чтобы наука развивалась её необходимо финансировать, если это не делается тут хоть на иероглифы переходи, движения не будет.
Равиль, дипломы покупают те, кто поклал на себя и уверен в несоответствии своих знаний, требованиям и стандартам образования. У меня их два, кем надо это быть, чтобы положить на себя, причём дважды.
  Гость 17.08.2011 в 17:41:00   # 139589
Читатель, ну раз ты дважды положил на себя, купил два диплома, хули ты тут распизделся?
А в Казахстане почти все покупают дипломы, диссертации и учёные степени. Или просто разводят сессию. Поэтому у нас процентов 90% выпускников специалистами являются только на бумаге. Я сам видел ребят с дипломами программистов, которые не могут даже примитивнейшую программку сбацать, я сам видел дохуя юристов, которые не могут заявление грамотно написать или договор аренды составить, видел экономистов, не знающих таблицу умножения, кардиологов, не умеющих читать ЭКГ, общался со следователем, который не может толком перечислить преступления, за которые привлекаются к ответственности с 14 лет, и прочих и прочих и прочих! И самое страшное, они все преспокойненко работают!!! И никто их даже и не думает выгнать на хуй с работы, за некомпетентность и несоответствие занимаемой должности!
Гость 16.08.2011 в 23:24:03 #139446 абсолютно абсолютно прав!
  Гость 17.08.2011 в 18:02:48   # 139609
При чём тут латиница? Развитие языка - это развивать на нём литературу, науку. Для того, чтобы этот язык был интересен и полезен. И кто-то захотел его учить. А пока казахский язык - это путь в никуда. И заставить учить его можно только через насилие. А насилие порождает насилие.
  читатель 17.08.2011 в 18:26:02   # 139626
Гость 17.08.2011 в 17:41:00 #139589
А ты у нас в 10 процентах или как? Любой маломальски грамотный человек, воздержался бы от обобщения и от предоставления цифр, взятых не знаю от куда, может статуправления у нас сейчас этим занимаются, ответ оставляю за тобой.А если не знаешь языка и из-за этого испытываешь дискомфорт, на грани дискриминации?, так и скажи. Протекционизм - это отдельная тема и не стоит в прямой зависимости от языка, так что и говорить об этом не стоит.

  читатель 17.08.2011 в 18:40:31   # 139628
Гость 17.08.2011 в 18:02:48 #139609
Не являясь носителем языка, как Вы собрались оценивать уровень развития литературы, будете литературные переводы читать или как? Вы на это не имеете морального права, это всё равно, что судить дикцию русскоязычного диктора, будучи, например англичанином или японцем.
Насчёт заставлять, Вы не правы, если Вы не гослижащий, Вам бояться нечего, никто Вас насильно разговаривать и апеллировать в инстанции на государственном языке, силком не заставит. А если же Вы состоите в рядах лизоблюдов, то извините, ради приличия и профэтики, Вы обязаны знать язык страны, интересы которой Вы представляете, и засчёт налогоплательщиков которой, Вы едите свой хлеб.
  Гость 17.08.2011 в 23:26:36   # 139678
Учителя и врачи приносят пользу, а не проедают деньги налогоплптидьщиков. И тем же псевдопатриотам, кричащим про казахский язык, тоже нужны хорошие врачи и учителя для их детей, а не знатоки казахского языка.
Насчёт литературы глубокие знатоки её и носители языка говорят, что на таком красивом языке, как в СССР, современные казахи ни писать, ни говорить уже не умеют. Налицо деградация. Так что это не мне судить. А уж деградацию науки и образования мы, увы, наблюдаем воочию.
А интересы Казахстана мы не обязаны представлять на казахском языке, потому что это и нша земля тоже. И у нас такие же права как у казахов.
  читатель 18.08.2011 в 08:02:19   # 139699
Гость 17.08.2011 в 23:26:36 #139678
Вы тоже, кажись, не южанин и подвержены стереотипному мышлению, Ваше суждение наводит на следующее:
Российские казахи, которые, ну с Оренбурга, Кемерово, Омска и т.д, короче с приграничных районов РФ, должны значит, на русский язык забить, качая права, мол это и наша земля и почему наше мнение собственно не учесть, ведь всё равно русские ушли в запой и деградировали и им не то что, не до науки, литературы и техники, да им и на язык свой плевать, только матюкаться и умеют.
Не вводите себя в заблуждение на фоне дискриминации
по национальному признаку, вспомните Татарстан, Башкирию и др.страны, где русские в открытую заявляют о своём униженном положении. Так что если служите государству(состоите на госслужбе), то обязаны знать и ФСЁ, а нет, то и суда нет.
Quote:
Насчёт литературы глубокие знатоки её и носители языка говорят, что на таком красивом языке, как в СССР, современные казахи ни писать, ни говорить уже не умеют.

Если руководствоваться этим, то язык умрёт, а вместе с ним и нация, хотя Вам какое дело, это Вас устраивает. А многих, включая и меня, пусть я не титульный, но уважаю народ и его язык, своей обязанностью считаем недопустить, утрату языка, письменности и соответственно НАЦИИ, независимо от того хотите Вы и вамподобные этого или нет.
  старик 18.08.2011 в 09:09:37   # 139709
Преподавание казахского языка на очень низком уровне.Обеспечив качественное преподавание государство через десяток лет полностью решит эту проблему.Не задумывались,почему во многих школах дети к пятому классу сносно знают английский ,и никак не знают казахский?В государстве как в школе-как можно требовать знаний по предмету,не имея хорошего преподавателя?
  читатель 18.08.2011 в 09:44:00   # 139718
Не хотите признавать, хорошо, но ваши детки, кто из вас интересуются своими детьми, поют Гимн РК и могут даже попросить что-то на казахском, если такая необходимость перед ними стоит, а ваши отмазки: учителя, учебники, хорош заливать, вас - старшее поколение никто, ни к чему и не обязывает, повторюсь: оставайтесь бездарями и верными своим принципам. Спустя время, плоды будут, и ваши дети будут работать во благо Родины на госслужбе, будут гордиться этим и выражать её на КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ.
  eric_land 18.08.2011 в 09:55:32   # 139729
Неге бүл сайтта қазақша тілде жазбайды?

Quote:
читатель 18.08.2011 в 09:44:00 #139718


Переведи, пожалуйста, на казахский слово "Свежий"

Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь