Если США уйдут: сценарии для Центральной Азии
admin 19 Декабря 2013 в 15:00:57
Напряженная обстановка сохраняется в Афганистане, где ведется активная полемика между Вашингтоном и Кабулом по поводу подписания американо-афганского договора о безопасности. Именно этот договор (Bilateral Security Agreement) предполагает сохранение американского присутствия в Афганистане до 2024 года, причем, если ранее президент Афганистана Хамид Карзай выступал за этот договор и даже лично продавливал его через совет старейшин (Лойя Джирга), то подписывать его сейчас он отказывается, требуя все новых и новых преференций для афганского правительства.
О том, что ситуация в Афганистане осложнится в связи с выводом войск НАТО в 2014 году неоднократно говорили эксперты и политики по всему миру, приводя в пример Ирак. Но что произойдет в странах Центральной Азии? О ситуации в регионе рассуждает российский информационно-аналитический федеральный портал «Islamtoday».
Кыргызстан, охваченный политической нестабильностью из-за низких темпов экономического роста и бесконечной борьбы за власть между его северными и южными кланами, уже пережил две революции в 2005 и 2010 годах. Политическая оппозиция активно стремится свергнуть власть, подтачивая ее авторитет внутри страны при активном участии радикальных групп. Узбекистан и Казахстан хотя и считаются более стабильными государствами, но предстоящая передача власти в странах с не самыми сильными демократическими традициями влечет с собой определенные риски, особенно учитывая активность запрещенных радикальных движений. В целом, Центральная Азия представляет собой нестабильный регион без единого политического и хозяйственного центра, ситуация в котором осложняется спорами вокруг водных ресурсов, множеством латентных конфликтов, этническими и межгосударственными противоречия, причем обострение одного противоречия может повлечь за собой обострение других.
В дальнейшем ситуация в регионе может развиваться по нескольким сценариям. Один из них – это усиление роли Китая, причем не только в экономическом, но и в военно-техническом аспектах. Однако, по всей вероятности, Китай не захочет повторять ошибок США и брать на себя роль единственного регионального гаранта безопасности и будет сотрудничать с другими региональными центрами силы (на центральноазиатском направлении Китаю не обойтись без России), однако в экономической, социально-гуманитарной и культурной сферах его влияние может оказаться доминирующим. Этому будет способствовать, во-первых, вложения КНР в экономику региона, которые будут на порядок выше российских или американских, что приведет к переориентации местных экономик на экономику Китая, во-вторых, экспансия Китая на рынке образовательных услуг и предоставление гражданам центральноазитатских государств возможности обучения в китайских образовательных центрах.
Сценарий, при котором США буду стараться сдержать рост влияния КНР также нельзя сбрасывать со счетов. В этой ситуации США вполне могут прибегнуть к заключению союза с Россией или другими странами региона, правда все эти формы кооперации будут носить, скорее, тактический и недолговременный характер. Сдержать экономическую экспансию КНР США вряд ли удастся и те будут вынуждены прибегнуть к средствам международных финансовых организаций, чтобы добиться, если не переориентации рынка центральноазиатских стран, то хотя бы закрепиться в качестве опоры для местных экономик. Культурное сотрудничество Китая, России, США и стран Центральной Азии, в этом случае, сделает регион своеобразным «культурным перекрестком».
Самый неблагоприятный сценарий – это возникновение локальных вооруженных конфликтов между государствами региона. Наиболее уязвимыми с точки зрения безопасности являются Таджикистан, Кыргызстан и частично Узбекистан. Во всех трех странах существуют внутренние факторы нестабильности, но наиболее опасным видится водный конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном фактически являющийся межгосударственным. Возможно возобновление гражданской войны в Таджикистане, при участии боевиков из соседнего Афганистана и наёмников с Ближнего Востока и Центральной Азии. Это, естественно, резко снизит инвестиционную привлекательность региона в глазах западных инвесторов, что заставит элиты обратиться за помощью к арабским инвесторам.
Краткий анализ возможных перспектив развития стран Центральной Азии после вывода войск НАТО из Афганистана позволяет заключить, что регион находится перед лицом очень серьезных экономических и политических вызовов. Другой вывод, который напрашивается в этой связи, заключается в том, что обеспечение международной безопасности – сложная и затратная задача, осуществление которой не под силу одному государству. США поняли это и уходят, предоставляя местным игрокам возможность совместного решения проблем, накопившихся за годы миссии НАТО в Афганистане.
http://www.knews.kg/politics/42142
О том, что ситуация в Афганистане осложнится в связи с выводом войск НАТО в 2014 году неоднократно говорили эксперты и политики по всему миру, приводя в пример Ирак. Но что произойдет в странах Центральной Азии? О ситуации в регионе рассуждает российский информационно-аналитический федеральный портал «Islamtoday».
Кыргызстан, охваченный политической нестабильностью из-за низких темпов экономического роста и бесконечной борьбы за власть между его северными и южными кланами, уже пережил две революции в 2005 и 2010 годах. Политическая оппозиция активно стремится свергнуть власть, подтачивая ее авторитет внутри страны при активном участии радикальных групп. Узбекистан и Казахстан хотя и считаются более стабильными государствами, но предстоящая передача власти в странах с не самыми сильными демократическими традициями влечет с собой определенные риски, особенно учитывая активность запрещенных радикальных движений. В целом, Центральная Азия представляет собой нестабильный регион без единого политического и хозяйственного центра, ситуация в котором осложняется спорами вокруг водных ресурсов, множеством латентных конфликтов, этническими и межгосударственными противоречия, причем обострение одного противоречия может повлечь за собой обострение других.
В дальнейшем ситуация в регионе может развиваться по нескольким сценариям. Один из них – это усиление роли Китая, причем не только в экономическом, но и в военно-техническом аспектах. Однако, по всей вероятности, Китай не захочет повторять ошибок США и брать на себя роль единственного регионального гаранта безопасности и будет сотрудничать с другими региональными центрами силы (на центральноазиатском направлении Китаю не обойтись без России), однако в экономической, социально-гуманитарной и культурной сферах его влияние может оказаться доминирующим. Этому будет способствовать, во-первых, вложения КНР в экономику региона, которые будут на порядок выше российских или американских, что приведет к переориентации местных экономик на экономику Китая, во-вторых, экспансия Китая на рынке образовательных услуг и предоставление гражданам центральноазитатских государств возможности обучения в китайских образовательных центрах.
Сценарий, при котором США буду стараться сдержать рост влияния КНР также нельзя сбрасывать со счетов. В этой ситуации США вполне могут прибегнуть к заключению союза с Россией или другими странами региона, правда все эти формы кооперации будут носить, скорее, тактический и недолговременный характер. Сдержать экономическую экспансию КНР США вряд ли удастся и те будут вынуждены прибегнуть к средствам международных финансовых организаций, чтобы добиться, если не переориентации рынка центральноазиатских стран, то хотя бы закрепиться в качестве опоры для местных экономик. Культурное сотрудничество Китая, России, США и стран Центральной Азии, в этом случае, сделает регион своеобразным «культурным перекрестком».
Самый неблагоприятный сценарий – это возникновение локальных вооруженных конфликтов между государствами региона. Наиболее уязвимыми с точки зрения безопасности являются Таджикистан, Кыргызстан и частично Узбекистан. Во всех трех странах существуют внутренние факторы нестабильности, но наиболее опасным видится водный конфликт между Таджикистаном и Узбекистаном фактически являющийся межгосударственным. Возможно возобновление гражданской войны в Таджикистане, при участии боевиков из соседнего Афганистана и наёмников с Ближнего Востока и Центральной Азии. Это, естественно, резко снизит инвестиционную привлекательность региона в глазах западных инвесторов, что заставит элиты обратиться за помощью к арабским инвесторам.
Краткий анализ возможных перспектив развития стран Центральной Азии после вывода войск НАТО из Афганистана позволяет заключить, что регион находится перед лицом очень серьезных экономических и политических вызовов. Другой вывод, который напрашивается в этой связи, заключается в том, что обеспечение международной безопасности – сложная и затратная задача, осуществление которой не под силу одному государству. США поняли это и уходят, предоставляя местным игрокам возможность совместного решения проблем, накопившихся за годы миссии НАТО в Афганистане.
http://www.knews.kg/politics/42142
|