Коррупционеров просят побеспокоиться

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 20 Февраля 2008 в 13:35:53
Сергей ЗЛОТНИКОВ: «Уже то, что экс-председатель комитета нацбезопасности в розыске, говорит о том, насколько все запущено»

Степан Черкасов, 15.02.2008

Говорят, что политсовет партии «Нур Отан» готовит «расстрельные» списки высокопоставленных чиновников-коррупционеров. Публикация списков, по всей видимости, должна стать первым сокрушительным ударом из десяти запланированных на высшем уровне по доселе непобедимой отечественной коррупции. Планы партии разделили социально активное общество на восторженных оптимистов и унылых скептиков.

Первые просят: «Огласите весь список, пожалуйста» и примерно накажите казнокрадов и вымогателей! Вторые, по своему обыкновению, нудят о популизме и ни во что не верят, хотя и ехидно предлагают «Нур Отану» скопировать из журнала «Форбс» список казахстанских миллионеров, добавив к нему отечественных богатеев, имеющих в собственности виллы и самолеты, месторождения нефти и газа, угля и меди и т.д. и т.п.

Можно, бормочут пессимисты, пройтись с пылесосом по тихим коридорам верховной власти. Помахать метелкой на таможне, в судах и финполиции. Поработать скребком в акиматах, органах юстиции и полиции. Протереть пыль в центрах недвижимости, министерствах здравоохранения, образования, внутренних дел. Словом, коррупционной грязи у нас, уверяют скептики, по самое не хочу. Да вот только убирать ее никто по-настоящему не станет.

Ну, на то они и скептики, чтобы во всем сомневаться. Золотую середину между ними и оптимистами мы попытались найти в общественном антикоррупционном фонде, поговорив с исполнительным директором этой организации Сергеем Злотниковым.

Чистить начнем с головы

Сергей, как Вы думаете, по каким признакам партийцы станут вычислять коррупционеров? Кто он, коррупционный герой нашего времени, и вправе ли политическая партия подменять правоохранительные органы и КНБ?

– Согласно Конституции и законодательству республики общественные объединения и политические партии не должны подменять собой правоохранительные органы и вмешиваться в их деятельность. Выявлять коррупционные правонарушения обязано в первую очередь государство. Но это не значит, что политические партии не могут заниматься борьбой с коррупцией. В условиях однопартийности без здоровой конкуренции на политическом поле сделать это будет достаточно сложно, однако коррупционеров разоблачать необходимо, в том числе и в стане «Нур Отана». Так или иначе, в правящей партии больше всего высокопоставленных чиновников, начальников, ответственных сотрудников.

Если вернуться во времена советской системы, то, вспомните, там все контролировалось через партийные структуры. В наше время общественный и партийный контроль у нас утрачен. Поэтому, на мой взгляд, инициатива «Нур Отана» заслуживает внимания. Но при этом партийцы не должны скатываться до охоты на ведьм и поиска стрелочников. Всегда есть опасность того, что исполнители отрапортуют, сделают какие-то телодвижения, изобразят бурную деятельность, но воз останется на том же месте. К сожалению, партия власти и другие политобъединения занимаются борьбой с коррупцией только, когда этого требует президент.

Некоторые наблюдатели считают, что нынешняя кампания развернута властью с целью «подшлифовать» верхушку «Нур Отана». Вы разделяете такое мнение?

– Наверное, и в этом есть зерно истины, но, с другой стороны, где гарантии, что на место смещенных коррупционеров не придут другие. Сейчас нужно выявлять механизмы возникновения коррупции, а не искать виноватых. Ситуация с ростом этой инфекции не позволяет играть в аппаратные игры. Казахстан занимает153 место из 186 стран по индексу коррупции. Республика до сих пор не ратифицировала ни одного международного антикоррупционного документа. Нам надо приводить в соответствие республиканское законодательство – без этого наступление на коррупцию будет простой формальностью.

Из лейтенантов – в генералы

Каким Вам видится обобщенный портрет доморощенного коррупционера?

– Посмотрите на чиновника, получающего среднестатистический оклад, но при этом раскатывающего на шикарном авто и живущего в роскошном особняке. За десять лет после введения декларации о доходах чиновников еще никому не сказали, что он живет не по средствам. Когда по действующему закону любые затраты на строительство индивидуального жилья и стройматериалы не подлежат мерам финансового контроля, то почему бы чиновникам не порезвиться?

Наш герой – это тот, кто идет во власть, чтобы зарабатывать большие деньги. Кто ни единого дня не работал в бизнесе, но имеет многомиллионное состояние. Это тот, кто в условиях советской системы ел икру под одеялом, а сегодня не стесняется покупать яхты, конюшни и ипподромы. Это лейтенант с медицинским образованием, который за одну ночь становится генералом, или вчерашний выпускник юридического факультета, который, имея минимальный опыт, назначается председателем суда. Это тот, кто сумел купить себе выгодную должность, хлебное местечко.

За годы независимости властями было создано множество комиссий по борьбе с коррупцией. Но при этом ни одного крупного коррупционного дела не было доведено до справедливого приговора. Что мешало: никто не хотел рубить сук, на котором сидел, или руки сдавила связка политика –бизнес – криминал?

А может, недостаточно хороша законодательная база?

– Не надо переоценивать значение этих комиссий, они были лишь совещательно-консультативным органом. Сейчас существует агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, так сказать, форпост борьбы. Но этого недостаточно, необходимы системные меры по совершенствованию законодательной базы. Нужно предусмотреть ответственность за злоупотребление должностными полномочиями со стороны работников правоохранительных органов. Такая мера закреплена в законодательствах ряда европейских стран.

Что касается судебной системы, то она, на мой взгляд, нуждается не в реформах, а в изучении и внедрении опыта тех же европейских стран. Там, если в результате несправедливого вердикта судьи будет нанесен ущерб, то ему придется возмещать убытки. А у нас суд одной инстанции принимает положительное решение, а другой – его отменяет. Никто ответственности за это не несет. Отсюда и недоверие граждан, и произвол судей.

Надо развивать институт защиты свидетелей. Наш человек боится свидетельствовать в суде, он знает, что в критический момент его никто не защитит. Еще один больной вопрос – это проведение антикоррупционной экспертизы. Сейчас этим занимается Министерство юстиции, которому, кстати, на это выделены солидные деньги, но о качественно проведенных экспертизах я до сих пор не слышал.

Думаю, что в целом наше законодательство не такое уж плохое. Оно просто не работает или работает избирательно. Хотя у нас закон один для всех, на всех его просто не хватает.

Взятка сильнее закона

Некоторые наблюдатели считают, что десять мощных ударов по коррупции попадут в пустоту и антикоррупционная волна этого года оставит после себя только пену. У Вас есть иной вариант развития событий?

– Я думаю, что сегодня сложились все условия для того, чтобы навести порядок в системе госуправления. В ближайшее время мы вступим в ВТО, что снимет ограничения для притока иностранных инвесторов в Казахстан. И мы должны показать всему миру, что у нас цивилизованные законы. Если не поменять архаичную, неработающую судебную систему, то это понизит инвестиционный климат, труднее будет пережить экономический кризис. Страна нуждается в долгосрочных инвесторах, в разработке сырьевой сферы. А инвесторам в свою очередь необходимы нормальные условия для ведения бизнеса. Пока же у нас доминирует взятка, а не закон.

Сегодня коррупция достигла такого уровня, что реально угрожает национальной безопасности страны. То, что экс-председатель Комитета национальной безопасности в розыске, говорит о том, насколько у нас все запущено. Очень сильно влияние финансово-промышленных групп на принятие политических решений. Бизнес и политика в Казахстане – это неразделимые понятия. В сырьевом секторе существуют проблемы «черных дыр». Никто толком не проанализировал, какое количество оффшорных компаний в сырьевом секторе, какие бонусы и прибыли оседают в карманах наших недобросовестных чиновников.

Скажите честно, Вы сами верите в позитивные результаты этой акции?

– Если этим будет заниматься только одна партия, то успех маловероятен. Когда в борьбе с коррупцией будет заинтересовано все общество, парламент, маслихаты, органы местного самоуправления, тогда, я думаю, нас ждет успех. Хочется верить в какие-то позитивные результаты.

Республика
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь