Казахстан - председатель ОБСЕ: закономерность или исключение?
admin 27 Января 2010 в 09:12:52
Подходит к концу первый месяц давно ожидаемого председательства Казахстана в ОБСЕ. Конечно, подводить какие-либо, даже промежуточные итоги еще рано.
Но уже сегодня можно предположить, что оно будет коренным образом отличаться от председательств прочих государств, имевших место как минимум на протяжении прошедшего десятилетия.
Вообще, когда говорят, что председательство Казахстана в ОБСЕ является неким авансом этой стране, не вполне понятно: почему, например, в отношении той же Греции - прошлогоднего председателя организации - ничего подобного никогда не говорилось? В условиях стремительного падения авторитета ОБСЕ, все большее число государств приходит к пониманию: страной-председателем организации должна стать та, что согласна взяться за миссию генератора идей, способствующих динамичности и результативности любых решений.
Сегодняшний Казахстан наиболее соответствует данной цели. И хотя решение о кресле главы в ОБСЕ образца 2010 года принималось несколько лет тому назад, о необходимости серьезных реформ в организации стали все чаще говорить именно в последние год-полтора.
Критики Казахстана вменяли последнему в вину проблемы с нарушением прав человека, коррупцией и прочими неприглядными социально-политическими явлениями. Данные аргументы создавали непреодолимые барьеры для довольно многих стран-членов ОБСЕ с переходной экономикой и развивающейся системой государственного управления стать равноправными государствами в рамках ее организационной структуры, и, по сути, лишали их надежды когда-либо претендовать на высокий пост. Данная ситуация создавала у многих государств своеобразный комплекс неполноценности и делала перспективы их участия в ОБСЕ весьма расплывчатыми. И именно аргументы в пользу привлечения к практическому участию в делах ОБСЕ всех без исключения ее участников, стали решающими при выборе Казахстана. Но, дело не только в этом.
Ни для кого не секрет, что Казахстан всегда выделялся своими международными инициативами. Причем многие из них уже давно и успешно реализуются на пространстве ОБСЕ.
К одной из таких инициатив относится Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), о необходимости создания которого 17 лет назад заявил президент Казахстана Н. Назарбаев.
Примечательно, что одной из главных целей структуры является создание переговорного процесса для разрешения давних азиатских споров с участием стран, непосредственно задействованных в конфликтах или страдающих от них.
Сегодня в СВМДА входит 20 государств. В этом году его председателем стала Турция. Достаточно будет сказать, что общая площадь территории участников Совещания составляет 38,8 млн. кв. км, или примерно 89% всей территории Азиатского региона и 72% территории Евразийского материка. В них проживает более 2,8 млрд. человек, что составляет 45% всего населения земного шара.
Важно отметить, что в канун вступления в должность председателя ОБСЕ Казахстан выступил с рядом еще важных инициатив, поддержанных ООН. Так, 29 августа по его инициативе был объявлен международным Днем действий против ядерных испытаний. При самом деятельном участии Астаны 2010 год провозглашен Международным годом сближения культур. И проведение на регулярной основе съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане тоже было одобрено на основе казахстанской инициативы.
Не случайно девизом казахстанского председательства в ОБСЕ стала приверженность четырем "Т": Trust (доверие друг к другу); Tradition (приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ); Transparency (максимальную открытость) и Tolerance (укрепление межкультурного и межцивилизационного диалога). Причем, последняя "Т" станет для республики основным приоритетом на время пребывания на новом посту.
Для Азербайджана, главной внешней и внутриполитической проблемой которого остается проблема урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, важно отношение Казахстана и подходы к его решению.
Будучи дружественной Азербайджану страной, Казахстан неоднократно выступал в поддержку территориальной целостности нашей страны. Недавно президент Азербайджана И. Алиев сделал заявление, которое проливает свет на особенности сегодняшнего состояния переговорного процесса: "Документ, принятый по этому вопросу на состоявшемся в конце прошлого года в Афинах заседании ОБСЕ на уровне министров иностранных дел, четко показывает пути урегулирования конфликта. В нем указывается, что эта проблема должна быть решена в рамках территориальной целостности стран. Считаю, что ключевой момент состоит в том, что впервые Армения присоединилась к этому документу, подписала его и, таким образом, признала решение проблемы в рамках территориальной целостности. Что же касается вопроса самоопределения народов, то он может быть решен в рамках территориальной целостности стран. Все международные документы поддерживают именно такой подход. В том числе и принятый в 1975 году в Хельсинки документ, являющийся основным и для настоящего времени, указывает на решение проблемы именно этим путем".
Хочется отметить, что именно это совещание подводило итоги председательствования Греции в ОБСЕ и намечало основной вектор политики для будущего председательствования Казахстана.
Через несколько недель Южный Кавказ посетит министр иностранных дел РК Канат Саудабаев. Это будет его первый визит в качестве действующего председателя ОБСЕ. Он показывает, что и в новом качестве не намерен выбирать "легкие" темы и собирается добиваться серьезных результатов даже на таких, казалось бы "провальных" направлениях.
Между тем обращающая на себя активность в процессе урегулирования, вкупе с активностью самого председателя ОБСЕ, да к тому же помноженная на желание основных политических игроков региона найти наконец выход из карабахского тупика выглядит многообещающей.
Не менее сложна и ситуация в соседней Грузии, отношения которой с Россией омрачают сразу два конфликта: абхазский и юго-осетинский.
"Содействие решению "затяжных конфликтов" является неизменным приоритетом любого председательства, и мы постараемся внести свой посильный вклад в этот нелегкий процесс", - сказал недавно Саудабаев.
В существующей ситуации - достаточно смелое заявление. Оно отменяет любое исключение и подводит достаточное основание под председательство Казахстана в ОБСЕ.
Оригинал публикации: Gazeta.kz
Но уже сегодня можно предположить, что оно будет коренным образом отличаться от председательств прочих государств, имевших место как минимум на протяжении прошедшего десятилетия.
Вообще, когда говорят, что председательство Казахстана в ОБСЕ является неким авансом этой стране, не вполне понятно: почему, например, в отношении той же Греции - прошлогоднего председателя организации - ничего подобного никогда не говорилось? В условиях стремительного падения авторитета ОБСЕ, все большее число государств приходит к пониманию: страной-председателем организации должна стать та, что согласна взяться за миссию генератора идей, способствующих динамичности и результативности любых решений.
Сегодняшний Казахстан наиболее соответствует данной цели. И хотя решение о кресле главы в ОБСЕ образца 2010 года принималось несколько лет тому назад, о необходимости серьезных реформ в организации стали все чаще говорить именно в последние год-полтора.
Критики Казахстана вменяли последнему в вину проблемы с нарушением прав человека, коррупцией и прочими неприглядными социально-политическими явлениями. Данные аргументы создавали непреодолимые барьеры для довольно многих стран-членов ОБСЕ с переходной экономикой и развивающейся системой государственного управления стать равноправными государствами в рамках ее организационной структуры, и, по сути, лишали их надежды когда-либо претендовать на высокий пост. Данная ситуация создавала у многих государств своеобразный комплекс неполноценности и делала перспективы их участия в ОБСЕ весьма расплывчатыми. И именно аргументы в пользу привлечения к практическому участию в делах ОБСЕ всех без исключения ее участников, стали решающими при выборе Казахстана. Но, дело не только в этом.
Ни для кого не секрет, что Казахстан всегда выделялся своими международными инициативами. Причем многие из них уже давно и успешно реализуются на пространстве ОБСЕ.
К одной из таких инициатив относится Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), о необходимости создания которого 17 лет назад заявил президент Казахстана Н. Назарбаев.
Примечательно, что одной из главных целей структуры является создание переговорного процесса для разрешения давних азиатских споров с участием стран, непосредственно задействованных в конфликтах или страдающих от них.
Сегодня в СВМДА входит 20 государств. В этом году его председателем стала Турция. Достаточно будет сказать, что общая площадь территории участников Совещания составляет 38,8 млн. кв. км, или примерно 89% всей территории Азиатского региона и 72% территории Евразийского материка. В них проживает более 2,8 млрд. человек, что составляет 45% всего населения земного шара.
Важно отметить, что в канун вступления в должность председателя ОБСЕ Казахстан выступил с рядом еще важных инициатив, поддержанных ООН. Так, 29 августа по его инициативе был объявлен международным Днем действий против ядерных испытаний. При самом деятельном участии Астаны 2010 год провозглашен Международным годом сближения культур. И проведение на регулярной основе съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане тоже было одобрено на основе казахстанской инициативы.
Не случайно девизом казахстанского председательства в ОБСЕ стала приверженность четырем "Т": Trust (доверие друг к другу); Tradition (приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ); Transparency (максимальную открытость) и Tolerance (укрепление межкультурного и межцивилизационного диалога). Причем, последняя "Т" станет для республики основным приоритетом на время пребывания на новом посту.
Для Азербайджана, главной внешней и внутриполитической проблемой которого остается проблема урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, важно отношение Казахстана и подходы к его решению.
Будучи дружественной Азербайджану страной, Казахстан неоднократно выступал в поддержку территориальной целостности нашей страны. Недавно президент Азербайджана И. Алиев сделал заявление, которое проливает свет на особенности сегодняшнего состояния переговорного процесса: "Документ, принятый по этому вопросу на состоявшемся в конце прошлого года в Афинах заседании ОБСЕ на уровне министров иностранных дел, четко показывает пути урегулирования конфликта. В нем указывается, что эта проблема должна быть решена в рамках территориальной целостности стран. Считаю, что ключевой момент состоит в том, что впервые Армения присоединилась к этому документу, подписала его и, таким образом, признала решение проблемы в рамках территориальной целостности. Что же касается вопроса самоопределения народов, то он может быть решен в рамках территориальной целостности стран. Все международные документы поддерживают именно такой подход. В том числе и принятый в 1975 году в Хельсинки документ, являющийся основным и для настоящего времени, указывает на решение проблемы именно этим путем".
Хочется отметить, что именно это совещание подводило итоги председательствования Греции в ОБСЕ и намечало основной вектор политики для будущего председательствования Казахстана.
Через несколько недель Южный Кавказ посетит министр иностранных дел РК Канат Саудабаев. Это будет его первый визит в качестве действующего председателя ОБСЕ. Он показывает, что и в новом качестве не намерен выбирать "легкие" темы и собирается добиваться серьезных результатов даже на таких, казалось бы "провальных" направлениях.
Между тем обращающая на себя активность в процессе урегулирования, вкупе с активностью самого председателя ОБСЕ, да к тому же помноженная на желание основных политических игроков региона найти наконец выход из карабахского тупика выглядит многообещающей.
Не менее сложна и ситуация в соседней Грузии, отношения которой с Россией омрачают сразу два конфликта: абхазский и юго-осетинский.
"Содействие решению "затяжных конфликтов" является неизменным приоритетом любого председательства, и мы постараемся внести свой посильный вклад в этот нелегкий процесс", - сказал недавно Саудабаев.
В существующей ситуации - достаточно смелое заявление. Оно отменяет любое исключение и подводит достаточное основание под председательство Казахстана в ОБСЕ.
Оригинал публикации: Gazeta.kz
|