F-22 Raptor — только не для войны.

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 16 Мая 2012 в 11:30:01
6 мая телеканал CBS показал в программе «60 минут» двух американских пилотов, которые объяснили ведущему, почему они боятся летать на лучшем в мире истребителе F-22 Raptor. Сюжет вызвал бурную реакцию в американском обществе, но на наш взгляд запоздалую. Известно, что ВВС закупили 179 истребителей F-22 по цене более чем 400 миллионов долларов за штуку, но ни один из этих чудо-самолетов не принял участие в боевых действиях ни в Ираке, ни в Ливии ни в Афганистане.

Почему США отстранили F-22 от участия в ливийской операции

После начала военной операции западной коалиции в Ливии США неожиданно стали объяснять, по каким причинам их «самый совершенный истребитель» — F-22 Raptor — не принимает участия в боевых действиях, хотя таких объяснений от американских военных, вроде бы, никто не требовал. Даже больше, ВВС США вдруг посчитали необходимым публично объяснить, почему они не будут модернизировать системы связи F-22, а также из-за выявленных неполадок урезали предельную высоту полета самолета более чем вдвое. Учитывая, что истребитель за шесть лет своей службы ни разу не принимал участия в боевых действиях, такое поведение американских военных заставляет задуматься о реальных возможностях «Раптора».

Была бы возможность

Военная операция западной коалиции в Ливии началась 19 марта 2011 года. В ней приняли участие ВВС и ВМС Великобритании, Франции, США, Италии и Канады, причем основные боевые задачи выполняли истребители F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Rafale и Panavia Tornado GR4. Незадолго до начала операции, получившей название «Одиссея. Рассвет», некоторые американские и европейские аналитики предвкушали участие в ней американского истребителя F-22 Raptor, единственного в мире боевого самолета пятого поколения, принятого на вооружение.

Однако ожидания экспертов не оправдались — F-22 в небе Ливии так и не появился, причем, согласно заявлению ВВС США, не появится и впредь. Несмотря на то, что другие участники западной коалиции участия F-22 в военной операции и не ожидали, США вдруг решили оправдаться, назвав массу причин, по которым знаменитые «Рапторы» не были направлены на обеспечение бесполетной зоны над территорией Ливии.

Первым по этому вопросу 22 марта 2011 года высказался аналитик Лексингтонского института Лорен Томпсон. По его словам, самый продвинутый американский боевой самолет просто не предназначен для выполнения военных задач, подобных тем, что реализовывались в Ливии в самом начале «Одиссеи». Напомним, основной целью первого этапа военной операции было обеспечение бесполетной зоны над территорией африканского государства, для чего необходимо было вывести из строя все системы противовоздушной обороны, находившиеся под контролем войск, лояльных Муаммару Каддафи. При этом противостояние ливийской авиации в расчет не принималось (и действительно, с начала «Одиссеи» ни один ливийский самолет не был замечен в воздухе).

Томпсон отметил, что F-22 физически не предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Самолет может быть вооружен двумя корректируемыми бомбами JDAM калибра 450 килограммов, которые способны, однако, поражать стационарные, но не движущиеся цели. Кроме того, как выяснилось, радар F-22 не способен картографировать местность, как это делают РЛС с синтезированной апертурой, а значит, не может самостоятельно выбирать наземные цели. Это фактически означает, что если F-22 в нынешнем своем виде и будет использоваться для бомбардировки каких-либо объектов, информация о целях будет загружаться в бортовой компьютер самолета еще до взлета.

Но и на этом перечисление недостатков американского истребителя пятого поколения не закончилось. Оказалось, что истребитель имеет весьма ограниченные возможности связи. Самолет способен обмениваться информацией только лишь с другими F-22 в звене. Raptor оснащен и «урезанной» системой связи стандарта Link 16, широко используемой военными США и НАТО, но она работает исключительно на прием оперативных сведений от других самолетов и вертолетов и не может быть использована для передачи данных. При создании F-22 инженеры намеренно ограничили возможности связи истребителя, чтобы обеспечить еще большую его малозаметность — предполагается, что в случае боевого применения самолет всегда будет действовать в режиме радиомолчания.

На умозаключения Томпсона можно было бы закрыть глаза — бывает, что аналитики рассказывают вещи, которые впоследствии либо опровергаются военными, либо так и не выходят за рамки домыслов и догадок, не находя фактического подтверждения. Тем не менее, в конце марта 2011 года по вопросу неучастия F-22 в ливийской операции решил высказаться лично командующий ВВС США Нортон Шварц. По его словам, американский истребитель не принимает участия в ливийской операции, потому что территориально находится далеко от района боевых действий.

«Если бы F-22 были размещены на одной из баз в Европе, они несомненно приняли бы участие в ливийской операции», — заявил Шварц. При этом он добавил, что «поскольку операция в Ливии началась относительно быстро, было принято решение использовать различные ресурсы, расположенные неподалеку». В настоящее время американские F-22, по данным ВВС США, базируются в Виргинии, Нью-Мехико, Калифорнии, Флориде, Аляске и на Гавайях. Под конец своего выступления Шварц заявил, что «факт неучастия F-22 в конкретно этой операции не является показателем его бесполезности».

В тот же день, выступая на слушаниях подкомитета по ассигнованиям Палаты представителей США, Шварц попытался объяснить, по какой причине ВВС в 2010 году решили отказаться от модернизации систем связи истребителя F-22, которую планировалось провести в рамках программы Increment 3.2. По словам Шварца, на F-22 планировалось установить систему связи стандарта MADL, которая в настоящее время создается для перспективных истребителей F-35 Lightning II. Новая система MADL пока не прошла проверку на боевое применение, а значит, ее использование на F-22, по словам Шварца, означает лишние траты и определенный риск, на которые ВВС пойти не могут. При этом остальные параметры программы Increment 3.2 будут реализованы.

Характеристики F-22
Экипаж: 1 человек;
Длина: 18,9 метра;
Размах крыльев: 13,56 метра;
Масса пустого: 19,7 тонны;
Максимальная взлетная масса: 38 тонн;
Двигатели: 2 P&W F-119-PW-100 тягой 140 килоньютонов;
Тяговооруженность: 1,08;
Максимальная скорость: 2,25 числа Маха;
Крейсерский сверхзвук: 1,5 числа Маха;
Боевой радиус: 759 километров;
Потолок: 19,8 тысячи метров;
Вооружение: 20-миллиметровая пушка, до шести ракет класса «воздух-воздух» или две бомбы JDAM, четыре точки подвески на крыльях для вооружения массой до 2,3 тонны.

Бывший руководитель разведки ВВС США Дэвид Дептула, присутствовавший на слушаниях в Палате представителей, жестко раскритиковал отказ от установки MADL на истребители F-22. По его словам, было бессмысленно создавать «самый совершенный истребитель в мире», чтобы потом не иметь возможности обмениваться данными с другими самолетами. «Тут мудрости на пенни, а дурости на фунт», — такими словами Дептула прокомментировал решение ВВС США отказаться от установки систем MADL на истребители F-22.

Любопытно все же, что для того, чтобы позволить F-22 обмениваться информацией с другими самолетами, вертолетами и наземными подразделениями, ВВС США создали специальный воздушный боевой узел связи. В его состав вошли шесть специальных версий беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk Block 20, с которыми истребители способны обмениваться данными. При этом беспилотники умеют ретранслировать данные с F-22 на другие самолеты и вертолеты, оборудованные системой Link 16. Такая связка создана на случай ведения масштабных боевых действий и в реальности пока еще не применялась.

То есть ВВС США фактически подтвердили, что возможность обмена данными пилотам F-22 все же нужна. Но для чего нужно было создавать для «Раптора» отдельный узел связи и отказываться от модернизации собственных систем связи истребителя, не совсем понятно. Вероятно, ставка по-прежнему делается на малозаметность — обмениваясь информацией с узлом связи, F-22 получает более широкий доступ к оперативной информации, не выдавая при этом своего местоположения.

Любопытно, что F-22 был принят на вооружение ВВС США в 2005 году. С тех пор он не принимал участия ни в одной военной кампании, которые США вели за пределами страны. С одной стороны, американский истребитель слишком дорог для участия в военных действиях в Пакистане, Ираке, Афганистане или Сомали. Но с другой, как еще можно проверить все возможности самолета, который на деле свое «могущество» пока так и не доказал.

Технические неприятности

Очередной удар по имиджу американского истребителя пятого поколения был нанесен в конце марта 2011 года, когда выяснилось, что ВВС США ввели ограничение на предельную высоту полета F-22. Согласно распоряжению Авиационного боевого командования (ACC) ВВС США, предельная высота полета F-22 не должна превышать 7,6 тысячи метров — при том, что, согласно заявленным техническим характеристикам, «потолок» «Раптора» составляет около 20 тысяч метров. Причиной для такого решения стало расследование, целью которого является проверка бортовых систем генерации кислорода (OBOGS), установленных на многие истребители ВВС США.

По данным ACC, используемая военными OBOGS может быть дефектной. В частности, предполагается, что причиной потери F-22 17 ноября 2010 года на Аляске могли стать неполадки OBOGS. Эта система отвечает за генерацию кислорода и подачу дыхательной смеси в маску пилота на больших высотах полета. Из-за сбоя OBOGS пилот разбившегося F-22 Джеффри Хэни мог испытать кислородное голодание и потерять сознание. Введя запрет на обычные полеты, ВВС США при этом уточнили, что он не распространяется на боевые вылеты американских истребителей, которые по-прежнему не ограничены в своих перемещениях.

Ограничение в ACC пояснили тем, что на высоте полета в 15 тысяч метров и более пилот имеет в своем распоряжении всего десять секунд до потери сознания в случае, если прекращается подача кислорода в маску. Этого времени не хватит, чтобы снизить самолет до высоты, на которой можно дышать без маски с дыхательной смесью. Высота в 7,6 тысячи метров была сочтена командованием безопасной, потому что у пилота в случае прекращения поступления кислорода есть возможность снизиться до 5,4 тысячи метров — высоты, на которой уже можно дышать без маски.

Впрочем, авторитет F-22 был подорван много раньше. Так, в феврале 2010 года ВВС США на некоторое время приостановили полеты всех «Рапторов» — выяснилось, что корпус самолета неустойчив к воздействию влаги и легко поддается коррозии. Коррозия на истребителях обнаруживалась и раньше, но в данном случае оказалось, что система отвода лишней влаги от фонаря самолета конструктивно плоха и со своей задачей не справляется. В результате ржавчина появлялась на некоторых элементах фонаря самолета и даже внутри кабины пилота, причем появившаяся коррозия могла послужить причиной неполадок системы катапультирования.

В 2009 году ВВС США в качестве эксперимента направили 12 истребителей F-22 с Аляски на базу Андерсен на Гуаме. Дождливая погода на острове оказалась немилосердной к боевым машинам, и вскоре выяснилось, что в условиях повышенной влажности электронные системы самолетов работают нестабильно, а система охлаждения вычислительных компонентов во влажной атмосфере просто отказывается служить. Был ли исправлен этот недочет, неизвестно. Зато известно, что с тех пор F-22 во влажном климате больше ни разу не применялся.

В том же году бывший инженер Lockheed Martin Дэррол Олсен обвинил американскую компанию в создании бракованного F-22. По данным Олсена, на самолеты F-22 наносилось несколько лишних слоев покрытия, чтобы истребитель мог пройти все необходимые радиолокационные тесты. Брак же заключается в том, что радиопоглощающее покрытие F-22 без особого труда стирается с фюзеляжа под воздействием воды, масла или топлива. В Lockheed Martin обвинения Олсена отвергли, заявив, что при производстве самолета используется стойкое и качественное радиопоглощающее покрытие.

Модернизация
Начиная с 2012 года ВВС США будут тратить на модернизацию истребителей F-22 500 миллионов долларов ежегодно. В частности, начнется программа модернизации Increment 3.1, предполагающая установку нового бортового оборудования, авионики и программного обеспечения. Благодаря этой программе истребитель научится картографировать местность, выбирать наземные цели и применять новые бомбы SDB. Реализация программы модернизации Increment 3.2 начнется в 2014 году. По неподтвержденным данным, в результате этой программы F-22 получат обновленное программное обеспечение, некоторые новые элементы конструкции и новые вычислительные системы.

Двумя годами ранее была выявлена забавная неполадка в бортовом компьютере F-22. В феврале 2007 года ВВС США решили впервые вывести F-22 за пределы страны, перегнав несколько истребителей на базу ВВС Кадена на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с Гаваев, после пересечения 180-го меридиана — международной линии перемены дат — полностью лишилось навигации и частично — связи. На базу ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном обеспечении, из-за которого произошел сбой в работе компьютера при смене времени.

И это только те неполадки, о которых ВВС или министерство обороны США объявляли официально. При этом не исключено, что существуют и скрываемые недостатки самолета. Например, о неполадке бомбардировщиков B-2, в результате которой растрескивалась металлическая панель в хвостовой части самолета между двигателями, стало известно только после того, как инженеры Northrop Grumman нашли способ исправить ее.

Неполадки сложной военной техники вообще не являются чем-то экстраординарным, поскольку некоторые особенности эксплуатации невозможно учесть заранее. Эти «детские болезни» устраняются впоследствии по ходу использования и учитываются в более новых разработках. Но в истории с F-22 остается много необъяснимого. Ведь, и правда, не понятно, почему США в случае с ливийской операцией неожиданно стали оправдываться за отсутствие истребителя в воздушном строю коалиции, хотя в случае с Ираком или Афганистаном таких попыток не предпринималось.

Правда, история учит, что самое современное и дорогое вооружение используется в конфликтах, даже очень крупных, в последнюю очередь. Наиболее ярким примером этого могут служить британские линкоры класса «Дредноут» и немецкие «Нассау». Эти корабли простояли в портах приписки практически всю Первую мировую войну и были использованы в боевых действиях только в последние годы войны. 31 марта 2011 года Главное контрольное управление США объявило, что стоимость покупки одного F-22 для ВВС США составляет 411,7 миллиона долларов. В общей сложности, американские военные должны получить 187 F-22, 170 из которых уже приняты на вооружение.

Василий Сычев
Lenta
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Кукуфс 16.05.2012 в 11:50:17   # 197338
  Беня Ладен 16.05.2012 в 13:32:47   # 197366
ДА им пофиг сколько они денег вбухивают в разработки оружия, потому что эти деньги они же и печатают
  Гость 16.05.2012 в 16:05:51   # 197419
блеа тяжко читать)
  kukufsss 16.05.2012 в 16:51:00   # 197429
многабукаф ниасилил
  bob153370 16.05.2012 в 18:34:51   # 197458
и это самолет 5-го поколения?
да мой самокат навороченней !!!
  Ереке 16.05.2012 в 20:18:21   # 197477
Че-то пошла тенденция со стороны америкосов - кричать на каждом углу о том, что у них самолеты плохие, ПРО не работает и т.д.Смахивает на дезу, типа нас нечего боятся, мы щас не в состоянии воевать... сказки короче
  Гость 16.05.2012 в 23:40:51   # 197508
Есть старая армейская пословица:

"На войне, как и на банкете - самое лучшее подают в конце..."
  Гость 17.05.2012 в 08:49:13   # 197535
Пентагон отрепетировал нападение на Россию и Китай
07.05.12 17:55 Армия, ВПК, спецслужбы

В рамках масштабных учений под кодовым названием Operation Chimichanga Пентагон показал миру новую войну.

Возможно, в будущем это станет одним из стандартных способов ведения боевых действий. Во всяком случае, предпосылки очевидны.

4 апреля Пентагон провел масштабные учения, сочетавшие компьютерное моделирование и участие реальных самолетов из Форт-Юкон (Аляска). В учении под кодовым названием Operation Chimichanga впервые была проверена новая концепция сверхдальних ударов с применением истребителей пятого поколения F-22 и сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B.

Сценарий Chimichanga напоминает операцию 1986 года "Каньон Эльдорадо", когда группировка из около 150 американских самолетов совершила сверхдальний перелет и нанесла удар по военным объектам и резиденции Каддафи. Сегодня появилась более совершенная военная техника, включая стелс-самолеты, мощное высокоточное оружие, и опыт этой операции переработан и усовершенствован в Chimichanga.

Можно сказать, что подобные удары станут основным способом "наказания" и уничтожения инфраструктуры небольших стран, а также совершенно новым методом достижения военного превосходства в войне с большими государствами, имеющими мощную армию и протяженную территорию.

Operation Chimichanga. Сценарий

Задачей учения Chimichanga было нанесение неожиданного ошеломляющего удара с целью уничтожения или существенного ослабления ПВО противника, разрушения важнейших объектов инфраструктуры, пусковых установок стратегических/оперативно-тактических ракет, кораблей на стоянках и т.д.

По замыслу американских военных, удар будет настолько мощным и неожиданным, что противник просто не успеет оказать существенное сопротивление.

Нечто подобное пережили сами американцы во время атаки базы ВМС в Перл-Харбор.

Добиться внезапности планируется с помощью малозаметных истребителей F-22. Сам удар будет осуществляться с удаленных от цели аэродромов.

Например, от Форт-Юкона до Москвы по прямой лететь около 6400 км. На первый взгляд, это очень далеко, однако учения с перелетами в 3500-4000 км для летчиков-истребителей - обычное дело, а для межконтинентального бомбардировщика B-1B - тем более.

В ливийской войне 2011 года B-1B взлетали с авиабазы в Южной Дакоте и наносили удары по территории Ливии, пролетая расстояние около 9000 км.

Стелс-бомбардировщики B-2 проделывали тот же "трюк".

В операции Chimichanga B-2 не участвовали, но если придется иметь дело с ядерной державой, такой как Россия или Китай, эти бомбардировщики обязательно будут применяться, прежде всего, для уничтожения мобильных и шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.

Первым признаком начала операции Chimichanga для противника станут… взрывы бомб на позициях ПВО.

Внезапная атака будет произведена стелс-истребителями F-22 Raptor. В зависимости от обстановки они выйдут к целям на предельно малых (менее 100 м) или на больших (до 15000 м) высотах.

Цели будут заранее выявлены с помощью спутниковой разведки, а также обнаруживаться пассивными сенсорами F-22.

Истребители F-22 могут нести две тяжелые 450-кг высокоточные бомбы JDAM GBU-32 или восемь 130-кг бомб SDB.

Самолеты с тяжелыми бомбами уничтожат крупные укрепленные объекты: командные пункты армии, электростанции, взлетно-посадочные полосы военных авиабаз.

Самолеты, вооруженные SDB, нацелятся на радары и пусковые установки зенитных ракетных комплексов. Благодаря малозаметности F-22 и большой дальности полета SDB (около 110 км), по мнению американских военных, можно без особого риска уничтожать даже комплексы типа С-300, не говоря уже о "Бук-ах" и "Тор-ах".

Бомба SDB имеет 93-кг боевую часть проникающего типа, способную пробить железобетонную плиту метровой толщины, а также поразить любую бронетехнику.

Надо отметить, что толщина бетонной гермооболочки, защищающей реакторы, у большинства АЭС как раз составляет 1-1,5 м.

После того как истребители F-22 сбросят бомбы и выведут из строя все опасные зенитные средства, начнется фаза завоевания превосходства в воздухе.

Вторая волна авианалета, состоящая из истребителей F-22 и F-16 (в будущем их заменит F-35), должна уничтожить все истребители противника, которые все-таки смогут подняться с поврежденных аэродромов.

Параллельно истребители F-16 будут оперативно уничтожать "проснувшиеся" или уцелевшие средства ПВО. Для защиты от зенитных ракет и перехватчиков планируется использовать ракеты MALD, имитирующие радиолокационную сигнатуру истребителя, а также буксируемые приманки вроде ALE-50, которые "обманывают" радиолокационный взрыватель ракет, заставляя их взрываться на безопасном расстоянии от самолета.

F-22 и F-16 изолируют поле боя от воздушных сил противника и их союзников, открывая дорогу для третьей волны – бомбарди
  Гость 17.05.2012 в 08:50:06   # 197536
F-22 и F-16 изолируют поле боя от воздушных сил противника и их союзников, открывая дорогу для третьей волны – бомбардировщиков B-1B.

Тяжелые бомбардировщики B-1B являются основной ударной силой операции Chimichanga, которая должна нанести серьезный урон армии и экономике противника.

Благодаря высокой скорости полета и высокоточному оружию, боевая работа B-1B завершится очень быстро. Пролетая над целями, бомбардировщики "высыплют" очень мощные 900-кг бомбы GBU-31, причем каждый самолет может нести 24 такие бомбы. GBU-31 может оснащаться уникальной боевой частью BLU-119/B, которая пробивает многометровые бетонные перекрытия и выжигает все внутри.

Благодаря длительному и высокотемпературному воздействию этот боеприпас чрезвычайно эффективен против хранилищ оружия (в т.ч. химического и биологического), подземных командных пунктов, объектов промышленной инфраструктуры, многоэтажных зданий и т.п.

Для поражения особо "сложных" целей F-16 и B-1B будут применять высокоточные крылатые стелс-ракеты AGM-158 JASSM с дальностью полета 400 км (у варианта JASSM ER 900 км). Благодаря этому оружию бомбардировщик B-1B может на пролете поразить до 12 удаленных целей, защищенных мощной ПВО.

Надо отметить, что ракета JASSM была специально разработана для преодоления рубежей советских зенитных ракетных комплексов типа С-300, "Тор", "Бук", которыми вооружены Россия, Китай и многие другие страны.

Ракета оснащена мощной 450-кг фугасной или 108-кг проникающей боевой частью, способной пробить несколько метров бетона и, например, поразить пусковую установку баллистической ракеты, находящуюся в железобетонном укрытии.

Таким образом, с помощью ракет JASSM бомбардировщик B-1B, пролетающий над Москвой, может обстреливать цели вплоть до Нижнего Новгорода и Смоленска. Если использовать более дальнобойный вариант JASSM ER, то B-1B сможет "дотянуться" до Самары и Минска.

После опустошения бомбоотсеков бомбардировщики возьмут курс на аэродромы базирования.

Продолжительность операции Chimichanga не была названа - это зависит от того, какое расстояние над территорией противника придется преодолеть самолетам. Например, авианалет в ходе операции "Каньон Эльдорадо" длился менее 20 минут. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим, что войска Каддафи не смогли оказать практически никакого сопротивления – американцы потеряли лишь один самолет из сотни.

Ливийские перехватчики и вовсе не смогли взлететь, что еще раз подтверждает необходимость непрерывного патрулирования воздушного пространства авиацией ПВО.

Chimichanga аккумулирует большой опыт воздушных операций, накопленный со времен Второй мировой войны.

Большинство государств не смогут противостоять налету 50 истребителей F-22, 20-30 F-16 и около 60 B-1B.

Даже государства с относительно мощными армиями, вроде России и Китая, в настоящее время не готовы отразить такой удар.

Специфика планирования подобных операций минимизирует риск утечки информации: подлет к району атаки может происходить с нескольких направлений, а пилот узнает о задании уже на взлетно-посадочной полосе или даже в воздухе.

Рассмотрим гипотетический сценарий операции Chimichanga. Политические аспекты ответного ядерного удара не будем принимать во внимание, также как и возможность нейтрализации ядерного потенциала России крылатыми ракетами, ядерными бомбами и гиперзвуковым оружием глобального удара типа AHW.

Буксируемые приманки вроде ALE-50 способны "обмануть" примитивные радиолокационные взрыватели зенитных ракет

Как мы уже выяснили, с территории США до Москвы нужно пролететь около 7000 км. Бомбардировщики B-1B и B-2 могут преодолеть это расстояние без дозаправки менее, чем за 10 часов. Так, во время учений 4 апреля они совершили 10-часовой перелет (около 9000 км) и нанесли удар по условному противнику.

Истребители F-22 могут пролететь на полной заправке около 3000 км, т.е. им на подлете к цели потребуется две дозаправки. Однако истребители могут взлететь с территории, например Великобритании, как это было во время операции "Каньон Эльдорадо" или из другой европейской страны. Это сократит дальность перелета истребителей вдвое.
  Гость 17.05.2012 в 08:50:44   # 197537
Бомбардировщики могут зайти со стороны Северного полюса (B-2 в этом году как раз прошли сертификацию на такие полеты), а истребители F-22 и F-16 - пролететь над территорией балтийских государств, в обход Швеции.

На этом участке, находящемся под наблюдением многочисленных РЛС, F-22, скорее всего, снизятся до предельно малых высот.

Перелет Великобритания - Россия займет у сверхзвуковых истребителей более 2 часов.

С территории Польши истребители доберутся до Москвы за 1 час с небольшим, с территории Грузии – за 1,5 часа, Финляндии – за 1 час. С момента преодоления государственной границы РФ до момента пролета F-22 над Москвой пройдет всего полчаса.

Насколько эффективно могут сработать российские средства ПВО? Самые мощные радары системы предупреждения о ракетном нападении F-22 не заметят, поскольку предназначены для обнаружения атаки баллистических ракет.

Остаются радиолокационные станции ПВО, например, 55Ж6-1 "Небо-УЕ", которой начали вооружать московские части ПВО в 2009 году. Этот радар может обнаружить истребитель с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) 2,5 кв.м: на высоте 3000 м - с расстояния 170 км; на высоте 500 м - с расстояния 70 км. Но дело в том, что ЭПР, т.е. "заметность" F-22 минимум в 2 раза ниже. Таким образом, эти истребители могут лететь к Москве, постепенно снижаясь и оставаясь невидимыми.

Бывший министр обороны США Роберт Гейтс заявлял, что одна из задач F-22 – это уничтожение дальнобойных зенитных ракетных систем.

Однако тактика уничтожения ПВО истребителем F-22 засекречена, поскольку связана с секретными показателями ЭПР.

При этом, по заявлению специалистов компании Lockheed Martin, F-22 может безопасно приближаться к комплексу С-300 на расстояние 24 км. Как мы помним, дальность полета бомб SDB - около 110 км, поэтому F-22 могут неожиданно войти в воздушное пространство Москвы, совершив "прыжок" со сверхмалых высот на большие, и "рассыпать" бомбы в направлении позиций РЛС и ЗРК.

Бомбометание может производиться и со средних высот 1000-2000 м. В этом случае пилот F-22 может быстро "прижиматься к земле" в случае пуска зенитных ракет.

Дальность стрельбы ЗРК ЗРС С-300ПМУ2 составляет 200 км, перспективной ракеты 40Н6 комплекса С-400 - 450 км, но это максимальная дальность. По мнению американских военных специалистов, в реальных условиях боевого применения стрельба по высокотехнологичному самолету с расстояния более 70-100 км будет малоэффективной.

Но даже если предположить, что F-22 будет обнаружен российскими средствами ПВО, у "стелса" остается мощный потенциальный аргумент в виде перспективной крылатой ракеты вроде SMACM с дальностью стрельбы 460 км и весом 113 кг.

F-22 может взять во внутренние отсеки 4 SMACM. На подлете к цели SMACM может удаленно обмениваться данными с самолетом-носителем, что позволяет поразить средства ЗРК, которые начали "удирать" с позиций. Подобное оружие является серьезной угрозой для любых систем ПВО.

В будущем в сверхдальних воздушных рейдах будут участвовать ударные БПЛА X-47B

После подавления ПВО и бомбардировки авиабаз в районе Москвы истребителям F-22 останется удерживать превосходство в воздухе в течение максимум 15-20 минут, пока бомбардировщики будут уничтожать выбранные цели и отходить в направлении границы.

Операция Chimichanga - это не гипотетический сценарий. Так, в начале апреля в Карелии российская армия провела учение "Ладога-2012", в ходе которого отрабатывалось отражение массированного налета авиации. В ходе учения было совершено более 110 вылетов и сбито более 200 "самолетов", которые имитировались осветительными авиабомбами. В этих учениях участвовали около 50 самолетов, причем 30 прибыли с авиационных баз, расположенных в Калининградской, Курской, Мурманской и Тверской областях.

В операции Chimichanga участвует столько же высокотехнологичных истребителей последнего поколения, а в перспективе и ударные стелс-беспилотники вроде X-47B и Predator C Avenger. При этом на стороне нападающих фактор внезапности, а значит, заранее стянуть силы на их пути скорее всего не получится.

Поэтому единственным способом защиты от операций типа Chimichanga являются непрерывное дежурство перехватчиков на границах государства и в наиболее важных промышленных районах страны, а также высокотехнологичные средства наблюдения.

К сожалению, большинство государств не могут позволить себе такую "роскошь" и фактически беззащитны перед сверхдальним ударом ВВС США.

Михаил Левкевич
  Гость 17.05.2012 в 13:53:48   # 197662
да хрен с этой москвой.москва еще не вся россия.пока дежурят лодки с ядерным оружием вряд ли кто нападет.раптор самая большая афера.
  Беня Ладен 17.05.2012 в 14:04:22   # 197664
Лучшая защита - нападение, может и нам разработать план по захвату вселенной
  Гость 17.05.2012 в 15:07:23   # 197685
бляяя, как тролли уже зае*али!!! неужели никуя не ясно? тупоголовые, бляяяяяяя!!!! Америкосы никуя не умеют воевать, никуя не умеют готовить армейские кадры, никуя не умеют создавать нормальную военную технику. Изучите их историю войн со времен создания США. везде они проиграли, ВЕЗДЕ. Их малочисленные победы были достигнуты в результате предательства внутри стана их врага, либо необычайного ВЕЗЕНИЯ, поэтому их эти "победы" нельзя считать таковыми. политика да и только. Народ США - это потомки трусов, воров, предателей. Никуевый генотип, да? Армия США - пацанчики, пришедшие за баблом, а не воевать за Родину. Делайте выводы! если сумеете...
  Гость 17.05.2012 в 15:39:33   # 197705
Гость#197685, сам-то ты докуя?!
  Гость 17.05.2012 в 15:42:53   # 197707
Аффтар поливает грязью самолет вероятного противника, ну хуле пусть поливает. Слонам и Ослам похуй
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь