Минобразования исключили "Букварь" из учебной программы в Казахстане
едридмадрид 07 Марта 2017 в 11:19:39
Министерство образования оказалось в центре скандала не только из-за реформ в сфере высшего образования, но и школьного. С прошлого года предмет "Әліппе" или по-другому "Букварь", исчез из учебной программы первоклассников казахских школ. Пособие заменили другим предметом - "Сауат ашу", иначе говоря, "просвещение".
Первоклассники изучали "Әліппе" первые две четверти. После освоения программы, ученики даже прощались с букварем, и это было доброй традицией. А вот новая дисциплина "Сауат ашу" даже стала предметом иронии. Некоторые пользователи социальных сетей пишут, что теперь школьникам придется сказать "до свидания" просвещению. Научная интеллигенция, как и многие казахстанцы, выступили против переименования дисциплины. Депутат Мажилиса Парламента Бекболат Тлеухан на днях заявил, что "Әліппе" - это символическое название, к которому привыкли многие поколения, и попросил главного педагога страны Ерлана Сагадиева, вернуть его в программу. В министерстве образования, в свою очередь, сообщили, что "Әліппе" не отменили, а перевели в нулевой класс.
ЭЛЬМИРА СУХАНБЕРДИЕВА, вице-министр образования и науки РК:
- Большинство современных детей, как вы знаете, они уже идут в школы подготовленные, наши детки знают и буквы, и умеют уже читать, и в связи с этим педагогической общественностью было принято решение, что "Әліппе" должен быть в предшколе, в нулевом классе для подготовки детей к школе. Что министерство и сделало. Соответственно, в первых классах вместо предмета "Сауат ашу" будет введен предмет "Ана тілі".
Менің атым - Әліппе, мені анаңдай дәріпте. Мені оқып ержеткен. Бауыржан да, Мәлік те! Эти строки теперь будет знать не каждый казахстанский школьник. А лишь те, кто учился в нулевом классе. Первый Әліппе был написан на арабском языке и увидел свет в 1912-м году. Автор учебника - выдающий ученый-тюрколог, лингвист Ахмет Байтурсынов. И поэтому исключение "Букваря" из программы первоклашек научное сообщество воспринимает, как покушение на наследие предков.
АЙГУЛЬ ИСМАКОВА, доктор филологических наук, профессор:
- Сейчас идет учебник "Сауат ашу", третья четверть на носу, дети первого класса не владеют алфавитом. Они только подошли к букве "Ш". По этой книге "Сауат ашу" невозможно освоить "Әліппе", то есть буквы и научиться читать. Раньше к Новому году ребята прощались с букварем, это показывало то, что они освоили буквы, научились читать и рассуждать на языке этого "Әліппе". Я думаю, что министерство должно подумать, пойти навстречу и вернуть "Әліппе" так, как принято во всем мире.
В истории немало примеров реформирования системы образования. Но не всегда что-то новое лучше, чем проверенное старое.
В качестве примера успешной реализации реформ можно привести Эстонию. Она сегодня считается самой богатой страной среди 15 постсоветских стран. Также успешную реформу образования провели и в Финляндии. Главные принципы финской системы - это индивидуальной подход и высокое образование учителей. Профессия педагога там считается самой престижной. Но не все эксперименты заканчивались успешно. Например, экс-министра образования России Дмитрия Ливанова уволили как раз за непопулярную реформу. При нем школы стали получать финансирование с учетом количества учеников, и это сильно ударило по сельским школам.
http://www.31.kz/video/show/id/17234
Первоклассники изучали "Әліппе" первые две четверти. После освоения программы, ученики даже прощались с букварем, и это было доброй традицией. А вот новая дисциплина "Сауат ашу" даже стала предметом иронии. Некоторые пользователи социальных сетей пишут, что теперь школьникам придется сказать "до свидания" просвещению. Научная интеллигенция, как и многие казахстанцы, выступили против переименования дисциплины. Депутат Мажилиса Парламента Бекболат Тлеухан на днях заявил, что "Әліппе" - это символическое название, к которому привыкли многие поколения, и попросил главного педагога страны Ерлана Сагадиева, вернуть его в программу. В министерстве образования, в свою очередь, сообщили, что "Әліппе" не отменили, а перевели в нулевой класс.
ЭЛЬМИРА СУХАНБЕРДИЕВА, вице-министр образования и науки РК:
- Большинство современных детей, как вы знаете, они уже идут в школы подготовленные, наши детки знают и буквы, и умеют уже читать, и в связи с этим педагогической общественностью было принято решение, что "Әліппе" должен быть в предшколе, в нулевом классе для подготовки детей к школе. Что министерство и сделало. Соответственно, в первых классах вместо предмета "Сауат ашу" будет введен предмет "Ана тілі".
Менің атым - Әліппе, мені анаңдай дәріпте. Мені оқып ержеткен. Бауыржан да, Мәлік те! Эти строки теперь будет знать не каждый казахстанский школьник. А лишь те, кто учился в нулевом классе. Первый Әліппе был написан на арабском языке и увидел свет в 1912-м году. Автор учебника - выдающий ученый-тюрколог, лингвист Ахмет Байтурсынов. И поэтому исключение "Букваря" из программы первоклашек научное сообщество воспринимает, как покушение на наследие предков.
АЙГУЛЬ ИСМАКОВА, доктор филологических наук, профессор:
- Сейчас идет учебник "Сауат ашу", третья четверть на носу, дети первого класса не владеют алфавитом. Они только подошли к букве "Ш". По этой книге "Сауат ашу" невозможно освоить "Әліппе", то есть буквы и научиться читать. Раньше к Новому году ребята прощались с букварем, это показывало то, что они освоили буквы, научились читать и рассуждать на языке этого "Әліппе". Я думаю, что министерство должно подумать, пойти навстречу и вернуть "Әліппе" так, как принято во всем мире.
В истории немало примеров реформирования системы образования. Но не всегда что-то новое лучше, чем проверенное старое.
В качестве примера успешной реализации реформ можно привести Эстонию. Она сегодня считается самой богатой страной среди 15 постсоветских стран. Также успешную реформу образования провели и в Финляндии. Главные принципы финской системы - это индивидуальной подход и высокое образование учителей. Профессия педагога там считается самой престижной. Но не все эксперименты заканчивались успешно. Например, экс-министра образования России Дмитрия Ливанова уволили как раз за непопулярную реформу. При нем школы стали получать финансирование с учетом количества учеников, и это сильно ударило по сельским школам.
http://www.31.kz/video/show/id/17234
|