Как разорвать паутину сектантства?
Газиз 11 Октября 2010 в 15:12:19
Что такое секта? Начиная с древнейших времен тысячи религиозных течений назывались этим термином, отвергали его, превращались из сект в мощные церковные сообщества или, наоборот, исчезали из памяти потомков. Основной противник любой секты - ортодоксальная мечеть или церковь. Любая секта, за редким исключением, является ответвлением какой-либо общепризнанной религиозной конфессии. Чем же отличается секта от обычного, религиозного движения?
Основным необходимым и достаточным признаком как секты, так и любой религии вообще является вероучение, то есть верования и представления, составляющие систему догматов. Исходя из этого, любая секта также является религиозной структурой. Кроме того, религия включает в себя следующие необязательные компоненты: Бог или боги как верховная сущность, наделенная высшим разумом; церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии; нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии. Секта, в отличие от ортодоксальной религиозной организации, представляет собой группу лиц, замкнувшихся в своих интересах, как правило, культовых или вероисповедальных, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Как правило, секты вольно или невольно противопоставляют себя общепризнанной в данном регионе церковной организации или религиозным традициям. Одним из признаков секты является относительно незначительное число ее приверженцев, хотя этот признак и не обязателен. Часто бывает сложно отделить секту от новой религии. В самом понятии секты достаточно субъективизма, который накладывается той конфессией, от которой откололась секта. Тем не менее, представляется возможным определить те критерии, которыми можно пользоваться при описании секты: это относительно низкая численность ее приверженцев, отсутствие церкви как общественного института, обязательное наличие противопоставления вероучения или культа какому-либо другому (как правило, господствующему в данном регионе), религиозному течению. Можно говорить о том, что появление понятия секты весьма характерно для тоталитарных обществ или религий. Легко заметить, что секты появляются преимущественно в среде религий, претендующих на исключительность, абсолютную истину, полную непогрешимость- то есть, прежде всего, в иудаизме, христианстве и исламе.
В религиях, спокойно относящихся к другим конфессиям, секты не являются антагонистами ортодоксальной церкви, а скорее напоминает ее ответвления, как, например, в синтоизме, либо практически отсутствуют, как, например, в буддизме.
Пару веков назад миссионерство помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Но сейчас на дворе 21 век, неужели и теперь миссионеры (в основном из Западных стран), хотят захватить наши души? Ведь теперь не захватывают "новые земли", не так ли? В начале 19 в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети 19 века, в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель, и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.
Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.
После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъемом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма.
Иностранные миссионеры очень активно работают в Казахстане, этому позволяет наш слишком либеральный Закон о религии, который был принят еще в начале 90-х годов, когда мы толком не знали, кто мы и куда идем. Разные шарлатаны со всего мира, под прикрытием свободы вероисповеданий собрались в Казахстане, начиная от Свидетелей Иеговы, кришнаитов до Свидетелей Конца Света. Когда в сфере религии нет жесткого контроля со стороны государства, это может привести к плачевным состояниям, вплоть до раскола страны и войны по религиозным признакам. Живой и наглядный пример: Босния, Судан, Восточный Тимор, Ливан.
В настоящее время, в Казахстане складываются благоприятные условия, способствующие изменению устоявшейся религиозной ситуации в республике. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, мощный импульс к развитию получила деятельность иностранных миссионерских движений и организаций, представляющих различные конфессии и их деноминации.
Активная миссионерская деятельность западных проповедников, особенно из США привела к появлению в республике новых протестантских церквей и соответственно, значительному расширению и укреплению позиции протестантских религиозных объединений и общин, количество которых уже насчитывают более 1500. В целом, по республике функционируют более 800 протестантских церквей, и это в стране, где численность протестантов не превышает и 1% от численности населения. Не правда ли рай для разных миссионеров со всего мира, этакий полигон для разных религиозных сект и конфессии?
Открытие границ и либеральное религиозное законодательство Казахстана способствуют активизации и расширению поле деятельности различных религиозных объединений и культов, что способствует массовому наплыву в республику иностранных религиозных миссионеров и эмиссаров многочисленных религиозных и псевдо-религиозных общин и организаций. Часть их работает нелегально, в рамках тайной общины, но многие из них вполне легально занимаются пропагандой своей веры, способствуя скорейшему обращению населения республики в нетрадиционные для него вероисповедания, далекие и чуждые традиционной культуре, менталитету казахстанцев.
Для достижения своих целей зарубежные миссионеры оказывают материальное поощрение новообращенным, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких, что находит широкий отклик среди людей с низким образовательно-культурным уровнем и невысоким материальным положением. Механизм расширения социальной базы иностранные миссионеры отладили достаточно эффективно, о чем говорит возросший контингент новообращенного населения республики. При этом основной упор делается на подготовке местных кадров. Так, например, большинство пришлых религиозных общин, таких как "Благодать", "Агапе", "Новая жизнь", "Бахаи", "Свидетели Иеговы" и ряд других возглавляют не иностранные пасторы, приехавшие в Казахстан или руководящие из-за рубежа, а этнические казахи.
Таким образом, на лицо факт религиозного прозелитизма, т.е. процесса активного обращения населения в иные вероисповедания, осуществляемого в Казахстане за счет огромных финансовых вливаний извне. При этом особую опасность представляет то обстоятельство, что, ряд зарубежных миссионеров исповедует нетрадиционные анти-системные учения, запрещенные во многих западных странах.
В Казахстане, где осуществляют свою миссию практически все мировые религии, множество сект и направлений, различных конфессий, вовсе не поддается оценке деятельность никем и нигде незарегистрированных религиозных организаций, а также подпольных и абсолютно новых для Казахстана религиозных течений и духовных школ, функционирующих как учебные центры, группы оздоровления или коммерческие организации. Более того, никем не ведется какого-либо учета и контроля их финансового состояния, никто не анализирует их влияние на религиозную ситуацию в стране и их пропагандистского воздействия на умы и сердца людей.
А все эти вопросы являются весьма сложными, тонкими и особо значимыми для будущего Казахстана. Ситуация, сложившаяся в Казахстане, требует пристального внимания государства, чтобы объективно существующие в казахстанском обществе противоречия не превратили Казахстан в арену борьбы политических, религиозных и национальных амбиций мировых держав, поскольку негативные процессы, происходящие в духовной сфере жизни общества, способны свести на нет те огромные усилия, которые прикладывает высшее руководство страны.
В Министерстве юстиции Республики Казахстан нет даже квалифицированных теологов, которые бы разбирались во всех тонкостях деятельности всех религиозных течений, уже зарегистрированных или до сих пор незарегистрированных в органах юстиции.
В заключении отметим, что уже давно настало время создания специального Комитета по вопросам государственной идеологии и нравственных отношений (а не банального Агентства по делам религии) - государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного главе государства.
Сегодня в Казахстане действуют десятки тысяч иностранных религиозных миссий. Мы не знаем, каковы их цели, и не можем позволить им делать все, что заблагорассудится.
Любое государство обязано защищать своих граждан от разного рода сект, религиозных течении, которые далеко небезопасны. Эти иностранные религиозные сообщества абсолютно бесполезные для общества, которые в буквальном смысле крадут людские ресурсы, а потому представляющие большую угрозу национальной безопасности. Потому как у каждого народа есть свои обычаи, свой менталитет, исходя из которого и строится любое государство.
Всякого рода секты заполонили весь Казахстан. Что полезного и хорошего они нам несут? Только дробят нас и делят. Неужели нам это нужно?
То, что разные религиозные секты и учения свободно реализуют свои проекты в Казахстане, показывает неавторитетность и непопулярность среди народа нашего официального Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК); неграмотность нашего населения в сфере духовности, чем и пользуются зарубежные миссионеры. У нас нет нормальных специалистов-теологов, которые могли бы отличить секту от религии. Более две трети населения страны считают себя мусульманами, с каждым годом количество их увеличивается. Поэтому ДУМК должен работать активнее и эффективнее, иначе сердца и разум прихожан захватят разные иностранные миссионеры.
ДУМК совершенно утратил контроль в сфере профилактики религиозного экстремизма и не оказывает никакого идеологического противодействия деструктивным, экстремистским и нетрадиционным учениям, которые тотально доминируют в сфере пропаганды среди мусульман. В силу своей некомпетентности имамы "ритуального бюро" (название ДУМК в народе), под руководством А.Дербисали не в состоянии вести идеологическую борьбу за умы и души мусульман Казахстана, и лишь способны искренне заботиться о сборах пожертвований, совершении обрядов бракосочетания и погребения.
Посмотрите, как живут и чем занимаются некоторые имамы, представители ДУМК (особенно в регионах) на работе и вне работы? Посмотрите, во что они превратили религию? Сделали из нее сферу наживы и торговли. Как и кто будет им после этого верить и доверять? Кто их будет слушать, и какой авторитет у них после этого среди населения? Пришло время кардинально менять ситуацию в духовной сфере страны.
Все мы прекрасно знаем, что казахи самый веротерпимый и толерантный народ в мире. Но этим, к сожалению, пользуются многие как внутри страны, так и извне, считая это слабостью коренного народа. Не надо проводить мировые религиозные съезды в Казахстане раз в три года. Ибо оно нам ничего практически не дает, кроме лести, что мы самые толерантные в мире и после каждого такого съезда представители разных религии, конфессии, течении и сект открывают у нас свои филиалы и представительства. Не нужно быть гением, чтобы угадать, чем они будут после этого в РК заниматься. Разве это нужно для народа Казахстана? Неужели эти псевдорелигиозные проходимцы со всего мира создадут атмосферу единства, мира и согласия в РК?
Газиз ТОРТБАЕВ, руководитель ресурсного центра "Арлан"
Основным необходимым и достаточным признаком как секты, так и любой религии вообще является вероучение, то есть верования и представления, составляющие систему догматов. Исходя из этого, любая секта также является религиозной структурой. Кроме того, религия включает в себя следующие необязательные компоненты: Бог или боги как верховная сущность, наделенная высшим разумом; церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии; нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии. Секта, в отличие от ортодоксальной религиозной организации, представляет собой группу лиц, замкнувшихся в своих интересах, как правило, культовых или вероисповедальных, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Как правило, секты вольно или невольно противопоставляют себя общепризнанной в данном регионе церковной организации или религиозным традициям. Одним из признаков секты является относительно незначительное число ее приверженцев, хотя этот признак и не обязателен. Часто бывает сложно отделить секту от новой религии. В самом понятии секты достаточно субъективизма, который накладывается той конфессией, от которой откололась секта. Тем не менее, представляется возможным определить те критерии, которыми можно пользоваться при описании секты: это относительно низкая численность ее приверженцев, отсутствие церкви как общественного института, обязательное наличие противопоставления вероучения или культа какому-либо другому (как правило, господствующему в данном регионе), религиозному течению. Можно говорить о том, что появление понятия секты весьма характерно для тоталитарных обществ или религий. Легко заметить, что секты появляются преимущественно в среде религий, претендующих на исключительность, абсолютную истину, полную непогрешимость- то есть, прежде всего, в иудаизме, христианстве и исламе.
В религиях, спокойно относящихся к другим конфессиям, секты не являются антагонистами ортодоксальной церкви, а скорее напоминает ее ответвления, как, например, в синтоизме, либо практически отсутствуют, как, например, в буддизме.
Пару веков назад миссионерство помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Но сейчас на дворе 21 век, неужели и теперь миссионеры (в основном из Западных стран), хотят захватить наши души? Ведь теперь не захватывают "новые земли", не так ли? В начале 19 в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети 19 века, в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель, и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.
Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.
После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъемом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма.
Иностранные миссионеры очень активно работают в Казахстане, этому позволяет наш слишком либеральный Закон о религии, который был принят еще в начале 90-х годов, когда мы толком не знали, кто мы и куда идем. Разные шарлатаны со всего мира, под прикрытием свободы вероисповеданий собрались в Казахстане, начиная от Свидетелей Иеговы, кришнаитов до Свидетелей Конца Света. Когда в сфере религии нет жесткого контроля со стороны государства, это может привести к плачевным состояниям, вплоть до раскола страны и войны по религиозным признакам. Живой и наглядный пример: Босния, Судан, Восточный Тимор, Ливан.
В настоящее время, в Казахстане складываются благоприятные условия, способствующие изменению устоявшейся религиозной ситуации в республике. В частности, наблюдается возникновение очагов радикальных религиозных сообществ, наметилось развитие нетрадиционных религиозных верований, мощный импульс к развитию получила деятельность иностранных миссионерских движений и организаций, представляющих различные конфессии и их деноминации.
Активная миссионерская деятельность западных проповедников, особенно из США привела к появлению в республике новых протестантских церквей и соответственно, значительному расширению и укреплению позиции протестантских религиозных объединений и общин, количество которых уже насчитывают более 1500. В целом, по республике функционируют более 800 протестантских церквей, и это в стране, где численность протестантов не превышает и 1% от численности населения. Не правда ли рай для разных миссионеров со всего мира, этакий полигон для разных религиозных сект и конфессии?
Открытие границ и либеральное религиозное законодательство Казахстана способствуют активизации и расширению поле деятельности различных религиозных объединений и культов, что способствует массовому наплыву в республику иностранных религиозных миссионеров и эмиссаров многочисленных религиозных и псевдо-религиозных общин и организаций. Часть их работает нелегально, в рамках тайной общины, но многие из них вполне легально занимаются пропагандой своей веры, способствуя скорейшему обращению населения республики в нетрадиционные для него вероисповедания, далекие и чуждые традиционной культуре, менталитету казахстанцев.
Для достижения своих целей зарубежные миссионеры оказывают материальное поощрение новообращенным, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких, что находит широкий отклик среди людей с низким образовательно-культурным уровнем и невысоким материальным положением. Механизм расширения социальной базы иностранные миссионеры отладили достаточно эффективно, о чем говорит возросший контингент новообращенного населения республики. При этом основной упор делается на подготовке местных кадров. Так, например, большинство пришлых религиозных общин, таких как "Благодать", "Агапе", "Новая жизнь", "Бахаи", "Свидетели Иеговы" и ряд других возглавляют не иностранные пасторы, приехавшие в Казахстан или руководящие из-за рубежа, а этнические казахи.
Таким образом, на лицо факт религиозного прозелитизма, т.е. процесса активного обращения населения в иные вероисповедания, осуществляемого в Казахстане за счет огромных финансовых вливаний извне. При этом особую опасность представляет то обстоятельство, что, ряд зарубежных миссионеров исповедует нетрадиционные анти-системные учения, запрещенные во многих западных странах.
В Казахстане, где осуществляют свою миссию практически все мировые религии, множество сект и направлений, различных конфессий, вовсе не поддается оценке деятельность никем и нигде незарегистрированных религиозных организаций, а также подпольных и абсолютно новых для Казахстана религиозных течений и духовных школ, функционирующих как учебные центры, группы оздоровления или коммерческие организации. Более того, никем не ведется какого-либо учета и контроля их финансового состояния, никто не анализирует их влияние на религиозную ситуацию в стране и их пропагандистского воздействия на умы и сердца людей.
А все эти вопросы являются весьма сложными, тонкими и особо значимыми для будущего Казахстана. Ситуация, сложившаяся в Казахстане, требует пристального внимания государства, чтобы объективно существующие в казахстанском обществе противоречия не превратили Казахстан в арену борьбы политических, религиозных и национальных амбиций мировых держав, поскольку негативные процессы, происходящие в духовной сфере жизни общества, способны свести на нет те огромные усилия, которые прикладывает высшее руководство страны.
В Министерстве юстиции Республики Казахстан нет даже квалифицированных теологов, которые бы разбирались во всех тонкостях деятельности всех религиозных течений, уже зарегистрированных или до сих пор незарегистрированных в органах юстиции.
В заключении отметим, что уже давно настало время создания специального Комитета по вопросам государственной идеологии и нравственных отношений (а не банального Агентства по делам религии) - государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного главе государства.
Сегодня в Казахстане действуют десятки тысяч иностранных религиозных миссий. Мы не знаем, каковы их цели, и не можем позволить им делать все, что заблагорассудится.
Любое государство обязано защищать своих граждан от разного рода сект, религиозных течении, которые далеко небезопасны. Эти иностранные религиозные сообщества абсолютно бесполезные для общества, которые в буквальном смысле крадут людские ресурсы, а потому представляющие большую угрозу национальной безопасности. Потому как у каждого народа есть свои обычаи, свой менталитет, исходя из которого и строится любое государство.
Всякого рода секты заполонили весь Казахстан. Что полезного и хорошего они нам несут? Только дробят нас и делят. Неужели нам это нужно?
То, что разные религиозные секты и учения свободно реализуют свои проекты в Казахстане, показывает неавторитетность и непопулярность среди народа нашего официального Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК); неграмотность нашего населения в сфере духовности, чем и пользуются зарубежные миссионеры. У нас нет нормальных специалистов-теологов, которые могли бы отличить секту от религии. Более две трети населения страны считают себя мусульманами, с каждым годом количество их увеличивается. Поэтому ДУМК должен работать активнее и эффективнее, иначе сердца и разум прихожан захватят разные иностранные миссионеры.
ДУМК совершенно утратил контроль в сфере профилактики религиозного экстремизма и не оказывает никакого идеологического противодействия деструктивным, экстремистским и нетрадиционным учениям, которые тотально доминируют в сфере пропаганды среди мусульман. В силу своей некомпетентности имамы "ритуального бюро" (название ДУМК в народе), под руководством А.Дербисали не в состоянии вести идеологическую борьбу за умы и души мусульман Казахстана, и лишь способны искренне заботиться о сборах пожертвований, совершении обрядов бракосочетания и погребения.
Посмотрите, как живут и чем занимаются некоторые имамы, представители ДУМК (особенно в регионах) на работе и вне работы? Посмотрите, во что они превратили религию? Сделали из нее сферу наживы и торговли. Как и кто будет им после этого верить и доверять? Кто их будет слушать, и какой авторитет у них после этого среди населения? Пришло время кардинально менять ситуацию в духовной сфере страны.
Все мы прекрасно знаем, что казахи самый веротерпимый и толерантный народ в мире. Но этим, к сожалению, пользуются многие как внутри страны, так и извне, считая это слабостью коренного народа. Не надо проводить мировые религиозные съезды в Казахстане раз в три года. Ибо оно нам ничего практически не дает, кроме лести, что мы самые толерантные в мире и после каждого такого съезда представители разных религии, конфессии, течении и сект открывают у нас свои филиалы и представительства. Не нужно быть гением, чтобы угадать, чем они будут после этого в РК заниматься. Разве это нужно для народа Казахстана? Неужели эти псевдорелигиозные проходимцы со всего мира создадут атмосферу единства, мира и согласия в РК?
Газиз ТОРТБАЕВ, руководитель ресурсного центра "Арлан"
|