Новый завод и семилетний рекорд: автопром Казахстана подвел итоги 2022 года
30 января 2023 года
Авторынок Казахстана показывает самый высокий результат последних семи лет, сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).
По информации организации, в 2022 году дилеры продали 123,8 тыс. новых легковых и коммерческих авто. Это на 5,3% больше, чем годом ранее.
В декабре был зафиксирован лучший результат года – 13,8 тыс. единиц (на 28,3% больше, чем в декабре 2021 года).
"Несмотря на глобальные вызовы, проблемы с поставками автомобилей, дистрибуция или производство которых базировалось в России, рынок смог переориентироваться – появились новые бренды в Казахстане, расширился ассортимент выпускаемых автомобилей на существующих заводах в стране. Производство легковых автомобилей выросло на 28,1% до рекордных 103,3 тыс. единиц", – отметили в АКАБ.
Первую позицию в десятке самых продаваемых автомобилей в 2022 году с долей рынка 27,7% закрепил за собой Chevrolet (34 289 единиц; +17,8% к результатам прошлого года). Вторую строчку с 28 864 проданных авто и 23,32% долей рынка занимает Hyundai (+27%). Kia на третьей строчке – 14 421 единица и 11,65% доля рынка (+48,6%). Toyota – на четвертом месте (9 622 единицы; -30,5%). Lada пока сохраняет за собой пятую строчку (7 386 единиц; -21%). В первый же год начала продаж Chery занимает шестое место – 4 464 единицы. На седьмом месте по продажам автомобили Jac (3 371 единица; +22,9%). Топ-10 наиболее успешных брендов замыкают: Lexus – 2 540 единиц (+44,6%), Exeed (1 876 единиц) и Haval (1 500 единиц; +24%).
В разрезе моделей лидирует Chevrolet Cobalt (23 178 единиц). На втором месте Hyundai Tucson (8 862 единицы), третью строчку рейтинга занимает Chevrolet Nexia – 7 145 единиц. Далее по списку: Hyundai Elantra (4 981 единица), Hyundai Sonata (4 563 единицы), Toyota LC Prado (3 511 единиц), Kia Sportage (3 321 единица), Hyundai Accent (2 970 единиц), Hyundai Santa Fe (2 969 единиц) и Lada Granta (2 793 единицы).
В АКАБ также привели данные Бюро нацстатистики, согласно которым в 2022 году в стране было произведено 113,9 тыс. транспортных средств всех типов. Это на 21,9% больше, чем в 2021 году.
Совокупный результат работы отрасли автомобилестроения в денежном выражении составил 1,2 трлн тенге.
Лидирующую позицию занимает костанайский завод Allur ("СарыаркаАвтоПром"), здесь было произведено 70 029 единиц автомобилей против 60 016 единиц в прошлом году. Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производство до 37 205 авто. В Семипалатинске СемАЗ произвел 2 466 единиц коммерческой техники. В Кокшетау "КАМАЗ Инжиниринг" выпустил 1 462 единицы грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 1 007 единиц коммерческой техники, в Карагандинской области QazTehna выпустили 568 автобусов, Daewoo Bus Kazakhstan произвел 210 единиц техники.
Помимо этого, в 2022 году начал работать завод по производству шин KamaTyres KZ продукция которого будет направляться в том числе на первичную комплектацию автомобилей.
Также начато строительство нового завода по выпуску автомобилей Chery, Haval и Changan в Алматы, а также расширение мощностей завода Allur для запуска CKD-производства со сваркой и окраской кузовов автомобилей Kia Sportage и Chevrolet Onix.
В АКАБ прогнозируют, что в 2023 году сохранится тренд увеличения доли локальных автомобилей на рынке. В то же время автопром продолжит расширять производственные мощности, увеличивать локализацию выпускаемой продукции.
Источник:
https://lsm.kz/ot-novogo-zavoda-do-semiletnih-rekordov-kak-perezhil-2022-god-avtoprom-kazahstana
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна14 января, 2021
Автопром: ласковая теля двух маток сосет
Exclusive.kz уже писал о том, как за последние десять лет на производство 100 тысяч автомобилей было потрачено почти 500 млн. долларов. По казахстанской народной примете, чем помпезней открытие предприятия, тем быстрее оно закрывается. В автопроме из 8 открытых проектов действуют всего 2. Однако, если уже автопром так и не стал базой для индустриализации Казахстана, то может быть, он стал драйвером социально-экономического эффекта в виде налогов и рабочих мест? Увы, и этого тоже не произошло.
Ежегодный объем государственных дотаций и поддержки автосборочных предприятий Казахстана по итогам
2019 года по консервативным оценкам превысил 150 млрд тенге. Эта сумма составляет более 40% от объема произведенной автопродукции
за 2019 год, подсчитал Exclusive.kz на основе открытых данных. В их числе:
льготы по НДС (почти 43,2 млрд тенге, исходя из объема производства в денежном выражении на 359,5 млрд тенге, согласно данным «КазАвтоПром»),
экспортное и предэкспортное кредитование производителей через АО «Банк развития Казахстана» (25,7 млрд тенге),
субсидии посредством льготных лизинговых программ (6,2 млрд тенге),
субсидии по льготному кредитованию населения на покупки авто (11,9 млрд тенге),
политика государства в сфере госзакупок в сторону отечественного автопроизводства (всего в 2019 году выделено 12,5 млрд тенге),
возвраты от ТОО «Оператор РОП» (за 2017-2019 годы перечислено порядка 75 млрд тенге, из которых до половины могли быть получены в 2019 году исходя из динамики производства),
субсидии через выдачу скидочных экологических сертификатов на покупку у производителей новой легковой автотехники в рамках системы утилизации (по данным ТОО «Оператор РОП» за 2019 год выдано свыше 22 тыс сертификатов),
субсидии по действующим кредитам посредством снижения процентных ставок и прощения долгов (свыше 2 млрд тенге).
Более того, остается непонятным размер таможенных льгот на ввоз машинокомплектов для сборки и автозапчастей.
https://exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/122756/ Выручка от выросшего производства значительно превышают прямые и косвенные дотации и постепенно окупают предыдущие вложения.