Амалбек ТШАН: «Казахи всех посадили на свою шею»
dead 14 Ноября 2007 в 12:42:04
Ситуация в Толебийском районе Южно-Казахстанской области продолжает оставаться напряженной и при этом покрытой завесой тайны. Официальным СМИ рекомендовано говорить о проблеме столкновений между казахами и курдами как можно меньше и как можно мягче, неофициальные распространяют абсолютно дикие слухи, которые способны подорвать не только стабильность в республике, но и психическое здоровье читателей. Корреспондент «Позиции.КЗ» решил обратиться за разъяснениями к человеку, которому как никому другому известна подоплека межнациональных отношений на юге Казахстана, и который, к тому же, буквально на днях вернулся с места событий. Бывший аким Жамбылской области, член Общенациональной социал-демократической партии Амалбек Тшан делится с нашими читателями своими размышлениями по поводу курдских погромов, проблемах межнационального равенства в Казахстане и проблемах казахской молодежи.
- Амалбек Козыбакович, в последнее время в Казахстане происходят конфликты, которым некоторые вешают ярлык «межнациональные». Как вы считаете, есть ли какая-то закономерность в случаях столкновений представителей коренной нации с представителями уйгурской, чеченской и курдской диаспор, с наемными турецкими рабочими на Тенгизе? Можно ли в этих случаях, положа руку на сердце, говорить о конфликте с национальным оттенком?
- Естественно, это конфликты с национальным оттенком. Это правда и от нее никуда не скрыться. Если говорить, в частности, о курдах, то их в Южно-Казахстанской области достаточное количество – то есть, не много и не мало. Я вчера утром вернулся из Шымкента и вполне владею информацией. Я спрашивал у людей, что же и по какой причине произошло в Маятасе. Должен сказать, что конфликт этот зародился далеко не вчера и случай, повлекший погромы, не единственный в своем роде. В прошлом году там произошло изнасилование девочки. Тогда это каким-то образом скрыли, не предавая огласке. Курды говорят: «Что бы мы ни сделали, стоит поднести казахам баранью голову, и они все готовы простить и забыть». Вот какова оценка нашей нации. Мне кажется, что, живя на казахской земле, представители многих других национальностей превышают всякие нормы поведения.
Вообще, начиная с Советских времен, самым ущемленным народом были казахи. Вокруг городов, в трущобах и «нахаловках» жили только казахи. В центре города квартиры получали хоть кто, только не казахи. Будучи акимом, в Шымкенте я в первую очередь помогал неимущим. Поэтому до сих пор моя фамилия там что-то значит. Я обеспечивал социально незащищенные слои населения возможностью получать образование, медицинскую помощь, проводил водопроводы, давал им автобусы. Казахи в своей же собственной стране никому не нужны.
Разве в «Шаныраке» и «Бакае» пострадал кто-то кроме казахов? Вся наша государственная политика построена вокруг формулы «казахи – молчаливый скот и они все вытерпят».
- Может быть это потому, что казахов больше? Ведь в деревнях и аулах страдают не только представители титульной нации.
- Я могу насчет этого спорить хоть с кем и сколько угодно. У казахов, даже если брать в пропорции, самый низкий уровень жизни. Посмотрите любое село, где живут исключительно казахи, а для сравнения взгляните на село со смешанным населением. Недовольство казахов нарастает. Вы думаете напряженная ситуация только в селе Маятас? Это происходит и в Тюлькубасском, и в Сайрамском районах. Нужно разобраться в корне проблемы, а не посылать туда полицейских. Потому что таким образом проблему уж точно не решить.
- То есть, вы хотите сказать, что в названных районах курды творят произвол, не опасаясь наказания властей?
- Национальный вопрос – очень тяжелый и говорить о нем тяжело. Но, тем не менее, курдский народ, который насчитывает более 30 миллионов человек до сих пор не смог создать свое государство. Это ведь о чем-то говорит. Я не верю, что турки такие жадные до курдской крови. Турция – страна, которая развивается демократическим путем. Почему они воюют с курдами? Да потому что Анкара тоже подвергается давлению со стороны курдской диаспоры, выходящей за пределы дозволенных рамок.
А я узнал, что в Толебийском районе почти никто из курдов не работает, причем все живут очень богато! Легко можно догадаться, чем они там занимаются.
На почве конфликта в Маятасе недавно произошел случай, когда казахи отняли у курдов 400 баранов, сожгли подворье и разделили скот между собой.
Мы сегодня многого не замечаем, но лично я сделал для себя некоторое наблюдение.
Если, к примеру, уйгур в Казахстане занимает какую-то должность, вся уйгурская диаспора от радости хлопает в ладоши. Если в парламенте сидит курд, все курды радуются: «Теперь нас есть кому спасать и защищать». И в настоящее время курды по телевидению защищают именно интересы своей диаспоры.
- Но веди и сами местные власти, может быть, не по своей инициативе, но все-таки защищают курдскую диаспору?..
- Совершенно верно! Это и есть отголоски политики, которая подразумевает, что с казахами можно поступать, как заблагорассудится – все равно никуда не денутся. Возьмите конфликт в Маловодном. Суд завершился и в итоге все равно сажают казахов.
По моим данным, по делу о погромах в Маятасе задержаны 34 казаха. Как вы думаете, они могли не прийти спросить с преступника и его родни? Ведь изнасиловали четырехлетнего мальчика! Если бы так поступили с моими детьми, я бы пристрелил сразу же, кто бы там ни был. Я говорю об этом открыто – застрелил бы подонка, и никакой бы закон меня не остановил. Что бы там потом со мной ни сделали. Это показатель отношения к коренным жителям. И все мы это видим, просто некоторые прячут глаза. А, ничего, казахи стерпят. Ходят же без образования, бедные, выдержат и это. Самое грустное, что это и есть позиция государства.
- Как вы считаете, почему массовые столкновения такого рода в Казахстане случаются между казахами и другими мусульманскими диаспорами? Нет ли в этом закономерности? Почему нет столкновений, скажем, с корейцами, русскими или немцами?
- Действительно, почему у нас нет стычек, скажем, с русскими? Да потому что русские считают Казахстан своей родиной. Настоящей родиной, потому что живут не один век с казахами и воспринимают все, что есть у казахов. А на счет мусульман… В Коране написано, что все мусульмане братья. И казахи это прекрасно понимают. Но всему есть предел, который все чаще кто-то переступает. Особенно в последнее время. Интересный факт – мы собираем в Астане представителей всех мировых религий и вещаем, что у нас с межнациональным и межрелигиозным диалогом все прекрасно. А так ли прекрасно, на самом деле? Выходит, что прекрасно всем, кроме казахов. Лично я готов создать любую комиссию и доказать, что хуже всех в нашей стране живут именно казахи.
- То есть, по вашему мнению, правительство Казахстана не обеспечивает межнациональное согласие в Казахстане?
- Получается так. Я обеими руками за то, чтобы все были равны. Но я готов бороться за то, чтобы казахи не были ниже других национальностей в собственном государстве. Казахи, как коренная нация должны нести основную ответственность за процессы, происходящие в стране, но не нужно вешать на них всех собак! Мы сами злоупотребляем собственным гостеприимством. Сначала сажаем другие нации выше себя, а потом и себе на шею. Посмотрите, кто у нас богат? Те казахи, которые ходят около власти. Остальные – это представители других национальностей, которые, видимо, имеют подход к правящей элите. А в элите считают, что можно иметь дело хоть с кем, кроме своих же казахов. От этого и нарастает напряжение. И попомните мои слова – конфликт в Толебийском районе не будет последним. По всей ЮКО казахи возмущены поведением курдов, и в области назревает нечто большее, чем локальный конфликт.
- То есть недовольство зрело давно, а конфликт в Маятасе стал лишь искрой?
- Абсолютно верно. Понимаете, лучше побить человека, чем его унизить. А когда унижают нацию – ситуацию невозможно контролировать. Людей, которые пошли мстить за мальчика, унизили. Разве не унизительно, когда тебе фактически говорят: «Вот баранья голова, а за это мы будем насиловать ваших детей».
- В Казахстане межнациональным отношениям уделяется большое внимание…
- Может и уделяется, но равные для всех возможности не обеспечиваются. Народ до сих пор недоумевает по поводу назначения (не избрания!) депутатами представителей других наций. Почему не меня или не вас? У нас в Конституции написано, что все равны. Зависеть все должно не от нации, не от денег, а от личности.
У нас в парламент часто проходят богатые. Кстати, богатых корейцев у нас больше, чем казахов, богатых евреев еще больше. А что не так разве? Давайте по пальцам посчитаем, это совсем не трудно. Об этом все знают. А самое главное, народ об этом уже думает. И когда-нибудь обязательно выступит по этому поводу. Я помню, как в 60-х годах студенты-казахи в Шымкенте устроили массовое избиение узбеков. Тогда последними тоже были перешагнуты определенные рамки.
- Кстати, о проблемах с молодежью. Каков на ваш взгляд выход из ситуации с маргинальной казахской молодежью, которая стала жертвой тотальной урбанизации, осталась «на обочине истории» и, в итоге, сегодня составляет так называемую «критическую массу»?
- Совсем недавно, когда ОСДП приняла участие в выборах, мы серьезно затрагивали эту проблему. Мы говорили о том, что государством должна быть разработана специальная программа по благоустройству аульной молодежи, волею судьбы оказавшейся на улицах города. Государство должно использовать их профессиональные навыки, если же их нет – нужно обеспечить молодежь какой-либо профессией. В советское время образование было бесплатным. Естественно в масштабах СССР наши богатства были мизерными. Теперь же, на 15 миллионов населения богатства – выше крыши. Почему мы не можем обеспечить бесплатное образование всем казахстанцам? Ведь всего лишь 14 процентов детей у нас учится на грантах. Дать своим гражданам высшее образование – это долг любого государства. И уже после этого нужно отпускать их в свободное плавание. Это ведь наши люди и наши дети, это казахстанцы, в конце концов. А для всего этого нужно вернуть профтехучилища, чтобы все получили если не высшее, то хотя бы средне специальное образование. Из-за этого тоже были конфликты – когда были столкновения казахов с турками на Тенгизе, местное население вновь оказалось ущемленным во всех правах. Почему компания, которая увозит из Казахстана миллиарды долларов, не может профинансировать одно учебное заведение? Им ведь нужны специалисты – так пусть выучат своих, из числа местных жителей!
Вот мы постоянно твердим, что у нас население обеспечено рабочими местами. И где эти места? Госпожа Карагусова говорит, что у нас всего лишь 4 процента безработных. Если в высокоразвитой Германии 10 процентов безработных, то каким образом у нас такие цифры? Где логика? Я приезжаю в свой родной аул – вдоль дороги как ласточки сидят молодые люди – нет работы. Что им делать? Само собой, любой конфликт будет притягивать к себе молодых людей, или наоборот – как хотите. Но если бы они все были заняты – не было бы и социальных разногласий. Президент и сам говорит о том, что люди в Казахстане в основном будут концентрировать в городах. Но ведь для этого нужна программа.
- То есть вы говорите о том, что сельская молодежь в Казахстане агрессивна?
- Естественно. Когда человек никому не нужен, он подвержен влиянию негативных факторов. Их могут путем подкупа отправить на любое преступление. Если человеку выбирать между законностью и сытостью своей семьи, думаю, в большинстве случаев люди предпочтут последнее. Несколько лет назад я был в Шанхае, городе с 20-ти миллионным населением. Днем улицы пустые – потому что все работают. А после окончания рабочего дня – яблоку упасть негде. А мы не можем обеспечить работой 15 миллионов своих граждан. У нас существует одни дешевые лозунги. Но народ-то не обманешь!
Знаете, казахи – это народ, который будет все терпеть – и безработицу, и недостаток образования и медицинского обеспечения, и наглость других народов. Но если его терпение лопнет, это будет страшно, и ураган народного гнева уже не остановишь.
- Амалбек Козыбакович, в последнее время в Казахстане происходят конфликты, которым некоторые вешают ярлык «межнациональные». Как вы считаете, есть ли какая-то закономерность в случаях столкновений представителей коренной нации с представителями уйгурской, чеченской и курдской диаспор, с наемными турецкими рабочими на Тенгизе? Можно ли в этих случаях, положа руку на сердце, говорить о конфликте с национальным оттенком?
- Естественно, это конфликты с национальным оттенком. Это правда и от нее никуда не скрыться. Если говорить, в частности, о курдах, то их в Южно-Казахстанской области достаточное количество – то есть, не много и не мало. Я вчера утром вернулся из Шымкента и вполне владею информацией. Я спрашивал у людей, что же и по какой причине произошло в Маятасе. Должен сказать, что конфликт этот зародился далеко не вчера и случай, повлекший погромы, не единственный в своем роде. В прошлом году там произошло изнасилование девочки. Тогда это каким-то образом скрыли, не предавая огласке. Курды говорят: «Что бы мы ни сделали, стоит поднести казахам баранью голову, и они все готовы простить и забыть». Вот какова оценка нашей нации. Мне кажется, что, живя на казахской земле, представители многих других национальностей превышают всякие нормы поведения.
Вообще, начиная с Советских времен, самым ущемленным народом были казахи. Вокруг городов, в трущобах и «нахаловках» жили только казахи. В центре города квартиры получали хоть кто, только не казахи. Будучи акимом, в Шымкенте я в первую очередь помогал неимущим. Поэтому до сих пор моя фамилия там что-то значит. Я обеспечивал социально незащищенные слои населения возможностью получать образование, медицинскую помощь, проводил водопроводы, давал им автобусы. Казахи в своей же собственной стране никому не нужны.
Разве в «Шаныраке» и «Бакае» пострадал кто-то кроме казахов? Вся наша государственная политика построена вокруг формулы «казахи – молчаливый скот и они все вытерпят».
- Может быть это потому, что казахов больше? Ведь в деревнях и аулах страдают не только представители титульной нации.
- Я могу насчет этого спорить хоть с кем и сколько угодно. У казахов, даже если брать в пропорции, самый низкий уровень жизни. Посмотрите любое село, где живут исключительно казахи, а для сравнения взгляните на село со смешанным населением. Недовольство казахов нарастает. Вы думаете напряженная ситуация только в селе Маятас? Это происходит и в Тюлькубасском, и в Сайрамском районах. Нужно разобраться в корне проблемы, а не посылать туда полицейских. Потому что таким образом проблему уж точно не решить.
- То есть, вы хотите сказать, что в названных районах курды творят произвол, не опасаясь наказания властей?
- Национальный вопрос – очень тяжелый и говорить о нем тяжело. Но, тем не менее, курдский народ, который насчитывает более 30 миллионов человек до сих пор не смог создать свое государство. Это ведь о чем-то говорит. Я не верю, что турки такие жадные до курдской крови. Турция – страна, которая развивается демократическим путем. Почему они воюют с курдами? Да потому что Анкара тоже подвергается давлению со стороны курдской диаспоры, выходящей за пределы дозволенных рамок.
А я узнал, что в Толебийском районе почти никто из курдов не работает, причем все живут очень богато! Легко можно догадаться, чем они там занимаются.
На почве конфликта в Маятасе недавно произошел случай, когда казахи отняли у курдов 400 баранов, сожгли подворье и разделили скот между собой.
Мы сегодня многого не замечаем, но лично я сделал для себя некоторое наблюдение.
Если, к примеру, уйгур в Казахстане занимает какую-то должность, вся уйгурская диаспора от радости хлопает в ладоши. Если в парламенте сидит курд, все курды радуются: «Теперь нас есть кому спасать и защищать». И в настоящее время курды по телевидению защищают именно интересы своей диаспоры.
- Но веди и сами местные власти, может быть, не по своей инициативе, но все-таки защищают курдскую диаспору?..
- Совершенно верно! Это и есть отголоски политики, которая подразумевает, что с казахами можно поступать, как заблагорассудится – все равно никуда не денутся. Возьмите конфликт в Маловодном. Суд завершился и в итоге все равно сажают казахов.
По моим данным, по делу о погромах в Маятасе задержаны 34 казаха. Как вы думаете, они могли не прийти спросить с преступника и его родни? Ведь изнасиловали четырехлетнего мальчика! Если бы так поступили с моими детьми, я бы пристрелил сразу же, кто бы там ни был. Я говорю об этом открыто – застрелил бы подонка, и никакой бы закон меня не остановил. Что бы там потом со мной ни сделали. Это показатель отношения к коренным жителям. И все мы это видим, просто некоторые прячут глаза. А, ничего, казахи стерпят. Ходят же без образования, бедные, выдержат и это. Самое грустное, что это и есть позиция государства.
- Как вы считаете, почему массовые столкновения такого рода в Казахстане случаются между казахами и другими мусульманскими диаспорами? Нет ли в этом закономерности? Почему нет столкновений, скажем, с корейцами, русскими или немцами?
- Действительно, почему у нас нет стычек, скажем, с русскими? Да потому что русские считают Казахстан своей родиной. Настоящей родиной, потому что живут не один век с казахами и воспринимают все, что есть у казахов. А на счет мусульман… В Коране написано, что все мусульмане братья. И казахи это прекрасно понимают. Но всему есть предел, который все чаще кто-то переступает. Особенно в последнее время. Интересный факт – мы собираем в Астане представителей всех мировых религий и вещаем, что у нас с межнациональным и межрелигиозным диалогом все прекрасно. А так ли прекрасно, на самом деле? Выходит, что прекрасно всем, кроме казахов. Лично я готов создать любую комиссию и доказать, что хуже всех в нашей стране живут именно казахи.
- То есть, по вашему мнению, правительство Казахстана не обеспечивает межнациональное согласие в Казахстане?
- Получается так. Я обеими руками за то, чтобы все были равны. Но я готов бороться за то, чтобы казахи не были ниже других национальностей в собственном государстве. Казахи, как коренная нация должны нести основную ответственность за процессы, происходящие в стране, но не нужно вешать на них всех собак! Мы сами злоупотребляем собственным гостеприимством. Сначала сажаем другие нации выше себя, а потом и себе на шею. Посмотрите, кто у нас богат? Те казахи, которые ходят около власти. Остальные – это представители других национальностей, которые, видимо, имеют подход к правящей элите. А в элите считают, что можно иметь дело хоть с кем, кроме своих же казахов. От этого и нарастает напряжение. И попомните мои слова – конфликт в Толебийском районе не будет последним. По всей ЮКО казахи возмущены поведением курдов, и в области назревает нечто большее, чем локальный конфликт.
- То есть недовольство зрело давно, а конфликт в Маятасе стал лишь искрой?
- Абсолютно верно. Понимаете, лучше побить человека, чем его унизить. А когда унижают нацию – ситуацию невозможно контролировать. Людей, которые пошли мстить за мальчика, унизили. Разве не унизительно, когда тебе фактически говорят: «Вот баранья голова, а за это мы будем насиловать ваших детей».
- В Казахстане межнациональным отношениям уделяется большое внимание…
- Может и уделяется, но равные для всех возможности не обеспечиваются. Народ до сих пор недоумевает по поводу назначения (не избрания!) депутатами представителей других наций. Почему не меня или не вас? У нас в Конституции написано, что все равны. Зависеть все должно не от нации, не от денег, а от личности.
У нас в парламент часто проходят богатые. Кстати, богатых корейцев у нас больше, чем казахов, богатых евреев еще больше. А что не так разве? Давайте по пальцам посчитаем, это совсем не трудно. Об этом все знают. А самое главное, народ об этом уже думает. И когда-нибудь обязательно выступит по этому поводу. Я помню, как в 60-х годах студенты-казахи в Шымкенте устроили массовое избиение узбеков. Тогда последними тоже были перешагнуты определенные рамки.
- Кстати, о проблемах с молодежью. Каков на ваш взгляд выход из ситуации с маргинальной казахской молодежью, которая стала жертвой тотальной урбанизации, осталась «на обочине истории» и, в итоге, сегодня составляет так называемую «критическую массу»?
- Совсем недавно, когда ОСДП приняла участие в выборах, мы серьезно затрагивали эту проблему. Мы говорили о том, что государством должна быть разработана специальная программа по благоустройству аульной молодежи, волею судьбы оказавшейся на улицах города. Государство должно использовать их профессиональные навыки, если же их нет – нужно обеспечить молодежь какой-либо профессией. В советское время образование было бесплатным. Естественно в масштабах СССР наши богатства были мизерными. Теперь же, на 15 миллионов населения богатства – выше крыши. Почему мы не можем обеспечить бесплатное образование всем казахстанцам? Ведь всего лишь 14 процентов детей у нас учится на грантах. Дать своим гражданам высшее образование – это долг любого государства. И уже после этого нужно отпускать их в свободное плавание. Это ведь наши люди и наши дети, это казахстанцы, в конце концов. А для всего этого нужно вернуть профтехучилища, чтобы все получили если не высшее, то хотя бы средне специальное образование. Из-за этого тоже были конфликты – когда были столкновения казахов с турками на Тенгизе, местное население вновь оказалось ущемленным во всех правах. Почему компания, которая увозит из Казахстана миллиарды долларов, не может профинансировать одно учебное заведение? Им ведь нужны специалисты – так пусть выучат своих, из числа местных жителей!
Вот мы постоянно твердим, что у нас население обеспечено рабочими местами. И где эти места? Госпожа Карагусова говорит, что у нас всего лишь 4 процента безработных. Если в высокоразвитой Германии 10 процентов безработных, то каким образом у нас такие цифры? Где логика? Я приезжаю в свой родной аул – вдоль дороги как ласточки сидят молодые люди – нет работы. Что им делать? Само собой, любой конфликт будет притягивать к себе молодых людей, или наоборот – как хотите. Но если бы они все были заняты – не было бы и социальных разногласий. Президент и сам говорит о том, что люди в Казахстане в основном будут концентрировать в городах. Но ведь для этого нужна программа.
- То есть вы говорите о том, что сельская молодежь в Казахстане агрессивна?
- Естественно. Когда человек никому не нужен, он подвержен влиянию негативных факторов. Их могут путем подкупа отправить на любое преступление. Если человеку выбирать между законностью и сытостью своей семьи, думаю, в большинстве случаев люди предпочтут последнее. Несколько лет назад я был в Шанхае, городе с 20-ти миллионным населением. Днем улицы пустые – потому что все работают. А после окончания рабочего дня – яблоку упасть негде. А мы не можем обеспечить работой 15 миллионов своих граждан. У нас существует одни дешевые лозунги. Но народ-то не обманешь!
Знаете, казахи – это народ, который будет все терпеть – и безработицу, и недостаток образования и медицинского обеспечения, и наглость других народов. Но если его терпение лопнет, это будет страшно, и ураган народного гнева уже не остановишь.
|