Несовершеннолетние не защищены от вовлечения в религиозные секты

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
atheist 21 Января 2013 в 10:32:59
Недавно в Астане была разоблачена группировка, которая под прикрытием религии вела деструктивную деятельность в столице. В ее состав вошла и несовершеннолетняя девушка из Западного Казахстана. Сейчас по данному факту правоохранительными органами ведется расследование. А психологи и педагоги пытаются выяснить, как единственный ребенок из благополучной семьи подпал под влияние нетрадиционного религиозного течения.

Реальную опасность терроризма казахстанцы впервые ощутили на себе в 2011 году. 1 июля в Темирском районе Актюбинской области была проведена спецоперация против вооруженной группировки, от рук которой двое полицейских погибли и еще несколько ранены. Спустя неделю бойцами спецподразделений при задержании было убито девять террористов. Дальше трагические события посыпались одно за другим: Атырау, Тараз, Алматы. Очевидно, что началу активных действий приверженцев деструктивных течений предшествовала огромная подготовительная работа. С людьми, по той или иной причине оказавшимися в лоне террористов, работали опытные психологи, обличенные в одежду религиозных деятелей, но не имеющих ничего общего с религией. В отличие от государственных идеологов, они профессионально воздействовали на сознание части наших граждан, призывая к дестабилизации. Аналитики составили обобщенный портрет казахстанского террориста, использовав для этого данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. В эту статистику включены только осужденные за совершение террористических актов, пропаганду и призывы к террористической деятельности, а также создание, руководство и финансирование экстремистских организаций. За минувшую пятилетку экстремистов стало больше во всех возрастных группах. Значительную часть из них – 60 процентов – составляют молодые люди от 21 до 29 лет. В четыре раза возросло число тех, кому от 18 до 20 лет. Выявлен даже один несовершеннолетний. И именно факт "омоложения" осужденных террористов должен стать поводом для раздумий. Откуда берутся несовершеннолетние члены деструктивных течений? Как они туда попадают? Ведь прежде чем они вступят на путь радикализма, с ними проводится огромная работа. Где и как долго? Есть ли механизмы отслеживания процесса вовлечения детей в деструктивные религиозные секты?

– Это очень серьезная проблема именно сейчас. Потому что мы понимаем, насколько серьезно стоит вопрос деятельности деструктивных течений, проповедующих терроризм, – считает директор департамента по защите прав детей г. Астаны Рысты Жумабекова.

За 3 года работы в департаменте Рысты Маговьяновна столкнулась лишь с одним подобным случаем.

– Меня пригласили в следственные органы для представления интересов несовершеннолетней, которая была вовлечена в деятельность деструктивной группировки. Девочка из благополучной семьи – единственный ребенок – приехала в Астану из Западного Казахстана в составе группы для осуществления своей деятельности, – вспоминает директор департамента. – С руководителем этой группировки она познакомилась через Интернет. В беседе с психологом она рассказала, что была одинока, никто ее не понимал, родители не разделяли ее взглядов. И тут появился "новый" 30-летний интернет-друг. Сначала он склонил ее к сожительству, а потом вовлек в деятельность деструктивного течения. Она готова была на выполнение любых указаний, вплоть до роли шахидки. Это – очень страшно.

На сегодняшний день в Астане действуют два центра, которые работают с подростками, попавшими под влияние деструктивных религиозных течений. За минувший 2012 год реабилитацию в этих центрах прошли 15 несовершеннолетних. Это – дети, которые подверглись насильственному вовлечению в секту.

– Для Астаны 15 выявленных детей, которые уже подпали под влияние секты, это – достаточно много. Проблема назрела, и вы ее вовремя поднимаете, – говорит Рысты Жумабекова.

Не секрет, что зачастую в деятельность различных сект несовершеннолетних вовлекают собственные родители. Но, к сожалению, мониторинг семей приверженцев нетрадиционных религиозных течений у нас не ведется. Потому что государство не имеет права вмешиваться в воспитание в семье, если нет видимых признаков опасности для жизни и здоровья ребенка. Между тем, по мнению руководителя кризисного центра психологической помощи при ОФ "Рухани когам алеми" Лиманы Койшиевой, ребенок не может противостоять воле родителей.

– Серьезная проблема, когда адептами нетрадиционной религиозной общины становятся родители. Они автоматически вовлекают в свою деятельность детей. Права детей в этом случае совершенно не учитываются, – делится психолог. – Хорошо, если кто-то из родственников узрит эту проблему и обратится за помощью.

В практике Лиманы Койшиевой был случай, когда отец четверых детей стал исповедовать Кришну. Сначала глава семейства стал запрещать употреблять в пищу мясо, яйца. Когда мама, озабоченная здоровым питанием детей, стала противиться этому процессу, папа решил забрать детей на каникулы в общину, где их воспитанием должен был заняться монах. Дело закончилось бракоразводным процессом. Целью сотрудников кризисного центра была защита детей от психологического воздействия, обеспечение несовершеннолетним возможности выбора.

– В итоге на суде в ходе бракоразводного процесса все четверо изъявили желание остаться с мамой и продолжать жить обычной жизнью, – вспоминает руководитель кризисного центра.

Однако ситуация осложняется, если оба родителя – последователи нетрадиционного течения и с малых лет прививают детям свое понимание религии.

– Мы не имеем права вмешиваться, это прописано в Законе о религиозной деятельности и религиозных объединениях. Государство не вмешивается в воспитание детей согласно религиозным убеждениям родителями или их законными представителями, – говорит директор департамента по защите прав детей Рысты Жумабекова. – Другое дело, что нужна большая просветительская работа в части религиозной грамотности. Чтобы дети могли понимать, что такое религия – это духовный рост. Ведь в канонах традиционных религий прописывается негативное отношение к террору и к насилию вообще.

В Кодексе об административных правонарушениях установлена административная ответственность руководителя религиозного объединения за непринятие мер по недопущению участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения. Но наступает она лишь при возражении одного из родителей или иных законных представителей ребенка. Таким образом, дети приверженцев деструктивных течений становятся заложниками убеждений своих родителей.

Яркий пример, когда летом этого года после трагедии на территории Иле-Алатауского национального природного парка выяснилось, что члены преступной группы удерживали 6 женщин вместе с детьми в капитально укрепленном блиндаже. Из показаний жен членов преступной группы следует, что их мужья практиковали длительное и насильственное удержание собственных детей без общения с матерями. И ни одна из взрослых женщин (!) не смогла обратиться в правоохранительные органы. Что же говорить о детях?! Получается, что за порку и жестокое обращение с детьми родитель может понести реальное наказание, а вот ответственность за "промывку мозгов" формирующейся личности не предусмотрена. Еще один немаловажный момент. Педагоги и тренеры, по решению суда признанные виновными в вовлечении несовершеннолетних в деятельность деструктивных сект, после погашения судимости возвращаются к своей прежней деятельности.

– Когда я готовилась к интервью, я проработала все нормативные документы. Есть лишь положения, что к профессии нет возврата людям, совершившим какие-то аморальные поступки, – говорит Рысты Жумабекова. – А вот запрета возращения к профессиональной деятельности лиц, пропагандирующих деструктивные течения, я не нашла. Я думаю, все-таки эта норма должна быть закреплена законодательно.

По мнению педагогов и психологов, дела несовершеннолетних, обвиняемых за распространение религиозной литературы, должен рассматривать ювенальный суд.

– Несовершеннолетние, обвиняющиеся по статье "терроризм" и не совершившие преступления против личности и общества, должны иметь шанс на исправление. Ведь в большинстве своем они даже не понимают, что совершают. Под влияние лидеров нетрадиционных течений попадают дети, которые на тот момент испытывают психологический дискомфорт в своем мире, – считает руководитель кризисного центра психологической помощи Лимана Койшиева.

Кроме того, специалисты советуют более внимательно отнестись к учителям общеобразовательных школ, особенно к педагогам начальной школы, – приверженцам нетрадиционных религиозных течений.

– Они представляют светское образование, в светском государстве, поэтому нужно определятся, – считает директор департамента по защите прав детей Рысты Жумабекова. – Если внутренне человек уже подвергся влиянию какого-либо религиозного течения, то хочет он того или нет, все равно своим поведением, своей подачей каких-то материалов он будет подвергать детей этому влиянию. Это мое личное мнение.

Лидеры различных чуждых для казахстанцев нетрадиционных течений разбрасывают свои щупальца по всей стране. Одни заинтересованы в имущественном обогащении за счет адептов, другим нужны "солдаты" для исполнения их преступных замыслов. В сети миссионеров все чаще попадают несовершеннолетние. Однако, судя по тому, что нашим корреспондентам во многих регионах так и не удалось раздобыть информации для подготовки материалов, государственные органы не понимают масштабов реальной угрозы. Зачастую, когда к психологам поступает информация, что в той или иной школе есть учащийся, подвергшийся воздействию членов деструктивных течений, руководство учебных заведений всячески препятствует их работе. Почему? Боятся выносить "сор из избы", дабы это не отразилось на общем имидже школы. И это только верхушка айсберга. По мнению специалистов, для решения проблемы вовлечения несовершеннолетних в деструктивные течения необходимо создание службы психологической помощи, куда еще сомневающийся подросток мог бы обратиться в любое время суток. Сейчас подобные центры действуют лишь при НПО и только в нескольких регионах. Кроме того, пора перенимать опыт развитых стран в части деятельности социальных служб и органов опеки. Когда любой сигнал неравнодушных людей должен стать поводом для проверок. Необходима выработка новых правовых механизмов защиты детей, подвергающихся вовлечению в деструктивные течения со стороны родителей. И может быть тогда, на скамье подсудимых будет меньше юнцов- "террористов".

Айнур КОСКИНА
Источник: "Око
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Alexy 21.01.2013 в 12:03:34   # 247705
Некорректно сравнили деятельность нетрадиционных кришнаитов (бракоразводный процесс) с традиционными террористами-вахабистами (террористические акты, пропаганда и призывы к террористической деятельности, а также создание, руководство и финансирование экстремистских организаций)!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь