Бензин в Казахстане сегодня на треть дешевле российского. Но это ненадолго.
admin 04 Июля 2008 в 12:53:21
Совершенно секретно
Вы знаете, сколько произведено в Казахстане бензина разных сортов и дизельного топлива в мае этого года? Такая статистика ежемесячно публикуется в России, Украине и Белоруссии. Но госорганы Казахстана такие данные в открытом доступе не предоставляют. Эти цифры не являются военным секретом, тем не менее их нет ни на сайте Минэнерго, ни в отчетах Агентства по статистике. Они, конечно, существуют, но получить их можно только за деньги – если очень надо.
Переработка и продажа нефтепродуктов в Казахстане покрыта завесой тайны. Скрывается буквально все: объемы производства, объемы поставок и даже цены. Российские нефтепереработчики, многие из которых гораздо крупнее наших, торгуют своей продукцией открыто. Чтобы узнать отпускные цены на бензин, например, Омского НПЗ, достаточно зайти на сайт его владельца – ГазпромНефти. На портале работает электронная система торгов. Войдя в нее, вы увидите, что 3 июля тонна бензина АИ93 продавалась с этого завода за 24 500 рублей. Не скрывают своих цен и другие крупные российские компании, например, "Лукойл". Сайты региональных торговых подразделений по всем регионам России предлагают посетителям ознакомиться с прайслистами, где представлен весь ассортимент продаваемой продукции.
У нас в стране торговля ГСМ – привилегия. Бензин и дизтопливо на уровне оптовиков не продают, а распределяют. Поэтому не ищите ценники отечественных производителей в Интернете – их там нет. Сайт РеtroKazakhstan знакомит посетителей с логотипом компании – никаких других полезных данных на нем не представлено. Торгующий продукцией Атырауского НПЗ “Торговый дом “КазМунайГаз” выставил лишь двухнедельной давности информацию о цене бензина на своих заправках. Нет никаких сведений о цене отпускаемой продукции и на интернетсайте Павлодарского нефтехимического завода.
Большинство наших граждан данная ситуация до недавнего времени волновала мало – залить бы свой бак, а торговцы пусть хоть даром друг другу эту “горючку” отдают! К сезонным скачкам цен, которые власти ежегодно клянутся предотвратить, все уже привыкли. Но в этом году плакаты с надписью “НЕТ” и “Только по талонам” на колонках АЗС появлялись чаще обычного, а перебои с топливом стали сказываться на жизни целых регионов.
Бензиновые потоки
В прошлом году из добытых 67 миллионов тонн нефти республика сумела переработать всего 12,04 миллиона тонн. В далеком 1991 году те же три завода – в Павлодаре, Атырау и Шымкенте – переработали 18 миллионов тонн – две трети от всей добытой в тот год нефти. За полтора десятилетия потребности республики возросли многократно – по данным экспертов, автопарк в Казахстане с 2003 по 2005 год вырос примерно на 10 процентов в год. В последние же два года он увеличивается на 25 процентов ежегодно. Автомобили и другая техника ежедневно сжигают до 17 миллионов литров топлива, или 4,6 миллиона тонн в год. Примерно треть от этого объема составляет дизтопливо. Бензина за 2007 год общими усилиями трех НПЗ удалось произвести чуть более 2,6 миллиона тонн. Остальное ввезли из России. Когда цены в ближнем зарубежье поползли вверх, поток пошел в обратном направлении – бензин и солярку начали вывозить. Да такими объемами, что самим не оставалось.
У нас бензин слишком… дешевый
Даже без учета влияния мировых цен на нефть продажная стоимость всех видов бензина и дизтоплива в стране в ближайшие месяцы, а то и годы будет только расти. Для этого есть несколько причин.
Вопервых, не хватит мощностей изношенных нефтяных заводов. Самый новый из них – Павлодарский (ПНХЗ) – был введен в строй в 1974–1983 годах.
Вовторых, наши внутренние цены все еще ниже российских и вообще всех эсэнговских. Например, Омский НПЗ продает оптом АИ80 по 1,03 доллара за литр. Тот же сорт бензина на заправке в Астане стоит 0,68 доллара. АИ92 оптом стоит в Омске 1,15 доллара за литр, а в Астане – всего 76 центов. Даже дорогой АИ98 (эту марку бензина обычно ввозят из той же России) обойдется на заправке в столице Казахстана в 1,03 доллара, а в Омске розничная цена этого сорта уже перевалила за 1,35 доллара за литр.
В Украине цены примерно вдвое выше казахстанских – в начале июля жителю Киева литр 92го обходился в 1,28 доллара. Экспорт нефтепродуктов в ближнее зарубежье считается у нас несырьевым и облагается по ставке 130 евро за тонну – это вдвое ниже, чем в РФ.
Дизельное будущее
В прошлые годы перебои с поставками дизельного топлива на наши заправки обычно приходились на период посевной. Но в этом году ситуация несколько иная – сев закончился, а на отечественном рынке солярки попрежнему не хватает. Аналогичная ситуация в соседней России – в этом году дизтопливо там впервые обогнало по цене светлые нефтепродукты. На юге России, а также в Сибири солярка стоит дороже АИ92. Более того, в десяти регионах, как и у нас, цена дизтоплива превысила стоимость АИ98. При этом и в России, и в Казахстане дизтоплива с избытком. Отечественные заводы изза отсталости технологий производят дизель в объемах, сопоставимых с производством бензина. В прошлом году 725 тысяч тонн солярки было продано за рубеж без особого ущерба для местного рынка. Украинцы перепродают нашу солярку в Западную Европу, и спрос на нее, судя по всему, будет только расти. Европейцы первыми оценили мощь и экономичность дизельных моторов, сегодня в Старом Свете автомобилей с такими двигателями продается больше, чем бензиновых.
Китайские желания
Еще более серьезное давление на казахстанский рынок может оказать соседний Китай, который решил постепенно приближать внутренние цены на горючее к мировому уровню. С 20 июня директивным решением властей все виды жидкого топлива подорожали там сразу на 15–25 процентов. Китайские нефтяные компании PetroChina и Sinopec давно несли убытки, дотируя стоимость ГСМ. Внутренние цены остаются низкими, хотя Китай вынужден ввозить уже почти половину всей потребляемой нефти. Можно предположить, что при угрозе дефицита китайские компании, ведущие бизнес в Казахстане, постараются максимально увеличить поток нефти и продуктов ее переработки к себе на родину.
Чем это грозит нам, видимо, говорить не приходится…
Генеральный директор ТОО “Гелиос” Константин Свиридов:
– Сегодня казахстанские НПЗ не в состоянии производить достаточное количество автомобильного бензина для обеспечения потребностей страны, особенно это касается высокооктановых марок. Поэтому часть топлива (примерно 25 процентов) импортируется изза рубежа. Основной поток импорта шел из России, но в последнее время разница в цене сильно увеличилась. В какойто момент их производителям стало просто невыгодно экспортировать топливо на рынок Казахстана, и у нас возник дефицит.
Что касается Павлодарского нефтехимического завода, продукцию которого мы продаем, то этот завод работает исключительно на нефти российских месторождений. Топливо с завода доставляется потребителям по железной дороге, а тарифы на перевозку постоянно растут. Увеличиваются расходы на коммуналку и содержание АЗС. А это тоже влияет на цену.
Президент ТОО “НарОйл” Султан Ушбаев:
– Помимо дорогой нефти есть еще один фактор, который определяет сегодня цены на ГСМ в Казахстане – это запрет на экспорт нефтепродуктов. Но эта мера, к сожалению, не работает. Нефтяники получают большие доходы, и переработчики тоже пытаются увеличить прибыль, но это у них получается за счет всей остальной экономики. В стране не хватает бензина и солярки, потому что большую часть продукции наши НПЗ продают за рубеж. Если вывозить продукцию не в дальнее зарубежье, а в ту же Украину, то пошлины будут гораздо ниже. А горючее в Украине намного дороже, чем у нас. Когда ввели запрет на экспорт, то все думали, что заводы будут больше продавать внутри страны и цена пойдет вниз. На самом деле переработчики просто решили дождаться сентября, когда запрет будет отменен. Сегодня они копят запасы, которые потом продадут за рубеж.
Свободного рынка в сфере переработки в Казахстане давно нет, он монополизирован, и переработчики фактически определяют цены. Например, всю продукцию Атырауского НПЗ “Торговый дом “КазМунайГаз” продает исключительно четырем фирмам. Аналогичная ситуация на других заводах. Я уверен, что в такой ситуации цены на нашем внутреннем рынке скоро сравнятся с Россией. В ряде регионов это уже происходило, причем в тех, где и расположены НПЗ. Разница только в том, что в России государство получает налогов с каждого проданного литра горючего вдвое больше, чем у нас. И антимонопольное ведомство у них следит за сохранением конкуренции в отличие от нас. А в Казахстане доходы от роста цен оседают в карманах монополистов.
caravan.kz
Вы знаете, сколько произведено в Казахстане бензина разных сортов и дизельного топлива в мае этого года? Такая статистика ежемесячно публикуется в России, Украине и Белоруссии. Но госорганы Казахстана такие данные в открытом доступе не предоставляют. Эти цифры не являются военным секретом, тем не менее их нет ни на сайте Минэнерго, ни в отчетах Агентства по статистике. Они, конечно, существуют, но получить их можно только за деньги – если очень надо.
Переработка и продажа нефтепродуктов в Казахстане покрыта завесой тайны. Скрывается буквально все: объемы производства, объемы поставок и даже цены. Российские нефтепереработчики, многие из которых гораздо крупнее наших, торгуют своей продукцией открыто. Чтобы узнать отпускные цены на бензин, например, Омского НПЗ, достаточно зайти на сайт его владельца – ГазпромНефти. На портале работает электронная система торгов. Войдя в нее, вы увидите, что 3 июля тонна бензина АИ93 продавалась с этого завода за 24 500 рублей. Не скрывают своих цен и другие крупные российские компании, например, "Лукойл". Сайты региональных торговых подразделений по всем регионам России предлагают посетителям ознакомиться с прайслистами, где представлен весь ассортимент продаваемой продукции.
У нас в стране торговля ГСМ – привилегия. Бензин и дизтопливо на уровне оптовиков не продают, а распределяют. Поэтому не ищите ценники отечественных производителей в Интернете – их там нет. Сайт РеtroKazakhstan знакомит посетителей с логотипом компании – никаких других полезных данных на нем не представлено. Торгующий продукцией Атырауского НПЗ “Торговый дом “КазМунайГаз” выставил лишь двухнедельной давности информацию о цене бензина на своих заправках. Нет никаких сведений о цене отпускаемой продукции и на интернетсайте Павлодарского нефтехимического завода.
Большинство наших граждан данная ситуация до недавнего времени волновала мало – залить бы свой бак, а торговцы пусть хоть даром друг другу эту “горючку” отдают! К сезонным скачкам цен, которые власти ежегодно клянутся предотвратить, все уже привыкли. Но в этом году плакаты с надписью “НЕТ” и “Только по талонам” на колонках АЗС появлялись чаще обычного, а перебои с топливом стали сказываться на жизни целых регионов.
Бензиновые потоки
В прошлом году из добытых 67 миллионов тонн нефти республика сумела переработать всего 12,04 миллиона тонн. В далеком 1991 году те же три завода – в Павлодаре, Атырау и Шымкенте – переработали 18 миллионов тонн – две трети от всей добытой в тот год нефти. За полтора десятилетия потребности республики возросли многократно – по данным экспертов, автопарк в Казахстане с 2003 по 2005 год вырос примерно на 10 процентов в год. В последние же два года он увеличивается на 25 процентов ежегодно. Автомобили и другая техника ежедневно сжигают до 17 миллионов литров топлива, или 4,6 миллиона тонн в год. Примерно треть от этого объема составляет дизтопливо. Бензина за 2007 год общими усилиями трех НПЗ удалось произвести чуть более 2,6 миллиона тонн. Остальное ввезли из России. Когда цены в ближнем зарубежье поползли вверх, поток пошел в обратном направлении – бензин и солярку начали вывозить. Да такими объемами, что самим не оставалось.
У нас бензин слишком… дешевый
Даже без учета влияния мировых цен на нефть продажная стоимость всех видов бензина и дизтоплива в стране в ближайшие месяцы, а то и годы будет только расти. Для этого есть несколько причин.
Вопервых, не хватит мощностей изношенных нефтяных заводов. Самый новый из них – Павлодарский (ПНХЗ) – был введен в строй в 1974–1983 годах.
Вовторых, наши внутренние цены все еще ниже российских и вообще всех эсэнговских. Например, Омский НПЗ продает оптом АИ80 по 1,03 доллара за литр. Тот же сорт бензина на заправке в Астане стоит 0,68 доллара. АИ92 оптом стоит в Омске 1,15 доллара за литр, а в Астане – всего 76 центов. Даже дорогой АИ98 (эту марку бензина обычно ввозят из той же России) обойдется на заправке в столице Казахстана в 1,03 доллара, а в Омске розничная цена этого сорта уже перевалила за 1,35 доллара за литр.
В Украине цены примерно вдвое выше казахстанских – в начале июля жителю Киева литр 92го обходился в 1,28 доллара. Экспорт нефтепродуктов в ближнее зарубежье считается у нас несырьевым и облагается по ставке 130 евро за тонну – это вдвое ниже, чем в РФ.
Дизельное будущее
В прошлые годы перебои с поставками дизельного топлива на наши заправки обычно приходились на период посевной. Но в этом году ситуация несколько иная – сев закончился, а на отечественном рынке солярки попрежнему не хватает. Аналогичная ситуация в соседней России – в этом году дизтопливо там впервые обогнало по цене светлые нефтепродукты. На юге России, а также в Сибири солярка стоит дороже АИ92. Более того, в десяти регионах, как и у нас, цена дизтоплива превысила стоимость АИ98. При этом и в России, и в Казахстане дизтоплива с избытком. Отечественные заводы изза отсталости технологий производят дизель в объемах, сопоставимых с производством бензина. В прошлом году 725 тысяч тонн солярки было продано за рубеж без особого ущерба для местного рынка. Украинцы перепродают нашу солярку в Западную Европу, и спрос на нее, судя по всему, будет только расти. Европейцы первыми оценили мощь и экономичность дизельных моторов, сегодня в Старом Свете автомобилей с такими двигателями продается больше, чем бензиновых.
Китайские желания
Еще более серьезное давление на казахстанский рынок может оказать соседний Китай, который решил постепенно приближать внутренние цены на горючее к мировому уровню. С 20 июня директивным решением властей все виды жидкого топлива подорожали там сразу на 15–25 процентов. Китайские нефтяные компании PetroChina и Sinopec давно несли убытки, дотируя стоимость ГСМ. Внутренние цены остаются низкими, хотя Китай вынужден ввозить уже почти половину всей потребляемой нефти. Можно предположить, что при угрозе дефицита китайские компании, ведущие бизнес в Казахстане, постараются максимально увеличить поток нефти и продуктов ее переработки к себе на родину.
Чем это грозит нам, видимо, говорить не приходится…
Генеральный директор ТОО “Гелиос” Константин Свиридов:
– Сегодня казахстанские НПЗ не в состоянии производить достаточное количество автомобильного бензина для обеспечения потребностей страны, особенно это касается высокооктановых марок. Поэтому часть топлива (примерно 25 процентов) импортируется изза рубежа. Основной поток импорта шел из России, но в последнее время разница в цене сильно увеличилась. В какойто момент их производителям стало просто невыгодно экспортировать топливо на рынок Казахстана, и у нас возник дефицит.
Что касается Павлодарского нефтехимического завода, продукцию которого мы продаем, то этот завод работает исключительно на нефти российских месторождений. Топливо с завода доставляется потребителям по железной дороге, а тарифы на перевозку постоянно растут. Увеличиваются расходы на коммуналку и содержание АЗС. А это тоже влияет на цену.
Президент ТОО “НарОйл” Султан Ушбаев:
– Помимо дорогой нефти есть еще один фактор, который определяет сегодня цены на ГСМ в Казахстане – это запрет на экспорт нефтепродуктов. Но эта мера, к сожалению, не работает. Нефтяники получают большие доходы, и переработчики тоже пытаются увеличить прибыль, но это у них получается за счет всей остальной экономики. В стране не хватает бензина и солярки, потому что большую часть продукции наши НПЗ продают за рубеж. Если вывозить продукцию не в дальнее зарубежье, а в ту же Украину, то пошлины будут гораздо ниже. А горючее в Украине намного дороже, чем у нас. Когда ввели запрет на экспорт, то все думали, что заводы будут больше продавать внутри страны и цена пойдет вниз. На самом деле переработчики просто решили дождаться сентября, когда запрет будет отменен. Сегодня они копят запасы, которые потом продадут за рубеж.
Свободного рынка в сфере переработки в Казахстане давно нет, он монополизирован, и переработчики фактически определяют цены. Например, всю продукцию Атырауского НПЗ “Торговый дом “КазМунайГаз” продает исключительно четырем фирмам. Аналогичная ситуация на других заводах. Я уверен, что в такой ситуации цены на нашем внутреннем рынке скоро сравнятся с Россией. В ряде регионов это уже происходило, причем в тех, где и расположены НПЗ. Разница только в том, что в России государство получает налогов с каждого проданного литра горючего вдвое больше, чем у нас. И антимонопольное ведомство у них следит за сохранением конкуренции в отличие от нас. А в Казахстане доходы от роста цен оседают в карманах монополистов.
caravan.kz
|