Незадачка с задачкой

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 16 Февраля 2017 в 14:31:52
До 15 марта казахстанцы могут принять участие в обсуждении проекта по уменьшению объема домашних заданий для школьников страны. Хорошо это или плохо? Начинают чиновники прислушиваться к мнению родителей или играют в популизм? Эти вопросы и обсуждают сегодня наши эксперты

Система школьного образования Казахстана по-прежнему находится в стадии реформ. Правда, теперь новшества носят не системный характер, а точечный и, скорее, относятся к организации труда. Обучать школьников вождению автомобиля на уроках НВП, срочно оборудовать все школы страны индивидуальными шкафчиками для учеников, ввести уроки?
Вот и идея с сокращением домашних заданий... Повысит ли это уровень наших школяров и их конкурентоспособность? Или в нашем образовании, как в известном анекдоте, всю систему менять надо?



Мнение экспертов

Ирина СМИРНОВА, еще год назад директор школы, ныне член комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента Республики Казахстан:
- Я считаю, что это популизм чистой воды. Есть ежегодное инструктивно-методическое письмо, в котором все прописано, есть сниповские нормы еще советских времен, где сказано: домашнее задание должно составлять одну треть от того, что прошли на уроке. Если сейчас наша школа и нуждается в чем-то, так это в том, чтобы в первую очередь оставили учителя в покое и дали ему спокойно преподавать. Как мы можем ссылаться на опыт Финляндии, если там все школы работают в одну смену и в классах не обучается по сорок человек, как это бывает у нас. А ведь никто не отменял норму, запрещающую наполнение класса свыше 25 человек. Министерство образования должно озадачиться и озаботиться тем, чтобы обеспечить именно эту санитарную норму. Тогда детям будет чем дышать, куда смотреть. Если не можем строить школы, то давайте, как сказал президент, развивать государственно-частное парт­нерство.

Но больше всего меня удивляет, что такой серьезный шаг выносится на обсуждение общественности, это все равно что врач вынесет на обсуждение выбор лекарства. В конце концов, у нас есть Академия педагогических наук, а что она думает по этому поводу? Почему ни разу не собирался общественный совет при Министерстве образования? Сколько можно шарахаться из стороны в сторону! Нужны не волюнтаристские решения, а взвешенный подход, стратегия развития, которая не зависит от того, кто сейчас сидит в кресле министра. А у нас все быстро меняется. Сначала всех скопом загоняют в электронный дневник, школы выстраивают в рейтинге по количеству заходов родителей в эти дневники, учителя покупают роутеры, поскольку в школе слабый Интернет, ночами забивают оценки в электронную версию, которая вдруг была введена в октябре! И вдруг министр нам говорит, что это добровольно. Где правда?

На днях смотрели поправки в бюджет: там заложено обучение учителей английскому языку. Подобные курсы проходят группами по тридцать человек. Может быть, мы лучше поднимем зарплату учителю, и он сам выберет курсы? Я никак не могу понять, кому так понравилось проводить курсы английского и кто регулирует их стоимость? Я сама занималась на курсах для директоров школ, которые, как оказалось, стоили по полтора миллиона тенге на человека! Почему так дорого? За эти деньги можно съездить в Кембридж и там освоить язык. Вообще, к каждой задачке по образованию у меня очень много вопросов. Пока я вижу сплошное приукрашивание действительности. Все время у нас рождаются новые идеи и не доводятся до ума те, которые начали внедрять.

Канат НУРОВ, президент научно-образовательного фонда “Аспандау”:
- Да, сокращение домашних заданий - это инициатива нашего фонда. Сейчас у школьников действительно слишком большая нагрузка, и бесполезно давить на два ограниченных ресурса: здоровье и время детей. К тому же мы понимаем, что нет смысла гнаться за объемом информации - гораздо важнее научить мыслить. Дети должны отдыхать. Если они не смогли усвоить материал в классе, значит, надо как-то иначе организовывать учебный процесс. Естественно, более системной мерой было бы не сокращать объем домашней работы, а пересмотреть все содержание образовательного процесса, но это идеальные условия. Раз мы признаем, что неправильно нагружать детей, давайте уменьшим время, потраченное на домашнюю работу, а потом уже разберемся и с учебными предметами.

И, конечно, в реформах образования важна системность. Мы сейчас не можем увидеть результаты, поскольку изменения не носят системный и последовательный характер. Получается, что мы накапливаем ошибки и негатив. А позитивного результата так и не достигаем.

Нурмухаммед ДОСЫБАЕВ, выпускник Кембриджа, магистр образования:
- Насколько я знаю, на большой объем домашнего задания жалуются родители учеников начальной школы. В старших классах таких жалоб я не слышал. В любом случае уменьшение объема домашних заданий - это хорошая и свое­временная идея, но оно не должно происходить механически. Важен контекст перехода на новые принципы в обучении - от зазубривания конкретных знаний к умению систематизировать и использовать их. Тут многое зависит от учителя, его готовности перейти и на уроке к новым стандартам преподавания, когда ученик не останавливается на самой низшей ступени понимания и запоминания материала, а может анализировать, делать собственные выводы. То есть важно не просто две задачки вместо трех задать, а выбрать те задания, которые необходимы именно сейчас и помогут дома не только закрепить материал, но и использовать его.

Маргарита УСКЕМБАЕВА, детский психолог:
- Я тоже считаю, что вот такие отдельные инициативы больше похожи на популизм, чем на изменение курса образования. Мы почему-то все время пытаемся примерить на себя чужие системы образования. То кидаемся закупать интерактивные доски, то еще что-то. Пора уже не бояться быть самим собой, не искать свой образ за бугром, дать возможность нормально, творчески работать учителям.

Наши цифры
- 10% от веса ребенка должен составлять вес портфеля школьника по рекомендациям ВОЗ.
- 6 кг весит рюкзак ученицы пятого класса алматинской школы (на снимке). Учебники и тетради для пяти уроков вытянули чуть больше четырех килограммов. Один килограмм сто граммов весит мешочек с физкультурной формой, еще восемьсот граммов - сменная обувь. Кроме того, мы не учитывали, что обычно в портфеле школьника находятся увесистый пенал, телефон, бутерброды и бутылочка воды (короткие перемены не всегда позволяют воспользоваться школьным буфетом и кулером). По санитарным нормам, рюкзак в этом возрасте должен весить почти в два раза меньше.

Между тем...
Академия педагогических наук Казахстана, к сожалению, действительно как-то оказалась вне реформ. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт организации и посмотреть раздел новостей: от 31 января сего года есть сообщения о презентации книги президента Академии педагогических наук Казахстана Аскарбека КУСАИНОВА “Кризис в системе среднего образования: пути выхода”. Следующие новости относятся уже к прошлому году. Среди них посещение Кусаиновым академии “Болашак” и чтение лекции о проблемах образования, статья Софии РАЕВОЙ о книге Кусаинова, еще одна статья о ней же.
В приемной Академии педагогический наук на просьбу подсказать эксперта для обсуждения проекта по организации и выполнению домашних заданий ответили, что сделать это может только президент академии, который в настоящее время находится в командировке, и других специалистов, способных принять участие в обсуждении, в академии нет...

Головоломка для родителей
Проект, предложенный на обсуждение, имеет два варианта. Но родителям непросто разобраться в том, чем они принципиально отличаются друг от друга и от прежней методички по домашним заданиям. Например, сможете вы одобрить или нет вот такой пункт, где сразу и не поймешь что к чему?
23. Время на выполнение домашнего задания по одному предмету вычисляется по формуле:



где:
Т - искомое время выполнения домашнего задания, задаваемого на один урок (минут);
D - предельное время (час) выполнения домашнего задания в течение недели (время выполнения домашнего задания на 1 день (смотри п. 31) х 5 (число учебных дней в неделе минус 1 день);
В - трудность каждого предмета по шкале (приложение 1) (баллы);
S - общее количество баллов по всем предметам в неделю (приложение 1).

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
http://www.time.kz/articles/territory/2017/02/15/nezadachka-s-zadachkoj
Комментарии, по рейтингу, по дате
  KapitanNemo 16.02.2017 в 14:42:24   # 582278
Флаг Германии неправильно нарисован
  AWP 16.02.2017 в 14:44:29   # 582280
Цитата: KapitanNemo от 16.02.2017 14:42:24
Флаг Германии неправильно нарисован


Кто рисовал, тот очень хочет чтоб меньше заданий в школе давали...
  портфил 16.02.2017 в 15:08:05   # 582290
забанен до 28.08.2030 00:06:59
Цитата: KapitanNemo от 16.02.2017 14:42:24
Флаг Германии неправильно нарисован


это флаг Бельгии только его перевернули.
Горизонт с вертикалью попутали ))))
  bolatbol 16.02.2017 в 19:22:50   # 582379
Первый урок алгебра, объясняют логарифмы, потом география, тропический и субтропический климат, потом история, древняя Греция, потом физ-ра, бег вокруг школы и баскетбол, потом литература, письмо Онегина Татьяне, потом физика, закон Ома. После уроков в голове каша.
Приходишь домой, открываешь учебник и начинаешь вспоминать. А, вот как считаются логарифмы. Сделал 2-3 примера, запомнил. На другой день повторение, потом контрольная, и ты уже до окончания школы знаешь.
Вывод: домашние задания нужны. Не нужны рефераты, рисунки по зоологии, всякие глупые уроки внедренные после советской власти.
А логарифмы, тангенсы и котангенсы могут и не пригодиться в жизни. Но они развивают мозг, логику, аналитическое мышление.
  Софруджу 16.02.2017 в 21:55:35   # 582415
Кстати, 8,8 часов это всего чуть больше часа в день. По-моему, это очень мало. В 15-летнем возрасте 3-4 часа в день домашних уроков это было бы совершенно нормально. По-моему, мы так и учились
  Stalin 16.02.2017 в 22:24:31   # 582424
Для 15 летних детей 8,8 часов очень даже нормально, подготовка к ЕНТ и тд и тп
А вот для детей до 11 лет надо отменить домашнее задание как во Франции
  Zhycie est 16.02.2017 в 23:22:45   # 582434
Дети реально устают. Не домашку надо сокращать, а время, потраченное зря в школе. Половину всего времени ученик сидит и пинает балду. Потому что его может и не спросят,но он будет ждать, пока спросят других,пока угомонят всех обалдуев, пока вытрут с доски и проставят оценки. И чем больше класс,тем дольше ждет. Старшаки хоть выучились делать уроки в школе, на других уроках, вот и не парятся дома с ними.
  MишаМашкевич 16.02.2017 в 23:48:05   # 582440
Я не учитель, даже близко к преподаванию не имею отношения. Меня мучает всего 1 вопрос: была готовая программа, советская(я вообще не любитель СССР, к ностальгическим мыслям о ней отношусь с подозрением. НО систему образование очень хвалят). Почему на его модели не создают её. Зачем эти опросы, методики(с неизвестным итогом) это ж время и деньги. Лично мой класс дрючили так, обязательно домашка( 5 минут, 5 часов-твои проблемы, должен решить). На каникулы по каз.языку 20 диктантов написать, по математике- задачу давала заранее. И все это в отдельную тетрадь. Пришли в школу сразу собрала все тетради. Потом только уроки. В 4 классе, за 5 минут до окончания говорила-если домашку сделали ( здесь справились сами), можете читать следующий урок-самостоятельно, завтра на уроке поймете быстрее.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь