В Израиле возмущены польским юмором по поводу холокоста
GoodZone 10 Февраля 2015 в 10:06:17
Выставка польских художников, открывшаяся в эстонском городе Тарту и посвященная теме холокоста, вызвала новый скандал с этнически-религиозным оттенком. Авторы решили осветить одну из самых трагических страниц современной истории в юмористическом ключе. Шутка показалась, мягко говоря, не смешной не только представителям местной еврейской общины.
Несмешная история
В Эстонии на днях открылась выставка польских художников «Моя Польша. Вспоминая и забывая». На ней представлены экспонаты, рассказывающие о последних днях жизни пленных евреев в Освенциме. Жизнь пленных показана через фотографии, видеоролики и комиксы юмористического содержания. Информация о выставке, размещенная на сайте Эстонской академии художеств, сопровождается фотографией веселых людей, выглядывающих из-за колючей проволоки.
Одним из главных экспонатов выставки стало скандальное видео художника Артура Жмиевского, на котором обнаженные люди играют в салки в бетонном бункере, изображая узников Освенцима в газовой камере. Это не единственный ролик данного автора. В Тарту представлен еще один сюжет, герой которого – старик, переживший холокост – приходит в тату-салон, чтобы «обновить сделанную в лагере татуировку с порядковым номером». Кстати, эти видео запрещены к показу в Германии.
Открывает выставку панорама, напоминающая сюжет американского фильма. «Большие белые буквы на фоне Голливудских холмов. Только здесь вместо надписи «Голливуд» – слово «холокост», – передает РИА «Новости» со ссылкой на Эстонское телевидение, которое продемонстрировало сюжет с данной выставки.
Подойти к одной из самых болезненных тем минувшего столетия с юмором авторы выставки решили не просто так, а, как они объясняют, в качестве терапии. «Эта выставка говорит скорее не о самом событии. Она пытается понять, как мы, поколения, живущие после этого, пытаемся справиться с травмой. Юмор и ирония – это один из способов пережить травму», – объясняет в эфире эстонского телевидения координатор выставки Юлия Полуяненкова.
Однако люди, для которых холокост воспринимается не как повод для создания арт-объекта, подобный юмор не оценили. Выставку уже осудила еврейская община Тарту, руководитель которой Илона Смушкина сказала, что даже не смогла досмотреть видеоклипы до конца. «Бедного старика, которого мучили в Освенциме, теперь мучает этот молодой человек, который делает «произведение искусства», – заявила Смушкина, комментируя один из видеороликов Жмиевского.
«В холокосте нет ничего веселого и ничего ироничного, – добавляет Роман Смушкин, член Тартусской еврейской общины. – Это трагическая тема, и это видео, на мой взгляд, совершенно неадекватно и неуместно», – сказал он. «Смотреть невозможно – это отвратительно», – добавил Смушкин.
Возмущение высказал и руководитель иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф, который назвал эстонскую выставку оскорблением памяти миллионов жертв холокоста. «Это скандал и оскорбление памяти жертв холокоста. Холокост – не та тема, к которой можно относиться с юмором. И уж конечно не в странах, где местные коллаборационисты активно участвовали в массовых убийствах», – передает слова Зуроффа РИА «Новости». Глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя признался, что шокирован увиденным, и пообещал, что центр выступит с официальным заявлением по поводу выставки.
Официальных комментариев от эстонской стороны пока не поступало.
«Сегодня это евреи, завтра это будут русские»
Руководитель Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков считает, что хуже оскорбления, чем эта выставка, придумать трудно. «То, что они опубликовали под видом якобы свободы выражения мысли, совершенно не соответствует тому, что происходит. Я сегодня специально приехал к руководителю еврейской общины Эстонии Алле Якобсон. Я посмотрел в ее глаза, в них была удивительная боль. Она сказала, что не понимает, как такое может быть, когда находятся такие люди, которые это делают», – рассказал Заренков газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Якобсон связалась с руководителями информационных порталов, которые уже опубликовали скандальные снимки, с просьбой снять публикацию. Саму общину засыпали звонки, и Якобсон приходилось успокаивать людей. «А что касается людей, которые живут в Эстонии, то это удар не только по одной национальной группе. Это боль для нас всех. Преступления против человечности не имеют национальной почвы. Сегодня это евреи, завтра это будут русские. Так что сегодня мы видим, что пройдена черта вседозволенности, всевозможных оскорблений, нанесения обид людям. Это ужасно», – уверен он.
По словам Заренкова, действия эстонских властей ведут к эскалации ненависти в обществе. «То, что сегодня культивируется у нас в Эстонии – ненависть, социальная рознь, – это что-то пришлое. В самом эстонском народе такого нет и никогда не было. Это спокойные люди, не экстремисты, и когда происходят такие вещи, нам очень обидно», – сказал Заренков.
Чужие и свои
«Такие выставки ненормально устраивать в любое время. Холокост – это массовое уничтожение людей, страшное преступление. И любые насмешки вокруг этой трагедии являются неприемлемыми. Нет оправданий подобным издевательствам», – заявил газете ВЗГЛЯД директор фонда «Историческая память», специалист по истории Прибалтики Александр Дюков.
Пояснения организаторов выставки Дюков считает несостоятельными. «Мы все знаем, что есть люди, которые любят ссылаться на работы покойного Бахтина. Якобы есть такая смеховая культура, которая позволяет бороться с прошлым, убивать тоталитаризм, – напомнил эксперт. – На самом деле это все неправда. Подобная смеховая культура в нашем современном мире, а не в средневековье, о котором писал Бахтин, работает только на расчеловечивание, на рост межнациональной и любой другой розни», – уверен собеседник.
Для властей Эстонии холокост – это нечто чужое, поясняет Дюков, поэтому они лояльно относятся к попыткам представить его как что-то смешное. «С одной стороны, исходя из политкорректности и европейских ценностей, это «чужое» надо уважать. С другой стороны, «свои» для них – это те, которые уничтожали евреев. Эстонцы убивали евреев в концлагере Клоога, они убивали русских в Псковской области», – напоминает Дюков. «При этом говорить о том, что «свои» – хорошие, как-то неправильно. Но принять чужую выставку, из другого государства, где «чужое» высмеивается, а «своих» коллаборационистов не трогают – это для эстонских властей вполне приемлемо. Это похоже на то, как латышские власти не реагируют на мюзикл, героизирующий нацистского преступника Герберта Цукорса», – сравнивает эксперт.
Ждать официальной реакции от властей Эстонии не стоит, добавил эксперт. «Я надеюсь, что реакция будет, но они, скорее всего, промолчат», – с сожалением отметил Дюков.
http://vz.ru/world/2015/2/9/728724.html
Несмешная история
В Эстонии на днях открылась выставка польских художников «Моя Польша. Вспоминая и забывая». На ней представлены экспонаты, рассказывающие о последних днях жизни пленных евреев в Освенциме. Жизнь пленных показана через фотографии, видеоролики и комиксы юмористического содержания. Информация о выставке, размещенная на сайте Эстонской академии художеств, сопровождается фотографией веселых людей, выглядывающих из-за колючей проволоки.
Одним из главных экспонатов выставки стало скандальное видео художника Артура Жмиевского, на котором обнаженные люди играют в салки в бетонном бункере, изображая узников Освенцима в газовой камере. Это не единственный ролик данного автора. В Тарту представлен еще один сюжет, герой которого – старик, переживший холокост – приходит в тату-салон, чтобы «обновить сделанную в лагере татуировку с порядковым номером». Кстати, эти видео запрещены к показу в Германии.
Открывает выставку панорама, напоминающая сюжет американского фильма. «Большие белые буквы на фоне Голливудских холмов. Только здесь вместо надписи «Голливуд» – слово «холокост», – передает РИА «Новости» со ссылкой на Эстонское телевидение, которое продемонстрировало сюжет с данной выставки.
Подойти к одной из самых болезненных тем минувшего столетия с юмором авторы выставки решили не просто так, а, как они объясняют, в качестве терапии. «Эта выставка говорит скорее не о самом событии. Она пытается понять, как мы, поколения, живущие после этого, пытаемся справиться с травмой. Юмор и ирония – это один из способов пережить травму», – объясняет в эфире эстонского телевидения координатор выставки Юлия Полуяненкова.
Однако люди, для которых холокост воспринимается не как повод для создания арт-объекта, подобный юмор не оценили. Выставку уже осудила еврейская община Тарту, руководитель которой Илона Смушкина сказала, что даже не смогла досмотреть видеоклипы до конца. «Бедного старика, которого мучили в Освенциме, теперь мучает этот молодой человек, который делает «произведение искусства», – заявила Смушкина, комментируя один из видеороликов Жмиевского.
«В холокосте нет ничего веселого и ничего ироничного, – добавляет Роман Смушкин, член Тартусской еврейской общины. – Это трагическая тема, и это видео, на мой взгляд, совершенно неадекватно и неуместно», – сказал он. «Смотреть невозможно – это отвратительно», – добавил Смушкин.
Возмущение высказал и руководитель иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф, который назвал эстонскую выставку оскорблением памяти миллионов жертв холокоста. «Это скандал и оскорбление памяти жертв холокоста. Холокост – не та тема, к которой можно относиться с юмором. И уж конечно не в странах, где местные коллаборационисты активно участвовали в массовых убийствах», – передает слова Зуроффа РИА «Новости». Глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя признался, что шокирован увиденным, и пообещал, что центр выступит с официальным заявлением по поводу выставки.
Официальных комментариев от эстонской стороны пока не поступало.
«Сегодня это евреи, завтра это будут русские»
Руководитель Антифашистского комитета Эстонии Андрей Заренков считает, что хуже оскорбления, чем эта выставка, придумать трудно. «То, что они опубликовали под видом якобы свободы выражения мысли, совершенно не соответствует тому, что происходит. Я сегодня специально приехал к руководителю еврейской общины Эстонии Алле Якобсон. Я посмотрел в ее глаза, в них была удивительная боль. Она сказала, что не понимает, как такое может быть, когда находятся такие люди, которые это делают», – рассказал Заренков газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Якобсон связалась с руководителями информационных порталов, которые уже опубликовали скандальные снимки, с просьбой снять публикацию. Саму общину засыпали звонки, и Якобсон приходилось успокаивать людей. «А что касается людей, которые живут в Эстонии, то это удар не только по одной национальной группе. Это боль для нас всех. Преступления против человечности не имеют национальной почвы. Сегодня это евреи, завтра это будут русские. Так что сегодня мы видим, что пройдена черта вседозволенности, всевозможных оскорблений, нанесения обид людям. Это ужасно», – уверен он.
По словам Заренкова, действия эстонских властей ведут к эскалации ненависти в обществе. «То, что сегодня культивируется у нас в Эстонии – ненависть, социальная рознь, – это что-то пришлое. В самом эстонском народе такого нет и никогда не было. Это спокойные люди, не экстремисты, и когда происходят такие вещи, нам очень обидно», – сказал Заренков.
Чужие и свои
«Такие выставки ненормально устраивать в любое время. Холокост – это массовое уничтожение людей, страшное преступление. И любые насмешки вокруг этой трагедии являются неприемлемыми. Нет оправданий подобным издевательствам», – заявил газете ВЗГЛЯД директор фонда «Историческая память», специалист по истории Прибалтики Александр Дюков.
Пояснения организаторов выставки Дюков считает несостоятельными. «Мы все знаем, что есть люди, которые любят ссылаться на работы покойного Бахтина. Якобы есть такая смеховая культура, которая позволяет бороться с прошлым, убивать тоталитаризм, – напомнил эксперт. – На самом деле это все неправда. Подобная смеховая культура в нашем современном мире, а не в средневековье, о котором писал Бахтин, работает только на расчеловечивание, на рост межнациональной и любой другой розни», – уверен собеседник.
Для властей Эстонии холокост – это нечто чужое, поясняет Дюков, поэтому они лояльно относятся к попыткам представить его как что-то смешное. «С одной стороны, исходя из политкорректности и европейских ценностей, это «чужое» надо уважать. С другой стороны, «свои» для них – это те, которые уничтожали евреев. Эстонцы убивали евреев в концлагере Клоога, они убивали русских в Псковской области», – напоминает Дюков. «При этом говорить о том, что «свои» – хорошие, как-то неправильно. Но принять чужую выставку, из другого государства, где «чужое» высмеивается, а «своих» коллаборационистов не трогают – это для эстонских властей вполне приемлемо. Это похоже на то, как латышские власти не реагируют на мюзикл, героизирующий нацистского преступника Герберта Цукорса», – сравнивает эксперт.
Ждать официальной реакции от властей Эстонии не стоит, добавил эксперт. «Я надеюсь, что реакция будет, но они, скорее всего, промолчат», – с сожалением отметил Дюков.
http://vz.ru/world/2015/2/9/728724.html
|