Слово Двадцать Второе
Pragmatic 30 Января 2016 в 07:53:41
Думаю, кого среди казахов сегодня я бы мог любить или уважать?
Уважал бы бая, да нет нынче такого; если и есть, он не хозяин своей воли
и своего богатства. Враждуя с одними, из осторожности раздает скот другим,
оказываясь в итоге обязанным доброй сотне людей. Думает, оказал милость,
откликнувшись на их покорные просьбы. По глупости своей так думает. Он
сам находится в зависимости от них, Ни щедрым, ни милосердным его не
назвать. На родной земле со своим народом бьется, добром сорит, распинаясь
перед недостойными. Там, где баи не находят между собой согласия,
плодятся всякого рода проходимцы, стращают их и живут за их счет.
Стал бы уважать мырзу. Но не встретить в наши дни истинно щедрых, а
тех, кто бестолку раздает скот направо и налево, больше, чем собак. Одни
раздают скот добровольно, желая сыскать выгоду, другие — поневоле, иной
так суетится, стараясь мырзой прослыть, будто приложили ему в одно место
просоленную кошму, да только чаще всего тоже оказывается жертвою
лиходеев.
Уважал бы волостного и бия. Однако нет в степи божеской управы и суда.
Власть, заслуженная низкопоклонством или купленная за деньги, не много
стоит.
Хотел бы уважать сильного, но вижу — все у нас крепки на худое дело,
готовых на добрые дела не сыскать.
Найти бы человека умного и ему оказать почести. Но нет человека, чей бы
ум был скор в служении делу совести и справедливости, а на хитрость и
вероломство всяк горазд.
Уважал бы убогого и нищего, но ведь и его не сочтешь безгрешным. Не
смотри, что на лежащего верблюда не может сесть. Будь у него сила, найдется
и сноровка прихватить для себя что-нибудь тишком.
Остался кто? Хитрец да хват. Этих нам не унять! Пока они других не
разорят и по миру не пустят...
И что же, кого нам любить, за кого молиться? Смердящие волостные и
бии не в счет. Остается тот тихий бай, живущий по причине своей кротости
согласно пословице «Коль ищешь достатка, избегай раздоров». Этот у всех в
немилости, хотя и раздает одну половину своего богатства, а другую
половину тщится уберечь от вора и насильника.
Делать нечего,- его нам жалеть, за него молиться.
Никого другого я не нашел.
А. Кунанбаев. Книга слов
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/abay/index.php
Уважал бы бая, да нет нынче такого; если и есть, он не хозяин своей воли
и своего богатства. Враждуя с одними, из осторожности раздает скот другим,
оказываясь в итоге обязанным доброй сотне людей. Думает, оказал милость,
откликнувшись на их покорные просьбы. По глупости своей так думает. Он
сам находится в зависимости от них, Ни щедрым, ни милосердным его не
назвать. На родной земле со своим народом бьется, добром сорит, распинаясь
перед недостойными. Там, где баи не находят между собой согласия,
плодятся всякого рода проходимцы, стращают их и живут за их счет.
Стал бы уважать мырзу. Но не встретить в наши дни истинно щедрых, а
тех, кто бестолку раздает скот направо и налево, больше, чем собак. Одни
раздают скот добровольно, желая сыскать выгоду, другие — поневоле, иной
так суетится, стараясь мырзой прослыть, будто приложили ему в одно место
просоленную кошму, да только чаще всего тоже оказывается жертвою
лиходеев.
Уважал бы волостного и бия. Однако нет в степи божеской управы и суда.
Власть, заслуженная низкопоклонством или купленная за деньги, не много
стоит.
Хотел бы уважать сильного, но вижу — все у нас крепки на худое дело,
готовых на добрые дела не сыскать.
Найти бы человека умного и ему оказать почести. Но нет человека, чей бы
ум был скор в служении делу совести и справедливости, а на хитрость и
вероломство всяк горазд.
Уважал бы убогого и нищего, но ведь и его не сочтешь безгрешным. Не
смотри, что на лежащего верблюда не может сесть. Будь у него сила, найдется
и сноровка прихватить для себя что-нибудь тишком.
Остался кто? Хитрец да хват. Этих нам не унять! Пока они других не
разорят и по миру не пустят...
И что же, кого нам любить, за кого молиться? Смердящие волостные и
бии не в счет. Остается тот тихий бай, живущий по причине своей кротости
согласно пословице «Коль ищешь достатка, избегай раздоров». Этот у всех в
немилости, хотя и раздает одну половину своего богатства, а другую
половину тщится уберечь от вора и насильника.
Делать нечего,- его нам жалеть, за него молиться.
Никого другого я не нашел.
А. Кунанбаев. Книга слов
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/abay/index.php
|