Депутаты перестали представлять народ
dead 09 Июля 2007 в 09:26:07
Депутаты перестали представлять народ
«Я писал, и у меня волосы дыбом вставали», – так эмоционально охарактеризовал свое состояние правозащитник Евгений ЖОВТИС, когда рассказывал о том, как он анализировал поправки в Конституционный закон «О выборах». Что же так впечатлило правозащитника?
- Внесенные поправки, по моему мнению, вызывают очень серьезные сомнения в отношении нашего желания председательствовать в ОБСЕ, соответствовать международным стандартам и так далее.
Во-первых, что касается наблюдателей за выборами. Запретили любое наблюдение частным или общественным организациям из-за рубежа и международным общественным организациям. Теперь наблюдателями могут быть только представители зарубежных государств и международных организаций, под которыми они понимают межгосударственные организации, такие как ОБСЕ, Евросоюз. А больше никто наблюдать не может. Более того, наблюдатели теперь могут приехать по приглашению представителей ЦИК или министра иностранных дел. А если они никого не пригласят, значит, никто и не приедет. Кроме того, они могут отказать в аккредитации наблюдателю, который уже едет к нам на выборы, если он имеет экономические или политические интересы в Казахстане. Я пытался определить для себя, как это будет происходить. У нас что, «Барлау» будет собирать информацию обо всех потенциальных наблюдателях?
Во-вторых, у нас Сенат расширили до 47 человек, из них 15 человек, то есть 30%, назначает президент. Глава государства в соответствии с законом получил право их увольнять. А раньше они в отставку уходили (ну, понятно, надавили – и они ушли). Теперь через полгода президент может сказать: «Вы мне не нравитесь» и имеет полное право их уволить. До внесенных поправок руководитель страны мог распустить парламент в определенных случаях, оговоренных в законе.
Теперь у него появилось право выбора: он может распустить весь парламент, может распустить только одну палату (что он уже и сделал). А единственной «сдержкой» являются его консультации с премьер-министром и представителями обеих палат. Проконсультировался – и распустил, то есть даже согласие не нужно. С маслихатами примерно то же самое. Если до этого их имел право распускать Сенат по двум или трем конкретным основаниям, то теперь президент безо всяких оснований («Не нравится мне этот маслихат!») может разогнать местный представительный орган власти.
В-третьих, что касается Ассамблеи народов Казахстана. Все члены ассамблеи могут голосовать два раза. Первый они раз голосуют, когда выбирают своих 9 депутатов, которые представляют их в Мажилисе. Помимо этого они голосуют еще и по партийным спискам. Получается, что у них в парламенте два представителя, а у нас по одному. То есть принцип «один человек – один голос» накрылся. А если при этом учесть, что ассамблея у нас формируется президентом, то получается, что он назначает 15 сенаторов и 9 мажилисменов.
В-четвертых, раньше в Конституции было написано, что депутат не связан никаким императивным мандатом, в законе – что он не связан императивным мандатом, поэтому голосует по внутреннему убеждению. Сейчас все это убрали. И теперь получается так: те, которых назначил президент, голосуют, как им указали «сверху»; те, которых выбрали по партийным спискам, голосуют, как им сказала партия. Если еще учесть, что выбранные по партспискам могут лишиться мандата, если их исключат из партии, можно сказать, что депутаты перестали представлять народ. Для полного счастья сейчас списки составляются так, что уже потом, когда партия пройдет в парламент, партийцы будут решать, кто будет представлять организацию. Получается, что мы голосуем вообще непонятно за кого.
В-пятых, раньше президентом и депутатом мог быть избран человек, проживающий в Казахстане не менее 15 лет. А теперь уточнили «последние 15 лет». Я понимаю, что это привет Кажегельдину. Но дело не в этом, у меня сразу возникает вопрос, к кому это относится? К дипломатам это относится или нет? У нас это нигде не указано. Единственное, есть разъяснения по депутатам Сената, где написано: если вы в течение трех месяцев проживали за границей, но вернулись до истечения трех месяцев, то это вам засчитывается как постоянное проживание на родине. А что будет, если я уехал на 4 месяца и вернулся? Все, у меня срок прервался и 15 лет «накрылись»?
И в заключение еще один интересный момент. Раньше Центризбирком – а это 7 человек – избирался Мажилисом по представлению президента. Теперь двух членов и председателя ЦИК назначает президент. Учтите, что в Конституции убрали ограничение для президента быть лидером партии. Пусть он будет руководителем любой партии, хоть «Нур Отана», хоть еще какой, но эта партия является одной из конкурирующих сил. Получается, что один из лидеров конкурирующей силы назначает председателя и двух членов ЦИК. Как вам это?
«Я писал, и у меня волосы дыбом вставали», – так эмоционально охарактеризовал свое состояние правозащитник Евгений ЖОВТИС, когда рассказывал о том, как он анализировал поправки в Конституционный закон «О выборах». Что же так впечатлило правозащитника?
- Внесенные поправки, по моему мнению, вызывают очень серьезные сомнения в отношении нашего желания председательствовать в ОБСЕ, соответствовать международным стандартам и так далее.
Во-первых, что касается наблюдателей за выборами. Запретили любое наблюдение частным или общественным организациям из-за рубежа и международным общественным организациям. Теперь наблюдателями могут быть только представители зарубежных государств и международных организаций, под которыми они понимают межгосударственные организации, такие как ОБСЕ, Евросоюз. А больше никто наблюдать не может. Более того, наблюдатели теперь могут приехать по приглашению представителей ЦИК или министра иностранных дел. А если они никого не пригласят, значит, никто и не приедет. Кроме того, они могут отказать в аккредитации наблюдателю, который уже едет к нам на выборы, если он имеет экономические или политические интересы в Казахстане. Я пытался определить для себя, как это будет происходить. У нас что, «Барлау» будет собирать информацию обо всех потенциальных наблюдателях?
Во-вторых, у нас Сенат расширили до 47 человек, из них 15 человек, то есть 30%, назначает президент. Глава государства в соответствии с законом получил право их увольнять. А раньше они в отставку уходили (ну, понятно, надавили – и они ушли). Теперь через полгода президент может сказать: «Вы мне не нравитесь» и имеет полное право их уволить. До внесенных поправок руководитель страны мог распустить парламент в определенных случаях, оговоренных в законе.
Теперь у него появилось право выбора: он может распустить весь парламент, может распустить только одну палату (что он уже и сделал). А единственной «сдержкой» являются его консультации с премьер-министром и представителями обеих палат. Проконсультировался – и распустил, то есть даже согласие не нужно. С маслихатами примерно то же самое. Если до этого их имел право распускать Сенат по двум или трем конкретным основаниям, то теперь президент безо всяких оснований («Не нравится мне этот маслихат!») может разогнать местный представительный орган власти.
В-третьих, что касается Ассамблеи народов Казахстана. Все члены ассамблеи могут голосовать два раза. Первый они раз голосуют, когда выбирают своих 9 депутатов, которые представляют их в Мажилисе. Помимо этого они голосуют еще и по партийным спискам. Получается, что у них в парламенте два представителя, а у нас по одному. То есть принцип «один человек – один голос» накрылся. А если при этом учесть, что ассамблея у нас формируется президентом, то получается, что он назначает 15 сенаторов и 9 мажилисменов.
В-четвертых, раньше в Конституции было написано, что депутат не связан никаким императивным мандатом, в законе – что он не связан императивным мандатом, поэтому голосует по внутреннему убеждению. Сейчас все это убрали. И теперь получается так: те, которых назначил президент, голосуют, как им указали «сверху»; те, которых выбрали по партийным спискам, голосуют, как им сказала партия. Если еще учесть, что выбранные по партспискам могут лишиться мандата, если их исключат из партии, можно сказать, что депутаты перестали представлять народ. Для полного счастья сейчас списки составляются так, что уже потом, когда партия пройдет в парламент, партийцы будут решать, кто будет представлять организацию. Получается, что мы голосуем вообще непонятно за кого.
В-пятых, раньше президентом и депутатом мог быть избран человек, проживающий в Казахстане не менее 15 лет. А теперь уточнили «последние 15 лет». Я понимаю, что это привет Кажегельдину. Но дело не в этом, у меня сразу возникает вопрос, к кому это относится? К дипломатам это относится или нет? У нас это нигде не указано. Единственное, есть разъяснения по депутатам Сената, где написано: если вы в течение трех месяцев проживали за границей, но вернулись до истечения трех месяцев, то это вам засчитывается как постоянное проживание на родине. А что будет, если я уехал на 4 месяца и вернулся? Все, у меня срок прервался и 15 лет «накрылись»?
И в заключение еще один интересный момент. Раньше Центризбирком – а это 7 человек – избирался Мажилисом по представлению президента. Теперь двух членов и председателя ЦИК назначает президент. Учтите, что в Конституции убрали ограничение для президента быть лидером партии. Пусть он будет руководителем любой партии, хоть «Нур Отана», хоть еще какой, но эта партия является одной из конкурирующих сил. Получается, что один из лидеров конкурирующей силы назначает председателя и двух членов ЦИК. Как вам это?
|