Справедливая цена на бензин – 15 рублей за литр?
Sosed 07 Декабря 2011 в 10:43:21
По крайней мере, такой точки зрения придерживается глава Союза нефте и газопромышленников России
О вкусе устриц лучше говорить с теми, кто их ел, о цене бензина – с теми, кто его производит. От них-то и становится известно, что стоимость топлива на выходе с завода составляет всего 10 руб. за литр, а почти 200%-я надбавка, с которой им торгуют на АЗС, – накрутки. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль объяснил причину этого явления в интервью «Московским новостям».
Он является одним из авторов письма, которое руководства Российского союза химиков и Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков направили Владимиру Путину. В нем изложено видение причин перебоев с топливом. «Я уверен, что топливные кризисы в нашей стране связаны исключительно с неумением организовать дело, – говорит г-н Шмаль. – Должен быть баланс производства и потребления всех видов моторного топлива в целом по стране и по каждому региону. Но, к сожалению, мы уже 20 лет не занимается составлением таких балансов».
Балансовый метод, кстати, изобрели не советские экономисты, а американский ученый русского происхождения Василий Леонтьев, за что и получил в 1973 году Нобелевскую премию. Используя этот метод, в СССР знали, какова потребность страны в бензине, керосине, маслах. Сейчас этого нет, как нет и представления о том, сколько нужно оставить бензина в стране, а сколько отправить на экспорт. Следовательно, проблема состоит исключительно в управлении, делает вывод Шмаль. «Нужно обладать уникальным талантом, чтобы допустить топливный кризис в стране, которая добывает нефти больше всех в мире», – замечает он.
Таланты, впрочем, у нас есть всякие, хватает «одаренных» людей и такого рода. Это называется, кажется, «альтернативной одаренностью».
«В той записке, которую мы направили премьер-министру, основное внимание было уделено состоянию нефтеперерабатывающей отрасли. Хочу отметить, что мы – в числе самых худших, – констатирует г-н Шмаль. – У нас, конечно, есть отдельные примеры успешной работы в этом направлении, но, тем не менее, Россия находится по качеству бензина на 67-м месте. Глубина переработки, которая у нас составляет около 70-71%, в развитых странах достигает 90-98%. Американцы из одной тонны нефти производят 400 л бензина, а мы – 140 л. Коэффициент Нельсона, принятый во всем мире показатель, дающий представление о сложности переработки нефти, в США составляет порядка 12 пунктов, в Европе – 9, а у нас – 4,3 пункта».
Здесь уместно будет заметить, что глубина переработки нефти как была нашей проблемой 20 лет назад, так ей и осталась. Из-за этого большую часть из тонны нефти составляют темные нефтепродукты (мазут, битум) и меньшую – светлые (бензин, дизтопливо). А раз бензина из тонны нефти получается мало, то и себестоимость его выше, чем могла бы быть при глубокой переработке.
«Еще в 2008 году мы приняли технический регламент требований к моторным топливам, – вспоминает Геннадий Шмаль. – Так, в соответствии с ним мы уже давно должны были перейти на «Евро-3» и «Евро-4». Но и сегодня мы никуда не двинулись: по-прежнему выпускаем 80% бензина «Евро-0» и «Евро-2». Можно много говорить о кризисе, но у нас в принципе не строятся заводы».
Увы, как ни прискорбно, но это так: строить НПЗ – долго и дорого, ждать, пока он окупится, – еще дольше. Одна только установка каталитического крекинга обходится в $500 млн, это даже для крупной компании большие деньги, а окупится объект только через 10 лет. Проще продать нефть на экспорт и не заморачиваться с углублением переработки.
Дальше – больше. Оказывается, из тех всего лишь 28 нефтеперерабатывающих заводов, что сейчас функционируют в стране, большинство было построено до войны или по ленд-лизу. А вот китайцы, не имея собственной нефти, строят уже 99-й НПЗ; у американцев их около полутора сотен, и последний завод они воздвигли в 1978 году. Заводы по переработке нефти, впрочем, у нас сейчас строятся, но правильнее будет назвать их заводиками: это – мини-НПЗ. Суммарная их мощность составляет едва 10% от суммарной мощности больших заводов.
Каких только программ нет у нас в стране! Существует даже «Чистая вода» с фильтрами небезызвестного изобретателя Петрика, а вот программы развития нефтепереработки под названием, например, «Чистый бензин» нет как нет.
«Нужна серьезная государственная целевая программа, и она, кстати говоря, была, – констатирует эксперт. – Точнее, это была подпрограмма «Топливо. Энергия», но она приказала долго жить в 2006 году. Нужно воссоздать ее на основе предложений нефтяных компаний, потому что все НПЗ в стране принадлежат нефтяникам, которые еще во времена приватизации первым делом разделили их между собой, образовав ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании).
Себестоимость добытой нефти в России – $5-6 за баррель, т. е. $45 за тонну, а НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) – $100. Налоговая конструкция совершенно не стимулирует ни разработку месторождений, ни инвестиции в переработку. Финансисты пугают, что если дать льготы, то мы получим выпадающие доходы, но если их не давать, доходов вообще не будет, говорит Шмаль.
Тем временем эксперты опасаются, что очередной топливный кризис может случиться уже нынешней зимой: акцизы на моторное топливо опять вырастут с 1 января.
«Я не раз говорил, что должны быть какие-то ценовые индикаторы: например, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 руб., то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин – примерно 15 руб. Вот у нас сегодня моторное топливо выходит с завода по 10 руб. за литр. Все остальное – это транспортные расходы, прибыль нефтяной компании. И 60% – налоги. Но разве для населения это правильно? Да, в Европе бензин дороже, но там и зарплаты другие. Поэтому там они на топливо тратят 1-2% из своего семейного бюджета, у нас – значительно больше: примерно 10%».
Эксперт видит выход из ситуации с высокими ценами на бензин в том, чтобы государство дотировало их. Правда, и само оно зарабатывает на этом. Что тогда произойдет с доходами бюджета?
«Мы зарабатываем не на бензине, а на экспортных пошлинах на нефть, которые составляют $350-400 за тонну, и на НДПИ, – говорит Шмаль. – Это – вопрос непростой: должен быть индивидуальный подход и к тем, кто ездит на «Мерседесе», и к тем, кто не может позволить себе заправлять автомобиль дорогим бензином. Я предлагаю дотировать людей с низким уровнем доходов. Нужно ввести талонную систему. Каждый человек заполняет декларацию, уровень доходов налоговым органам известен. Почему бы для пенсионеров не сделать ценовой уровень бензина не 30, а 18 руб.? И разницу государство будет выплачивать компаниям».
http://www.km.ru
О вкусе устриц лучше говорить с теми, кто их ел, о цене бензина – с теми, кто его производит. От них-то и становится известно, что стоимость топлива на выходе с завода составляет всего 10 руб. за литр, а почти 200%-я надбавка, с которой им торгуют на АЗС, – накрутки. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль объяснил причину этого явления в интервью «Московским новостям».
Он является одним из авторов письма, которое руководства Российского союза химиков и Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков направили Владимиру Путину. В нем изложено видение причин перебоев с топливом. «Я уверен, что топливные кризисы в нашей стране связаны исключительно с неумением организовать дело, – говорит г-н Шмаль. – Должен быть баланс производства и потребления всех видов моторного топлива в целом по стране и по каждому региону. Но, к сожалению, мы уже 20 лет не занимается составлением таких балансов».
Балансовый метод, кстати, изобрели не советские экономисты, а американский ученый русского происхождения Василий Леонтьев, за что и получил в 1973 году Нобелевскую премию. Используя этот метод, в СССР знали, какова потребность страны в бензине, керосине, маслах. Сейчас этого нет, как нет и представления о том, сколько нужно оставить бензина в стране, а сколько отправить на экспорт. Следовательно, проблема состоит исключительно в управлении, делает вывод Шмаль. «Нужно обладать уникальным талантом, чтобы допустить топливный кризис в стране, которая добывает нефти больше всех в мире», – замечает он.
Таланты, впрочем, у нас есть всякие, хватает «одаренных» людей и такого рода. Это называется, кажется, «альтернативной одаренностью».
«В той записке, которую мы направили премьер-министру, основное внимание было уделено состоянию нефтеперерабатывающей отрасли. Хочу отметить, что мы – в числе самых худших, – констатирует г-н Шмаль. – У нас, конечно, есть отдельные примеры успешной работы в этом направлении, но, тем не менее, Россия находится по качеству бензина на 67-м месте. Глубина переработки, которая у нас составляет около 70-71%, в развитых странах достигает 90-98%. Американцы из одной тонны нефти производят 400 л бензина, а мы – 140 л. Коэффициент Нельсона, принятый во всем мире показатель, дающий представление о сложности переработки нефти, в США составляет порядка 12 пунктов, в Европе – 9, а у нас – 4,3 пункта».
Здесь уместно будет заметить, что глубина переработки нефти как была нашей проблемой 20 лет назад, так ей и осталась. Из-за этого большую часть из тонны нефти составляют темные нефтепродукты (мазут, битум) и меньшую – светлые (бензин, дизтопливо). А раз бензина из тонны нефти получается мало, то и себестоимость его выше, чем могла бы быть при глубокой переработке.
«Еще в 2008 году мы приняли технический регламент требований к моторным топливам, – вспоминает Геннадий Шмаль. – Так, в соответствии с ним мы уже давно должны были перейти на «Евро-3» и «Евро-4». Но и сегодня мы никуда не двинулись: по-прежнему выпускаем 80% бензина «Евро-0» и «Евро-2». Можно много говорить о кризисе, но у нас в принципе не строятся заводы».
Увы, как ни прискорбно, но это так: строить НПЗ – долго и дорого, ждать, пока он окупится, – еще дольше. Одна только установка каталитического крекинга обходится в $500 млн, это даже для крупной компании большие деньги, а окупится объект только через 10 лет. Проще продать нефть на экспорт и не заморачиваться с углублением переработки.
Дальше – больше. Оказывается, из тех всего лишь 28 нефтеперерабатывающих заводов, что сейчас функционируют в стране, большинство было построено до войны или по ленд-лизу. А вот китайцы, не имея собственной нефти, строят уже 99-й НПЗ; у американцев их около полутора сотен, и последний завод они воздвигли в 1978 году. Заводы по переработке нефти, впрочем, у нас сейчас строятся, но правильнее будет назвать их заводиками: это – мини-НПЗ. Суммарная их мощность составляет едва 10% от суммарной мощности больших заводов.
Каких только программ нет у нас в стране! Существует даже «Чистая вода» с фильтрами небезызвестного изобретателя Петрика, а вот программы развития нефтепереработки под названием, например, «Чистый бензин» нет как нет.
«Нужна серьезная государственная целевая программа, и она, кстати говоря, была, – констатирует эксперт. – Точнее, это была подпрограмма «Топливо. Энергия», но она приказала долго жить в 2006 году. Нужно воссоздать ее на основе предложений нефтяных компаний, потому что все НПЗ в стране принадлежат нефтяникам, которые еще во времена приватизации первым делом разделили их между собой, образовав ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании).
Себестоимость добытой нефти в России – $5-6 за баррель, т. е. $45 за тонну, а НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) – $100. Налоговая конструкция совершенно не стимулирует ни разработку месторождений, ни инвестиции в переработку. Финансисты пугают, что если дать льготы, то мы получим выпадающие доходы, но если их не давать, доходов вообще не будет, говорит Шмаль.
Тем временем эксперты опасаются, что очередной топливный кризис может случиться уже нынешней зимой: акцизы на моторное топливо опять вырастут с 1 января.
«Я не раз говорил, что должны быть какие-то ценовые индикаторы: например, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 руб., то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин – примерно 15 руб. Вот у нас сегодня моторное топливо выходит с завода по 10 руб. за литр. Все остальное – это транспортные расходы, прибыль нефтяной компании. И 60% – налоги. Но разве для населения это правильно? Да, в Европе бензин дороже, но там и зарплаты другие. Поэтому там они на топливо тратят 1-2% из своего семейного бюджета, у нас – значительно больше: примерно 10%».
Эксперт видит выход из ситуации с высокими ценами на бензин в том, чтобы государство дотировало их. Правда, и само оно зарабатывает на этом. Что тогда произойдет с доходами бюджета?
«Мы зарабатываем не на бензине, а на экспортных пошлинах на нефть, которые составляют $350-400 за тонну, и на НДПИ, – говорит Шмаль. – Это – вопрос непростой: должен быть индивидуальный подход и к тем, кто ездит на «Мерседесе», и к тем, кто не может позволить себе заправлять автомобиль дорогим бензином. Я предлагаю дотировать людей с низким уровнем доходов. Нужно ввести талонную систему. Каждый человек заполняет декларацию, уровень доходов налоговым органам известен. Почему бы для пенсионеров не сделать ценовой уровень бензина не 30, а 18 руб.? И разницу государство будет выплачивать компаниям».
http://www.km.ru
|