«Сердечные» метания Кыргызстана
viktor2011 20 Сентября 2012 в 14:51:55
Анализ негативных событий, в том числе и связанных с обострением в 2012 году отношений между государствами-членами ОДКБ – Беларусью и Кыргызстаном, свидетельствуют о резком усилении деконсолидирующей роли в Организации официального Бишкека и, прежде всего, самого киргизского президента Алмазбека Атамбаева.
С его приходом к практически единоличной власти в стране стрелы критики без разбора начали поражать, казалось, самых ближайших друзей и союзников Кыргызстана – Россию и Беларусь. В чем же причины такой резкой перемены настроений, метаний и нелогичных шагов?
Хотелось бы начать именно с дипломатического конфликта с Беларусью, который ярко продемонстрировал все проблемы «демократически» пришедшего к власти А.Атамбаева.
Так, основной претензией к белорусам является невыдача ими бывшего главы государства Курманбека Бакиева. Сама же попытка Кыргызстана всеми средствами добиться от Беларуси его выдачи убедительно свидетельствует, что он является серьезной помехой для А.Атамбаева на пути как полного контроля над властной вертикалью, так и становления его в качестве нового безоговорочного и единоличного лидера нации.
Несмотря на кажущуюся цивилизованность, новоявленный киргизский лидер, как и любой другой азиатский чиновник постсоветского пространства, стремится выстроить свою вертикаль, состоящую в основном из выходцев его рода. И пока Бакиев жив, и, более того, находится на свободе, сделать ему это будет крайне сложно. Суть состоит в том, что часть руководителей в Кыргызстане ставились Бакиевым по принципу личной преданности, и, возможно, они или как минимум ждут его возвращения, или, как максимум, уже что-то для этого делают.
Современная обстановка в данной республике такова, что с опорой на практически узаконенные правителями последних лет вооруженные методы, любой может призвать сограждан выйти на улицы и свергнуть действующую власть.
Так, свежи еще в памяти призывы политика и общественного деятеля Кубанычбека Апаса (лидер партии «Эл Журт» («Народ»)) о необходимости свержения Розы Отунбаевой, как «самозванки, нелегитимно захватившей власть». И ведь А.Атамбаев прекрасно осознает, что люди Бакиева также претендуют на главенство в сфере распределения благ.
Именно этого и боится атамбаевское лобби, именно поэтому они с удвоенной силой принялись выбивать из Беларуси всех тех, кто представляет хоть малейшую угрозу вновь дорвавшимся на волне так называемой революции (а попросту вооруженного на деньги спонсоров переворота) к власти.
В итоге, киргизское руководство требует от Беларуси выдать и самого Бакиева, и его брата, и всех тех, кто вовремя успел спастись от кровавой расправы нового «демократично» пришедшего к власти «большинства».
К чести, белорусская сторона не нашла оснований для выдачи Бакиевых. Принципиально ясно всем (даже киргизам), что, придя на крови, новой власти утвердить себя в качестве демократично-легитимной весьма трудно, но жизненно необходимо. А для этого требуется провести соответствующую зачистку от всех тех, кто имел до них хоть какой-то вес в политике и сохранил верность предыдущему президенту.
В результате, как бывший президент Кыргызстана, так и его родственники, ближайшее окружение, обвинены в соучастии в массовых убийствах и объявлены в межгосударственный розыск на территории СНГ и по линии Интерпола (Интерпол выдал розыскной бланк лишь на Жаныша Бакиева и Жалалиддина Салахутдинова). Обвинение является традиционным, рассчитанным, преимущественно, на сознание неподготовленного электората, и сделано в духе последних тенденций ведения информационных войн.
Для давления на Беларусь в ход пошло все: от цивилизованных методов – заявления прокуратуры и отзыва из Минска своего посла, до более свойственных киргизской ментальности оскорбления белорусского Президента, угрозы захвата посольства и расправы над его работниками, сжигания национального белорусского флага.
Весьма показательно, что уже 28 августа посольство Беларуси в Бишкеке подверглось нападению. 10 же сентября допущена (а попросту санкционированна) киргизским правительством новая провокация у здания посольства Беларуси в Бишкеке. Ее участники по своему обыкновению требовали физической расправы над сотрудниками диппредставительства, держали плакаты с надписями: «Посольство Беларуси, вон из Кыргызстана!», «Эвакуация или экстрадиция» и т.п.
Пользуясь неактивным показным сопротивлением сотрудников правоохранительных органов, митингующие прорвались в посольство для выяснения отношений. И только профессионализм белорусского посла Виктора Денисенко, как хорошего психолога и оратора, предотвратил кровопролитие.
Примечательно, что акция была организована подконтрольными правительству общественными организациями «Мекен шейиттери», «Айкол Ала-Тоо», «Апрель байрагы» и движением «7 апреля».
В этой ситуации самым интересным является то, что все это происходит между двумя союзниками по ОДКБ. И если раньше все как бы закрывали глаза на «дворцовые» перевороты в Кыргызстане, неконструктивизм его участия и откровенную слабость в вопросах стратегии в объединенном штабе ОДКБ, незначительную представленность в КСОР ОДКБ, наличие проблем с соседями, то сейчас пора бы уже Бишкеку и ответить на четкие и конкретные вопросы.
Во-первых, имея вооруженные силы в 12000 человек, как-то слабо верится, что из этого может получиться солидная добавка к военно-политическому потенциалу ОДКБ. К тому же достаточно вспомнить абсолютную инертность всех вместе взятых киргизских спецназов («Скорпион», «Илбирс») во время двух революций, когда на улицах Бишкека щедро проливалась кровь соплеменников.
Во-вторых, с приходом к власти А.Атамбаева внешняя политика Кыргызстана так и не приобрела предсказуемости в рамках какого-либо военно-политического образования. К примеру, в связи с началом строительства Камбаратинской ГЭС-1 («Камбар-Ате-1») резко начали осложняться отношения со своим соседом Узбекистаном. Естественно, что в отсутствие собственных запасов нефти и газа, киргизы вынуждены их закупать у соседей, что обуславливает энергетическую зависимость. Однако ГЭС строится в верховье реки, и плотина высотой в 275 метров не только поставит сельское хозяйство и местное население Узбекистана в критическую ситуацию и зависимость от соседа, но может обернуться и глобальной катастрофой в случае ее прорыва.
Ситуация, конечно же, не тупиковая, она вполне разрешима. Однако киргизы пока не идут ни на какое дипломатическое урегулирование вопроса, пытаясь извлечь максимальную для себя выгоду. Чем же это может обернуться?
Ответ уже дан президентом Узбекистана И.Каримовым: «Водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центрально-Азиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». Заявление резкое и непривычное как для дипломатии, так и для менталитета руководителей азиатских стран в целом.
Следовательно, начни Узбекистан свою, по сути, праведную борьбу за воду (читай за выживание), так сразу может возникнуть конфликт не просто у Кыргызстана, а у ОДКБ в целом. Ведь сегодня Узбекистан де-факто уже не член Организации. К тому же военный потенциал Кыргызстана несопоставим с потенциалом Узбекистана, который обладает одной из самых боеспособных армий Центральной Азии.
Это является сигналом для ОДКБ, которая так и не получил внятных объяснений, на каком основании киргизы своими односторонними действиями дестабилизируют не только межгосударственные отношения с Узбекистаном и обстановку в Центральной Азии в целом, но и настойчиво вовлекают в конфликт страны-члены ОДКБ. Вовлекают в конфликт с государством, которое еще вчера было союзником и, как видится, еще им возможно будет, лет эдак через 5-7, когда узбеки разберутся, что за дары преподнесут им американцы, и чья все-таки зона влияния в Центральной Азии. Что поделать, к «шараханьям» Ташкента уже нужно привыкнуть.
В этой связи хочется напомнить о прогнозе вероятности локальных вооруженных конфликтов с участием Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, сделанным главкомом сухопутных войск России Владимиром Чиркиным.
Что касается приверженности Кыргызстана принципам ОДКБ, то его действия с приходом к власти А.Атамбаева скорее ставят больше вопросов, чем восклицательных знаков. Особенно, когда свой первый официальный визит в качестве главы государства киргизский президент совершил в Турцию. Киргизские обозреватели тогда отмечали, что А.Атамбаев был тепло принят в Анкаре, а его речь в стенах турецкого парламента была весьма благосклонно воспринята в местных политических кругах. В результате, Турция списала Бишкеку часть его долга (51 млн. долларов) и обещала новую финансовую помощь.
Правда, затем «аксакал» выправил политический крен и посетил Москву, где сделал громкие заявления в адрес генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, призвав его заменить, а также напомнил о долгах Москвы за аренду военных объектов. Посреди немой сцены от союзнических претензий заодно сделал заявку на предоставление Кыргызстану кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 106 млн. долларов на восстановление страны после политического кризиса 2010 года, в котором сам же и принимал участие.
Напомним, что в Киргизии расположены несколько российских военных объектов: авиабаза Кант, торпедно-испытательный полигон в Караколе, узел связи Военно-морского флота в поселке Кара-Балта и сейсмологическая станция в Майлуу-Суу.
После встреч с высшим российским руководством Минобороны России сразу же погасило долг в 15,5 миллиона долларов перед Бишкеком, а киргизский лидер сообщил журналистам, что «было бы хорошо, если бы в Кыргызстане вовсе не было иностранных военных баз».
Естественно, что совет фонда решил перенести рассмотрение этой заявки на следующее заседание с тем, чтобы киргизская сторона предоставила обоснование повышения эффективности использования средств. Это нисколько не смутило А.Атамбаева, который тут же с официальным визитом посетил Азербайджан, где напоминил всем об общих «древних тюркских корнях» и заявил: «Несмотря на то, что Кыргызстан 20 лет назад объявил о своей независимости, мы до сих пор, фактически, физически и технически зависимы от сильных государств, испытывая ежегодные трудности в импорте энергоносителей. Нас часто пытаются поставить на колени, но этому никогда не быть. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Пусть в помощь нам будет память о погибших за независимость Кыргызстана и Азербайджана наших отцов и дедов, да поможет нам Аллах».
Однако после всех этих громких заявлений текущая внутренняя экономическая ситуация, кажется, несколько отрезвила власти Кыргызстана. Так, на недавней встрече председателя кабинета министров республики Омурбека Бабанова с российским премьером Дмитрием Медведевым неожиданно выяснилось, что фактически никаких финансовых претензий официальный Бишкек Москве не имеет и, мало того, даже собирается вступить в Таможенный союз (ТС). При этом Бабанов даже подтвердил, что Кыргызстан свой путь (очевидно, на вхождение в ТС) уже выбрал, и остается только скорректировать временной интервал достижения конечного пункта этого пути.
Казалось бы тут и сказочке конец. Ан нет, наряду с «сердечностью» участия Кыргызстана в ОДКБ и безоговорочным желанием его вступить в ТС, Бишкек не оставляет желания разыграть даже не две, а несколько карт для извлечения выгоды.
Так, одновременно с переговорами о вступлении Кыргызстана в ТС начался своеобразный диалог с представителями США о том, что есть, мол, некоторые условия, на которых база в аэропорту «Манас» может остаться американской.
Далее власти Кыргызстана приняли приглашение на саммит НАТО в Чикаго. После чего бывший глава аппарата киргизского президента Эдиль Байсалов заявил, что правительство встало на верный курс.
В этом ключе руководство Кыргызстана начало сближение и с главным сателлитом США в Европе – Польшей. Результатом стало утверждение в марте месяце программы поддержки развивающихся стран на 2012-2015 год, где особое внимание уделено финансированию, в частности, Кыргызстану.
Интересным итогом стала также заявка на участие в тренинге министерства иностранных дел Польши по стратегическим экономическим потребностям и безопасности (SENSE). Данное мероприятие рассчитано на чиновников и представителей частного сектора стран-участников программы «Восточное партнерство» и, о неожиданность, для Кыргызстана.
Не прошел даром и визит в Турцию. Так, наряду с участием в учениях КСОР ОДКБ в Армении, киргизы решили с 11 по 26 сентября провести в Бишкеке совместные киргизско-турецкие военные сборы по «десантно-диверсионной подготовке и внутренней безопасности».
То есть, в Ереване пройдут учения, как противодействовать терроризму (в условиях явного недовольства и опасений Анкары), а в Бишкеке потренируются с турками, как эти самые диверсии подготовить и провести.
Здесь же будет уместно указать и на то, что наряду с молчаливым согласием по оскорблению Президента Беларуси Александра Лукашенко, сжиганию белорусского флага и налета на посольство Беларуси, Бишкек попросил Минск начать в 2013 году обучать своих военнослужащих в белорусской военной академии. В свою очередь, белорусский лидер – не сторонник ворошить прошлое, поэтому как истинный дипломат поздравил своего киргизского коллегу с днем рождения.
На основании озвученных выше фактов попытки А.Атамбаева решить вопрос об экстрадиции Бакиевых из Беларуси на встрече с президентом России Владимиром Путиным (как сообщается в СМИ) вряд ли будут иметь успех. Российскому лидеру ничего не останется сделать, как просто принять к сведению озабоченность киргизского президента, ведь после шараханий из стороны в сторону Узбекистана, фактически подорвавшего устои ОДКБ, и аналогичных метаний Кыргызстана, терпение может закончиться и у самого В.Путина. И в этом его поддерживают не абы кто, а другие «тяжеловесы» региональной политики – А.Лукашенко и Н.Назарбаев.
Вот такая вот многовекторная политика по-киргизски.
И теперь перед членами ТС (Россией, Казахстаном и Беларусью) встает вопрос: брать или не брать… союзничка.
Что касается Президента Беларуси, то после все подобных метаний он уже не рассматривает гарантированное вступление Кыргызстана в ТС. Кто его знает, чем снова обернутся «сердечные» метания достопочтенного господина Атамбаева.
При всем уважении к Бишкеку, пока уровень жизни здесь гораздо ниже, чем в любой из трех стран ТС, а значит, может сработать классический закон: люди при снятии таможенных барьеров могут просто поехать туда, где жизнь лучше. А ведь нельзя забывать еще и том, что сегодня Кыргызстан во многих сводках фигурирует, как основательный перевалочный пункт для афганского героина (и та самая база в Манасе здесь может играть не последнюю роль). А получить еще один наркоисточник, да еще и при самостоятельном уничтожении барьеров для наркотрафика через территорию страны – это уже вопрос, вызывающий настоящую тревогу.
http://www.belvpo.com/16245.html
С его приходом к практически единоличной власти в стране стрелы критики без разбора начали поражать, казалось, самых ближайших друзей и союзников Кыргызстана – Россию и Беларусь. В чем же причины такой резкой перемены настроений, метаний и нелогичных шагов?
Хотелось бы начать именно с дипломатического конфликта с Беларусью, который ярко продемонстрировал все проблемы «демократически» пришедшего к власти А.Атамбаева.
Так, основной претензией к белорусам является невыдача ими бывшего главы государства Курманбека Бакиева. Сама же попытка Кыргызстана всеми средствами добиться от Беларуси его выдачи убедительно свидетельствует, что он является серьезной помехой для А.Атамбаева на пути как полного контроля над властной вертикалью, так и становления его в качестве нового безоговорочного и единоличного лидера нации.
Несмотря на кажущуюся цивилизованность, новоявленный киргизский лидер, как и любой другой азиатский чиновник постсоветского пространства, стремится выстроить свою вертикаль, состоящую в основном из выходцев его рода. И пока Бакиев жив, и, более того, находится на свободе, сделать ему это будет крайне сложно. Суть состоит в том, что часть руководителей в Кыргызстане ставились Бакиевым по принципу личной преданности, и, возможно, они или как минимум ждут его возвращения, или, как максимум, уже что-то для этого делают.
Современная обстановка в данной республике такова, что с опорой на практически узаконенные правителями последних лет вооруженные методы, любой может призвать сограждан выйти на улицы и свергнуть действующую власть.
Так, свежи еще в памяти призывы политика и общественного деятеля Кубанычбека Апаса (лидер партии «Эл Журт» («Народ»)) о необходимости свержения Розы Отунбаевой, как «самозванки, нелегитимно захватившей власть». И ведь А.Атамбаев прекрасно осознает, что люди Бакиева также претендуют на главенство в сфере распределения благ.
Именно этого и боится атамбаевское лобби, именно поэтому они с удвоенной силой принялись выбивать из Беларуси всех тех, кто представляет хоть малейшую угрозу вновь дорвавшимся на волне так называемой революции (а попросту вооруженного на деньги спонсоров переворота) к власти.
В итоге, киргизское руководство требует от Беларуси выдать и самого Бакиева, и его брата, и всех тех, кто вовремя успел спастись от кровавой расправы нового «демократично» пришедшего к власти «большинства».
К чести, белорусская сторона не нашла оснований для выдачи Бакиевых. Принципиально ясно всем (даже киргизам), что, придя на крови, новой власти утвердить себя в качестве демократично-легитимной весьма трудно, но жизненно необходимо. А для этого требуется провести соответствующую зачистку от всех тех, кто имел до них хоть какой-то вес в политике и сохранил верность предыдущему президенту.
В результате, как бывший президент Кыргызстана, так и его родственники, ближайшее окружение, обвинены в соучастии в массовых убийствах и объявлены в межгосударственный розыск на территории СНГ и по линии Интерпола (Интерпол выдал розыскной бланк лишь на Жаныша Бакиева и Жалалиддина Салахутдинова). Обвинение является традиционным, рассчитанным, преимущественно, на сознание неподготовленного электората, и сделано в духе последних тенденций ведения информационных войн.
Для давления на Беларусь в ход пошло все: от цивилизованных методов – заявления прокуратуры и отзыва из Минска своего посла, до более свойственных киргизской ментальности оскорбления белорусского Президента, угрозы захвата посольства и расправы над его работниками, сжигания национального белорусского флага.
Весьма показательно, что уже 28 августа посольство Беларуси в Бишкеке подверглось нападению. 10 же сентября допущена (а попросту санкционированна) киргизским правительством новая провокация у здания посольства Беларуси в Бишкеке. Ее участники по своему обыкновению требовали физической расправы над сотрудниками диппредставительства, держали плакаты с надписями: «Посольство Беларуси, вон из Кыргызстана!», «Эвакуация или экстрадиция» и т.п.
Пользуясь неактивным показным сопротивлением сотрудников правоохранительных органов, митингующие прорвались в посольство для выяснения отношений. И только профессионализм белорусского посла Виктора Денисенко, как хорошего психолога и оратора, предотвратил кровопролитие.
Примечательно, что акция была организована подконтрольными правительству общественными организациями «Мекен шейиттери», «Айкол Ала-Тоо», «Апрель байрагы» и движением «7 апреля».
В этой ситуации самым интересным является то, что все это происходит между двумя союзниками по ОДКБ. И если раньше все как бы закрывали глаза на «дворцовые» перевороты в Кыргызстане, неконструктивизм его участия и откровенную слабость в вопросах стратегии в объединенном штабе ОДКБ, незначительную представленность в КСОР ОДКБ, наличие проблем с соседями, то сейчас пора бы уже Бишкеку и ответить на четкие и конкретные вопросы.
Во-первых, имея вооруженные силы в 12000 человек, как-то слабо верится, что из этого может получиться солидная добавка к военно-политическому потенциалу ОДКБ. К тому же достаточно вспомнить абсолютную инертность всех вместе взятых киргизских спецназов («Скорпион», «Илбирс») во время двух революций, когда на улицах Бишкека щедро проливалась кровь соплеменников.
Во-вторых, с приходом к власти А.Атамбаева внешняя политика Кыргызстана так и не приобрела предсказуемости в рамках какого-либо военно-политического образования. К примеру, в связи с началом строительства Камбаратинской ГЭС-1 («Камбар-Ате-1») резко начали осложняться отношения со своим соседом Узбекистаном. Естественно, что в отсутствие собственных запасов нефти и газа, киргизы вынуждены их закупать у соседей, что обуславливает энергетическую зависимость. Однако ГЭС строится в верховье реки, и плотина высотой в 275 метров не только поставит сельское хозяйство и местное население Узбекистана в критическую ситуацию и зависимость от соседа, но может обернуться и глобальной катастрофой в случае ее прорыва.
Ситуация, конечно же, не тупиковая, она вполне разрешима. Однако киргизы пока не идут ни на какое дипломатическое урегулирование вопроса, пытаясь извлечь максимальную для себя выгоду. Чем же это может обернуться?
Ответ уже дан президентом Узбекистана И.Каримовым: «Водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центрально-Азиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». Заявление резкое и непривычное как для дипломатии, так и для менталитета руководителей азиатских стран в целом.
Следовательно, начни Узбекистан свою, по сути, праведную борьбу за воду (читай за выживание), так сразу может возникнуть конфликт не просто у Кыргызстана, а у ОДКБ в целом. Ведь сегодня Узбекистан де-факто уже не член Организации. К тому же военный потенциал Кыргызстана несопоставим с потенциалом Узбекистана, который обладает одной из самых боеспособных армий Центральной Азии.
Это является сигналом для ОДКБ, которая так и не получил внятных объяснений, на каком основании киргизы своими односторонними действиями дестабилизируют не только межгосударственные отношения с Узбекистаном и обстановку в Центральной Азии в целом, но и настойчиво вовлекают в конфликт страны-члены ОДКБ. Вовлекают в конфликт с государством, которое еще вчера было союзником и, как видится, еще им возможно будет, лет эдак через 5-7, когда узбеки разберутся, что за дары преподнесут им американцы, и чья все-таки зона влияния в Центральной Азии. Что поделать, к «шараханьям» Ташкента уже нужно привыкнуть.
В этой связи хочется напомнить о прогнозе вероятности локальных вооруженных конфликтов с участием Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, сделанным главкомом сухопутных войск России Владимиром Чиркиным.
Что касается приверженности Кыргызстана принципам ОДКБ, то его действия с приходом к власти А.Атамбаева скорее ставят больше вопросов, чем восклицательных знаков. Особенно, когда свой первый официальный визит в качестве главы государства киргизский президент совершил в Турцию. Киргизские обозреватели тогда отмечали, что А.Атамбаев был тепло принят в Анкаре, а его речь в стенах турецкого парламента была весьма благосклонно воспринята в местных политических кругах. В результате, Турция списала Бишкеку часть его долга (51 млн. долларов) и обещала новую финансовую помощь.
Правда, затем «аксакал» выправил политический крен и посетил Москву, где сделал громкие заявления в адрес генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, призвав его заменить, а также напомнил о долгах Москвы за аренду военных объектов. Посреди немой сцены от союзнических претензий заодно сделал заявку на предоставление Кыргызстану кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 106 млн. долларов на восстановление страны после политического кризиса 2010 года, в котором сам же и принимал участие.
Напомним, что в Киргизии расположены несколько российских военных объектов: авиабаза Кант, торпедно-испытательный полигон в Караколе, узел связи Военно-морского флота в поселке Кара-Балта и сейсмологическая станция в Майлуу-Суу.
После встреч с высшим российским руководством Минобороны России сразу же погасило долг в 15,5 миллиона долларов перед Бишкеком, а киргизский лидер сообщил журналистам, что «было бы хорошо, если бы в Кыргызстане вовсе не было иностранных военных баз».
Естественно, что совет фонда решил перенести рассмотрение этой заявки на следующее заседание с тем, чтобы киргизская сторона предоставила обоснование повышения эффективности использования средств. Это нисколько не смутило А.Атамбаева, который тут же с официальным визитом посетил Азербайджан, где напоминил всем об общих «древних тюркских корнях» и заявил: «Несмотря на то, что Кыргызстан 20 лет назад объявил о своей независимости, мы до сих пор, фактически, физически и технически зависимы от сильных государств, испытывая ежегодные трудности в импорте энергоносителей. Нас часто пытаются поставить на колени, но этому никогда не быть. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Пусть в помощь нам будет память о погибших за независимость Кыргызстана и Азербайджана наших отцов и дедов, да поможет нам Аллах».
Однако после всех этих громких заявлений текущая внутренняя экономическая ситуация, кажется, несколько отрезвила власти Кыргызстана. Так, на недавней встрече председателя кабинета министров республики Омурбека Бабанова с российским премьером Дмитрием Медведевым неожиданно выяснилось, что фактически никаких финансовых претензий официальный Бишкек Москве не имеет и, мало того, даже собирается вступить в Таможенный союз (ТС). При этом Бабанов даже подтвердил, что Кыргызстан свой путь (очевидно, на вхождение в ТС) уже выбрал, и остается только скорректировать временной интервал достижения конечного пункта этого пути.
Казалось бы тут и сказочке конец. Ан нет, наряду с «сердечностью» участия Кыргызстана в ОДКБ и безоговорочным желанием его вступить в ТС, Бишкек не оставляет желания разыграть даже не две, а несколько карт для извлечения выгоды.
Так, одновременно с переговорами о вступлении Кыргызстана в ТС начался своеобразный диалог с представителями США о том, что есть, мол, некоторые условия, на которых база в аэропорту «Манас» может остаться американской.
Далее власти Кыргызстана приняли приглашение на саммит НАТО в Чикаго. После чего бывший глава аппарата киргизского президента Эдиль Байсалов заявил, что правительство встало на верный курс.
В этом ключе руководство Кыргызстана начало сближение и с главным сателлитом США в Европе – Польшей. Результатом стало утверждение в марте месяце программы поддержки развивающихся стран на 2012-2015 год, где особое внимание уделено финансированию, в частности, Кыргызстану.
Интересным итогом стала также заявка на участие в тренинге министерства иностранных дел Польши по стратегическим экономическим потребностям и безопасности (SENSE). Данное мероприятие рассчитано на чиновников и представителей частного сектора стран-участников программы «Восточное партнерство» и, о неожиданность, для Кыргызстана.
Не прошел даром и визит в Турцию. Так, наряду с участием в учениях КСОР ОДКБ в Армении, киргизы решили с 11 по 26 сентября провести в Бишкеке совместные киргизско-турецкие военные сборы по «десантно-диверсионной подготовке и внутренней безопасности».
То есть, в Ереване пройдут учения, как противодействовать терроризму (в условиях явного недовольства и опасений Анкары), а в Бишкеке потренируются с турками, как эти самые диверсии подготовить и провести.
Здесь же будет уместно указать и на то, что наряду с молчаливым согласием по оскорблению Президента Беларуси Александра Лукашенко, сжиганию белорусского флага и налета на посольство Беларуси, Бишкек попросил Минск начать в 2013 году обучать своих военнослужащих в белорусской военной академии. В свою очередь, белорусский лидер – не сторонник ворошить прошлое, поэтому как истинный дипломат поздравил своего киргизского коллегу с днем рождения.
На основании озвученных выше фактов попытки А.Атамбаева решить вопрос об экстрадиции Бакиевых из Беларуси на встрече с президентом России Владимиром Путиным (как сообщается в СМИ) вряд ли будут иметь успех. Российскому лидеру ничего не останется сделать, как просто принять к сведению озабоченность киргизского президента, ведь после шараханий из стороны в сторону Узбекистана, фактически подорвавшего устои ОДКБ, и аналогичных метаний Кыргызстана, терпение может закончиться и у самого В.Путина. И в этом его поддерживают не абы кто, а другие «тяжеловесы» региональной политики – А.Лукашенко и Н.Назарбаев.
Вот такая вот многовекторная политика по-киргизски.
И теперь перед членами ТС (Россией, Казахстаном и Беларусью) встает вопрос: брать или не брать… союзничка.
Что касается Президента Беларуси, то после все подобных метаний он уже не рассматривает гарантированное вступление Кыргызстана в ТС. Кто его знает, чем снова обернутся «сердечные» метания достопочтенного господина Атамбаева.
При всем уважении к Бишкеку, пока уровень жизни здесь гораздо ниже, чем в любой из трех стран ТС, а значит, может сработать классический закон: люди при снятии таможенных барьеров могут просто поехать туда, где жизнь лучше. А ведь нельзя забывать еще и том, что сегодня Кыргызстан во многих сводках фигурирует, как основательный перевалочный пункт для афганского героина (и та самая база в Манасе здесь может играть не последнюю роль). А получить еще один наркоисточник, да еще и при самостоятельном уничтожении барьеров для наркотрафика через территорию страны – это уже вопрос, вызывающий настоящую тревогу.
http://www.belvpo.com/16245.html
|