Самые большие в мире подводные лодки «Тайфуны» разрежут на металл
admin 28 Сентября 2011 в 22:41:52
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 941 «Акула», более известные под именем «Тайфун», будут списаны до 2014 года и разделаны на металл, сообщили "Известиям" в Минобороны. Под нож попадут все три оставшиеся на плаву лодки этого проекта - "Дмитрий Донской", "Архангельск" и "Северсталь".
Военные поясняют, что использовать лодки по прямому назначению невозможно в связи с договорными ограничениями, а перестройка строит неоправданно дорого.
Однако на Севмаше, где лодки этого проекта строили, говорят, что могли бы переделать ракетные лодки в подводные танкеры-газовозы или всесезонные морские грузовики.
- Мы готовы проработать и иные варианты их использования - лодка может перевозить под северными льдыми сжиженный газ, нефть или или грузы для заполярных портов. Такая перестройка может обойтись и не очень дорого, - не унывают судостроители.
Военные объясняют, что карьеру «Тайфунов» испортили «Бореи» - новые подлодки, которые строят на «Севмаше» под ракеты «Булава». Их успешные испытания сделали бессмысленным содержание гораздо более громоздких и дорогих лодок "Тайфун".
- Экипаж "Борея" в полтора раза меньше, чем у "Тайфуна", а затраты на содержание самих лодок также отличаются. При этом "Борей - намного более совершенная лодка, которую в несколько раз сложнее обнаружить в воде, - привели аргументы военные.
При этом в Минобороны пояснили, что любые переделки лодок стоят десятки миллиардов рублей.
- Лучше потратить эти деньги на новые корабли, - заметил представитель военного ведомства.
Судьбу гигантских субмарин предопределил договор СНВ-3, подписанный президентами России и США весной 2010 года. Он ограничил стратегические арсеналы каждой страны 1550 ядерными боезарядами. При этом только на новых лодках проекта 955 "Борей" и сохраняющихся в строю ракетоносцах проекта 667БДРМ "Дельфин" можно разместить больше 1100 боевых блоков.
Остальные 400 с лишним зарядов будут приходиться на дальнюю авиацию и РВСН. В этих границах для трех «Тайфунов» просто не остается места: один "Тайфун" способен нести 120-200 ядерных боеголовок, а весь парк таких лодок "съест" почти четверть разрешенного ядерного арсенала России.
Военный эксперт капитан 1 ранга запаса Константин Сивков считает, что "Тайфуны" вполне можно было бы сохранить для других нужд.
- Огромные внутренние объемы позволяют разместить в лодках различное вооружение и оборудование, сделав из них носители крылатых ракет. По такому пути пошли в США, модернизировав четыре ракетоносца "Огайо" под крылатые ракеты. Сейчас эти лодки могут использоваться для спецопераций, как плавбазы боевых пловцов и мини-подлодок. Нам бы такие лодки тоже пригодились, - сказал Сивков "Известиям".
В то же время, президент Института стратегических оценок Александр Коновалов заметил, что время "Тайфунов" уже безвозвратно ушло.-
- Это гигантская штука, самая большая в мире, трехкорпусная и очень дорогая в эксплуатации. К тому же под них нет ракет, - отметил Коновалов.
По его словам, утилизация "Тайфунов" может обойтись в несколько сотен миллионов рублей, что значительно меньше, чем переоборудование под другие нужды.
Военные поясняют, что использовать лодки по прямому назначению невозможно в связи с договорными ограничениями, а перестройка строит неоправданно дорого.
Однако на Севмаше, где лодки этого проекта строили, говорят, что могли бы переделать ракетные лодки в подводные танкеры-газовозы или всесезонные морские грузовики.
- Мы готовы проработать и иные варианты их использования - лодка может перевозить под северными льдыми сжиженный газ, нефть или или грузы для заполярных портов. Такая перестройка может обойтись и не очень дорого, - не унывают судостроители.
Военные объясняют, что карьеру «Тайфунов» испортили «Бореи» - новые подлодки, которые строят на «Севмаше» под ракеты «Булава». Их успешные испытания сделали бессмысленным содержание гораздо более громоздких и дорогих лодок "Тайфун".
- Экипаж "Борея" в полтора раза меньше, чем у "Тайфуна", а затраты на содержание самих лодок также отличаются. При этом "Борей - намного более совершенная лодка, которую в несколько раз сложнее обнаружить в воде, - привели аргументы военные.
При этом в Минобороны пояснили, что любые переделки лодок стоят десятки миллиардов рублей.
- Лучше потратить эти деньги на новые корабли, - заметил представитель военного ведомства.
Судьбу гигантских субмарин предопределил договор СНВ-3, подписанный президентами России и США весной 2010 года. Он ограничил стратегические арсеналы каждой страны 1550 ядерными боезарядами. При этом только на новых лодках проекта 955 "Борей" и сохраняющихся в строю ракетоносцах проекта 667БДРМ "Дельфин" можно разместить больше 1100 боевых блоков.
Остальные 400 с лишним зарядов будут приходиться на дальнюю авиацию и РВСН. В этих границах для трех «Тайфунов» просто не остается места: один "Тайфун" способен нести 120-200 ядерных боеголовок, а весь парк таких лодок "съест" почти четверть разрешенного ядерного арсенала России.
Военный эксперт капитан 1 ранга запаса Константин Сивков считает, что "Тайфуны" вполне можно было бы сохранить для других нужд.
- Огромные внутренние объемы позволяют разместить в лодках различное вооружение и оборудование, сделав из них носители крылатых ракет. По такому пути пошли в США, модернизировав четыре ракетоносца "Огайо" под крылатые ракеты. Сейчас эти лодки могут использоваться для спецопераций, как плавбазы боевых пловцов и мини-подлодок. Нам бы такие лодки тоже пригодились, - сказал Сивков "Известиям".
В то же время, президент Института стратегических оценок Александр Коновалов заметил, что время "Тайфунов" уже безвозвратно ушло.-
- Это гигантская штука, самая большая в мире, трехкорпусная и очень дорогая в эксплуатации. К тому же под них нет ракет, - отметил Коновалов.
По его словам, утилизация "Тайфунов" может обойтись в несколько сотен миллионов рублей, что значительно меньше, чем переоборудование под другие нужды.
|