Танк Т-90
admin 10 Мая 2007 в 12:17:09
[div align=center][/div]
Танк Т-90, объявленный основной машиной российской армии на период до 2005г. был показан в Кубинке 28 июня 1993 г. Принципиальных отличий от танков предыдущих моделей в нем нет: Т-90 является лишь глубокой модификацией Т-72Б и Т-80У. Опытные образцы танка были построены в Нижнем Тагиле. Наиболее существенными модификациями стали установка тепловизионного ночного прицела наводчика, нового ночного прибора механика-водителя ТВН-5 и система защиты от высокоточного оружия. Силуэт T-90 повторяет классические очертания русских танков. Подвеска состоит из шести больших, покрытых резиной колес, ведущих звезд и поддерживающих гусеницу роликов. Первое, второе и шестое колеса снабжены амортизаторами. Сбоку гусеницы прикрыты юбкой, передняя часть которой бронирована, в то время как задние панели покрыты резиной. На корпус танка устанавливаются блоки навесной брони, скрепленные прочной горизонтальной арматурой.
[div align=center][/div]
Сиденье водителя находится в лобовой части корпуса танка. Над ним располагается смотровой люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала KMT-6.
\Танк венчает низкая плоская башня со смещенной вправо командирской рубкой. Ствол 125-мм пушки защищен от перегрева мобильным четырехсекционным радиатором. Справа от ствола расположен спаренный 7.62-мм пулемет. На T-90 установлено 2 ИК прожектора, являющихся частью системы ПТУР “Штора”. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха. Справа и слева от башни имеются баки со смесью для создания дымовой завесы.
[div align=center][/div]
Высокий уровень защиты обеспечивает система создания ИК-помех ТШУ-1-7, предназначенная для дезориентации ПТУР противника. Эта система состоит из двух ИК прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. Кроме того, T-90 снабжен системой лазерного предупреждения, информирующей экипаж о лазерном облучении танка. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР AT-11 с лазерным наведением дальностью 4000 м. Таким образом, Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Компьютерная система управления огнем и лазерный дальномер позволяют поражать цели с высокой точностью в ночных условиях.
Вряд ли нынешнее положение страны позволяет в ближайшем бдущем создать серийный танк нового поколения. Еще в 1990 г. первый заместитель Главкома Сухопутных войск генерал-полковник Н. Гринкевич сказал: "Мы хотели бы только улучшить то, что мы имеем, улучшить комфортные условия для экипажа и систему управления огнем. Ибо стоимость каждого нового поколения оружия возрастает в полтора раза по сравнению с предыдущим...".
Тем не менее, технологические заделы для новой машины есть. В качестве примера достаточно привести новые челябинские дизели В-92 и В-96 мощностью 950 и 1100 л.с. соответственно, а также систему активной защиты, сбивающую на подлете к танку противотанковые боеприпасы. имеются определенные наработки в области автоматизированных систем управления, конструируется новая танковая пушка увеличенного калибра. Все это вместе с улучшением компоновки могло бы дать танк нового поколения.
ИСПЫТАНИЯ
[div align=center][/div]
Без сомнения, можно сказать, что танки семейства Т-72 обладают солидным уровнем живучести в боевых условиях. Так, во время демонстрационного обстрела танка Т-90, проходившего в период эйфории «по результатам боевого применения» наших танков в Чечне, было произведено 6 выстрелов из другого танка с расстояния 200 м, воспроизводящих условия реального обстрела в условиях боевых действий. После этого обстреливаемый танк своим ходом прибыл на показную площадку и снаружи напоминал груду искореженного металла. Естественно, повреждения материальной части были, но их анализ показывает, что при правильной организации боевого применения танков, соответственном обеспечении их действий можно было бы предотвратить значительную долю потерь в личном составе и технике в Чечне.
В немалой степени причины такой живучести и надежности кроются в кропотливом учете в КБ «Уралвагонзавода», Генеральным конструктором которого длительное время был талантливый инженер и руководитель В. Поткин, опыта отечественного и зарубежного танкостроения, правильно поставленной в КБ системе контроля и сбора информации за эксплуатацией танков в войсках, а также проводимым испытаниям, особенно на стадии приема танка на вооружение армии. После смерти Генерального конструктора танк Т-90 получил имя «Владимир». Вот о некоторых эпизодах государственных испытаний танка Т-90, участвовать в приведении которых пришлось одному из авторов, наш рассказ.
[div align=center][/div]
Программа испытаний Т-90 была построена таким образом, что прибывшим с завода машинам с самого начала предстояли едва ли не самые сложные испытания — пробег по трассе с твердым асфальтобетонным покрытием до полной выработки топлива (в простонародии — «тараканьи бега»). На бетонной трассе определялся запас хода на одной заправке. Танк заправляли «под завязку», включая две бочки на корме машины, которые включены в систему питания двигателя топливом (всего 1700 л). Ранним утром танк выходил на трассу, остановки — один раз в 4 ч, для смены экипажа, на 1,5-2 мин, не глуша двигатель. Когда шел уже второй час ночи, все участники испытаний только и ждали, когда же он остановится. И вот наконец раскатистое урчание прекращается. На бензозаправщике отыскиваем танк на трассе, смотрим на спидометр — 728 км (заявлено было 600 км). Конечно же, кроме мастерства механиков-водителей, это заслуга конструкторов и изготовителей опытного образца, которые добились оптимального сочетания параметров и регулировок моторно-трансмиссионной установки и системы управления движением танка. Аналогичных результатов в зарубежном танкостроении неизвестно.
Трудными для танка были все этапы испытаний, но то, что ожидало его в пустыне Средней Азии, не идет с остальными ни в какое сравнение. Температура окружающего воздуха 45—50°С в тени. На всем протяжении стокилометровой пробеговой трассы слой лесовой пыли в 10—20 см. Во время движения столб пыли за танком поднимался на несколько сотен метров, а от самого танка была видна лишь пушка, да грязевые щитки гусениц, зрелище ужасающие для на опытных людей. Зато след от него в пустыне был виден на десятки километров. По пылевому хвосту мы определяли, где находится танк, а видно его было за 40 км и это всего от одной машины, а если их несколько десятков то их движение вполне можно спутать с песчаной бурей, что вполне на руку военным. Хорошо машина показала при испытаниях на проходимость по снегу мы были крайне удивлены, когда Т-90 уверенно преодолевал протяженные снежные участки с глубиной снега от 1,1 до 1,3 м.
[div align=center][/div]
Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой комплекса управляемого вооружения для обеспечения уверенного превосходства над всеми существующими зарубежными танками по дальности поражения целей. Сильно бронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает с ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4-5 км и все они попали в цель. Опять же, надо сказать спасибо конструкторам, создавшим эту «длинную руку». Одно дело, когда на выставке в Абу-Даби из танка Т-80У (имеющего такой же комплекс управляемого вооружения) опытный наводчик совершил 52 пуска управляемой ракетой на дальность 5 км и все ракеты попали в цель, и другое дело, когда на государственных испытаниях танка Т-90 все пуски ракет производились молодыми парнями, прошедшими предварительное обучение и не имевшими до этого абсолютно никакой практики стрельбы управляемой ракетой.
[div align=center][/div]
Один из самых ответственных этапов испытаний опытных образцов танков Т-90 — испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения, проводится обычно в завершении всей программы испытаний, так как после этого этапа образец, как правило, дальнейшему использованию не подлежит. Для проверки характеристик защищенности по программе предусматривались испытания снарядным обстрелом и минным подрывом одного из опытных образцов. Начало было страшным для машины. Под одну из гусениц был заложен фугас, тротиловый эквивалент которого соответствовал наиболее мощным минам иностранных государств. Машина этот тест выдержала, т.е. была приведена в работоспособное состояние силами экипажа за установленное требованиями время. Затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем «противник» бил по «слабым» местам. С каждым новым попаданием он становился все мрачнее, а после довольно приличного количества попаданий, стали отказывать системы и узлы, последним, как и у человека, отказало «сердце» танка, его двигатель.
Общие данные
Год принятия на вооружение 1993
Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперед, мм 9530
Длина корпуса, мм 6860
Ширина общая, мм 3780
Ширина по гусеницам, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2230
Забронированный объем танка, м3 11,04
Забронированный объем корпуса, м3 9,19
Забронированный объем башни, м3 1,85
Десантный люк в днище корпуса есть
Вооружение
Марка пушки 2А46М
Калибр пушки, мм 125
Тип пушки гладкоствольная, пусковая установка
Длина трубы ствола, мм (калибров) 51
Тип затвора горизонтально-клиновой
Длина отката, мм 300
Расположение противооткатных устройств симметричное
Продувка ствола, тип эжекционная
Максимально допустимое для ствола давление пороховых газов, кгс/см2 5 200
Теплозащитный кожух есть
Боевая скорострельность, выстр./мин 8
Заряжание, тип автомат
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в автомате заряжания) 43 (22)
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР
Тип выстрела раздельно-гильзовый
Начальная скорость БПС, м/с 1715
Масса выстрела с БПС, кг 20,2
Масса БПС, кг 5,9
Начальная скорость БКС, м/с 905
Масса выстрела с БКС, кг 29
Масса БКС, кг 19
Стабилизатор, тип электромашинный по горизонтали
электрогидравлический по вертикали
Спаренное вооружение, тип (марка) пулемет (ПКТ)
Калибр, мм 7,62
Боекомплект, шт. 2000
Зенитное вооружение, тип (марка) пулемет (НСВТ-12,7)
Калибр, мм 12,7
Боекомплект, шт. 300
Дистанционное управление есть
Управляемое вооружение 9К119
Управляемая ракета 9М119
Система наведения ракеты по лучу лазера
Максимальная дальность стрельбы, м 5000
Система управления огнем
Максимальная скорость вращения башни, град./с 24
Максимальный угол возвышения пушки, град. 20
Максимальный угол снижения пушки, град. 7
Дублированное управление огнем есть
Дальномер, тип лазерный
Диапазон измерения дальности, м 500-5000
Баллистический вычислитель, тип электронный цифровой
Основной прицел наводчика, тип перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором
Увеличение, кратность 2,7-12
Угол поля зрения, град. 20-4,5
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН и ГН
Вспомогат. прицел наводчика нет
Ночной прицел наводчика тепловизионный
Дальность видения ночью, м 2600
Основной прибор командира перископический
Увеличение, кратность 7,5 (дн.); 5,1 (н)
Угол поля зрения, град 7
Зенитный прицел есть
Ночной прицел командира тепловизионное видеосмотровое устройство
Дальность видения ночью 2600
Танковая информационно-управляющая система нет
Защищенность
Броневая защита, тип комбинированная
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, град. 68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатометы, шт. 12
Комплекс оптико-электронного подавления есть
Динамическая защита, тип встроенная
Система коллективной защиты от ОМП, тип общеобменная
Быстродействующая система ППО есть
Подвижность и проходимость
Максимальная скорость, км/ч 60
Удельная мощность, л.с./т 18,1
Запас хода по шоссе, км 500
Емкость топливных баков, л 1200+400
Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2 0,91
Клиренс, мм 492
Преодолеваемые препятствия:
ров, м
вертикальная стенка, м
брод, м
максимальный угол подъема, град.
2,8
0,85
1,2
30
Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ, м 5
Силовая установка
Марка двигателя В-84МС
Тип двигателя Дизель многотопливный
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 618 (840)
Максимальный крутящий момент, кгс · м 340
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-обр. 60°
Тактность 4
Тип охлаждения жидкостное
Габаритная мощность, л.с./м3 700
Масса двигателя, кг 1020
Степень сжатия 14
Ход поршня, мм 180/186,7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объем, л 38,88
Удельный расход топлива, г/л.с.·ч 180
Вспомогательный двигатель нет
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая планетарная
Коробка передач, тип две бортовые планетарные
Число передач вперед/назад 7/1
Передаточные отношения по передачам I - 8,713
II - 4,40
III - 3,485
IV - 2,787
V - 2,027
VI - 1,467
VII - 1,0
з.х. - 14,3
Механизм поворота, тип бездифференциальный
Минимальный расчетный радиус поворота, м 2,79
Основной тормоз, тип дисковый, работающий в масле
Масса трансмиссии, кг 1870
Бортовой редуктор, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Ходовая часть
Подвеска, тип торсионная
Динамический ход катка, мм 320
Амортизаторы, тип, число гидравл. лопастной, 6
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков 97
Масса одной гусеницы, кг 1723
Число опорных катков на борт 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт 3
Механизм натяжения, тип червячный
Масса ходовой части, кг 8570
Источники:
Энциклопедия вооружений CD "Акелла". 1996
В.Н. Соколов "Оружие будущего" Литература,1998
Танк Т-90МС, помноженный на «Терминатор»
В Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Вячеслав ХАЛИТОВ является заместителем генерального директора по специальной технике, а проще говоря, руководит военным дивизионом УВЗ. Накануне выставки «Оборонэкспо 2012» он ответил на вопросы корреспондентов журнала «Национальная оборона». Интервью Александр МОЗГОВОЙ, Елена ЕЛКИНА
—Вячеслав Гилфанович, в этом году на выставке «Оборонэкспо 2012» в Жуковском Уралвагонзавод представит натурные образцы своего новейшего танка Т-90МС и боевой машины огневой поддержки, именуемой «Терминатор». Почему было принято решение показать эту бронетехнику «живьем» и вместе?
—Как вы говорите, «живьем» танк Т-90МС и боевую машину огневой поддержки «Терминатор» мы уже показывали на выставках REA-2011 в Нижнем Тагиле, Defexpo 2012 в Индии и Eurosatory 2012 во Франции. Потенциальные покупатели хотят видеть не только красивые картинки, презентации, перечень технических характеристик, но и своими руками «пощупать» образцы. И это закономерное желание. Оно позволяет потенциальному заказчику оценить степень ее достоинств и недостатков. А нам самим сравнить ее с аналогами, оценить степень ее соответствия современным требования рынка вооружения. Кроме этого натурный показ - это демонстрация не только нашего научного потенциала, но и наших технологических возможностей.
—Насколько мы понимаем, предполагается использовать «терминаторы» в боевых порядках совместно с танками. Чем это вызвано?
— Сегодня танк остается универсальной боевой машиной, объединяющей в себе высокую подвижность, защищенность и огневую мощь. Однако современные условия ведения боевых действий вызывают необходимость создания новой системы вооружения - комплекса машин, выполняющих боевую задачу совместно. Первый шаг к такой системе корпорацией УВЗ сделан -создана машина огневой поддержки «Терминатор». Модернизированный танк Т-90С и боевая машина огневой поддержки - это попытка предложить интегрированную систему вооружения. По сути, обе эти машины - это часть боевого модуля, в котором достоинства каждой машины, дополняя друг друга, позволяют обеспечить выполнение боевой задачи с большей эффективностью. Работы по совершенствованию боевого модуля будут продолжены.
—Расскажите, в чем состоят отличия танка Т-90МС от прародителя - хорошо известного специалистам Т-90С?
—Модернизированный танк Т-90С - следующий шаг в развитии отечественного танкостроения. Модернизация коснулась всего комплекса характеристик Т-90С и позволила значительно повысить его боевые и эксплуатационные возможности. В соответствии с мировыми тенденциями основу модернизации составили мероприятия по обеспечению огневой мощи. Для модернизированного танка Т-90С разработан новый боевой башенный модуль, который в сочетании с мощным комплексом вооружения и высокоавтоматизированной системой управления огнем значительно повысил его боевые возможности. Машина отличается высокой огневой мощью, обеспечивает всесуточность применения оружия. Система управления огнем переведена на цифровые технологии, то есть реализована концепция цифрового борта. Максимальная эффективность использования вооружения танка достигается установкой автомата сопровождения целей в тепловизионном канале прицела, а также за счет уравнивания поисковых возможностей наводчика и командира, что позволяет организовать в системе управления огнем высокоэффективный режим «охотник-стрелок». Применение прицелов с каналами технического зрения обеспечивает неуязвимость органов зрения операторов при применении противником средств лазерного подавления. Кроме того, машина получила новый уровень защищенности. Она имеет новую модульную динамическую защиту третьего поколения, которая позволяет повысить уровень защищенности при действии современных средств поражения и обладает более высокой ремонтопригодностью. Установка системы электромагнитной защиты обеспечивает защиту от мин, оснащенных магнитометрическими взрывателями, а автоматической системы постановки завес - от ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения.
—Хотелось бы узнать подробнее не только о башне, вооружении и защите Т-90МС, но и том, как обустроено место механика-водителя, о двигателе и ходовой части этой машины.
—В новой российской машине использован двигатель типа В-92С2 повышенной мощности и ресурса. Применена модернизированная система сигнализации и защиты двигателя при нештатной работе. Впервые используется штурвальное управление и система автоматического переключения передач. Система управления движением с автоматическим переключением передач уменьшает физические нагрузки на водителя, снижает расход топлива до 9%, повышает разгонные характеристики и скорость движения. Система позволяет без изменения существующей конструкции ступенчатой трансмиссии обеспечивать автоматическое переключение передач, что повышает КПД трансмиссии и улучшает динамические свойства танка. Возможность перехода на ручной режим управления сохранена. Максимальная скорость движения модернизированного танка по шоссе - не менее 60 км/ч. Для питания электроэнергией на стоянке при неработающем основном двигателе установлена вспомогательная силовая установка. Это экономит ресурс основного двигателя и снижает заметность танка в ИК-диапазоне.
—Насколько нам известно, Уралвагонзавод уже осуществляет экспортные поставки боевых машин огневой поддержки. Как отзываются о них зарубежные заказчики?
—Мы, по возможности, постоянно мониторим эксплуатацию нашей техники у зарубежных заказчиков. За годы поставки отрицательных отзывов о нашей продукции нет. Показателем надежности, простоты в эксплуатации техники, выпускаемой корпорацией, является наше положение на мировом рынке вооружения. Что касается боевой машины огневой поддержки, то необходимо время для того, чтобы покупатели изучили эти машины и приобрели опыт эксплуатации.
—Поясните, почему «Терминатора» переквалифицировали из «боевой машины поддержки танков» в «боевую машину огневой поддержки»?
—Наименование - «боевая машина огневой поддержки», по нашему мнению, более полно раскрывает возможности, заложенные в «Терминаторе». Машина может использоваться не только в боевых порядках совместно с танками, но и как самостоятельная боевая единица, в том числе в боевых порядках мотострелковых подразделений.
Журнал "Национальная оборона" №6/2012
Отрывок из передачи "Броня России" про российский танк Т90.
Очень интересная информация про сам танк, типы используемых средств защиты, принципы их действия и многое другое.
Танк Т-90, объявленный основной машиной российской армии на период до 2005г. был показан в Кубинке 28 июня 1993 г. Принципиальных отличий от танков предыдущих моделей в нем нет: Т-90 является лишь глубокой модификацией Т-72Б и Т-80У. Опытные образцы танка были построены в Нижнем Тагиле. Наиболее существенными модификациями стали установка тепловизионного ночного прицела наводчика, нового ночного прибора механика-водителя ТВН-5 и система защиты от высокоточного оружия. Силуэт T-90 повторяет классические очертания русских танков. Подвеска состоит из шести больших, покрытых резиной колес, ведущих звезд и поддерживающих гусеницу роликов. Первое, второе и шестое колеса снабжены амортизаторами. Сбоку гусеницы прикрыты юбкой, передняя часть которой бронирована, в то время как задние панели покрыты резиной. На корпус танка устанавливаются блоки навесной брони, скрепленные прочной горизонтальной арматурой.
[div align=center][/div]
Сиденье водителя находится в лобовой части корпуса танка. Над ним располагается смотровой люк и широкоугольная оптическая система. Носовая часть танка оборудована остроугольным отвалом, снабженным креплением для минного трала KMT-6.
\Танк венчает низкая плоская башня со смещенной вправо командирской рубкой. Ствол 125-мм пушки защищен от перегрева мобильным четырехсекционным радиатором. Справа от ствола расположен спаренный 7.62-мм пулемет. На T-90 установлено 2 ИК прожектора, являющихся частью системы ПТУР “Штора”. Лобовая часть башни укреплена активной плиточной броней второго поколения. Навесные блоки брони могут быть установлены и на крыше башни, создавая дополнительную защиту от поражения с воздуха. Справа и слева от башни имеются баки со смесью для создания дымовой завесы.
[div align=center][/div]
Высокий уровень защиты обеспечивает система создания ИК-помех ТШУ-1-7, предназначенная для дезориентации ПТУР противника. Эта система состоит из двух ИК прожекторов, расположенных рядом с пушечным стволом. Прожекторы постоянно включены и излучают закодированный ИК сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника. Кроме того, T-90 снабжен системой лазерного предупреждения, информирующей экипаж о лазерном облучении танка. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР AT-11 с лазерным наведением дальностью 4000 м. Таким образом, Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости. Компьютерная система управления огнем и лазерный дальномер позволяют поражать цели с высокой точностью в ночных условиях.
Вряд ли нынешнее положение страны позволяет в ближайшем бдущем создать серийный танк нового поколения. Еще в 1990 г. первый заместитель Главкома Сухопутных войск генерал-полковник Н. Гринкевич сказал: "Мы хотели бы только улучшить то, что мы имеем, улучшить комфортные условия для экипажа и систему управления огнем. Ибо стоимость каждого нового поколения оружия возрастает в полтора раза по сравнению с предыдущим...".
Тем не менее, технологические заделы для новой машины есть. В качестве примера достаточно привести новые челябинские дизели В-92 и В-96 мощностью 950 и 1100 л.с. соответственно, а также систему активной защиты, сбивающую на подлете к танку противотанковые боеприпасы. имеются определенные наработки в области автоматизированных систем управления, конструируется новая танковая пушка увеличенного калибра. Все это вместе с улучшением компоновки могло бы дать танк нового поколения.
ИСПЫТАНИЯ
[div align=center][/div]
Без сомнения, можно сказать, что танки семейства Т-72 обладают солидным уровнем живучести в боевых условиях. Так, во время демонстрационного обстрела танка Т-90, проходившего в период эйфории «по результатам боевого применения» наших танков в Чечне, было произведено 6 выстрелов из другого танка с расстояния 200 м, воспроизводящих условия реального обстрела в условиях боевых действий. После этого обстреливаемый танк своим ходом прибыл на показную площадку и снаружи напоминал груду искореженного металла. Естественно, повреждения материальной части были, но их анализ показывает, что при правильной организации боевого применения танков, соответственном обеспечении их действий можно было бы предотвратить значительную долю потерь в личном составе и технике в Чечне.
В немалой степени причины такой живучести и надежности кроются в кропотливом учете в КБ «Уралвагонзавода», Генеральным конструктором которого длительное время был талантливый инженер и руководитель В. Поткин, опыта отечественного и зарубежного танкостроения, правильно поставленной в КБ системе контроля и сбора информации за эксплуатацией танков в войсках, а также проводимым испытаниям, особенно на стадии приема танка на вооружение армии. После смерти Генерального конструктора танк Т-90 получил имя «Владимир». Вот о некоторых эпизодах государственных испытаний танка Т-90, участвовать в приведении которых пришлось одному из авторов, наш рассказ.
[div align=center][/div]
Программа испытаний Т-90 была построена таким образом, что прибывшим с завода машинам с самого начала предстояли едва ли не самые сложные испытания — пробег по трассе с твердым асфальтобетонным покрытием до полной выработки топлива (в простонародии — «тараканьи бега»). На бетонной трассе определялся запас хода на одной заправке. Танк заправляли «под завязку», включая две бочки на корме машины, которые включены в систему питания двигателя топливом (всего 1700 л). Ранним утром танк выходил на трассу, остановки — один раз в 4 ч, для смены экипажа, на 1,5-2 мин, не глуша двигатель. Когда шел уже второй час ночи, все участники испытаний только и ждали, когда же он остановится. И вот наконец раскатистое урчание прекращается. На бензозаправщике отыскиваем танк на трассе, смотрим на спидометр — 728 км (заявлено было 600 км). Конечно же, кроме мастерства механиков-водителей, это заслуга конструкторов и изготовителей опытного образца, которые добились оптимального сочетания параметров и регулировок моторно-трансмиссионной установки и системы управления движением танка. Аналогичных результатов в зарубежном танкостроении неизвестно.
Трудными для танка были все этапы испытаний, но то, что ожидало его в пустыне Средней Азии, не идет с остальными ни в какое сравнение. Температура окружающего воздуха 45—50°С в тени. На всем протяжении стокилометровой пробеговой трассы слой лесовой пыли в 10—20 см. Во время движения столб пыли за танком поднимался на несколько сотен метров, а от самого танка была видна лишь пушка, да грязевые щитки гусениц, зрелище ужасающие для на опытных людей. Зато след от него в пустыне был виден на десятки километров. По пылевому хвосту мы определяли, где находится танк, а видно его было за 40 км и это всего от одной машины, а если их несколько десятков то их движение вполне можно спутать с песчаной бурей, что вполне на руку военным. Хорошо машина показала при испытаниях на проходимость по снегу мы были крайне удивлены, когда Т-90 уверенно преодолевал протяженные снежные участки с глубиной снега от 1,1 до 1,3 м.
[div align=center][/div]
Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой комплекса управляемого вооружения для обеспечения уверенного превосходства над всеми существующими зарубежными танками по дальности поражения целей. Сильно бронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает с ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4-5 км и все они попали в цель. Опять же, надо сказать спасибо конструкторам, создавшим эту «длинную руку». Одно дело, когда на выставке в Абу-Даби из танка Т-80У (имеющего такой же комплекс управляемого вооружения) опытный наводчик совершил 52 пуска управляемой ракетой на дальность 5 км и все ракеты попали в цель, и другое дело, когда на государственных испытаниях танка Т-90 все пуски ракет производились молодыми парнями, прошедшими предварительное обучение и не имевшими до этого абсолютно никакой практики стрельбы управляемой ракетой.
[div align=center][/div]
Один из самых ответственных этапов испытаний опытных образцов танков Т-90 — испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения, проводится обычно в завершении всей программы испытаний, так как после этого этапа образец, как правило, дальнейшему использованию не подлежит. Для проверки характеристик защищенности по программе предусматривались испытания снарядным обстрелом и минным подрывом одного из опытных образцов. Начало было страшным для машины. Под одну из гусениц был заложен фугас, тротиловый эквивалент которого соответствовал наиболее мощным минам иностранных государств. Машина этот тест выдержала, т.е. была приведена в работоспособное состояние силами экипажа за установленное требованиями время. Затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем «противник» бил по «слабым» местам. С каждым новым попаданием он становился все мрачнее, а после довольно приличного количества попаданий, стали отказывать системы и узлы, последним, как и у человека, отказало «сердце» танка, его двигатель.
Общие данные
Год принятия на вооружение 1993
Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперед, мм 9530
Длина корпуса, мм 6860
Ширина общая, мм 3780
Ширина по гусеницам, мм 3370
Высота по крыше башни, мм 2230
Забронированный объем танка, м3 11,04
Забронированный объем корпуса, м3 9,19
Забронированный объем башни, м3 1,85
Десантный люк в днище корпуса есть
Вооружение
Марка пушки 2А46М
Калибр пушки, мм 125
Тип пушки гладкоствольная, пусковая установка
Длина трубы ствола, мм (калибров) 51
Тип затвора горизонтально-клиновой
Длина отката, мм 300
Расположение противооткатных устройств симметричное
Продувка ствола, тип эжекционная
Максимально допустимое для ствола давление пороховых газов, кгс/см2 5 200
Теплозащитный кожух есть
Боевая скорострельность, выстр./мин 8
Заряжание, тип автомат
Боекомплект, выстр. (в т.ч. в автомате заряжания) 43 (22)
Типы боеприпасов БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР
Тип выстрела раздельно-гильзовый
Начальная скорость БПС, м/с 1715
Масса выстрела с БПС, кг 20,2
Масса БПС, кг 5,9
Начальная скорость БКС, м/с 905
Масса выстрела с БКС, кг 29
Масса БКС, кг 19
Стабилизатор, тип электромашинный по горизонтали
электрогидравлический по вертикали
Спаренное вооружение, тип (марка) пулемет (ПКТ)
Калибр, мм 7,62
Боекомплект, шт. 2000
Зенитное вооружение, тип (марка) пулемет (НСВТ-12,7)
Калибр, мм 12,7
Боекомплект, шт. 300
Дистанционное управление есть
Управляемое вооружение 9К119
Управляемая ракета 9М119
Система наведения ракеты по лучу лазера
Максимальная дальность стрельбы, м 5000
Система управления огнем
Максимальная скорость вращения башни, град./с 24
Максимальный угол возвышения пушки, град. 20
Максимальный угол снижения пушки, град. 7
Дублированное управление огнем есть
Дальномер, тип лазерный
Диапазон измерения дальности, м 500-5000
Баллистический вычислитель, тип электронный цифровой
Основной прицел наводчика, тип перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором
Увеличение, кратность 2,7-12
Угол поля зрения, град. 20-4,5
Стабилизация поля зрения прицела независимая по ВН и ГН
Вспомогат. прицел наводчика нет
Ночной прицел наводчика тепловизионный
Дальность видения ночью, м 2600
Основной прибор командира перископический
Увеличение, кратность 7,5 (дн.); 5,1 (н)
Угол поля зрения, град 7
Зенитный прицел есть
Ночной прицел командира тепловизионное видеосмотровое устройство
Дальность видения ночью 2600
Танковая информационно-управляющая система нет
Защищенность
Броневая защита, тип комбинированная
Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, град. 68
Противокумулятивные бортовые экраны есть
Система ТДА есть
Дымовые гранатометы, шт. 12
Комплекс оптико-электронного подавления есть
Динамическая защита, тип встроенная
Система коллективной защиты от ОМП, тип общеобменная
Быстродействующая система ППО есть
Подвижность и проходимость
Максимальная скорость, км/ч 60
Удельная мощность, л.с./т 18,1
Запас хода по шоссе, км 500
Емкость топливных баков, л 1200+400
Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2 0,91
Клиренс, мм 492
Преодолеваемые препятствия:
ров, м
вертикальная стенка, м
брод, м
максимальный угол подъема, град.
2,8
0,85
1,2
30
Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ, м 5
Силовая установка
Марка двигателя В-84МС
Тип двигателя Дизель многотопливный
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 618 (840)
Максимальный крутящий момент, кгс · м 340
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-обр. 60°
Тактность 4
Тип охлаждения жидкостное
Габаритная мощность, л.с./м3 700
Масса двигателя, кг 1020
Степень сжатия 14
Ход поршня, мм 180/186,7
Диаметр цилиндра, мм 150
Рабочий объем, л 38,88
Удельный расход топлива, г/л.с.·ч 180
Вспомогательный двигатель нет
Трансмиссия
Тип трансмиссии механическая планетарная
Коробка передач, тип две бортовые планетарные
Число передач вперед/назад 7/1
Передаточные отношения по передачам I - 8,713
II - 4,40
III - 3,485
IV - 2,787
V - 2,027
VI - 1,467
VII - 1,0
з.х. - 14,3
Механизм поворота, тип бездифференциальный
Минимальный расчетный радиус поворота, м 2,79
Основной тормоз, тип дисковый, работающий в масле
Масса трансмиссии, кг 1870
Бортовой редуктор, тип планетарный
Система управления движением, тип гидравлическая
Ходовая часть
Подвеска, тип торсионная
Динамический ход катка, мм 320
Амортизаторы, тип, число гидравл. лопастной, 6
Гусеница, тип соединения траков последовательное
Тип шарнира гусеницы РМШ или ОМШ
Ширина колеи, мм 2790
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4270
Ширина гусеницы, мм 580
Число траков 97
Масса одной гусеницы, кг 1723
Число опорных катков на борт 6
Диаметр опорного катка, мм 750
Тип амортизации опорных катков наружная
Число поддерживающих катков на борт 3
Механизм натяжения, тип червячный
Масса ходовой части, кг 8570
Источники:
Энциклопедия вооружений CD "Акелла". 1996
В.Н. Соколов "Оружие будущего" Литература,1998
Танк Т-90МС, помноженный на «Терминатор»
В Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Вячеслав ХАЛИТОВ является заместителем генерального директора по специальной технике, а проще говоря, руководит военным дивизионом УВЗ. Накануне выставки «Оборонэкспо 2012» он ответил на вопросы корреспондентов журнала «Национальная оборона». Интервью Александр МОЗГОВОЙ, Елена ЕЛКИНА
—Вячеслав Гилфанович, в этом году на выставке «Оборонэкспо 2012» в Жуковском Уралвагонзавод представит натурные образцы своего новейшего танка Т-90МС и боевой машины огневой поддержки, именуемой «Терминатор». Почему было принято решение показать эту бронетехнику «живьем» и вместе?
—Как вы говорите, «живьем» танк Т-90МС и боевую машину огневой поддержки «Терминатор» мы уже показывали на выставках REA-2011 в Нижнем Тагиле, Defexpo 2012 в Индии и Eurosatory 2012 во Франции. Потенциальные покупатели хотят видеть не только красивые картинки, презентации, перечень технических характеристик, но и своими руками «пощупать» образцы. И это закономерное желание. Оно позволяет потенциальному заказчику оценить степень ее достоинств и недостатков. А нам самим сравнить ее с аналогами, оценить степень ее соответствия современным требования рынка вооружения. Кроме этого натурный показ - это демонстрация не только нашего научного потенциала, но и наших технологических возможностей.
—Насколько мы понимаем, предполагается использовать «терминаторы» в боевых порядках совместно с танками. Чем это вызвано?
— Сегодня танк остается универсальной боевой машиной, объединяющей в себе высокую подвижность, защищенность и огневую мощь. Однако современные условия ведения боевых действий вызывают необходимость создания новой системы вооружения - комплекса машин, выполняющих боевую задачу совместно. Первый шаг к такой системе корпорацией УВЗ сделан -создана машина огневой поддержки «Терминатор». Модернизированный танк Т-90С и боевая машина огневой поддержки - это попытка предложить интегрированную систему вооружения. По сути, обе эти машины - это часть боевого модуля, в котором достоинства каждой машины, дополняя друг друга, позволяют обеспечить выполнение боевой задачи с большей эффективностью. Работы по совершенствованию боевого модуля будут продолжены.
—Расскажите, в чем состоят отличия танка Т-90МС от прародителя - хорошо известного специалистам Т-90С?
—Модернизированный танк Т-90С - следующий шаг в развитии отечественного танкостроения. Модернизация коснулась всего комплекса характеристик Т-90С и позволила значительно повысить его боевые и эксплуатационные возможности. В соответствии с мировыми тенденциями основу модернизации составили мероприятия по обеспечению огневой мощи. Для модернизированного танка Т-90С разработан новый боевой башенный модуль, который в сочетании с мощным комплексом вооружения и высокоавтоматизированной системой управления огнем значительно повысил его боевые возможности. Машина отличается высокой огневой мощью, обеспечивает всесуточность применения оружия. Система управления огнем переведена на цифровые технологии, то есть реализована концепция цифрового борта. Максимальная эффективность использования вооружения танка достигается установкой автомата сопровождения целей в тепловизионном канале прицела, а также за счет уравнивания поисковых возможностей наводчика и командира, что позволяет организовать в системе управления огнем высокоэффективный режим «охотник-стрелок». Применение прицелов с каналами технического зрения обеспечивает неуязвимость органов зрения операторов при применении противником средств лазерного подавления. Кроме того, машина получила новый уровень защищенности. Она имеет новую модульную динамическую защиту третьего поколения, которая позволяет повысить уровень защищенности при действии современных средств поражения и обладает более высокой ремонтопригодностью. Установка системы электромагнитной защиты обеспечивает защиту от мин, оснащенных магнитометрическими взрывателями, а автоматической системы постановки завес - от ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения.
—Хотелось бы узнать подробнее не только о башне, вооружении и защите Т-90МС, но и том, как обустроено место механика-водителя, о двигателе и ходовой части этой машины.
—В новой российской машине использован двигатель типа В-92С2 повышенной мощности и ресурса. Применена модернизированная система сигнализации и защиты двигателя при нештатной работе. Впервые используется штурвальное управление и система автоматического переключения передач. Система управления движением с автоматическим переключением передач уменьшает физические нагрузки на водителя, снижает расход топлива до 9%, повышает разгонные характеристики и скорость движения. Система позволяет без изменения существующей конструкции ступенчатой трансмиссии обеспечивать автоматическое переключение передач, что повышает КПД трансмиссии и улучшает динамические свойства танка. Возможность перехода на ручной режим управления сохранена. Максимальная скорость движения модернизированного танка по шоссе - не менее 60 км/ч. Для питания электроэнергией на стоянке при неработающем основном двигателе установлена вспомогательная силовая установка. Это экономит ресурс основного двигателя и снижает заметность танка в ИК-диапазоне.
—Насколько нам известно, Уралвагонзавод уже осуществляет экспортные поставки боевых машин огневой поддержки. Как отзываются о них зарубежные заказчики?
—Мы, по возможности, постоянно мониторим эксплуатацию нашей техники у зарубежных заказчиков. За годы поставки отрицательных отзывов о нашей продукции нет. Показателем надежности, простоты в эксплуатации техники, выпускаемой корпорацией, является наше положение на мировом рынке вооружения. Что касается боевой машины огневой поддержки, то необходимо время для того, чтобы покупатели изучили эти машины и приобрели опыт эксплуатации.
—Поясните, почему «Терминатора» переквалифицировали из «боевой машины поддержки танков» в «боевую машину огневой поддержки»?
—Наименование - «боевая машина огневой поддержки», по нашему мнению, более полно раскрывает возможности, заложенные в «Терминаторе». Машина может использоваться не только в боевых порядках совместно с танками, но и как самостоятельная боевая единица, в том числе в боевых порядках мотострелковых подразделений.
Журнал "Национальная оборона" №6/2012
Отрывок из передачи "Броня России" про российский танк Т90.
Очень интересная информация про сам танк, типы используемых средств защиты, принципы их действия и многое другое.
|