Автокредиты могут стать проблемой для банков РК
kanakan 24 Октября 2013 в 08:57:09
Депутат мажилиса парламента РК Рауан Шаекин опасается увеличения случаев невозврата по банковским розничным автокредитам в Казахстане. Об этом передает агентство КазТАГ.
«Действительно, по потребительским кредитам вообще у нас непонятная ситуация сложилась. Доходность низкая, риски большие в той части, что взятые гражданами автомобили, возьмем российского производства, через 2 года падают в цене на 50% — все об этом знают. Только за 2013 год в кредит было взято порядка 700 тыс. машин», – сказал Шаекин в ходе заседания правительства в среду.
Он отметил, что в случае автокредита залогом выступает сам приобретаемый автомобиль, а дополнительных залогов нет.
«Вот, допустим, через год-два клиент банка перестает платить, машина падает в цене на 50%. Клиент приходит, просто бросит ключи и скажет “забирай”. И таких, если будут, — тысячи. Это не квартиры. Завтра государство не сможет помогать, потому что граждане возмущаться не будут на эту тему: он оставил машину — и все», – пояснил Шаекин.
По его словам, во многих городах банки в настоящее время снимают ангары под автомобили недобросовестных заемщиков. «Чтобы ставить туда машины, потом производить их реализацию. Я так понимаю», – отметил депутат.
По его мнению, в результате банки, чтобы обезопасить себя, повышают ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса. «Складывается впечатление, что все-таки банки риски по потребительским кредитам перекладывают на малый и средний бизнес в виде большого процента, до 14%, понимая, что там они могут “попасть” на потребительских кредитах рано или поздно», – сказал он.
«Потому что многие банки, не все без исключения, берут заявки от малого и среднего бизнеса, мурыжат 2-3 месяца: принеси справки из налоговой, бизнес-планы, модели и т. д. Потом, через 2-3 месяца, возвращают и говорят, что финансировать не будут», – резюмировал Шаекин.
«Действительно, по потребительским кредитам вообще у нас непонятная ситуация сложилась. Доходность низкая, риски большие в той части, что взятые гражданами автомобили, возьмем российского производства, через 2 года падают в цене на 50% — все об этом знают. Только за 2013 год в кредит было взято порядка 700 тыс. машин», – сказал Шаекин в ходе заседания правительства в среду.
Он отметил, что в случае автокредита залогом выступает сам приобретаемый автомобиль, а дополнительных залогов нет.
«Вот, допустим, через год-два клиент банка перестает платить, машина падает в цене на 50%. Клиент приходит, просто бросит ключи и скажет “забирай”. И таких, если будут, — тысячи. Это не квартиры. Завтра государство не сможет помогать, потому что граждане возмущаться не будут на эту тему: он оставил машину — и все», – пояснил Шаекин.
По его словам, во многих городах банки в настоящее время снимают ангары под автомобили недобросовестных заемщиков. «Чтобы ставить туда машины, потом производить их реализацию. Я так понимаю», – отметил депутат.
По его мнению, в результате банки, чтобы обезопасить себя, повышают ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса. «Складывается впечатление, что все-таки банки риски по потребительским кредитам перекладывают на малый и средний бизнес в виде большого процента, до 14%, понимая, что там они могут “попасть” на потребительских кредитах рано или поздно», – сказал он.
«Потому что многие банки, не все без исключения, берут заявки от малого и среднего бизнеса, мурыжат 2-3 месяца: принеси справки из налоговой, бизнес-планы, модели и т. д. Потом, через 2-3 месяца, возвращают и говорят, что финансировать не будут», – резюмировал Шаекин.
|