Если не принимать меры, через 20 лет в ДТП ежегодно будут гибнуть более двух миллионов человек
admin 10 Декабря 2009 в 14:33:16
В конце ноября в Москве прошла Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. На этом мероприятии были представлены делегации 150 стран мира, при этом министров внутренних дел было аж 70 человек.
Казахстан на этом форуме представлял председатель комитета дорожной полиции МВД Кайрат Тыныбеков. В эксклюзивном интервью «Литер-Неделе» он рассказал о прошедшей конференции, а также подвел предварительные итоги работы своего ведомства за истекший год.
ЛИТЕР-Неделя: Кайрат Сагатханович, расскажите, в чем необходимость проведения конференции такого масштаба?
К. Т.: Решение о проведении первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения было принято Генеральной Ассамблеей ООН по предложению Российской Федерации. Своих представителей в Москву прислали почти 150 государств, 20 правительственных и 80 неправительственных организаций, а общее число участников составило порядка полутора тысяч человек. Столь высокий уровень представительства на конференции был обусловлен намерением выработать коллективный документ – «Московскую декларацию», которая положит начало согласованным действиям в сфере безопасности на дорогах всего мира. Московская декларация будет первым шагом для принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций «Десятилетнего плана действий за дорожную безопасность». Необходимость снижения количества дорожно-транспортных травм, в том числе со смертельным исходом, признается системой ООН и ее странами-членами вот уже на протяжении 60 лет. Работа в области повышения безопасности дорожного движения осуществляется различными всемирными и региональными организациями, в том числе Всемирной организацией здравоохранения, Всемирным банком, региональными комиссиями ООН, Федерацией автомобильного спорта.
Конференция была призвана выявить наиболее эффективные методики в сфере улучшения ситуации на дорогах. Министры, ответственные за безопасность движения, приняли совместную программу действий, которая позволит остановить рост числа жертв дорожно-транспортных происшествий в глобальном масштабе. Цифра страшная – 1,3 млн погибших в год. Понятно, что необходима консолидация усилий, чтобы изменить эту ужасную статистику.
Главным итоговым документом Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения стало подписание Московской декларации, в которой делегаты единогласно сошлись во мнении, что период с 2010 по 2020 гг. следует объявить «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».
На конференции выступил президент России Дмитрий Медведев. В своем выступлении он отметил, что проблема безопасности на дорогах уже давно перестала быть внутренним делом отдельных государств, настало время действовать совместно. Глава Российской Федерации предложил создать на уровне национальных законодательств такие нормы, которые давали бы четкий сигнал для водителей во всех странах, например, чтобы водитель, лишенный права управления в одной стране, не имел бы права водить машину на территории другой.
Участникам конференции был представлен доклад Всемирной организации здравоохранения «О состоянии безопасности дорожного движения в мире», в котором впервые проведена общая оценка ситуации в 178 странах.
Согласно прогнозам ВОЗ, если уже сегодня не будут приняты неотложные меры, к 2030 году дорожно-транспортный травматизм возрастет и займет пятое место в списке основных причин смертности (сегодня травматизм в результате ДТП занимает 9–10-е место), а число жертв предположительно достигнет 2,4 млн человек в год.
Эксперты ВОЗ говорят, что свыше 90 процентов случаев смерти на дорогах в мире происходят в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится лишь 48 процентов транспортных средств мира. Лидер по смертности на дорогах сейчас Индия, где ежегодно автомобильные аварии уносят 115 тысяч жизней, на втором месте Китай – 90 тысяч.
Во всех странах Восточной Европы отмечается значительно более высокий уровень смертности и травматизма от ДТП, чем в западноевропейских государствах. Если в среднем в странах Евросоюза регистрируется порядка 13,4 смертей на 100 тысяч человек, то в восточноевропейских странах этот показатель достигает 25 на 100 тысяч населения, т.е. почти в два раза выше.
ЛИТЕР-Неделя: Как решается проблема обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране?
К. Т.: Обеспечение безопасности дорожного движения является неотъемлемой составляющей укрепления национальной безопасности Казахстана. В перечень основных мер, нацеленных на улучшение ситуации на дорогах, входят правильно спроектированные дороги и управление дорожным движением, более высокие стандарты на автотранспортные средства, соблюдение правил дорожного движения и контроль со стороны компетентных органов. Но главное – разработка и принятие национальной стратегии дорожной безопасности и плана действий по ее реализации.
ЛИТЕР-Неделя: Что бы вы назвали главной трудностью на казахстанских дорогах, которая мешает сократить число аварий, травм, жертв?
К. Т.: Основной трудностью на казахстанских дорогах для сокращения количества аварий, числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях является недостаточное финансирование мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, от чего напрямую зависит их качество и эффективность.
Министерством внутренних дел, как уполномоченным органом в сфере безопасности дорожного движения, осуществляется комплекс мер по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
С учетом международного опыта разработан и с 1 августа прошлого года вступил в действие закон, предусматривающий усиление ответственности за нарушения правил дорожного движения. Разработан и утвержден правительством план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Казахстан на 2008–2010 годы. Приняты и реализуются во всех областях, а также городах Астане и Алматы, региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения на среднесрочный период.
С 2007 года деятельность по подготовке водителей включена в перечень лицензируемых, утверждены соответствующие правила и квалификационные требования. Из почти 1000 существовавших учебных организаций на сегодняшний день только 734 подтвердили соответствие установленным требованиям. Это позволило повысить качество подготовки водителей и снизить количество аварий по вине молодых водителей на 14,5 процента. Успешно внедряются системы фото- и видеофиксации правонарушений. Они уже работают в Астане, Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске, Атырау, Шымкенте, Актюбинске, Уральске и Семее. В ближайшее время будут введены в эксплуатацию в Костанае. Возрастает их влияние на профилактику правонарушений.
Только в Астане в прошлом году аварийность снизилась на 24,5%, число погибших – на 25,7% и раненых – на 34,1%. В целом эти меры позволили добиться в 2008 году снижения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 23,2%, или 1014 человека, и раненных в них – на 13,5%, или 2551 человека.
ЛИТЕР-Неделя: Уже больше года, как в Казахстане ужесточили борьбу с тонировкой и стали жестче наказывать за непристегнутый ремень и разговоры по мобильному телефону. Есть ли какие-то цифры, как это сказывается на аварийности и травматизме?
К. Т.: За указанный период текущего года подразделениями дорожной полиции выявлено 23826 (в 2008-м году – 15436) нарушений правил пользования ремнями безопасности, 9329 (3365) фактов использования мобильных телефонов при управлении автотранспортом, 1386 (2772) тонированных автомашин. Итоги 11 месяцев текущего года свидетельствуют, что принимаемые меры правильные. В отчетном периоде мы имеем снижение аварийности по всем показателям: по количеству дорожно-транспортных происшествий на 8,6% (с 12405 до 11339), по числу погибших – на 15,5% (с 3108 до 2626) и раненых – на 9,6% (с 14758 до 13347).
ЛИТЕР-Неделя: Совсем недавно был введен новый вариант несения службы – автопатрулирование. Для чего придумана такая мера – в целях снижения коррупционных действий сотрудников дорожной полиции или для улучшения эффективности профилактики нарушений ПДД?
К. Т.: Основной задачей органов внутренних дел, в том числе дорожной полиции, является профилактика и пресечение нарушений общественного порядка, в том числе правил дорожного движения, что в первую очередь зависит от качества работы строевых подразделений по надзору за дорожным движением.
В целях определения оптимальных методов работы в данном направлении Министерством внутренних дел была проанализирована эффективность всех применяемых методов работы дорожной полиции, а также изучен опыт организации работы по контролю за дорожным движением в некоторых зарубежных странах с развитой экономикой. Оценка деятельности строевых подразделений дорожной полиции показала, что наиболее эффективной из всех применяемых форм несения службы является патрулирование на автомобилях. Основным преимуществом такой организации работы является возможность постоянного нахождения дорожной полиции непосредственно в транспортном потоке, где совершается основная часть нарушений, что позволяет своевременно реагировать и эффективно пресекать эти нарушения.
Само нахождение на дорогах патрульных автомобилей со специальной окраской и оборудованием оказывает профилактическое влияние и сдерживает многих участников дорожного движения от совершения правонарушений.
В целях определения эффективных методов работы Министерством внутренних дел было принято решение о проведении эксперимента по совершенствованию организации работы строевых подразделений дорожной полиции, обслуживающих Алматы, Актобе, Усть-Каменогорск и Караганду, предусмотрев при этом организацию надзора за дорожным движением методом автопатрулирования и исключения пешего патрулирования. С начала проведения эксперимента достигнуты определенные положительные результаты. Возросло число выявленных грубых нарушений правил дорожного движения, таких как превышение скорости – на 21,7% (с 15 929 до 20 335), при этом уменьшились факты выезда на встречную полосу движения и создание аварийной ситуации (2,0% и 59% соответственно). Почти на 35% (с 899 до 1 351) увеличилось количество выявленных нарушений общественного порядка, на 5,2% (с 386 до 407) возросло число раскрытых преступлений с участием сотрудников дорожной полиции и на 20,6% (с 50 до 63) число преступлений, раскрытых непосредственно сотрудниками дорожной полиции, работающих на закрепленных маршрутах автопатрулирования.
В целом аварийность на маршрутах патрулирования сократилась на 8,2% (с 1221 до 1121), погибших – на 12% (со 100 до 88) и раненых – на 7,7% (с 1338 до 1235).
В период применения указанного метода работы сотрудниками дорожной полиции коррупционных и других противоправных действий в отношении граждан не допущено.
Сайт газеты «Литер»
Михаил КОЗАЧКОВ, Астана
Казахстан на этом форуме представлял председатель комитета дорожной полиции МВД Кайрат Тыныбеков. В эксклюзивном интервью «Литер-Неделе» он рассказал о прошедшей конференции, а также подвел предварительные итоги работы своего ведомства за истекший год.
ЛИТЕР-Неделя: Кайрат Сагатханович, расскажите, в чем необходимость проведения конференции такого масштаба?
К. Т.: Решение о проведении первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения было принято Генеральной Ассамблеей ООН по предложению Российской Федерации. Своих представителей в Москву прислали почти 150 государств, 20 правительственных и 80 неправительственных организаций, а общее число участников составило порядка полутора тысяч человек. Столь высокий уровень представительства на конференции был обусловлен намерением выработать коллективный документ – «Московскую декларацию», которая положит начало согласованным действиям в сфере безопасности на дорогах всего мира. Московская декларация будет первым шагом для принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций «Десятилетнего плана действий за дорожную безопасность». Необходимость снижения количества дорожно-транспортных травм, в том числе со смертельным исходом, признается системой ООН и ее странами-членами вот уже на протяжении 60 лет. Работа в области повышения безопасности дорожного движения осуществляется различными всемирными и региональными организациями, в том числе Всемирной организацией здравоохранения, Всемирным банком, региональными комиссиями ООН, Федерацией автомобильного спорта.
Конференция была призвана выявить наиболее эффективные методики в сфере улучшения ситуации на дорогах. Министры, ответственные за безопасность движения, приняли совместную программу действий, которая позволит остановить рост числа жертв дорожно-транспортных происшествий в глобальном масштабе. Цифра страшная – 1,3 млн погибших в год. Понятно, что необходима консолидация усилий, чтобы изменить эту ужасную статистику.
Главным итоговым документом Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения стало подписание Московской декларации, в которой делегаты единогласно сошлись во мнении, что период с 2010 по 2020 гг. следует объявить «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».
На конференции выступил президент России Дмитрий Медведев. В своем выступлении он отметил, что проблема безопасности на дорогах уже давно перестала быть внутренним делом отдельных государств, настало время действовать совместно. Глава Российской Федерации предложил создать на уровне национальных законодательств такие нормы, которые давали бы четкий сигнал для водителей во всех странах, например, чтобы водитель, лишенный права управления в одной стране, не имел бы права водить машину на территории другой.
Участникам конференции был представлен доклад Всемирной организации здравоохранения «О состоянии безопасности дорожного движения в мире», в котором впервые проведена общая оценка ситуации в 178 странах.
Согласно прогнозам ВОЗ, если уже сегодня не будут приняты неотложные меры, к 2030 году дорожно-транспортный травматизм возрастет и займет пятое место в списке основных причин смертности (сегодня травматизм в результате ДТП занимает 9–10-е место), а число жертв предположительно достигнет 2,4 млн человек в год.
Эксперты ВОЗ говорят, что свыше 90 процентов случаев смерти на дорогах в мире происходят в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится лишь 48 процентов транспортных средств мира. Лидер по смертности на дорогах сейчас Индия, где ежегодно автомобильные аварии уносят 115 тысяч жизней, на втором месте Китай – 90 тысяч.
Во всех странах Восточной Европы отмечается значительно более высокий уровень смертности и травматизма от ДТП, чем в западноевропейских государствах. Если в среднем в странах Евросоюза регистрируется порядка 13,4 смертей на 100 тысяч человек, то в восточноевропейских странах этот показатель достигает 25 на 100 тысяч населения, т.е. почти в два раза выше.
ЛИТЕР-Неделя: Как решается проблема обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране?
К. Т.: Обеспечение безопасности дорожного движения является неотъемлемой составляющей укрепления национальной безопасности Казахстана. В перечень основных мер, нацеленных на улучшение ситуации на дорогах, входят правильно спроектированные дороги и управление дорожным движением, более высокие стандарты на автотранспортные средства, соблюдение правил дорожного движения и контроль со стороны компетентных органов. Но главное – разработка и принятие национальной стратегии дорожной безопасности и плана действий по ее реализации.
ЛИТЕР-Неделя: Что бы вы назвали главной трудностью на казахстанских дорогах, которая мешает сократить число аварий, травм, жертв?
К. Т.: Основной трудностью на казахстанских дорогах для сокращения количества аварий, числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях является недостаточное финансирование мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, от чего напрямую зависит их качество и эффективность.
Министерством внутренних дел, как уполномоченным органом в сфере безопасности дорожного движения, осуществляется комплекс мер по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
С учетом международного опыта разработан и с 1 августа прошлого года вступил в действие закон, предусматривающий усиление ответственности за нарушения правил дорожного движения. Разработан и утвержден правительством план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Казахстан на 2008–2010 годы. Приняты и реализуются во всех областях, а также городах Астане и Алматы, региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения на среднесрочный период.
С 2007 года деятельность по подготовке водителей включена в перечень лицензируемых, утверждены соответствующие правила и квалификационные требования. Из почти 1000 существовавших учебных организаций на сегодняшний день только 734 подтвердили соответствие установленным требованиям. Это позволило повысить качество подготовки водителей и снизить количество аварий по вине молодых водителей на 14,5 процента. Успешно внедряются системы фото- и видеофиксации правонарушений. Они уже работают в Астане, Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске, Атырау, Шымкенте, Актюбинске, Уральске и Семее. В ближайшее время будут введены в эксплуатацию в Костанае. Возрастает их влияние на профилактику правонарушений.
Только в Астане в прошлом году аварийность снизилась на 24,5%, число погибших – на 25,7% и раненых – на 34,1%. В целом эти меры позволили добиться в 2008 году снижения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 23,2%, или 1014 человека, и раненных в них – на 13,5%, или 2551 человека.
ЛИТЕР-Неделя: Уже больше года, как в Казахстане ужесточили борьбу с тонировкой и стали жестче наказывать за непристегнутый ремень и разговоры по мобильному телефону. Есть ли какие-то цифры, как это сказывается на аварийности и травматизме?
К. Т.: За указанный период текущего года подразделениями дорожной полиции выявлено 23826 (в 2008-м году – 15436) нарушений правил пользования ремнями безопасности, 9329 (3365) фактов использования мобильных телефонов при управлении автотранспортом, 1386 (2772) тонированных автомашин. Итоги 11 месяцев текущего года свидетельствуют, что принимаемые меры правильные. В отчетном периоде мы имеем снижение аварийности по всем показателям: по количеству дорожно-транспортных происшествий на 8,6% (с 12405 до 11339), по числу погибших – на 15,5% (с 3108 до 2626) и раненых – на 9,6% (с 14758 до 13347).
ЛИТЕР-Неделя: Совсем недавно был введен новый вариант несения службы – автопатрулирование. Для чего придумана такая мера – в целях снижения коррупционных действий сотрудников дорожной полиции или для улучшения эффективности профилактики нарушений ПДД?
К. Т.: Основной задачей органов внутренних дел, в том числе дорожной полиции, является профилактика и пресечение нарушений общественного порядка, в том числе правил дорожного движения, что в первую очередь зависит от качества работы строевых подразделений по надзору за дорожным движением.
В целях определения оптимальных методов работы в данном направлении Министерством внутренних дел была проанализирована эффективность всех применяемых методов работы дорожной полиции, а также изучен опыт организации работы по контролю за дорожным движением в некоторых зарубежных странах с развитой экономикой. Оценка деятельности строевых подразделений дорожной полиции показала, что наиболее эффективной из всех применяемых форм несения службы является патрулирование на автомобилях. Основным преимуществом такой организации работы является возможность постоянного нахождения дорожной полиции непосредственно в транспортном потоке, где совершается основная часть нарушений, что позволяет своевременно реагировать и эффективно пресекать эти нарушения.
Само нахождение на дорогах патрульных автомобилей со специальной окраской и оборудованием оказывает профилактическое влияние и сдерживает многих участников дорожного движения от совершения правонарушений.
В целях определения эффективных методов работы Министерством внутренних дел было принято решение о проведении эксперимента по совершенствованию организации работы строевых подразделений дорожной полиции, обслуживающих Алматы, Актобе, Усть-Каменогорск и Караганду, предусмотрев при этом организацию надзора за дорожным движением методом автопатрулирования и исключения пешего патрулирования. С начала проведения эксперимента достигнуты определенные положительные результаты. Возросло число выявленных грубых нарушений правил дорожного движения, таких как превышение скорости – на 21,7% (с 15 929 до 20 335), при этом уменьшились факты выезда на встречную полосу движения и создание аварийной ситуации (2,0% и 59% соответственно). Почти на 35% (с 899 до 1 351) увеличилось количество выявленных нарушений общественного порядка, на 5,2% (с 386 до 407) возросло число раскрытых преступлений с участием сотрудников дорожной полиции и на 20,6% (с 50 до 63) число преступлений, раскрытых непосредственно сотрудниками дорожной полиции, работающих на закрепленных маршрутах автопатрулирования.
В целом аварийность на маршрутах патрулирования сократилась на 8,2% (с 1221 до 1121), погибших – на 12% (со 100 до 88) и раненых – на 7,7% (с 1338 до 1235).
В период применения указанного метода работы сотрудниками дорожной полиции коррупционных и других противоправных действий в отношении граждан не допущено.
Сайт газеты «Литер»
Михаил КОЗАЧКОВ, Астана
|