Кризис в электроэнергетики Казахстана
admin 01 Октября 2008 в 12:48:55
"Электроэнергии не хватает уже сейчас"
Интервью первого заместителя председателя правления АО "Самрук-Энерго" Есбергена Абитаева агентству "Казахстан Сегодня"
"Казахстан Сегодня": Есберген Абитаевич, на каком этапе находится реализация проекта по строительству на базе Экибастузской ГРЭС-2 третьего энергоблока?
Е. Абитаев: Самый главный вопрос при подготовке к любому строительству - это вопрос финансирования. Сейчас нами уже подписаны мандатные письма с двумя банками: Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), а также Евразийским банком развития (ЕАБР). Первый этап предполагает, что они выберут себе консультантов для проведения технологической и экологической экспертиз.
Второе: по результатам состоявшегося в августе на ГРЭС-2 выездного заседания Межведомственной рабочей группы было поручено разработать график строительства третьего блока. Мы должны утвердить документы на конкурс по ЕРС-контракту. Эти документы сейчас готовы, и мы, учитывая, что данное предприятие - это СП, то есть, кроме "Самрук-Энерго", есть второй акционер в лице "Интер РАО ЕЭС", который владеет 50% акций, проведем соответствующие двусторонние согласования.
"Казахстан Сегодня": Насколько нам известно, "Самрук-Энерго" уже выделил 1,5 млрд тенге для увеличения уставного фонда ГРЭС-2, чтобы повысить привлекательность станции перед потенциальными банками-инвесторами. Сделан ли подобный шаг со стороны "Интер РАО ЕЭС"?
Е. Абитаев: Да, конечно, АО "Интер РАО ЕЭС" уже выразило свою готовность. Единственное, вопрос немного затягивается, видимо, из-за начавшегося в России реформирования энергосистемы. Российский акционер письменно еще в прошлый раз пообещал выделить средства в таком же объеме как казахстанская сторона, но пока этих денег нет. Могу сказать одно - по данному вопросу идет переписка. "Интер РАО ЕЭС" не возражает, но конкретные сроки еще не называет, объясняя это рядом объективных причин. Мы хотели бы, чтобы наши российские партнеры определились как можно быстрее.
"Казахстан Сегодня": Каковы сроки рассмотрения мандатных писем?
Е. Абитаев: Мандатные письма банки должны рассмотреть в течение примерно 8 месяцев. Мы просили их при возможности ускорить процесс - для того, чтобы не затянуть с началом строительства, потому что электроэнергия нужна уже сегодня. Впрочем, сколько банки будут рассматривать письма - это будет видно как раз таки по результатам экспертиз.
Я уверен, по технологической части больших вопросов не возникнет. Но вот по экологической стороне я не исключаю, что могут появиться какие-то проблемные моменты. Вы знаете, что требования, допустим, того же ЕБРР - совсем другие. Предварительно мы с ними разговаривали, учитывая, что здесь экибастузский уголь, похожего на который в Европе, наверное, нет, а у него большая зольность, поэтому возможны отхождения от некоторых принятых стандартов.
Повторюсь: все будет зависеть от их оценки и понимания, от того, как консультанты решат и как мы сможем найти с ними общий язык в этом вопросе. Но мы надеемся, что понимание будет.
"Казахстан Сегодня": Насколько высока потребность в электроэнергии Экибастузской ГРЭС-2?
Е. Абитаев: Потребность очень большая. Электроэнергии не хватает уже сейчас, а если заглянуть вперед на два-три года - это будет катастрофический дефицит. Все развитие экономики может встать. У наших соседей в Кыргызстане начали ограничивать до 6 часов подачу света, а раньше они для нашего юга в часы пик давали по 250 МВт. Сейчас этого они уже делать не могут. Нет воды для производства электроэнергии для себя. Поэтому ситуация очень серьезная, хотя мы этого пока так сильно не ощущаем.
Если честно, и это мое личное мнение, мы немного затянули с расширением мощностей. Надо было 3-4 года назад начинать строить новые блоки на Экибастузской ГРЭС-2, потому что мы сейчас не поспеваем за развитием отечественной промышленности и вынуждены решать все в режиме цейтнота. Сами посудите, в данный момент на ГРЭС-2 работает всего два блока. При таком спросе на электроэнергию в случае, если, конечно, не дай Бог, один блок остановится, - резерва не будет, нечем будет закрыть пробел. Поэтому без расширения мощностей других выходов нет.
"Казахстан Сегодня": Когда предполагается начать строительство третьего блока?
Е. Абитаев: Приступить к реализации проекта планируется в 2009 году, завершить - в 2013 году, но во многом этот вопрос будет зависеть от заводов - изготовителей основного оборудования. Спрос очень большой на оборудование, уже сейчас заводы засыпаны заказами.
Если говорить о цене вопроса, то, в соответствии с заключением специалистов "Госэкспертизы", сметная стоимость строительства третьего блока составляет 68,414 млрд тенге. Стоит ли напоминать, что этот проект вошел в программу "30 корпоративных лидеров" и мы должны сделать все, чтобы осуществить его в самом обозримом будущем.
В данное время мощность Экибастузской ГРЭС-2 составляет 1000 МВт - это установленная, а располагаемая - 934 МВт. Если будет введен третий блок, мощность станции увеличится еще на 500 МВт.
Износ основного оборудования энергостанций Казахстана достиг 70%
Износ основного оборудования энергостанций Казахстана достиг 70%. Об этом сегодня в ходе совещания в Павлодаре с участием президента республики Нурсултана Назарбаева заявил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, передает корреспондент агентства.
"Износ основного оборудования энергостанций в целом достиг 70%. К 2010 году ресурсы исчерпают уже около 90% оборудования. Таким образом, генерирующее оборудование энергостанций приближается к техническому пределу своих возможностей, после которого происходит выбытие мощностей", - отметил С. Мынбаев.
По его словам, уровень износа электрических сетей составляет около 65%. "Вследствие этого увеличились аварийные отказы оборудования и объемы технических потерь в сетях", - пояснил министр.
Он сообщил, что общая картина по регионам выглядит по-разному. Так, по словам С. Мынбаева, наименьшие потери в Акмолинской (4,5%), в Мангистауской (9%) и в Павлодарской (10%) областях. "Здесь как-то налажен учет и идут более-менее инвестиции", - подчеркнул министр.
В то же время, по его словам, наибольшие потери наблюдаются в Южно-Казахстанской (22%), Кызылординской (21%) областях и в Кокшетау (20%). Это, по мнению С. Мынбаева, связано в первую очередь с частой сменой собственников и отсутствием инвестиций.
"В теплосетях еще сложнее, они изношены почти везде", - отметил министр.
По его словам, для реконструкции энергосистемы необходима мощная государственная поддержка, а также увеличение частных инвестиций.
Электроэнергетике не хватает мощности
О непростой ситуации на рынке электроэнергии в Казахстане рассказывает председатель правления АО "Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности" (АО "КОРЭМ") Суиншлик Тиесов.
- Суиншлик Амирхамзиевич, как вы оцениваете современный рынок электроэнергии?
- Казахстан достиг максимума производства и потребления электроэнергии в 1990 году - соответственно 87,4 и 104,7 млрд кВт-ч. В течение последующих 9 лет происходило снижение производства и потребление электроэнергии. Минимум был зафиксирован в 1999 г., когда производство снизилось до 47,5, а потребление - до 50,7 млрд кВт-ч. То есть произошло почти двукратное снижение ее производства. В последующие 9 лет начался подъем производства и потребления электроэнергии, который в 2008 г. приблизился к 80 млрд кВт-ч.
Таким образом, практически в двадцатилетний период существования независимого Казахстана существовал избыток электроэнергии, но при этом всегда был дефицит пиковой мощности! Правительство в 1999 году выпустило постановление "О программе развития электроэнергетики до 2030 года" за NN 384 от 09.04.1999 года, в котором были расписаны меры по избежанию дефицита, упреждающим вводам новых мощностей, реконструкция и модернизация действующих электростанций и электросетей. Однако этого не было сделано в последующие годы, так как отсутствовали соответствующие механизмы финансирования и стимулирования для привлечения инвестиций в электроэнергетику. Не сработали должным образом инвестиционные обязательства новых хозяев электростанций и сетей. Прежние административные рычаги уже отсутствовали, а зарождающийся рынок электрической энергии еще не мог выработать соответствующих рыночных сигналов к наращиванию энергомощностей.
- Почему же, казалось бы, без сомнения, перспективный рынок электроэнергии не способствовал привлечению инвестиций?
- Этот рынок как таковой был запущен в 1997 году, причем до 2004 года он работал на принципе добровольного заключения двусторонних контрактов, то есть каждый субъект оптового рынка, потребитель, может по своему усмотрению выбрать поставщика электроэнергии. Фактически был создан так называемый децентрализованный рынок электроэнергии. Это было несомненным шагом вперед в реализации рыночных реформ в Казахстане, однако по истечении 3-4 лет стали очевидными издержки подобных закрытых контрактов.
Поэтому правительством в 2000 году было принято решение по созданию специальной торговой площадки биржевого типа для прозрачной торговли электроэнергией. Только с 2004 года начались реальные электронные торги с использованием интернет-технологий и специально разработанного программного продукта. Таким образом, сейчас до 90 процентов циркулирующей на рынке электроэнергии приобретается на децентрализованном рынке (то есть посредством двусторонних контрактов), а оставшиеся 10 процентов - на рынке централизованной торговли электроэнергий, оператором которого является АО "КОРЭМ".
Мировой опыт показывает, что рынок только электрической энергии является достаточно инертным для выработки соответствующих инвестиционных сигналов. Во-первых, это вызвано тем, что электроэнергия является интегрированным показателем мощности по времени. В настоящий период электроэнергии для покрытия требуемых объемов достаточно, в то же время в отдельные часы возникает дефицит электрической мощности. Во-вторых, низкая эластичность цен на электроэнергию, то есть слабая зависимость потребления электроэнергии от складывающейся на рынке цены. В силу специфичности электроэнергии как товара, независимо от роста цены на нее, спрос существует практически всегда.
В частности, в Казахстане спрос на электроэнергию с 1999 года вырос почти вдвое. При этом цены на рынке централизованных торгов электроэнергией выросли в период с 2003 по 2007 год в три раза.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока вся наличная электроэнергия не будет выбрана и не начнутся реальные ограничения из-за ее недостатка, как это происходит на юге Казахстана. Учитывая, что инвестиционный цикл в электроэнергетике от момента вложения средств до получения реальных мощностей достигает 10 лет, то возникает период дефицита электроэнергии со всеми его последствиями.
В-третьих, в Казахстане действующая нормативная правовая база, в основном это закон "Об электроэнергетике", не регулирует четко вопросы надежности электроснабжения, в частности, балансовой надежности и обеспечения резервами электромощностей.
- Как же в таком случае решать эти проблемы?
- В настоящее время в качестве меры борьбы с объективным ростом цен правительство предлагает ввести предельные тарифы для отпускаемой электростанциями электроэнергии и добавлять к ним инвестиционные составляющие, что по сути является не рыночным, а административным механизмом. В свете проведенных в электроэнергетике реформ данная мера может оказаться недостаточной.
В условиях неизбежного дефицита электроэнергии требуется ужесточение контроля за ценами на нее, но при этом было бы логичным дальнейшее совершенствование действующего рынка электроэнергии с добавлением рынка электрических мощностей. На оптовом рынке появился бы еще один товар - электрическая мощность. Как отмечалось раньше, электрическая энергия является довольно инертным показателем, в то же время электрическая мощность достаточно своевременно и с наибольшей точностью отражает наступившую тенденцию с балансом электроэнергии.
Существующий опыт ряда стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, России показывает, что рынок мощности вырабатывает требуемые рыночные сигналы по наращиванию электромощностей, и действующие модели рынка мощности позволяют адаптировать их к условиям Казахстана, учитывать уровень развития рынка электроэнергии, а главное, создает стимулы для привлечения инвестиций в развитие электромощностей.
При этом пропуском на рынок электромощностей являются участие в Государственной программе развития электроэнергетики и участие в прогнозных балансах электроэнергии и мощности на перспективу.
Законодательная база электроэнергетики, на мой взгляд, должна быть дополнена соответствующими положениями по обеспечению требуемого уровня надежности и рыночными методами по развитию электромощностей, а также системой четкого мониторинга реализации программ развития электроэнергетики.
Интервью первого заместителя председателя правления АО "Самрук-Энерго" Есбергена Абитаева агентству "Казахстан Сегодня"
"Казахстан Сегодня": Есберген Абитаевич, на каком этапе находится реализация проекта по строительству на базе Экибастузской ГРЭС-2 третьего энергоблока?
Е. Абитаев: Самый главный вопрос при подготовке к любому строительству - это вопрос финансирования. Сейчас нами уже подписаны мандатные письма с двумя банками: Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), а также Евразийским банком развития (ЕАБР). Первый этап предполагает, что они выберут себе консультантов для проведения технологической и экологической экспертиз.
Второе: по результатам состоявшегося в августе на ГРЭС-2 выездного заседания Межведомственной рабочей группы было поручено разработать график строительства третьего блока. Мы должны утвердить документы на конкурс по ЕРС-контракту. Эти документы сейчас готовы, и мы, учитывая, что данное предприятие - это СП, то есть, кроме "Самрук-Энерго", есть второй акционер в лице "Интер РАО ЕЭС", который владеет 50% акций, проведем соответствующие двусторонние согласования.
"Казахстан Сегодня": Насколько нам известно, "Самрук-Энерго" уже выделил 1,5 млрд тенге для увеличения уставного фонда ГРЭС-2, чтобы повысить привлекательность станции перед потенциальными банками-инвесторами. Сделан ли подобный шаг со стороны "Интер РАО ЕЭС"?
Е. Абитаев: Да, конечно, АО "Интер РАО ЕЭС" уже выразило свою готовность. Единственное, вопрос немного затягивается, видимо, из-за начавшегося в России реформирования энергосистемы. Российский акционер письменно еще в прошлый раз пообещал выделить средства в таком же объеме как казахстанская сторона, но пока этих денег нет. Могу сказать одно - по данному вопросу идет переписка. "Интер РАО ЕЭС" не возражает, но конкретные сроки еще не называет, объясняя это рядом объективных причин. Мы хотели бы, чтобы наши российские партнеры определились как можно быстрее.
"Казахстан Сегодня": Каковы сроки рассмотрения мандатных писем?
Е. Абитаев: Мандатные письма банки должны рассмотреть в течение примерно 8 месяцев. Мы просили их при возможности ускорить процесс - для того, чтобы не затянуть с началом строительства, потому что электроэнергия нужна уже сегодня. Впрочем, сколько банки будут рассматривать письма - это будет видно как раз таки по результатам экспертиз.
Я уверен, по технологической части больших вопросов не возникнет. Но вот по экологической стороне я не исключаю, что могут появиться какие-то проблемные моменты. Вы знаете, что требования, допустим, того же ЕБРР - совсем другие. Предварительно мы с ними разговаривали, учитывая, что здесь экибастузский уголь, похожего на который в Европе, наверное, нет, а у него большая зольность, поэтому возможны отхождения от некоторых принятых стандартов.
Повторюсь: все будет зависеть от их оценки и понимания, от того, как консультанты решат и как мы сможем найти с ними общий язык в этом вопросе. Но мы надеемся, что понимание будет.
"Казахстан Сегодня": Насколько высока потребность в электроэнергии Экибастузской ГРЭС-2?
Е. Абитаев: Потребность очень большая. Электроэнергии не хватает уже сейчас, а если заглянуть вперед на два-три года - это будет катастрофический дефицит. Все развитие экономики может встать. У наших соседей в Кыргызстане начали ограничивать до 6 часов подачу света, а раньше они для нашего юга в часы пик давали по 250 МВт. Сейчас этого они уже делать не могут. Нет воды для производства электроэнергии для себя. Поэтому ситуация очень серьезная, хотя мы этого пока так сильно не ощущаем.
Если честно, и это мое личное мнение, мы немного затянули с расширением мощностей. Надо было 3-4 года назад начинать строить новые блоки на Экибастузской ГРЭС-2, потому что мы сейчас не поспеваем за развитием отечественной промышленности и вынуждены решать все в режиме цейтнота. Сами посудите, в данный момент на ГРЭС-2 работает всего два блока. При таком спросе на электроэнергию в случае, если, конечно, не дай Бог, один блок остановится, - резерва не будет, нечем будет закрыть пробел. Поэтому без расширения мощностей других выходов нет.
"Казахстан Сегодня": Когда предполагается начать строительство третьего блока?
Е. Абитаев: Приступить к реализации проекта планируется в 2009 году, завершить - в 2013 году, но во многом этот вопрос будет зависеть от заводов - изготовителей основного оборудования. Спрос очень большой на оборудование, уже сейчас заводы засыпаны заказами.
Если говорить о цене вопроса, то, в соответствии с заключением специалистов "Госэкспертизы", сметная стоимость строительства третьего блока составляет 68,414 млрд тенге. Стоит ли напоминать, что этот проект вошел в программу "30 корпоративных лидеров" и мы должны сделать все, чтобы осуществить его в самом обозримом будущем.
В данное время мощность Экибастузской ГРЭС-2 составляет 1000 МВт - это установленная, а располагаемая - 934 МВт. Если будет введен третий блок, мощность станции увеличится еще на 500 МВт.
Износ основного оборудования энергостанций Казахстана достиг 70%
Износ основного оборудования энергостанций Казахстана достиг 70%. Об этом сегодня в ходе совещания в Павлодаре с участием президента республики Нурсултана Назарбаева заявил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, передает корреспондент агентства.
"Износ основного оборудования энергостанций в целом достиг 70%. К 2010 году ресурсы исчерпают уже около 90% оборудования. Таким образом, генерирующее оборудование энергостанций приближается к техническому пределу своих возможностей, после которого происходит выбытие мощностей", - отметил С. Мынбаев.
По его словам, уровень износа электрических сетей составляет около 65%. "Вследствие этого увеличились аварийные отказы оборудования и объемы технических потерь в сетях", - пояснил министр.
Он сообщил, что общая картина по регионам выглядит по-разному. Так, по словам С. Мынбаева, наименьшие потери в Акмолинской (4,5%), в Мангистауской (9%) и в Павлодарской (10%) областях. "Здесь как-то налажен учет и идут более-менее инвестиции", - подчеркнул министр.
В то же время, по его словам, наибольшие потери наблюдаются в Южно-Казахстанской (22%), Кызылординской (21%) областях и в Кокшетау (20%). Это, по мнению С. Мынбаева, связано в первую очередь с частой сменой собственников и отсутствием инвестиций.
"В теплосетях еще сложнее, они изношены почти везде", - отметил министр.
По его словам, для реконструкции энергосистемы необходима мощная государственная поддержка, а также увеличение частных инвестиций.
Электроэнергетике не хватает мощности
О непростой ситуации на рынке электроэнергии в Казахстане рассказывает председатель правления АО "Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности" (АО "КОРЭМ") Суиншлик Тиесов.
- Суиншлик Амирхамзиевич, как вы оцениваете современный рынок электроэнергии?
- Казахстан достиг максимума производства и потребления электроэнергии в 1990 году - соответственно 87,4 и 104,7 млрд кВт-ч. В течение последующих 9 лет происходило снижение производства и потребление электроэнергии. Минимум был зафиксирован в 1999 г., когда производство снизилось до 47,5, а потребление - до 50,7 млрд кВт-ч. То есть произошло почти двукратное снижение ее производства. В последующие 9 лет начался подъем производства и потребления электроэнергии, который в 2008 г. приблизился к 80 млрд кВт-ч.
Таким образом, практически в двадцатилетний период существования независимого Казахстана существовал избыток электроэнергии, но при этом всегда был дефицит пиковой мощности! Правительство в 1999 году выпустило постановление "О программе развития электроэнергетики до 2030 года" за NN 384 от 09.04.1999 года, в котором были расписаны меры по избежанию дефицита, упреждающим вводам новых мощностей, реконструкция и модернизация действующих электростанций и электросетей. Однако этого не было сделано в последующие годы, так как отсутствовали соответствующие механизмы финансирования и стимулирования для привлечения инвестиций в электроэнергетику. Не сработали должным образом инвестиционные обязательства новых хозяев электростанций и сетей. Прежние административные рычаги уже отсутствовали, а зарождающийся рынок электрической энергии еще не мог выработать соответствующих рыночных сигналов к наращиванию энергомощностей.
- Почему же, казалось бы, без сомнения, перспективный рынок электроэнергии не способствовал привлечению инвестиций?
- Этот рынок как таковой был запущен в 1997 году, причем до 2004 года он работал на принципе добровольного заключения двусторонних контрактов, то есть каждый субъект оптового рынка, потребитель, может по своему усмотрению выбрать поставщика электроэнергии. Фактически был создан так называемый децентрализованный рынок электроэнергии. Это было несомненным шагом вперед в реализации рыночных реформ в Казахстане, однако по истечении 3-4 лет стали очевидными издержки подобных закрытых контрактов.
Поэтому правительством в 2000 году было принято решение по созданию специальной торговой площадки биржевого типа для прозрачной торговли электроэнергией. Только с 2004 года начались реальные электронные торги с использованием интернет-технологий и специально разработанного программного продукта. Таким образом, сейчас до 90 процентов циркулирующей на рынке электроэнергии приобретается на децентрализованном рынке (то есть посредством двусторонних контрактов), а оставшиеся 10 процентов - на рынке централизованной торговли электроэнергий, оператором которого является АО "КОРЭМ".
Мировой опыт показывает, что рынок только электрической энергии является достаточно инертным для выработки соответствующих инвестиционных сигналов. Во-первых, это вызвано тем, что электроэнергия является интегрированным показателем мощности по времени. В настоящий период электроэнергии для покрытия требуемых объемов достаточно, в то же время в отдельные часы возникает дефицит электрической мощности. Во-вторых, низкая эластичность цен на электроэнергию, то есть слабая зависимость потребления электроэнергии от складывающейся на рынке цены. В силу специфичности электроэнергии как товара, независимо от роста цены на нее, спрос существует практически всегда.
В частности, в Казахстане спрос на электроэнергию с 1999 года вырос почти вдвое. При этом цены на рынке централизованных торгов электроэнергией выросли в период с 2003 по 2007 год в три раза.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока вся наличная электроэнергия не будет выбрана и не начнутся реальные ограничения из-за ее недостатка, как это происходит на юге Казахстана. Учитывая, что инвестиционный цикл в электроэнергетике от момента вложения средств до получения реальных мощностей достигает 10 лет, то возникает период дефицита электроэнергии со всеми его последствиями.
В-третьих, в Казахстане действующая нормативная правовая база, в основном это закон "Об электроэнергетике", не регулирует четко вопросы надежности электроснабжения, в частности, балансовой надежности и обеспечения резервами электромощностей.
- Как же в таком случае решать эти проблемы?
- В настоящее время в качестве меры борьбы с объективным ростом цен правительство предлагает ввести предельные тарифы для отпускаемой электростанциями электроэнергии и добавлять к ним инвестиционные составляющие, что по сути является не рыночным, а административным механизмом. В свете проведенных в электроэнергетике реформ данная мера может оказаться недостаточной.
В условиях неизбежного дефицита электроэнергии требуется ужесточение контроля за ценами на нее, но при этом было бы логичным дальнейшее совершенствование действующего рынка электроэнергии с добавлением рынка электрических мощностей. На оптовом рынке появился бы еще один товар - электрическая мощность. Как отмечалось раньше, электрическая энергия является довольно инертным показателем, в то же время электрическая мощность достаточно своевременно и с наибольшей точностью отражает наступившую тенденцию с балансом электроэнергии.
Существующий опыт ряда стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, России показывает, что рынок мощности вырабатывает требуемые рыночные сигналы по наращиванию электромощностей, и действующие модели рынка мощности позволяют адаптировать их к условиям Казахстана, учитывать уровень развития рынка электроэнергии, а главное, создает стимулы для привлечения инвестиций в развитие электромощностей.
При этом пропуском на рынок электромощностей являются участие в Государственной программе развития электроэнергетики и участие в прогнозных балансах электроэнергии и мощности на перспективу.
Законодательная база электроэнергетики, на мой взгляд, должна быть дополнена соответствующими положениями по обеспечению требуемого уровня надежности и рыночными методами по развитию электромощностей, а также системой четкого мониторинга реализации программ развития электроэнергетики.
|