По утверждению экспертов, через месяц литр самого ходового бензина АИ-93 будет стоить 120 тенге.
admin 26 Мая 2008 в 11:25:38
Понимание того, что с отечественной нефтепереработкой надо что-то делать, к нашим государственным мужам, похоже, так и не пришло. Из правительства после введения запрета экспорта нефтепродуктов стали раздаваться бодрые предсказания о грядущем бензиновом изобилии, причем по стабильным и "приемлемым для населения" ценам. Правда, какие цены для населения приемлемы, бастыки, как обычно, не уточняют. А между тем и участники бензинового рынка, и эксперты-экономисты в один голос утверждают: никакого изобилия - тем более дешевого - не ждите!
- 25 процентов потребляемого объема самого ходового, высокооктанового бензина АИ-93 Казахстан вынужден закупать за границей, - заявил газете "Время" генеральный директор ТОО "Гелиос" Константин СВИРИДОВ. - Завозится он в основном из России, а там, как известно, цены выше, чем у нас, поэтому снижения цен не будет.
Это заявление подтверждают и статистические данные Министерства энергетики и минеральных ресурсов. По данным ведомства, в 2007 году в страну ввезено почти 600 тыс. тонн бензина марки АИ-93 и более 500 тыс. тонн дизтоплива. Всего же в прошлом году Казахстан импортировал около полутора миллиона тонн ГСМ.
- Только за 2007 год автопарк страны вырос на 20 процентов, - утверждает доктор экономических наук Мажит КОЯТДИНОВ. - А с 2003 по 2007 год количество автомобилей в Казахстане удвоилось. Потребность в ГСМ растет, и наши нефтеперерабатывающие заводы не в силах удовлетворить ее.
Кроме того, по словам экономиста, на казахстанских НПЗ крайне низкий выход переработанного топлива - примерно 600-700 кг нефтепродуктов с каждой тонны сырой нефти. По мнению эксперта, правительство "проспало" момент, когда необходимо было и модернизировать действующие НПЗ, и строить новые.
- Я не понимаю, почему за все эти годы не построено ни одного нового НПЗ, - вторит Коятдинову сенатор, лидер Партии патриотов Гани КАСЫМОВ. - В Казахстане для удовлетворения собственных потребностей в энергоносителях по нормальным, а не заоблачным ценам должно быть как минимум 10 - 12 НПЗ. Это обеспечит и дополнительный доход государству, и конкуренцию, и приемлемые для потребителя цены.
Все наши собеседники в один голос утверждают: остановить рост цен на ГСМ правительство, несмотря на запрет экспорта продуктов нефтепереработки, не сможет. Правда, у каждого из них - свои аргументы.
- Уже в начале мая себестоимость бензина АИ-93 на Павлодарском НПЗ составляла 108 тысяч тенге за тонну, - заявляет Константин Свиридов. - Работать себе в убыток не будет ни одна компания, торгующая ГСМ. Кроме того, если мы не подымем цены, то так и не сможем насытить рынок, а россияне попросту перестанут завозить к нам бензин. Поэтому цена 115 тенге за литр бензина в ближайшее время - это реальность.
Основной причиной глава "Гелиоса" называет рост мировых цен на нефть: 22 мая стоимость барреля на Лондонской бирже перевалила за $135. И, по некоторым прогнозам, рубеж в $200 будет достигнут уже в ближайшие 3-4 месяца.
- Называть причиной дороговизны на внутреннем рынке топлива мировую цену на нефть, по меньшей мере, некорректно, - считает Мажит Коятдинов. - Цена растет лишь в долларовом выражении. За последние полгода цена нефти в долларах выросла на 40, а в евро - всего на 7 процентов.
По словам экономиста, всему виной - монетарная политика казахстанских властей, сдерживающих укрепление тенге по отношению к доллару, что вызывает бурный рост инфляции.
- Кроме того, о каком насыщении внутреннего рынка ГСМ можно говорить, если 15 июня на два месяца останавливается Павлодарский нефтехимический завод, а буквально через три недели встают Шымкентский и Атырауский НПЗ! - возмущается Мажит Коятдинов. - Запасы ГСМ в стране, конечно, есть, но они недостаточны. К августу от импортного бензина может зависеть уже половина нашего топливного рынка, а рост цен не остановится. Уже в середине июня литр бензина будет стоить 1 доллар.
Получить по этому поводу хоть какой-то комментарий в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов, увы, не удалось. Все чиновники, отвечающие за нефтеперерабатывающий сектор, отказывались говорить без санкции руководства, которое - в лице вице-министра Болата АКЧУЛАКОВА - находится в командировке в Киеве, где изучает возможность строительства на Украине НПЗ для переработки казахстанской нефти. Такое предложение сделал руководству Казахстана президент Незалежной Виктор ЮЩЕНКО. Зато чиновники, не оглядываясь на начальство, с завидным постоянством повторяют: цены у соседей значительно выше, чем в Казах-стане, - поэтому, мол, надо их догонять. Кстати, такой же позиции придерживается и гендиректор "Гелиоса".
- Разница в ценах между Россией, Киргизией, с одной стороны, и Казахстаном - с другой составляет примерно 15-20 процентов, - заявляет Константин Свиридов. - Этот фактор значительно влияет на вывоз ГСМ за пределы Казахстана и способствует росту цен.
Однако независимых экспертов и политиков такие объяснения не убеждают.
- В той же России 70 процентов стоимости ГСМ составляют всевозможные пошлины и налоги, - утверждает Мажит Коятдинов, - а в Казахстане - всего 30 процентов.
- Сравнивать себя с Россией или Европой некорректно. Давайте тогда сравним себя с Европой по уровню зарплат, уровню жизни, - заявляет Гани Касымов. - Мы перерабатываем меньше 20 процентов собственной нефти, именно поэтому умудряемся быть энергозависимой страной при огромных ресурсах. А чиновники, когда им об этом говоришь, делают удивленные глаза. Дескать, мы по простоте душевной этого не учитывали. Но недаром говорится: простота - хуже воровства.
Только цифры
По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, в 2007 году в Казахстане добыто свыше 67 миллионов тонн нефти.
Но переработано ее всего около 12 млн. тонн (без учета 6 млн. тонн, закупленных в России для Павлодарского НПЗ).
В прошлом году произведено бензина, мазута и дизтоплива свыше 17 млн. тонн, импортировано 2 млн. тонн.
Алексей КОНОВАЛОВ, "Время"
- 25 процентов потребляемого объема самого ходового, высокооктанового бензина АИ-93 Казахстан вынужден закупать за границей, - заявил газете "Время" генеральный директор ТОО "Гелиос" Константин СВИРИДОВ. - Завозится он в основном из России, а там, как известно, цены выше, чем у нас, поэтому снижения цен не будет.
Это заявление подтверждают и статистические данные Министерства энергетики и минеральных ресурсов. По данным ведомства, в 2007 году в страну ввезено почти 600 тыс. тонн бензина марки АИ-93 и более 500 тыс. тонн дизтоплива. Всего же в прошлом году Казахстан импортировал около полутора миллиона тонн ГСМ.
- Только за 2007 год автопарк страны вырос на 20 процентов, - утверждает доктор экономических наук Мажит КОЯТДИНОВ. - А с 2003 по 2007 год количество автомобилей в Казахстане удвоилось. Потребность в ГСМ растет, и наши нефтеперерабатывающие заводы не в силах удовлетворить ее.
Кроме того, по словам экономиста, на казахстанских НПЗ крайне низкий выход переработанного топлива - примерно 600-700 кг нефтепродуктов с каждой тонны сырой нефти. По мнению эксперта, правительство "проспало" момент, когда необходимо было и модернизировать действующие НПЗ, и строить новые.
- Я не понимаю, почему за все эти годы не построено ни одного нового НПЗ, - вторит Коятдинову сенатор, лидер Партии патриотов Гани КАСЫМОВ. - В Казахстане для удовлетворения собственных потребностей в энергоносителях по нормальным, а не заоблачным ценам должно быть как минимум 10 - 12 НПЗ. Это обеспечит и дополнительный доход государству, и конкуренцию, и приемлемые для потребителя цены.
Все наши собеседники в один голос утверждают: остановить рост цен на ГСМ правительство, несмотря на запрет экспорта продуктов нефтепереработки, не сможет. Правда, у каждого из них - свои аргументы.
- Уже в начале мая себестоимость бензина АИ-93 на Павлодарском НПЗ составляла 108 тысяч тенге за тонну, - заявляет Константин Свиридов. - Работать себе в убыток не будет ни одна компания, торгующая ГСМ. Кроме того, если мы не подымем цены, то так и не сможем насытить рынок, а россияне попросту перестанут завозить к нам бензин. Поэтому цена 115 тенге за литр бензина в ближайшее время - это реальность.
Основной причиной глава "Гелиоса" называет рост мировых цен на нефть: 22 мая стоимость барреля на Лондонской бирже перевалила за $135. И, по некоторым прогнозам, рубеж в $200 будет достигнут уже в ближайшие 3-4 месяца.
- Называть причиной дороговизны на внутреннем рынке топлива мировую цену на нефть, по меньшей мере, некорректно, - считает Мажит Коятдинов. - Цена растет лишь в долларовом выражении. За последние полгода цена нефти в долларах выросла на 40, а в евро - всего на 7 процентов.
По словам экономиста, всему виной - монетарная политика казахстанских властей, сдерживающих укрепление тенге по отношению к доллару, что вызывает бурный рост инфляции.
- Кроме того, о каком насыщении внутреннего рынка ГСМ можно говорить, если 15 июня на два месяца останавливается Павлодарский нефтехимический завод, а буквально через три недели встают Шымкентский и Атырауский НПЗ! - возмущается Мажит Коятдинов. - Запасы ГСМ в стране, конечно, есть, но они недостаточны. К августу от импортного бензина может зависеть уже половина нашего топливного рынка, а рост цен не остановится. Уже в середине июня литр бензина будет стоить 1 доллар.
Получить по этому поводу хоть какой-то комментарий в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов, увы, не удалось. Все чиновники, отвечающие за нефтеперерабатывающий сектор, отказывались говорить без санкции руководства, которое - в лице вице-министра Болата АКЧУЛАКОВА - находится в командировке в Киеве, где изучает возможность строительства на Украине НПЗ для переработки казахстанской нефти. Такое предложение сделал руководству Казахстана президент Незалежной Виктор ЮЩЕНКО. Зато чиновники, не оглядываясь на начальство, с завидным постоянством повторяют: цены у соседей значительно выше, чем в Казах-стане, - поэтому, мол, надо их догонять. Кстати, такой же позиции придерживается и гендиректор "Гелиоса".
- Разница в ценах между Россией, Киргизией, с одной стороны, и Казахстаном - с другой составляет примерно 15-20 процентов, - заявляет Константин Свиридов. - Этот фактор значительно влияет на вывоз ГСМ за пределы Казахстана и способствует росту цен.
Однако независимых экспертов и политиков такие объяснения не убеждают.
- В той же России 70 процентов стоимости ГСМ составляют всевозможные пошлины и налоги, - утверждает Мажит Коятдинов, - а в Казахстане - всего 30 процентов.
- Сравнивать себя с Россией или Европой некорректно. Давайте тогда сравним себя с Европой по уровню зарплат, уровню жизни, - заявляет Гани Касымов. - Мы перерабатываем меньше 20 процентов собственной нефти, именно поэтому умудряемся быть энергозависимой страной при огромных ресурсах. А чиновники, когда им об этом говоришь, делают удивленные глаза. Дескать, мы по простоте душевной этого не учитывали. Но недаром говорится: простота - хуже воровства.
Только цифры
По данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов, в 2007 году в Казахстане добыто свыше 67 миллионов тонн нефти.
Но переработано ее всего около 12 млн. тонн (без учета 6 млн. тонн, закупленных в России для Павлодарского НПЗ).
В прошлом году произведено бензина, мазута и дизтоплива свыше 17 млн. тонн, импортировано 2 млн. тонн.
Алексей КОНОВАЛОВ, "Время"
|