Ели б я был султан, то имел трех жен… или Многоженство и последствия
dead 25 Марта 2008 в 15:49:26
Талгат ИСМАГАМБЕТОВ, независимый политолог.
Законотворческий процесс дело малопривлекательное для простого обывателя. Правда, есть темы, которые касаются всех и каждого. Если не подводит память, то с 2002 г. появляются инициативы отдельных депутатов о легализации многоженства в Казахстане. Речь не идет о практике двоеженства. Она уже существует и крепчает после 1991 г. С 1998 г. новый Уголовный Кодекс не преследует за многоженство, хотя законодательство о браке и семье не признает наличия двух и более жен у одного мужчины. Обсуждаемые в Мажилисе поправки в Закон о браке и семье стремятся легализовать многоженство. После легализации капиталов в 2001 г., нелегального имущества в 2007 г. это уже третье употребление слова «легализация». Теперь «из тени» стремятся вывести многоженство.
Но многоженство – дорогое удовольствие. Соблазниться двоеженством и далее до наличия четырех жен могут многие (помечтать и не более). Допускаювариант аменгерства, при котором кто-то из братьев берет в жены вдову умершего брата и обеспечивает и воспитывает своих племянников. Но не для такого случая предлагаются поправки в Закон о браке и семье.
Чарует главный довод сторонников многоженства – решить проблему старых дев. Что же отрадно, что кто-то решил подумать о них. Двоеженец в лучших приемах паблик-рилейшнз предстает одним из спасителей женщин от одиночества. Но не сводятся концы с концами!
Казахстанская статистика гласит об ином. В 1999 г. на 1000 мужчин действительно приходилось 1077 женщин. Здорово, эти 77 женщин будут взяты замуж, став вторыми или последующими женами! Не так все просто. До 30 лет наблюдается превышение численности мужчин над женщинами. В возрасте 20-25 лет на 1000 мужчин приходилось 974 женщины. В 25-29 лет на 1000 женщин приходится 1006 мужчин. То есть с 18 до 30 лет, наиболее подходящих возрастах для начала семейной жизни перевес мужчин. Положение меняется после 30 лет. Наивысший уровень дисбаланса в возрасте 85 лет и выше – 3897 женщин на тысячу мужчин. В 30-34 и 35-39 лет на 1000 мужчин соответственно 1024 и 1051 женщины, в 40-44 года 1084 женщины, 45-49 лет – 1128, в 50-54 года – 1196, 55-59 лет – 1260 женщин.
Если учесть, что, как правило, муж на несколько лет старше жены, то вопрос не в демографической нехватке женихов для женщин 20-30-летнего возраста. Маловероятно, чтобы многоженцы и двоеженцы вступили в конкуренцию за руки и сердца женщин старше 40 лет. Основное внимание, как видно из опыта других стран и отечественной практики, обращается на молодых и красивых женщин в возрасте до 30 лет.
А это уже влечет иную проблему, известную многим странам Востока, да и дореволюционному казахскому обществу – появление мужчин, остающихся без супруги.
Чем дальше, тем больше. Отечественная статистика состояния в браке раскрывает, что существует разница между этносами Казахстана. В возрасте 20-40 лет для русских более значима проблема разводов и невступления во второй брак; для казахов же выше, по сравнению с русскими, доля лиц, никогда не состоявших в браке. Для некоторых этносов, например, дунган, уровень брачности в порядке, а проблема разводов и лиц, никогда не вступавших в брак, не столь значима. Достаточно посмотреть материалы переписи населения 1999 г. Статистика - упрямая вещь и заставляет задуматься о причинах этих явлений. Но наши этнические различия – это отдельная тема.
Тем более, она не волнует адептов многоженства. Они ловко обходят социальные вопросы откладывания вступления брак. Хотя и без социологических выкладок очевидно, что проблема бедности части населения, вопросы занятости, обеспечения жильем не способствуют росту брачности населения, особенно казахского.
Обратимся к нашим любимым арабам. В арабских странах процент мужчин, состоящих в полигамном браке, колеблется от почти 2%до 12%: в Сирии 1,9%, Египте - 8,0%, в Кувейте - 11,7%. Цифры сопоставимы с уровнем около 7-8% двоеженцев и многоженцев среди казахов (по переписи 1897 г.). В случае введения многоженства несложно представить, что если вновь 7-8% мужчин будут иметь по две жены, то как минимум 7-8% мужчин в возрасте от 18 до 45 лет будут обречены на безбрачие, либо на поиск невест за рубежом.
Лучший довод, что легализация многоженства не решает проблему «старых дев» непреднамеренно прозвучал из уст шейха Али Абу аль-Хасана. Он ранее возглавлял в египетском университете Аль-Азхаре комиссию по фетвам (религиозным вердиктам) и обратился к египтянам, довольствующимся одной женой, с призывом незамедлительно обзавестись второй, чтобы «избавить незамужних женщин от безбрачия». То есть и в странах легального многоженства есть проблема лишних женщин!
Ну, тогда понятно. Любители вторых и последующих жен отнюдь не альтруисты, мечтающие избавить женщин от жизни без мужа. Они просто желают в жены себе наиболее приглянувшихся из молодых и красивых девушек. Остальные остаются старыми девами. Зато появляются мужчины, которым в конкуренции с богатыми многоженцами сложнее получить согласие девушки на создание семьи. Ситуация знакомая по дореволюционному Казахстану: казахские мужчины из-за материальных проблем зачастую вынуждены жениться после 30, а то и 40 лет.
А вот единобрачным казахстанским русским и украинцам везло больше. К 30 годам 9 из 10 мужчин этих этносов были женаты.
Кто выигрывает в таком случае? Выигрывает мусульманское духовенство, невзирая на Закон оформляющее в мечети двоеженство.
Второй пиар-ход сторонников многоженства – это тезис о распространении ценного генофонда. Но и он не выдерживает никакой критики. К примеру, сын хана Абулхаира хан Нуралы от 12 жен имел 40 сыновей и, по разным источникам, 26 или 35 дочерей. Однако это не означало, что его дети унаследовали талант деда. Мнение, что таким образом распространяются лучшие гены, есть не что иное, как прикрытие страстолюбия. Природа словно наказывала сластолюбца французского короля Людовика XIV кончиной почти всех легитимных сыновей и внуков. Мы не знаем всех закономерностей природы, и вполне может, что разброс детей на стороне приводил к ослаблению потомства. Виагра и ее старинные аналоги стимулируют потенцию, но не улучшают генофонд. Скорее удачливы в передаче лучших способностей одноженцы Медичи, Дандоло, Бахи.
Ну, если построен миф о спасении женщин, остающихся без мужа, и миф о разбрасывании лучших генов, то наш опыт с начала 1990-х гг. достаточен. На основе мифа строится новая реальность в брачных отношениях. Далее возникает проблема, известная мусульманским странами. В обсуждение и решение вопросов семейно-брачных отношений вовлекается духовенство. И далее будем повторять дискуссии по новому кругу, уже в рамках исламских норм. Верховный муфтий Египта Али Гумаа напоминал, что шариат (свод исламских законов) разрешает иметь мужчине четыре жены, и дал понять, что о внесении в него каких-либо изменений не может быть и речи. Против запрещения многоженства высказывался и ректор Аль-Азхара Мухаммед ат-Тантауи.
Ясно, что изменилось в Казахстане за прошедшие годы. Во-первых, отсутствие наказания за многоженство (достаточно посмотреть Уголовный Кодекс, действующий с 1 января 1998 г.) позволило ему существовать полулегально. Во-вторых, подрастают дети, рожденные от младших жен, и уже актуальны вопросы наследования ими имущества. Тогда все понятно. За ласки токал надо поднять ее статус и статус ее детей. А статус – важная вещь в ретрадиционализирующемся обществе. Да и многоженцы - не учителя и не врачи, а, как правило, состоятельные люди. Коран и шариат не одобряют уменьшение обеспечения первой жены, если появилась вторая.
Нас ведут в мир иной формы семьи, полигамной семьи. Что бесспорно, так это интерес сторонников многоженства иметь два удовольствия: старшая жена олицетворяет порядок, стабильность в доме, младшая (или младшие) – интимные удовольствия.
Мир фавориток многолик так же, как неповторимы женщины. Нежную не спутать с хищной и властной, обворожительную с мягкой по характеру.
Прекрасные женщины служили искушением для богатых и знатных. Богатство и влиятельность последних были притягательными. И как в наши времена, любовь женщин могла быть притворством, но чары и ослепление высоким статусом и богатством искренними. Не так ли чаруют современные младшие жёны и не так ли пользуются дарениями, как большинство фавориток прошлого? Ведь мало кто из фавориток любил господина-покровителя ради него самого, а не ради его благ!
Идеалом для одалиски из гарема может быть золотая клетка: она поет, щебечет, ублажает, хозяин щедр на подарки и ласки. По шариату мусульманин имеет право на четырех жен. На практике, законодательство ряда стран ограничивает число жен. В Ливии, где маликитский религиозно-правовой толк суннитского ислама более консервативен, чем ханифитский толк суннизма Средней Азии, вторую жену можно иметь только в случае веских причин, например, неспособности первой жены иметь детей. Необходимо официальное согласие первой жены, либо судебное разрешение на обзаведение младшей женой. Наличие третьей и последующей жен запрещается.
Неясно предполагается ли пойти по «ливийскому пути». Прозвучало по одному из казахстанских телеканалов, что предполагается обзаведение второй семьей в случае если есть согласие первой жены. Главное - перейти Рубикон в сторону двоеженства. В начале всегда идут успокаивающие заявления, а дальше больше,
За деревьями полезно видеть лес. Двоеженство имеет оправдание в шариате. Шариат освящает норму многоженства. Стоит напомнить, что в отличие от адата (обычного права), шариат создавал для казахов несправедливость к младшему сыну, который по обычаю содержал старых родителей. По адату, после кончины отца младший сын получал имущество. Старшие сыновья при жизни родителей получали свою долю имущества. Но по шариату, старшие сыновья могли вновь претендовать на наследство покойного родителя.
Главное то, что ретрадиционализация в сфере брачных отношений разделяет казахстанцев. Что же предлагается сторонниками многоженства? Легализацией многоженства создавать свои нормы брака и наследования отдельно для европейских и отдельно для мусульманских этносов Казахстана. И сделать разные формы семьи для богатых и небогатых.
Предлагается на деле установить разные правовые нормы для граждан Казахстана, подобно тому, как в Индии семейное право мусульман отличается от аналогичного права индусов и христиан. В таком случае, ради узких интересов немногих предлагается сделать преграду на пути консолидации нации?
Сторонникам единобрачия тоже есть повод задуматься: Где идеалы любви?
Очевидно, что легализация многоженства поощрит конкуренцию за молодых и красивых женщин. Создать многоженство как легализованную, возвращенную из архаики форму семьи – это не решение прежних проблем, а добавление новых. Многоженство несёт тягостные проблемы взаимоотношений многих жен и детей от разных матерей. Права казахская поговорка: “Дети от двух жен – это два разных рода”.
Интересы узкого круга лиц отражают предлагаемые поправки в Закон о браке и семье. Ну, а если хотят нас убедить в альтруизме («хотим быть спасителями одиноких женщин от одиночества» и «хотим улучшить породу»), то разве не убеждали нас в своих лучших намерениях при переходе к рынку. Проблемы, которые были скинуты на средние слои, заставили забыть о ранее сказанных обещаниях.
Кстати, казахский обычай недопущения браков между мужчиной и женщиной до 7-го колена не допускал близкородственных браков. Однако этот полезный обычай сейчас никто не предлагает ввести в Закон.
Представим учителя или врача, мелкого бизнесмена. В наследство детям он оставит в лучшем случае квартиру, либо частный домик. Возможно, машину и некоторую сумму накоплений. Ну, уж ему то многоженство ни к чему. Негусто даже для раздела между детьми от одной жены.
Представим миллионера с детьми от двух жен. Дробление капитала на несколько частей нежелательно. Тем более, между неладящими детьми от разных жен. Так что же тогда хотят наши многоженцы? Скорее всего, есть иные, неучтенные источники дохода. Что позволило кое-кому без ведома законной супруги обзаводиться второй семьей. Можно было бы и без многоженства признать детей, рожденных от любовницы, и выделить им по завещанию долю наследства. Но опять статус - важная вещь. Любовница хочет стать женой.
И не будем обольщать себя, что мечтают многоженцы подарить счастье одиноким женщинам. Ну, а то, что возможны из-за многоженства вечно одинокие мужчины, то об этом речи адепты многоженства умалчивают.
Spik.kz
Законотворческий процесс дело малопривлекательное для простого обывателя. Правда, есть темы, которые касаются всех и каждого. Если не подводит память, то с 2002 г. появляются инициативы отдельных депутатов о легализации многоженства в Казахстане. Речь не идет о практике двоеженства. Она уже существует и крепчает после 1991 г. С 1998 г. новый Уголовный Кодекс не преследует за многоженство, хотя законодательство о браке и семье не признает наличия двух и более жен у одного мужчины. Обсуждаемые в Мажилисе поправки в Закон о браке и семье стремятся легализовать многоженство. После легализации капиталов в 2001 г., нелегального имущества в 2007 г. это уже третье употребление слова «легализация». Теперь «из тени» стремятся вывести многоженство.
Но многоженство – дорогое удовольствие. Соблазниться двоеженством и далее до наличия четырех жен могут многие (помечтать и не более). Допускаювариант аменгерства, при котором кто-то из братьев берет в жены вдову умершего брата и обеспечивает и воспитывает своих племянников. Но не для такого случая предлагаются поправки в Закон о браке и семье.
Чарует главный довод сторонников многоженства – решить проблему старых дев. Что же отрадно, что кто-то решил подумать о них. Двоеженец в лучших приемах паблик-рилейшнз предстает одним из спасителей женщин от одиночества. Но не сводятся концы с концами!
Казахстанская статистика гласит об ином. В 1999 г. на 1000 мужчин действительно приходилось 1077 женщин. Здорово, эти 77 женщин будут взяты замуж, став вторыми или последующими женами! Не так все просто. До 30 лет наблюдается превышение численности мужчин над женщинами. В возрасте 20-25 лет на 1000 мужчин приходилось 974 женщины. В 25-29 лет на 1000 женщин приходится 1006 мужчин. То есть с 18 до 30 лет, наиболее подходящих возрастах для начала семейной жизни перевес мужчин. Положение меняется после 30 лет. Наивысший уровень дисбаланса в возрасте 85 лет и выше – 3897 женщин на тысячу мужчин. В 30-34 и 35-39 лет на 1000 мужчин соответственно 1024 и 1051 женщины, в 40-44 года 1084 женщины, 45-49 лет – 1128, в 50-54 года – 1196, 55-59 лет – 1260 женщин.
Если учесть, что, как правило, муж на несколько лет старше жены, то вопрос не в демографической нехватке женихов для женщин 20-30-летнего возраста. Маловероятно, чтобы многоженцы и двоеженцы вступили в конкуренцию за руки и сердца женщин старше 40 лет. Основное внимание, как видно из опыта других стран и отечественной практики, обращается на молодых и красивых женщин в возрасте до 30 лет.
А это уже влечет иную проблему, известную многим странам Востока, да и дореволюционному казахскому обществу – появление мужчин, остающихся без супруги.
Чем дальше, тем больше. Отечественная статистика состояния в браке раскрывает, что существует разница между этносами Казахстана. В возрасте 20-40 лет для русских более значима проблема разводов и невступления во второй брак; для казахов же выше, по сравнению с русскими, доля лиц, никогда не состоявших в браке. Для некоторых этносов, например, дунган, уровень брачности в порядке, а проблема разводов и лиц, никогда не вступавших в брак, не столь значима. Достаточно посмотреть материалы переписи населения 1999 г. Статистика - упрямая вещь и заставляет задуматься о причинах этих явлений. Но наши этнические различия – это отдельная тема.
Тем более, она не волнует адептов многоженства. Они ловко обходят социальные вопросы откладывания вступления брак. Хотя и без социологических выкладок очевидно, что проблема бедности части населения, вопросы занятости, обеспечения жильем не способствуют росту брачности населения, особенно казахского.
Обратимся к нашим любимым арабам. В арабских странах процент мужчин, состоящих в полигамном браке, колеблется от почти 2%до 12%: в Сирии 1,9%, Египте - 8,0%, в Кувейте - 11,7%. Цифры сопоставимы с уровнем около 7-8% двоеженцев и многоженцев среди казахов (по переписи 1897 г.). В случае введения многоженства несложно представить, что если вновь 7-8% мужчин будут иметь по две жены, то как минимум 7-8% мужчин в возрасте от 18 до 45 лет будут обречены на безбрачие, либо на поиск невест за рубежом.
Лучший довод, что легализация многоженства не решает проблему «старых дев» непреднамеренно прозвучал из уст шейха Али Абу аль-Хасана. Он ранее возглавлял в египетском университете Аль-Азхаре комиссию по фетвам (религиозным вердиктам) и обратился к египтянам, довольствующимся одной женой, с призывом незамедлительно обзавестись второй, чтобы «избавить незамужних женщин от безбрачия». То есть и в странах легального многоженства есть проблема лишних женщин!
Ну, тогда понятно. Любители вторых и последующих жен отнюдь не альтруисты, мечтающие избавить женщин от жизни без мужа. Они просто желают в жены себе наиболее приглянувшихся из молодых и красивых девушек. Остальные остаются старыми девами. Зато появляются мужчины, которым в конкуренции с богатыми многоженцами сложнее получить согласие девушки на создание семьи. Ситуация знакомая по дореволюционному Казахстану: казахские мужчины из-за материальных проблем зачастую вынуждены жениться после 30, а то и 40 лет.
А вот единобрачным казахстанским русским и украинцам везло больше. К 30 годам 9 из 10 мужчин этих этносов были женаты.
Кто выигрывает в таком случае? Выигрывает мусульманское духовенство, невзирая на Закон оформляющее в мечети двоеженство.
Второй пиар-ход сторонников многоженства – это тезис о распространении ценного генофонда. Но и он не выдерживает никакой критики. К примеру, сын хана Абулхаира хан Нуралы от 12 жен имел 40 сыновей и, по разным источникам, 26 или 35 дочерей. Однако это не означало, что его дети унаследовали талант деда. Мнение, что таким образом распространяются лучшие гены, есть не что иное, как прикрытие страстолюбия. Природа словно наказывала сластолюбца французского короля Людовика XIV кончиной почти всех легитимных сыновей и внуков. Мы не знаем всех закономерностей природы, и вполне может, что разброс детей на стороне приводил к ослаблению потомства. Виагра и ее старинные аналоги стимулируют потенцию, но не улучшают генофонд. Скорее удачливы в передаче лучших способностей одноженцы Медичи, Дандоло, Бахи.
Ну, если построен миф о спасении женщин, остающихся без мужа, и миф о разбрасывании лучших генов, то наш опыт с начала 1990-х гг. достаточен. На основе мифа строится новая реальность в брачных отношениях. Далее возникает проблема, известная мусульманским странами. В обсуждение и решение вопросов семейно-брачных отношений вовлекается духовенство. И далее будем повторять дискуссии по новому кругу, уже в рамках исламских норм. Верховный муфтий Египта Али Гумаа напоминал, что шариат (свод исламских законов) разрешает иметь мужчине четыре жены, и дал понять, что о внесении в него каких-либо изменений не может быть и речи. Против запрещения многоженства высказывался и ректор Аль-Азхара Мухаммед ат-Тантауи.
Ясно, что изменилось в Казахстане за прошедшие годы. Во-первых, отсутствие наказания за многоженство (достаточно посмотреть Уголовный Кодекс, действующий с 1 января 1998 г.) позволило ему существовать полулегально. Во-вторых, подрастают дети, рожденные от младших жен, и уже актуальны вопросы наследования ими имущества. Тогда все понятно. За ласки токал надо поднять ее статус и статус ее детей. А статус – важная вещь в ретрадиционализирующемся обществе. Да и многоженцы - не учителя и не врачи, а, как правило, состоятельные люди. Коран и шариат не одобряют уменьшение обеспечения первой жены, если появилась вторая.
Нас ведут в мир иной формы семьи, полигамной семьи. Что бесспорно, так это интерес сторонников многоженства иметь два удовольствия: старшая жена олицетворяет порядок, стабильность в доме, младшая (или младшие) – интимные удовольствия.
Мир фавориток многолик так же, как неповторимы женщины. Нежную не спутать с хищной и властной, обворожительную с мягкой по характеру.
Прекрасные женщины служили искушением для богатых и знатных. Богатство и влиятельность последних были притягательными. И как в наши времена, любовь женщин могла быть притворством, но чары и ослепление высоким статусом и богатством искренними. Не так ли чаруют современные младшие жёны и не так ли пользуются дарениями, как большинство фавориток прошлого? Ведь мало кто из фавориток любил господина-покровителя ради него самого, а не ради его благ!
Идеалом для одалиски из гарема может быть золотая клетка: она поет, щебечет, ублажает, хозяин щедр на подарки и ласки. По шариату мусульманин имеет право на четырех жен. На практике, законодательство ряда стран ограничивает число жен. В Ливии, где маликитский религиозно-правовой толк суннитского ислама более консервативен, чем ханифитский толк суннизма Средней Азии, вторую жену можно иметь только в случае веских причин, например, неспособности первой жены иметь детей. Необходимо официальное согласие первой жены, либо судебное разрешение на обзаведение младшей женой. Наличие третьей и последующей жен запрещается.
Неясно предполагается ли пойти по «ливийскому пути». Прозвучало по одному из казахстанских телеканалов, что предполагается обзаведение второй семьей в случае если есть согласие первой жены. Главное - перейти Рубикон в сторону двоеженства. В начале всегда идут успокаивающие заявления, а дальше больше,
За деревьями полезно видеть лес. Двоеженство имеет оправдание в шариате. Шариат освящает норму многоженства. Стоит напомнить, что в отличие от адата (обычного права), шариат создавал для казахов несправедливость к младшему сыну, который по обычаю содержал старых родителей. По адату, после кончины отца младший сын получал имущество. Старшие сыновья при жизни родителей получали свою долю имущества. Но по шариату, старшие сыновья могли вновь претендовать на наследство покойного родителя.
Главное то, что ретрадиционализация в сфере брачных отношений разделяет казахстанцев. Что же предлагается сторонниками многоженства? Легализацией многоженства создавать свои нормы брака и наследования отдельно для европейских и отдельно для мусульманских этносов Казахстана. И сделать разные формы семьи для богатых и небогатых.
Предлагается на деле установить разные правовые нормы для граждан Казахстана, подобно тому, как в Индии семейное право мусульман отличается от аналогичного права индусов и христиан. В таком случае, ради узких интересов немногих предлагается сделать преграду на пути консолидации нации?
Сторонникам единобрачия тоже есть повод задуматься: Где идеалы любви?
Очевидно, что легализация многоженства поощрит конкуренцию за молодых и красивых женщин. Создать многоженство как легализованную, возвращенную из архаики форму семьи – это не решение прежних проблем, а добавление новых. Многоженство несёт тягостные проблемы взаимоотношений многих жен и детей от разных матерей. Права казахская поговорка: “Дети от двух жен – это два разных рода”.
Интересы узкого круга лиц отражают предлагаемые поправки в Закон о браке и семье. Ну, а если хотят нас убедить в альтруизме («хотим быть спасителями одиноких женщин от одиночества» и «хотим улучшить породу»), то разве не убеждали нас в своих лучших намерениях при переходе к рынку. Проблемы, которые были скинуты на средние слои, заставили забыть о ранее сказанных обещаниях.
Кстати, казахский обычай недопущения браков между мужчиной и женщиной до 7-го колена не допускал близкородственных браков. Однако этот полезный обычай сейчас никто не предлагает ввести в Закон.
Представим учителя или врача, мелкого бизнесмена. В наследство детям он оставит в лучшем случае квартиру, либо частный домик. Возможно, машину и некоторую сумму накоплений. Ну, уж ему то многоженство ни к чему. Негусто даже для раздела между детьми от одной жены.
Представим миллионера с детьми от двух жен. Дробление капитала на несколько частей нежелательно. Тем более, между неладящими детьми от разных жен. Так что же тогда хотят наши многоженцы? Скорее всего, есть иные, неучтенные источники дохода. Что позволило кое-кому без ведома законной супруги обзаводиться второй семьей. Можно было бы и без многоженства признать детей, рожденных от любовницы, и выделить им по завещанию долю наследства. Но опять статус - важная вещь. Любовница хочет стать женой.
И не будем обольщать себя, что мечтают многоженцы подарить счастье одиноким женщинам. Ну, а то, что возможны из-за многоженства вечно одинокие мужчины, то об этом речи адепты многоженства умалчивают.
Spik.kz
|