Эту страну погубит коррупция
dead 23 Марта 2008 в 01:15:54
Елена Тихомирова, Взгляд
Третий передел собственности привел казахстанцев к кризису
Сегодня мы наблюдаем финал очередного крупного передела собственности, считает бывший директор департамента малого и среднего бизнеса акимата Алматы Серик Туржанов.
В прошлом крупный чиновник, а ныне бизнесмен, член Алматинской ассоциации предпринимателей полагает, что кризис финансовой системы Казахстана был вызван не только общеизвестными факторами, но и стремлением одной крупной группировки прибрать к себе собственность другой.
Серик Туржанов уверен, что и без того обусловленный многими объективными причинами рост цен на розничные, а главное, продовольственные товары, был спровоцирован искусственно. И если на заре независимости коррумпированные чиновники азарт¬но провели «прихватизацию», после взялись за недра, то теперь жертвой стал бизнес, в том числе малый, кормящий в Алматы и в среднем в республике 60 процентов населения.
Коррупция, непрекращающееся давление, коллапс банковской сферы, по прогнозам Серика Туржанова, приведут к еще более стремительному подорожанию потребительской корзины. Сегодня мы видим лишь «цветочки», «ягодки» созреют к осени и зиме.
«Каникулы на тромбеж»
- Как правило, бывший чиновник, тем более работник акимата, - это «вылетевший из обоймы», обиженный на весь свет, жаждущий и наказать конкурентов по службе, и вернуться во власть. Что произошло с вами и почему человек, весьма уважаемый в предпринимательской среде, покинул теплое место и стал заниматься полиграфией? Не считаете ли вы себя несправедливо обойденным?
- Не считаю, и я не ушел. Департамент малого бизнеса акимата был расформирован и преобразован в департамент предпринимательства и промышленности. Были объединены департаменты туризма, малого бизнеса, промышленности, торговли и внешнеэкономиче¬ских связей - что-то вроде структурной реорганизации.
Такие департаменты малого бизнеса были ликвидированы по всей стране. К чему это сегодня привело? По сути, департамент малого бизнеса имел развивающие функции, сегодня же, когда все функции сошлись в едином департаменте, который занимается рынками, другими наполнениями, в том числе малым бизнесом, конечно, основной упор делается на рынки. Надо взимать с них сборы - это более важно, чем развитие малого бизнеса. Как считают чиновники, это понятно и удобно.
А что касается, допустим, самого развития предпринимательства, то сегодня с этим крайне проблематично: ведь в регионах нет органов, непосредственно этим занимающихся. А на республиканском уровне у нас раньше было так называемое Агентство малого бизнеса, которое подчинялось не Кабинету министров, а напрямую президенту.
Потом оно было соединено с Антимонопольным комитетом, после чего стало отделом в Министерстве индустрии и торговли. Сейчас это маленький департамент в министерстве, притом в данном ведомстве есть департаменты строительства и регулирования таможенных пошлин - это все контрольно-надзорные функции, так возникает во¬прос… чем будет заниматься министр, неужели развитием? По контрольно-надзорным функциям у него четкий план - сколько нужно штрафов снять с малого бизнеса…
- Среди предпринимателей этот пресловутый план давно оброс легендами. Многие чиновники отрицают его существование, выходит, он действительно существует?
- Конечно. Более того, этот план по штрафам есть у 58 контрольно-надзорных органов, и он каждый год увеличивается! Что сейчас происходит на таможне? Простая вещь: объемы легальных грузов затормозились, что делать таможеннику, у которого план по сбору штрафов? В стране «упала» торговля, бизнес «упал». Как быть? Перевозка-то приостановилась? Естественно, если он должен собрать 10 миллионов тенге в день, то он их собирает. Его никто не спрашивает, как он будет их собирать, он просто должен добыть - и все. Тогда выходит, что те, кто везет сегодня легальные грузы, испытывают на таможне огромные затруднения.
В связи с этим хочется помянуть мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, такие «каникулы на трамбеж». Но за время моратория мы должны понять, сколько из 58 контрольно-надзорных органов могут остаться, сколько их вообще нужно. Малый бизнес несет огромную социальную нагрузку, он дает 60 процентов занятости в среднем по стране. Для развития экономики крайне важен средний бизнес, но сегодня административный барьер между малым и средним предпринимательством настолько велик, что всего лишь два процента субъектов работают по нормальному налоговому режиму, то есть как ТОО среднего бизнеса, а все остальные регистрируются как МЧП или крупный бизнес.
Почему выросли цены
- В чем конкретно выражается административный барьер?
-Совершенно другие налоги, платится НДС. Более того (вы только вдумайтесь!), отчетность составляет 1720 страниц в год, бизнес обязан держать целые бухгалтерии только для того, чтобы отчитываться перед государством. Я не могу сказать, что не делается ровно ничего для развития бизнеса, вот при прошлом премьере - Даниале Ахметове - были отменены 400 постановлений, препятствующих развитию экономики, понижены НДС, социальный налог, подоходный налог с физических лиц. Хотя социальный налог нужно понижать еще, чтобы дать возможность легализовать заработки.
Вообще сегодня никто не знает, на что тратится социальный налог, он «общим чохом» идет в бюджет. Для того чтобы инвесторы пошли в бизнес, нужно сделать такие налоги, которые были бы выгодны отечественным инвесторам. Инвесторы сегодня вывозят деньги за рубеж, вытащив их из недвижимости, и вкладывают их в Эмиратах, Турции, Грузии, России.
Мы стопроцентно зависим от нефти при необеспеченности золотом и товарной массой, при этом мы за эти годы не развиваем ни производство, ни сельское хозяйство, ни высокие технологии. В нефтяной стране постоянно дорожают нефтепродукты - абсурд! Что мы сделали за эти годы - мы активно развивали 58 контрольно-надзорных органов! Вся страна в контролерах. Сегодня частные деньги прессингуются на 100 процентов.
- В бытность свою директором департамента вы боролись против беспредела на рынках и базарах. Добивались того, чтобы торговцы не были столь зависимы от базаркомов, что положительно бы отразилось на розничных ценах. Что сегодня происходит на тех же рынках?
- Базаркомы и сегодня полностью владеют ситуацией. Помимо маслихатовского сбора, на них возложены все арендные сборы. Любого торговца можно сегодня «поставить в стойло», если он в чем-то возражает, - у торговца нет прав. Товарная масса падает, и в настоящий момент многие МЧП просто закрываются.
Рассмотрим историю возникновения базаров. Все началось с того, что нужно было продавать контейнеры, не первый аким города занимается этим бизнесом. Есть контейнеры, образовывается базар, потом контейнеры продаются по 15-20 тысяч долларов, но если их тысяча? Потом все остановки транспорта переносятся дальше, строится следующий базар, вновь продаются контейнеры. А потом приходят хозяева земли и говорят: контейнеры ваши, а земля-то моя - платите за землю арендную плату и столько, сколько я скажу. Таких базаров только в Алматы было образовано больше 100.
Далее ввели в городах новые стандарты качества, всех пересадили в торговые центры. Сегодня прекратили выдавать кредиты на строительство, столь бурно начатое. Банки этот бизнес застопорили, а на черном рынке кредиты выдаются под 60 процентов годовых. Кто станет платить такие грабительские деньги? Официально банковскую систему затормозили, сказали: мы кредитов не выдаем, рассчитываемся с внеш¬ними долгами. И произошло то, что случилось в Союзе при запрете продажи алкоголя, - выросли «турчатники» как грибы. Сегодня то же самое в кредитном бизнесе.
Я поздравляю наши власти
- Когда в прошлом году в стране случился так называемый кризис или якобы кризис банковской системы, то одновременно резко выросли цены на базарах и в супермаркетах, цены выросли повсеместно. Мы имеем данные, что цены были вздуты искусственно, так ли это?
- На продукты цены выросли на 50 процентов, а на некоторые товары - на 100 процентов. Да, цены на жилье упали, но средний человек все равно не может купить квартиру, а стоимость остальных товаров и услуг выросла стремительно - коммунальные платежи, бензин, продукты, ширпотреб. Те люди, которые ходили по торговцам, приказывая им поднять цены, - это рэкет, теневой бизнес. На базарах и так далее отнюдь не все деньги доходят до бюджета, нет органа, который бы регулировал, есть только тот, который «снимает» деньги. Это преступный сговор. Кто держит базары? Тот, кто их строил. Конечно, в основной массе это чиновники высокого уровня, являющиеся владельцами через подставных лиц. Попробуй-ка простой гражданин стать владельцем базара - что будет? У него будет такая возможность? Нет.
- Можно ли сказать, что базары и крупные магазины, а также сеть более мелких находятся в руках нескольких теневых группировок?
- Ну, я хочу сказать, что простой человек сегодня не построит и супермаркета. Есть максимум десять человек, держащих весь этот рынок, кто-то вошел туда своим трудом, кто-то - за счет лоббизма. Банкиры, как бы мы их ни стремились обругать, были единственным здравым механизмом, поддерживающим малый бизнес на плаву, все остальное (58 контрольно-надзорных органов плюс коррупционно-монополистические) - лоббист¬ские группировки.
Что в этой ситуации делают городские власти, я, например, не понимаю. Да, строятся дороги и развязки, между прочим, строятся на деньги малого бизнеса, так как он дает 80 процентов сборов в бюджет. В начале года происходит следующее: налоговые сборы падают, так как малый бизнес сворачивает свою работу. Я думаю, что все это «цветочки», а «ягодки» мы увидим к концу текущего года.
В итоге, чем больше мы боремся с коррупцией, тем она больше. Хороший пример -увеличение штрафов дорожной инспекции. Изменилось от этого только одно - выросли взятки, а количество ДТП меньше не стало. Я назову сотню таких схем, притом делаются они за счет государственных ресурсов, за счет постановления Кабинета министров. А как иначе заниматься коррупцией?
Казахстанцев разорил передел
- Вы могли бы сравнить уровень коррупции при трех-четырех акимах Алматы?
- Уровень всегда был высоким. Сегодня, судя по некоторым данным, деньги делаются на строительстве и развязках. При Нуркадилове процветал рэкет - просто приезжали бандиты и «сдаивали» деньги. При Кулмаханове деньги делались на продаже базарных контейнеров, при Храпунове - на маслихатовских сборах. Но всегда - при делании денег на развязках, контейнерах, рэкете и так далее - всегда над малым бизнесом лютовал контрольно-надзорный орган. Темпы роста экономики падают, а количество штрафов растет. Я скажу простую вещь: экономика падает, и люди, обладающие мало-мальскими капиталами, уезжают из страны. Я поздравляю наши власти.
- Многие банкиры уехали уже давно, что вы думаете по этому поводу? Связана ли продажа пакетов с давлением?
- Конечно, уехали. Сколько сейчас осталось банков? Гоняясь за качеством системы, их оставили очень мало, но финансовый кризис произошел. По поводу случившегося с финансовой системой хочется выразиться очень грубо, ее просто… спустили в унитаз.
Выдавливали банкиров не только в связи с «Рахатгейтом», выдавливали и раньше, кроме того, те же коррупционные схемы. Про очередной передел собственности могу сказать следующее: это уже третья стадия. Первая была при приватизации, вторая - когда делили недра, а сегодня делят бизнес. Речь идет о рейдерстве, которое можно осуществлять через монополистов, через контрольно-надзорные органы, через банковскую систему.
- Таким образом, коллапс строительной и банковской систем, как итог - резкое снижение уровня жизни населения, рост цен - это прямое следствие разборок крупных группировок, подкрепленных лоббистскими схемами?
- Можно и так сказать. Разве банкиры не занимались рейдерством? Они также вкладывали в строительный бизнес, заводили свои компании и получили соответствующий результат. Откуда коллапс строительной сферы? Все просто - пошел передел. Не потому, что денег не хватило, а потому что драка началась. Драка началась - испугали инвесторов, завалили всю систему. Кризис в банковской сфере разразился потому, что одна крупная группировка решила отнять у другой банки и предприятия. Она их отняла, получив на руки разваленную, неработающую систему.
Почему возникла такая ситуация и совпала с выборами партии «Нур Отан»? Потому что в Кабинете министров более-менее думающих убрали и остались исполнители. Чиновнику вообще вредно для работы иметь собственное мнение. Сделайте нормальный бизнес-климат, и люди не будут стремиться в коррупционные схемы. Но что мы имеем в итоге? Премьер-министр сегодня заявляет, что он держит цены. Как он их держит? Сидит на площади и держит? Цены будут расти, а предприниматели - уезжать. Это уже четвертая-пятая волна бизнесменов, покидающих страну. Об этом говорил президент в своем обращении: нужно прекращать плодить армию чиновников и заняться, наконец, делом.
Третий передел собственности привел казахстанцев к кризису
Сегодня мы наблюдаем финал очередного крупного передела собственности, считает бывший директор департамента малого и среднего бизнеса акимата Алматы Серик Туржанов.
В прошлом крупный чиновник, а ныне бизнесмен, член Алматинской ассоциации предпринимателей полагает, что кризис финансовой системы Казахстана был вызван не только общеизвестными факторами, но и стремлением одной крупной группировки прибрать к себе собственность другой.
Серик Туржанов уверен, что и без того обусловленный многими объективными причинами рост цен на розничные, а главное, продовольственные товары, был спровоцирован искусственно. И если на заре независимости коррумпированные чиновники азарт¬но провели «прихватизацию», после взялись за недра, то теперь жертвой стал бизнес, в том числе малый, кормящий в Алматы и в среднем в республике 60 процентов населения.
Коррупция, непрекращающееся давление, коллапс банковской сферы, по прогнозам Серика Туржанова, приведут к еще более стремительному подорожанию потребительской корзины. Сегодня мы видим лишь «цветочки», «ягодки» созреют к осени и зиме.
«Каникулы на тромбеж»
- Как правило, бывший чиновник, тем более работник акимата, - это «вылетевший из обоймы», обиженный на весь свет, жаждущий и наказать конкурентов по службе, и вернуться во власть. Что произошло с вами и почему человек, весьма уважаемый в предпринимательской среде, покинул теплое место и стал заниматься полиграфией? Не считаете ли вы себя несправедливо обойденным?
- Не считаю, и я не ушел. Департамент малого бизнеса акимата был расформирован и преобразован в департамент предпринимательства и промышленности. Были объединены департаменты туризма, малого бизнеса, промышленности, торговли и внешнеэкономиче¬ских связей - что-то вроде структурной реорганизации.
Такие департаменты малого бизнеса были ликвидированы по всей стране. К чему это сегодня привело? По сути, департамент малого бизнеса имел развивающие функции, сегодня же, когда все функции сошлись в едином департаменте, который занимается рынками, другими наполнениями, в том числе малым бизнесом, конечно, основной упор делается на рынки. Надо взимать с них сборы - это более важно, чем развитие малого бизнеса. Как считают чиновники, это понятно и удобно.
А что касается, допустим, самого развития предпринимательства, то сегодня с этим крайне проблематично: ведь в регионах нет органов, непосредственно этим занимающихся. А на республиканском уровне у нас раньше было так называемое Агентство малого бизнеса, которое подчинялось не Кабинету министров, а напрямую президенту.
Потом оно было соединено с Антимонопольным комитетом, после чего стало отделом в Министерстве индустрии и торговли. Сейчас это маленький департамент в министерстве, притом в данном ведомстве есть департаменты строительства и регулирования таможенных пошлин - это все контрольно-надзорные функции, так возникает во¬прос… чем будет заниматься министр, неужели развитием? По контрольно-надзорным функциям у него четкий план - сколько нужно штрафов снять с малого бизнеса…
- Среди предпринимателей этот пресловутый план давно оброс легендами. Многие чиновники отрицают его существование, выходит, он действительно существует?
- Конечно. Более того, этот план по штрафам есть у 58 контрольно-надзорных органов, и он каждый год увеличивается! Что сейчас происходит на таможне? Простая вещь: объемы легальных грузов затормозились, что делать таможеннику, у которого план по сбору штрафов? В стране «упала» торговля, бизнес «упал». Как быть? Перевозка-то приостановилась? Естественно, если он должен собрать 10 миллионов тенге в день, то он их собирает. Его никто не спрашивает, как он будет их собирать, он просто должен добыть - и все. Тогда выходит, что те, кто везет сегодня легальные грузы, испытывают на таможне огромные затруднения.
В связи с этим хочется помянуть мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, такие «каникулы на трамбеж». Но за время моратория мы должны понять, сколько из 58 контрольно-надзорных органов могут остаться, сколько их вообще нужно. Малый бизнес несет огромную социальную нагрузку, он дает 60 процентов занятости в среднем по стране. Для развития экономики крайне важен средний бизнес, но сегодня административный барьер между малым и средним предпринимательством настолько велик, что всего лишь два процента субъектов работают по нормальному налоговому режиму, то есть как ТОО среднего бизнеса, а все остальные регистрируются как МЧП или крупный бизнес.
Почему выросли цены
- В чем конкретно выражается административный барьер?
-Совершенно другие налоги, платится НДС. Более того (вы только вдумайтесь!), отчетность составляет 1720 страниц в год, бизнес обязан держать целые бухгалтерии только для того, чтобы отчитываться перед государством. Я не могу сказать, что не делается ровно ничего для развития бизнеса, вот при прошлом премьере - Даниале Ахметове - были отменены 400 постановлений, препятствующих развитию экономики, понижены НДС, социальный налог, подоходный налог с физических лиц. Хотя социальный налог нужно понижать еще, чтобы дать возможность легализовать заработки.
Вообще сегодня никто не знает, на что тратится социальный налог, он «общим чохом» идет в бюджет. Для того чтобы инвесторы пошли в бизнес, нужно сделать такие налоги, которые были бы выгодны отечественным инвесторам. Инвесторы сегодня вывозят деньги за рубеж, вытащив их из недвижимости, и вкладывают их в Эмиратах, Турции, Грузии, России.
Мы стопроцентно зависим от нефти при необеспеченности золотом и товарной массой, при этом мы за эти годы не развиваем ни производство, ни сельское хозяйство, ни высокие технологии. В нефтяной стране постоянно дорожают нефтепродукты - абсурд! Что мы сделали за эти годы - мы активно развивали 58 контрольно-надзорных органов! Вся страна в контролерах. Сегодня частные деньги прессингуются на 100 процентов.
- В бытность свою директором департамента вы боролись против беспредела на рынках и базарах. Добивались того, чтобы торговцы не были столь зависимы от базаркомов, что положительно бы отразилось на розничных ценах. Что сегодня происходит на тех же рынках?
- Базаркомы и сегодня полностью владеют ситуацией. Помимо маслихатовского сбора, на них возложены все арендные сборы. Любого торговца можно сегодня «поставить в стойло», если он в чем-то возражает, - у торговца нет прав. Товарная масса падает, и в настоящий момент многие МЧП просто закрываются.
Рассмотрим историю возникновения базаров. Все началось с того, что нужно было продавать контейнеры, не первый аким города занимается этим бизнесом. Есть контейнеры, образовывается базар, потом контейнеры продаются по 15-20 тысяч долларов, но если их тысяча? Потом все остановки транспорта переносятся дальше, строится следующий базар, вновь продаются контейнеры. А потом приходят хозяева земли и говорят: контейнеры ваши, а земля-то моя - платите за землю арендную плату и столько, сколько я скажу. Таких базаров только в Алматы было образовано больше 100.
Далее ввели в городах новые стандарты качества, всех пересадили в торговые центры. Сегодня прекратили выдавать кредиты на строительство, столь бурно начатое. Банки этот бизнес застопорили, а на черном рынке кредиты выдаются под 60 процентов годовых. Кто станет платить такие грабительские деньги? Официально банковскую систему затормозили, сказали: мы кредитов не выдаем, рассчитываемся с внеш¬ними долгами. И произошло то, что случилось в Союзе при запрете продажи алкоголя, - выросли «турчатники» как грибы. Сегодня то же самое в кредитном бизнесе.
Я поздравляю наши власти
- Когда в прошлом году в стране случился так называемый кризис или якобы кризис банковской системы, то одновременно резко выросли цены на базарах и в супермаркетах, цены выросли повсеместно. Мы имеем данные, что цены были вздуты искусственно, так ли это?
- На продукты цены выросли на 50 процентов, а на некоторые товары - на 100 процентов. Да, цены на жилье упали, но средний человек все равно не может купить квартиру, а стоимость остальных товаров и услуг выросла стремительно - коммунальные платежи, бензин, продукты, ширпотреб. Те люди, которые ходили по торговцам, приказывая им поднять цены, - это рэкет, теневой бизнес. На базарах и так далее отнюдь не все деньги доходят до бюджета, нет органа, который бы регулировал, есть только тот, который «снимает» деньги. Это преступный сговор. Кто держит базары? Тот, кто их строил. Конечно, в основной массе это чиновники высокого уровня, являющиеся владельцами через подставных лиц. Попробуй-ка простой гражданин стать владельцем базара - что будет? У него будет такая возможность? Нет.
- Можно ли сказать, что базары и крупные магазины, а также сеть более мелких находятся в руках нескольких теневых группировок?
- Ну, я хочу сказать, что простой человек сегодня не построит и супермаркета. Есть максимум десять человек, держащих весь этот рынок, кто-то вошел туда своим трудом, кто-то - за счет лоббизма. Банкиры, как бы мы их ни стремились обругать, были единственным здравым механизмом, поддерживающим малый бизнес на плаву, все остальное (58 контрольно-надзорных органов плюс коррупционно-монополистические) - лоббист¬ские группировки.
Что в этой ситуации делают городские власти, я, например, не понимаю. Да, строятся дороги и развязки, между прочим, строятся на деньги малого бизнеса, так как он дает 80 процентов сборов в бюджет. В начале года происходит следующее: налоговые сборы падают, так как малый бизнес сворачивает свою работу. Я думаю, что все это «цветочки», а «ягодки» мы увидим к концу текущего года.
В итоге, чем больше мы боремся с коррупцией, тем она больше. Хороший пример -увеличение штрафов дорожной инспекции. Изменилось от этого только одно - выросли взятки, а количество ДТП меньше не стало. Я назову сотню таких схем, притом делаются они за счет государственных ресурсов, за счет постановления Кабинета министров. А как иначе заниматься коррупцией?
Казахстанцев разорил передел
- Вы могли бы сравнить уровень коррупции при трех-четырех акимах Алматы?
- Уровень всегда был высоким. Сегодня, судя по некоторым данным, деньги делаются на строительстве и развязках. При Нуркадилове процветал рэкет - просто приезжали бандиты и «сдаивали» деньги. При Кулмаханове деньги делались на продаже базарных контейнеров, при Храпунове - на маслихатовских сборах. Но всегда - при делании денег на развязках, контейнерах, рэкете и так далее - всегда над малым бизнесом лютовал контрольно-надзорный орган. Темпы роста экономики падают, а количество штрафов растет. Я скажу простую вещь: экономика падает, и люди, обладающие мало-мальскими капиталами, уезжают из страны. Я поздравляю наши власти.
- Многие банкиры уехали уже давно, что вы думаете по этому поводу? Связана ли продажа пакетов с давлением?
- Конечно, уехали. Сколько сейчас осталось банков? Гоняясь за качеством системы, их оставили очень мало, но финансовый кризис произошел. По поводу случившегося с финансовой системой хочется выразиться очень грубо, ее просто… спустили в унитаз.
Выдавливали банкиров не только в связи с «Рахатгейтом», выдавливали и раньше, кроме того, те же коррупционные схемы. Про очередной передел собственности могу сказать следующее: это уже третья стадия. Первая была при приватизации, вторая - когда делили недра, а сегодня делят бизнес. Речь идет о рейдерстве, которое можно осуществлять через монополистов, через контрольно-надзорные органы, через банковскую систему.
- Таким образом, коллапс строительной и банковской систем, как итог - резкое снижение уровня жизни населения, рост цен - это прямое следствие разборок крупных группировок, подкрепленных лоббистскими схемами?
- Можно и так сказать. Разве банкиры не занимались рейдерством? Они также вкладывали в строительный бизнес, заводили свои компании и получили соответствующий результат. Откуда коллапс строительной сферы? Все просто - пошел передел. Не потому, что денег не хватило, а потому что драка началась. Драка началась - испугали инвесторов, завалили всю систему. Кризис в банковской сфере разразился потому, что одна крупная группировка решила отнять у другой банки и предприятия. Она их отняла, получив на руки разваленную, неработающую систему.
Почему возникла такая ситуация и совпала с выборами партии «Нур Отан»? Потому что в Кабинете министров более-менее думающих убрали и остались исполнители. Чиновнику вообще вредно для работы иметь собственное мнение. Сделайте нормальный бизнес-климат, и люди не будут стремиться в коррупционные схемы. Но что мы имеем в итоге? Премьер-министр сегодня заявляет, что он держит цены. Как он их держит? Сидит на площади и держит? Цены будут расти, а предприниматели - уезжать. Это уже четвертая-пятая волна бизнесменов, покидающих страну. Об этом говорил президент в своем обращении: нужно прекращать плодить армию чиновников и заняться, наконец, делом.
|