КТК предупредил о риске снижения поставок нефти втрое из-за аварии

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 23 Марта 2022 в 00:34:57
Шторм в Черном море повредил один из выносных причалов Каспийского трубопроводного консорциума (они используются для отгрузки нефти на танкеры).

Казахстанские компании владеют 20,75% акций консорциума, еще 31% у РФ, остальные принадлежат LUKARKO, Shell, Exxon, Chevron, Mobil и другим компаниям.

КТК — основной экспортный маршрут для казахстанской нефти. Более 80% прокачиваемого по трубопроводу «черного золота» идет из Казахстана.

На ремонт оборудования, по оценкам специалистов, потребуется не меньше трех недель. Из-за ремонта поставки могут снизиться на 1 млн баррелей в сутки.

Эксперты прогнозируют, что авария усугубит дефицит на мировом рынке и может увеличить стоимость нефти до 150 долларов за баррель.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Dimmon 23.03.2022 в 12:01:22   # 795557
Давно надо было думать об альтернативных путях поставки. Что там с портом курык?
  Ал 23.03.2022 в 12:13:56   # 795559
Цитата: Dimmon от 23.03.2022 12:01:22
Давно надо было думать об альтернативных путях поставки. Что там с портом курык?
Требования перегрузки с ЖД на паром и обратно, что резко увеличивает стоимость и время логистики.

Кроме этого, Quote:
чтобы завезти товар через Турцию, логистической компании требуется получить разрешение на транспортировку через эти страны, так называемый дозвол, рассмотрение которого занимает от 2 до 3 месяцев. То есть для этого министерства транспорта Турции, Армении, Грузии и Казахстана должны заключить соответствующее соглашение. В связи с чем просим поднять на республиканском уровне вопрос получения дозвола для логистических компаний в более короткие сроки.
...
Санкции в отношении РФ бьют по бизнесу Северного Казахстана https://ratel.kz/raw/sanktsii_v_otnoshenii_rf_bjut_po_biznesu_severnogo_kazahstana
Четверг, 10 Мар 2022, 17:30

Кстати, уже отправляют через Азербайджан, а в его основной статье экспорта тоже нефть...
  Dimmon 23.03.2022 в 13:41:33   # 795562
80% сбыта через один нефтепровод, слов нет
  Ал 23.03.2022 в 14:00:16   # 795565
Цитата: Dimmon от 23.03.2022 13:41:33
80% сбыта через один нефтепровод, слов нет
Варианты транзита через несколько стран интереснее?
Да и строительство трубопровода в "копеечку" выходит...
  Dimmon 23.03.2022 в 14:04:15   # 795566
хорошо если починят в течение 2х мес, где хранить 60 млн баррелей? а если ремонт затянется "выливать" нефть? определенно надо было искать вторую корзину для второго яичка
  Ал 23.03.2022 в 18:05:33   # 795583
Quote:
Экспорт нефти через КТК может упасть на 1 млн. баррелей из-за поврежденных штормом причалов в Черном море https://vlast.kz/novosti/49255-eksport-nefti-cerez-ktk-mozet-upast-na-1-mln-barrelej-iz-za-povrezdennyh-stormom-pricalov-v-cernom-more.html
Это 1% всего производимого объема нефти в мире
СЕГОДНЯ, 09:22
Экспорт нефти через КТК может упасть на 1 млн. баррелей из-за поврежденных штормом причалов в Черном море
Из-за поврежденных штормом причалов в российской части Черного моря экспорт нефти из России и Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) может сократиться на 1 млн. баррелей в сутки, или на 1% от производимого объема нефти в мире, сообщает Bloomberg.
Шторм в российской части Черного моря повредил погрузочное оборудование КТК, одного из крупнейших в мире нефтепроводов, по которому нефть из Казахстана поставляется на мировые рынки, сообщил во вторник его оператор.
Павел Сорокин, заместитель министра энергетики России, заявил, что второй причал также может оказаться поврежденным. По словам чиновника, ремонтные работы могут занять до двух месяцев, что может привести к сокращению экспорта нефти на 1 млн. баррелей в сутки.
Трубопровод КТК стал привлекать большое внимание после вторжения России в Украину, которое ограничило российский экспорт и привело к скачку цен на нефть. Соединенные Штаты ввели санкции против российской нефти, но власти страны заявили, что потоки из Казахстана через Россию должны идти бесперебойно.
По этому трубопроводу транспортируется около 1,2 миллиона баррелей в день, что составляет 1,2% мирового спроса. Любые серьезные перебои в его работе приведут к дополнительной нагрузке на мировой нефтяной рынок, испытывающий один из самых серьезных кризисов предложения со времен арабского нефтяного эмбарго в 1970-х годах.
Большая часть нефти в трубопроводе принадлежит России, Казахстану и международным нефтяным компаниям, таким как Chevron. Он экспортирует нефть из российского черноморского порта Новороссийск. Представитель Chevron заявил, что компания «в настоящее время оценивает ситуацию».
Оператор трубопровода КТК первоначально заявил, что одна из трех точек швартовки была повреждена штормом, и на ее ремонт в ожидании судна потребуется не менее трех недель. Его представитель также выразил надежду, что экспорт не пострадает, так как два других причала продолжат работать в обычном режиме.
Во вторник крупнейшие мировые торговые дома, такие как Vitol и Trafigura, заявили, что оценивают нынешние перебои с поставками российской нефти в 2-3 млн. баррелей в сутки. По их словам, мир едва ли сможет справиться с перебоями, превышающими 2 млн. баррелей в сутки, поскольку это приведет к дальнейшему скачку цен и экономическому спаду.
  Ал 23.03.2022 в 18:30:04   # 795585
Quote:
Минэнерго прокомментировало ситуацию с экспортом нефти через КТК
Ранее на КТК произошла авария
сегодня
В министерстве энергетики Казахстана рассказали LS об экспорте нефти с учетом аварии на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
В ведомстве сообщили, что проводят консультации с КТК по срокам возобновления работы морского терминала, при этом прорабатываются возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам.
В Минэнерго отметили, что шторм в Новороссийске нанес повреждения. Инспекцией выявлено смещение силового каркаса одного из плавучих шлангов выносного причального устройства – 3 (ВПУ), а также выявлены повреждения шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. В связи с этим КТК принял решение о временном выводе из эксплуатации указанных ВПУ для проведения промывки и ремонта.
В 13:40 по времени Нур-Султана стоимость Brent составила $115,97 за баррель.
Напомним, по словам замминистра энергетики России Павла Сорокина, в случае подтверждения ущерба ремонт выносного причального устройства на терминале КТК может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около 1 млн баррелей в сутки.
Мощность трубопровода составляет 67 млн тонн нефти в год. С 2001 года по 9 января 2022 года включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки была поставлена 766 973 131 тонна нефти нетто. В том числе из Казахстана – 668 967 665 тонн, или 87,2% (включая месторождения Кашаган, Карачаганак, Тенгиз).
Между тем главным зарубежным потребителем казахстанской нефти является Италия – 17,9 млн тонн. Далее следуют Нидерланды, Франция, Китай, Турция, Испания, Южная Корея, Румыния, Индия и другие страны.
Ранее LS сообщал, что антироссийские санкции не коснутся казахстанской нефти, отгружаемой через КТК.
Эксперт Олжас Байдильдинов высказал LS мнение, как авария повлияет на экспорт казахстанской нефти.
Акционеры КТК:
24% – Россия, 19% – НК "КазМунайГаз", 15% – "Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани", 12,5% – "ЛУКАРКО Б.В,", 7,5% – "Мобил Каспийская трубопроводная компания", 7,5% – "Роснефть-Шелл Каспижн Венчурс Лимитед", 7% – "КТК Компани", 2% – "БГ Оверсиз Холдингс Лтд", 2% – "Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.", 1,75% – "КОО Казахстан Пайплайн Венчурс", 1,75% – "Орикс Каспиан Пайплайн Лтд".

Источник: https://lsm.kz/v-minenergo-vyskazalis-ob-eksporte-nefti-iz-kazahstana
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна
  Ал 23.03.2022 в 18:30:24   # 795586
Quote:
Сможет ли Казахстан развернуть нефть из Европы в Китай
С 2023 года в Евросоюзе введут углеродный налог
10 августа 2021 года
Казахстан будет терять до $5 млрд в год с экспорта нефти в Евросоюз после ввода углеродного налога. Такое мнение LS озвучили эксперты в сфере энергетики. Они также оценили возможности Казахстана перенаправить экспорт нефти из Европы в Китай.
Энергетический эксперт и ведущий программы "Байдильдинов. Нефть" Олжас Байдильдинов отметил, что с вводом углеродного налога с 2023 года в Евросоюзе Казахстан по нефтяной отрасли будет терять $4-5 млрд в год, по металлургии – около $600-800 млн в год, так как основное направление экспорта – европейские страны.
"По металлургии вопрос, можно сказать, уже решен, по нефти еще идут обсуждения деталей и сроков ввода. Я не думаю, что мы, как развивающаяся экономика, способны перейти к углеродной нейтральности. Премьер-министр Аскар Мамин озвучил сумму необходимых инвестиций: более $560 млрд до 2050 года. Для понимания: это почти 20 годовых бюджетов Казахстана", – высказался собеседник LS.
Байдильдинов отметил, что казахстанцам как потребителям придется сделать моральный выбор: экология или дешевые тарифы на энергоносители в стране.
"Мы сейчас в десятке стран по самому дешевому бензину, в топ-20 по тарифам на газ и электроэнергию. Готовы ли мы к европейскому уровню тарифов? Для информации: в Германии тариф на электроэнергию превышает 180 тенге за 1 кВтч, то есть в 10 раз", – пояснил эксперт.
Экономист добавил, что казахстанские экспортеры будут вынуждены платить углеродный налог Евросоюза в той или иной форме.
Некоторое перенаправление потоков нефти и других экспортных позиций в КНР и другие страны возможно, однако следует учитывать пропускную способность.
"Быстро развернуть все потоки мы не сможем. На строительство и расширение мощностей в Китай может потребоваться пять-семь лет. Но тренд в случае введения такого нефтяного "оброка" будет задан на долгосрочную перспективу. Полагаю, в этом десятилетии мы увидим серьезные изменения в плане смены традиционных маршрутов нефти и нефтепродуктов в глобальном масштабе. Следует также понимать и то, что, к примеру, добыча нефти в Персидском заливе менее "вредна" для экологии, чем российская или казахстанская, а значит создаются неравные условия для будущей конкуренции, так как их нефть будет облагаться меньшими налогами/сборами, что в целом противоречит нормам ВТО", – заключил Байдильдинов.
Экономист Арман Байганов скептически отнесся к планам перенаправить экспорт нефти из Европы в Китай, так как основные поставки черного золота из Казахстана уходят в страны Евросоюза. В том числе в Италию, Нидерланды, Францию, Швейцарию и другие страны.
"Так быстро такие вопросы не решаются. Чтобы развернуть поставки, нужно создавать соответствующую логистику: расширять или строить трубопровод на Восток. Это может стоить гораздо дороже, чем продолжать поставки в Европу. К тому же крупные нефтедобывающие компании могут отказаться менять маршрут своих поставок, мы не сможем им указывать", – отметил Байганов.
Помимо этого, по словам собеседника LS, не факт, что Китай согласится увеличить импорт казахстанской нефти.
"Ему выгоднее по морским путям поставлять нефть из Саудовской Аравии", – уточнил Байганов.
По поводу снижения выбросов со стороны производства экономист отметил, что данный процесс запущен по всему миру. Поэтому Казахстану нужно смириться с этим и также работать над уменьшением углеродного следа.
"Также нужно понимать, что нельзя вечно жить на нефти. Нужно развивать другие отрасли и направления", – заключил эксперт.
Источник: https://lsm.kz/smozhet-li-kazahstan-razvernut-neft-iz-evropy-v-kitaj
© LS
Все права защищены.
При использовании материалов LS в любых целях, кроме личных, гиперссылка на web-site LSM.kz обязательна
  КЕДЫ 24.03.2022 в 09:30:51   # 795625
А точно причиной стал шторм?
  Dimmon 24.03.2022 в 10:55:38   # 795628
Quote:
А точно причиной стал шторм?

все остальные версии -фейки о госорганах РФ
а если серьезно, а если даже не шторм, что изменится?
  Dimmon 24.03.2022 в 11:30:36   # 795631
Quote:
Поток товаров
В ответ на ухудшение своих экономических перспектив РФ ввела ограничения на экспорт товаров в Казахстан. Ситуация усугублялась нашим членством в ЕАЭС ведь импорт извне этого союза ограничивается квотами и тарифами. Надо отдать должное, наше правительство предприняло здесь некоторые меры - на своем заседании 17 марта совет ЕАЭС снизил пошлины по некоторым позициям. Правда, временно (до сентября) и лишь по 458 позициям общей стоимостью 19 миллиардов долларов в год. Это шаг в правильном направлении, но недостаточный. Надо идти дальше в снятии ограничений и торговых барьеров со странами, не входящими в ЕАЭС, чтобы снизить инфляцию.

Масштабы разрушений цепочки поставок в Казахстан беспрецедентны. Западные компании массово уходят из России, тогда как импортный транзит через ее территорию становится недосягаемым. Грузовые компании отказываются работать с российскими портами. Главный маршрут, связывающий Казахстан с мировыми рынками, проходит через РФ. Другим важным маршрутом, связывающим нас с открытыми морями, является Китай. Но он ограничен из-за расстояния и геополитических рисков. Здесь мы не можем полностью полагаться на нашего восточного соседа. Поэтому нам следует развивать еще одну остающуюся точку доступа к мировым рынкам в обход России. Мы должны работать с нашими соседями по Каспию, прежде всего с Азербайджаном, над расширением возможности железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транзита через Кавказ, включая линию Баку-Тбилиси-Джейхан. Для финансирования этих проектов мы могли бы обратиться за финансированием к западным институтам. Думаю, в стратегических интересах и Европы, и Америки помочь государствам Центральной Азии с разработкой альтернативных маршрутов к мировым рынкам, которые бы не зависели от политической ситуации в Москве или в Пекине.

P.S. 23 марта пришло сообщение, что из-за повреждений Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на российской стороне объём прокачки нефти может сократиться на 1 млн баррелей в сутки. Это эквивалентно примерно 80% нефтяного экспорта и 50% общего экспорта Казахстана. Ремонт грозит затянуться вплоть до того, пока не снимут санкции против России, так как комплектующие и запасные части идут из западных стран. Как известно, львиная доля нефти в КТК поступает с месторождений Тенгиз и Кашаган, где преимущественно оперируют Chevron, ExxonMobil и другие транснациональные компании. Некоторые источники, например Financial Times, пишут о преднамеренности аварии. На самом деле неважно, было это случайным совпадением или продуманным ответом России "коллективному" Западу, но страдают интересы Казахстана. Если просчитывать все риски, то следует допускать подобные случаи и на других проходящих через Россию видах транспорта, по которым движутся наши экспортно-импортные потоки. И это лишний раз подчёркивает нашу зависимость от российского транзита, и насколько нам важно развивать альтернативные пути к международным рынкам.


https://ratel.kz/outlook/kak_vtorzhenie_rossii_v_ukrainu_razrushaet_ekonomiku_kazahstana
  Dimmon 24.03.2022 в 11:51:58   # 795632
Quote:
О нашей зависимости от российского транзита и о том, насколько нам важно развивать альтернативные пути к международным рынкам
Очереди за сахаром, обменные пункты и банки без наличной валюты и мукомольные комбинаты без зерна для переработки – это сцены свидетелями которых мы стали в последние пару недель. Вторжение России в Украину и его последствия разрушают не только эти страны, но и экономику соседних государств, в том числе и нашего.

Отток капитала
Эскалация санкций против России продолжает душить её финансовую систему. С первых дней войны вкладчики стали лихорадочно выводить свои сбережения из российских банков. В ответ Центральный Банк (ЦБ) России ввел жесткие ограничения. Сначала ЦБ обязал экспортеров продавать валютную выручку по установленному курсу, а затем запретил банкам обменивать рубли физических лиц на валюту. В конце запретили снимать со своих счетов больше 10 000 и вывозить из страны больше 5 000 долларов США. Массовое изъятие вкладов предотвратили – то есть банки РФ временно спасли от развала за счёт их вкладчиков. Те, кто накопил больше 10 000 долларов, теперь застряли с виртуальными сбережениями, которыми они, возможно, никогда не смогут воспользоваться.

По данным ЦБ, только в феврале россияне сняли со своих счетов более 1,2 трлн рублей (~ 10 млрд долларов США). Открытые границы между странами ЕАЭС позволили наиболее предприимчивым извлечь выгоду - покупать доллары в Казахстане и продавать их на сером рынке в России. Вот почему исчезли наличные доллары и евро в обменниках и кассах казахстанских банков. Желая, видимо, остановить отток валюты из РК в РФ, президент РК издал указ на прошлой неделе, ограничивающий сумму, которую можно перевозить наличными через границу до 10 000 долларов. Данная мера малоэффективна, так как при отсутствии надлежащего таможенного контроля сотрудники пограничной службы максимум смогут произвести досмотр вещей физических лиц, пересекающих казахстанско-российскую границу. Но они не в состоянии проверить тысячи грузовых фур и вагонов. Для этого нужны соответствующая инфраструктура и таможенные органы, строительство и оснащение которых вдоль всей границы займет время. Изменение законов, стандартов и их согласование в рамках ЕАЭС займёт еще больше времени. А тем временем, пока будет иметь место неверная оценка обменных курсов, отток наличной валюты продолжится.
Согласитесь, заманчиво для предприимчивых граждан по обе стороны границы извлекать выгоду из этого арбитража. Поэтому Нацбанк Казахстана должен перестать прожигать резервы и вмешиваться в обменные курсы валют. В соответствии с канонами макроэкономики после такого шока следует позволить нашей валюте приспособиться к новым реалиям.

Критики этого подхода будут утверждать, что плавающий курс тенге твердым валютам нанесет ущерб гражданам Казахстана. В этом аргументе есть доля правды. Однако искусственно завышенная стоимость тенге выгодна в основном крупным игрокам на рынке и инсайдерам, которые будут зарабатывать до тех пор, пока откладывается корректировка курсов обмена валют. Но рано или поздно Нацбанк будет вынужден скорректировать курс. И тогда произойдёт ещё более жёсткое падение тенге – на этот раз все за счет простых казахстанцев. Я считаю, что если государство хочет помочь своим рядовым гражданам, то сейчас оно должно сосредоточиться на прямых трансферах гражданам, а не на выбрасывании долларов на рынок. Только так можно защитить население, прежде всего социально уязвимые категории, и лучше приспособиться к новым реалиям. Представляется, казахстанцы потратят эти средства эффективнее, чем Национальный банк. Они будут стимулировать потребление товаров и услуг, что, в свою очередь, поможет финансировать развитие альтернативных цепочек поставок.

Поток товаров
В ответ на ухудшение своих экономических перспектив РФ ввела ограничения на экспорт товаров в Казахстан. Ситуация усугублялась нашим членством в ЕАЭС ведь импорт извне этого союза ограничивается квотами и тарифами. Надо отдать должное, наше правительство предприняло здесь некоторые меры - на своем заседании 17 марта совет ЕАЭС снизил пошлины по некоторым позициям. Правда, временно (до сентября) и лишь по 458 позициям общей стоимостью 19 миллиардов долларов в год. Это шаг в правильном направлении, но недостаточный. Надо идти дальше в снятии ограничений и торговых барьеров со странами, не входящими в ЕАЭС, чтобы снизить инфляцию.
  Dimmon 24.03.2022 в 14:01:42   # 795643
Quote:

По мнению председателя правления АО “Банк ЦентрКредит” Галима Хусаинова, остановка КТК нанесет ощутимый удар по Казахстану, передает Liter.kz.

По мнению банкира, такие ситуации должны были моделироваться на уровне страновых рисков и продумываться различными вариантами митигации данных рисков.

Как ни крути, только один ТШО обеспечивает 20% всех доходов страны. Но как мне кажется, такие риски даже никто никогда не смотрел и не рассматривал. Сколько смогут утилизировать по альтернативным маршрутам, вопрос сложный и риторический. Казахстан через КТК экспортирует 53 миллиона тонн нефти, более 80% от общего объема. Сейчас может три-четыре миллиона, и можно будет быстро переориентировать на альтернативные маршруты, но остальной объем требует реконструкций и капитальных вложений, – написал Хусаинов в Instagram.

В случае, если даже все, что нужно реконструируют, то, как добавляет глава БЦК, максимум сможем утилизировать 10-15 миллионов тонн.

А что с остальной нефтью делать? Резервуары все заполнят, далее загрузят НПЗ казахстанские до предела. Есть не самые технологичные заводы в Киргизии и Узбекистане. Наверное, их можно будет залить. Это еще максимум два миллиона тонн. А вот дальше уже все сложно. Строить ударными силами нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы и экспортировать уже в другой субстанции продукцию нефтепереработки и нефтехимии. С партнерами из ТШО, Кашагана и Карачаганака это сделать можно будет, но займет все это минимум три-четыре года. Быстрее новый трубопровод построить. Об этих рисках надо было еще в 2014 году начать думать, сейчас будем пожар тушить. Как говорил очень известный человек, без нефтяных доходов сделать реформы в стране будет гораздо быстрее и эффективнее. Только такой позитив смог “вынести” из этой ситуации, – резюмировал он.


ощутимый это мягко сказано, удар будет колоссальный
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь