В Шымкенте новый топливный кризис, следом за бензином с автозаправок исчезла и солярка
admin 18 Ноября 2009 в 09:17:42
Дизтопливо подорожало сразу в полтора раза, и найти его можно далеко не на каждой станции. Четверть городского транспорта не выходит на маршруты, а вечерние рейсы и вовсе отменили. Наш корреспондент Евгений Дробязко разбирался в ситуации и выяснил: на цены не в силах повлиять даже трехкратные угрозы Премьер-министра.
Уж в чем-чем, а в завидном постоянстве казахстанскому премьеру точно не откажешь. Раз в месяц Карим Масимов одно и то же говорит одним и тем же людям. Первое поручение разобраться с ценами на южноказахстанском рынке ГСМ главам Минэнерго и АЗК, а также акиму области было дано еще в сентябре на совещании в Астане.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Проведите расследование, накажите, кто там балуется с ценами.
Потом в октябре во время визита в Шымкент.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Тех, кто балуется, знаем, накажем.
И, наконец, на вчерашнем заседании правительства.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Ответственных обязательно нужно наказать, кто балуется с ценами.
Но даже после трехкратной угрозы премьера никого так и не наказали, и "баловства" на топливном рынке не убавилось. Напротив, с каждым выступлением Масимова ситуация становилась еще хуже. Если сначала в Шымкенте не было только бензина, то сейчас из свободной продажи исчезла уже и солярка.
Бауржан Медеуов, директор транспортной компании:
- Если водители заправляли за 50 тенге, сейчас – 75 тенге, и не найдешь дизтопливо, везде талоны. Выручка у нас понизилась, за 3 дня посчитали – 235 тысяч мы в убытке. Как кредиты закрывать, как работать? Если сейчас не будет солярки, водители встанут, они скажут: мы не можем план сдавать.
Водители уже встали. 25% городского транспорта не выходит на маршруты – нечем заправлять автобусы. Добраться с работы домой теперь большая проблема.
Дархан Каюпов, председатель ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- Самый серьезный вопрос – вечерние рейсы мы не доделываем до конца, потому что водитель ищет бензин и керосин. Почему он должен стоять в очереди 1,5-2 часа? Мы в городской, областной акимат пишем, но не можем получить ответ. Когда этот беспредел кончится?
Получить ответ попытались и в антимонопольном ведомстве. Специалисты подозревают крупных поставщиков ГСМ в ценовом сговоре, ведь поставки топлива за последний месяц на 40% превысили обычную потребность области.
Жанат Кожахметов, заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции:
- Данная ситуация искусственно создана операторами, закрепленными на ГСМ. По оперативным сведениям, эти операторы вывозят за пределы области ГСМ по более высоким ценам.
Акима области это заявление, как минимум, удивило.
Аскар Мырзахметов, аким Южно-Казахстанской области:
- Мы категорически не согласны, это дезинформация, ни 1 литра в сторону не увозится. Более того, мы можем сказать, что благодаря тому, что мы работаем с операторами, разница в цене у нас составляет 10-15 тенге.
Выходит, цены на ГСМ, и без того одни из самых высоких в стране, могли бы быть еще выше. Ситуация для региона, имеющего собственный НПЗ, парадоксальная.
Евгений Дробязко, www.ktk.kz
Уж в чем-чем, а в завидном постоянстве казахстанскому премьеру точно не откажешь. Раз в месяц Карим Масимов одно и то же говорит одним и тем же людям. Первое поручение разобраться с ценами на южноказахстанском рынке ГСМ главам Минэнерго и АЗК, а также акиму области было дано еще в сентябре на совещании в Астане.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Проведите расследование, накажите, кто там балуется с ценами.
Потом в октябре во время визита в Шымкент.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Тех, кто балуется, знаем, накажем.
И, наконец, на вчерашнем заседании правительства.
Карим Масимов, Премьер-министр РК:
- Ответственных обязательно нужно наказать, кто балуется с ценами.
Но даже после трехкратной угрозы премьера никого так и не наказали, и "баловства" на топливном рынке не убавилось. Напротив, с каждым выступлением Масимова ситуация становилась еще хуже. Если сначала в Шымкенте не было только бензина, то сейчас из свободной продажи исчезла уже и солярка.
Бауржан Медеуов, директор транспортной компании:
- Если водители заправляли за 50 тенге, сейчас – 75 тенге, и не найдешь дизтопливо, везде талоны. Выручка у нас понизилась, за 3 дня посчитали – 235 тысяч мы в убытке. Как кредиты закрывать, как работать? Если сейчас не будет солярки, водители встанут, они скажут: мы не можем план сдавать.
Водители уже встали. 25% городского транспорта не выходит на маршруты – нечем заправлять автобусы. Добраться с работы домой теперь большая проблема.
Дархан Каюпов, председатель ассоциации автоперевозчиков г.Шымкента:
- Самый серьезный вопрос – вечерние рейсы мы не доделываем до конца, потому что водитель ищет бензин и керосин. Почему он должен стоять в очереди 1,5-2 часа? Мы в городской, областной акимат пишем, но не можем получить ответ. Когда этот беспредел кончится?
Получить ответ попытались и в антимонопольном ведомстве. Специалисты подозревают крупных поставщиков ГСМ в ценовом сговоре, ведь поставки топлива за последний месяц на 40% превысили обычную потребность области.
Жанат Кожахметов, заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции:
- Данная ситуация искусственно создана операторами, закрепленными на ГСМ. По оперативным сведениям, эти операторы вывозят за пределы области ГСМ по более высоким ценам.
Акима области это заявление, как минимум, удивило.
Аскар Мырзахметов, аким Южно-Казахстанской области:
- Мы категорически не согласны, это дезинформация, ни 1 литра в сторону не увозится. Более того, мы можем сказать, что благодаря тому, что мы работаем с операторами, разница в цене у нас составляет 10-15 тенге.
Выходит, цены на ГСМ, и без того одни из самых высоких в стране, могли бы быть еще выше. Ситуация для региона, имеющего собственный НПЗ, парадоксальная.
Евгений Дробязко, www.ktk.kz
|