О запрете правых рулей, Начальник УДП ДВД Алматы Бахыткельды АЙХИМБЕКОВ.
dead 22 Июня 2007 в 08:34:49
Александр, Алматы:
— Правда ли, что с 2010 года могут запретить эксплуатацию праворулек? Готовится ли такой законопроект?
Б. А.: — Запрета на эксплуатацию еще нет! Есть постановление правительства о запрете на ввоз, действующее с начала 2007 года. Сейчас по поручению президента правительство рассматривает этот вопрос заново. И когда соответствующее решение будет принято, мы все об этом узнаем, в том числе и я, и вся дорожная полиция, и все граждане Казахстана.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза:
— Давайте организуем совместную встречу, круглый стол в эфире любого телеканала для обсуждения проблемы праворульных автомобилей с участием УДП, акимата, заинтересованных сторон. Наш союз готов предоставить документы и аргументы в защиту правого руля. Как вы к этому относитесь?
Б. А.: — Эту тему уже обсудили со всех сторон и на уровне правительства, и на последней конференции в Интернете этот вопрос задавали главе государства. На что президентом дано правительству дополнительное задание рассмотреть вопрос о возможности эксплуатации праворульных транспортных средств до полного износа. Пока эти вопросы не решатся и не будет принято окончательное решение, я думаю, обсуждать эту тему не имеет никакого смысла.
Э.Э.: — А что вы думаете по этому поводу не как официальное, а как частное лицо? Лишать граждан частной собственности — это нормально?
Б.А.: — Так как я не член правительства, отвечать за решение этого вопроса не могу. Ну а мое личное мнение — нужно разрешить эксплуатацию до полного износа уже имеющихся автомобилей.
Григорий:
— Господин Тусумов (начальник Комитета дорожной полиции МВД РК. — Ред.) в одном из своих выступлений сказал, что потребители знали, что праворульные машины опасны и, тем не менее, покупали их. Но ведь эти машины ввозили и законно продавали на территории Казахстана. Так почему вдруг их признали опасными? И если дорожная полиция знала, что они опасны, почему изначально не пресекли их ввоз и продажу?
Б.А.: — То, что машины с правым рулем опасны, — очевидно. Если в стране правостороннее движение, руль должен находиться слева. Я не устану повторять, что когда разрабатывались первые правила движения, предусматривалось самое безопасное и обзорное место для водителя в зависимости от стороны движения по дороге. Поэтому, если движение правостороннее, как у нас в стране, руль должен быть слева, и, соответственно, при левостороннем движении — наоборот.
То, что расположение руля с другой стороны вызывает определенные трудности при движении по дорогам, например, обгоне — неоспоримо, и доказывать это сейчас не нужно. Конечно, следует учитывать и индивидуальные способности каждого водителя... А что касается высказывания Тусумова, я таких слов не слышал, поэтому комментировать не могу.
Сергей Уткин, адвокат:
— Я сейчас сужусь с Тусумовым, и главный вопрос разбирательств — опасность праворульных автомобилей. В какой момент они таковыми стали и на основании каких документов? Может, проводились специальные экспертизы?
Б.А.: — Вопрос по правым рулям оскомину уже набил, я вас как собственника понимаю, и никаких претензий к вашей собственности не имею, но тот факт, что праворульные авто опасны, — не вызывает сомнений.
С.У.: — Свою машину я купил в 2004 году, ездил на ней, и никто не говорил мне, что это опасно. Непонятно, на чем основана статистика, на которую ссылаются противники правого руля. Например, водитель машины с правым рулем может быть и не прав, но сам руль-то тут при чем?
Б.А.: — Чем больше становилось зарегистрированных автомобилей с правым рулем, тем больше создавалось проблем и аварий — и с правым, и с левым рулем. Вы же согласны, что затруднена видимость при обгоне? А по статистике могу сказать, что определить первичную вину в ДТП можно: есть показания самих участников движения, признающих свою вину. Я не говорю, что это повально, но такие факты есть. Если вам нужны дополнительные сведения и данные, то по всем следственным действиям, которые проводились дознавательным отделом УДП ДВД Алматы, вы можете получить информацию.
О кредитовании и страховании
Директор Департамента по страховому сектору и небанковским финансовым организациям Казахстанской ассоциации финансистов Аскар ЕРНАЗАРОВ.
Антон Павлов, владелец японского автомобиля с правым рулем:
— Меня интересует, изменится ли система обязательного страхования праворульных автомобилей, если решение о запрете эксплуатации все-таки будет принято?
А.Е.: — Различия в новом законе по страхованию обязательной страховой гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) в зависимости от расположения руля не предусмотрены. Поэтому и леворульные, и праворульные, в том числе и с перенесенным рулевым механизмом автомобили страхуются на одинаковых условиях.
А.П.: — А что вы можете сказать о системе добровольного страхования? Почему с этим возникли проблемы и некоторые компании понизили ставку для праворульных автомобилей, а то и вовсе отказались страховать их?
А.Е.: — Проблема в том, что надо учитывать детальную статистику аварийности, которой, увы, нет. Нам нужно знать, к какой группе риска относится водитель, его стаж и так далее. Например, на праворульных в основном молодежь ездит, а по левому рулю нам надо такую же статистику, чтобы сделать выводы. Тут будет учитываться риск страхования. Решающий момент в том, что праворульки стали нон-грата, и получается, что эти машины сами по себе ничего не стоят.
Начальник Управления новых проектов страховой компании Ирина АБРОНОВА.
Алия Есенгужаева:
— Хочу застраховать свое праворульное авто по добровольной системе от всех рисков, могут ли страховые компании отказать мне в этом?
И. А.: — Страховщики ждут. Если запрет на правые рули все-таки наступит, ожидается, что клиенты станут умышленно причинять вред своим машинам, чтобы получить страховое вознаграждение. Это главная причина, почему идут отказы в страховании праворульных машин по добровольной системе. Страховщики боятся получить коллективный убыток. И имеют право отказаться от предоставления таких услуг.
А.П.: — А если я переставлю руль? Допустим, это будет переделка, прошедшая сертификацию по всем стандартам, можно ли ее застраховать?
И.А. : — Это очень сложный вопрос. С одной стороны, уменьшается риск специальной порчи имущества. С другой — нет статистики по переделанным автомобилям. И, скорее всего, страховщики включат риск ответственности за последствия переделки в договор страхования. То есть, если при возникновении страхового случая будет доказано, что авария произошла из-за переделанного руля или некачественно выполненной работы, то это риск исключения, и ответственность возлагается на тех, кто проводил эти работы с автомобилем.
Директор Департамента по банковскому сектору Казахстанской ассоциации финансистов Серик ЕРМЕКБАЕВ.
Илияс:
— Я взял кредит летом 2006 года на праворульный автомобиль. Могу ли я отдать машину банку в счет погашения оставшихся платежей?
С. Е.: — До истечения выплат по кредиту автомобиль принадлежит банку и вернуть его в счет погашения невозможно. Но если стоимость залогового имущества, то есть самого автомобиля не меньше, чем остаточные платежи, то, в принципе, такая возможность есть.
Анна Павлова:
— Интересно, если на автомобиле руль был переставлен на левую сторону, могу ли я получить кредит на обычных условиях под залог такого автомобиля?
С. Е.: — По переделкам решение принимает кредитный комитет банка. Если в техпаспорте есть все отметки и автомобиль прошел сертификацию по всем стандартам, то банк, в принципе, может выдать кредит. Но опять же, кредитный комитет рассматривает каждую ситуацию и оценивает возможные риски, и если они, по мнению банка, будут велики, то в выдаче кредита могут отказать. Каждая ситуация индивидуальна.
В следующем еженедельнике мы опубликуем вторую часть ответов на вопросы читателей о проблемах автострахования и кредитования, а также о том, как идет борьба с нарушителями правил, куда обращаться и что делать, если дорожный полицейский вымогает взятку.
Предложение страховщиков УДП:
— Организации, получающие разрешения на переделку рулей, должны сами страховать свои риски. Если к этому допустят частные компании, которые некомпетентны в этих вопросах, то это приведет не только к страховым выплатам, но и к человеческим жертвам. Поэтому страховщики считают, что заниматься переоборудованием должны крупные организации и только с разрешения заводов-изготовителей.
Бахыткельды АЙХИМБЕКОВ: — Разрешения выдает не дорожная полиция, а научно-исследовательский институт, где рассматривается заявление, технические возможности компаний. После чего дается заключение. Но ваше предложение следует учесть.
21 июнь 2007
|