Омурзак ТУСУМОВ, председатель комитета дорожной полиции МВД РК: Талоны снизят аварийность
dead 09 Февраля 2008 в 09:44:15
Новость о введении талонов к водительскому удостоверению (ТВУ) вызвала большой резонанс в обществе. Казахстанские водители восприняли очередное ноу-хау в штыки. Причин тому несколько: непрозрачность главного поставщика талонов АО “Kazakhstan processing center” (КПЦ), отсутствие какой-либо логики в системе выдачи талонов и, наконец, неразбериха с ценами на них.
С момента выхода нашей первой статьи на эту тему (см. “Не было печали - талоны навязали”, “Время” от 30.1.2008 г.) в редакцию поступили сотни вопросов от наших читателей. Наиболее актуальные из них мы решили переадресовать главе Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзаку ТУСУМОВУ (на снимке).
- Омурзак Толеуович, кому и когда пришла в голову идея ввести талоны?
- Идея о введении талонов была разработана в Министерстве внутренних дел в 2004 году. Тогда мы внесли в Административный кодекс Республики Казахстан поправки, которые позволяли бы вести фиксацию взысканий за нарушения ПДД, но для этого нужен был талон к водительскому удостоверению. Эта норма была введена законом от 9 декабря 2004 года. То есть она была нужна для принятия своевременных административных мер к лицам, допускающим систематические правонарушения. По старой норме как было: хоть один раз проехал на красный свет - штраф один МРП, хоть десять раз проехал - тот же самый штраф. Но если один раз человек нарушил - это может быть случайность, а если три раза, то, я считаю, к нему необходимо применять более жесткие меры воздействия. С такой идеей мы в 2004 году и внесли изменения в статьи 45 и 700 Административного кодекса о том, что должен быть талон, в который будут заноситься сведения о нарушениях водителя.
- Обсуждался ли вопрос о талонах в парламенте?
- Обычно сначала принимают закон, потом к нему уже реализуются подзаконные акты. Мы сразу же вышли с предложением в правительство, обсчитали, во сколько бюджету обойдется введение талонов - их выдача, обслуживание, организация рабочих мест и т.д. Сумма получилась порядочная - чуть менее двух миллиардов тенге. Но правительство нам сказало: в бюджете таких средств нет, попытайтесь реализовать этот проект за счет частных инвестиций. Но мы никого не смогли найти.
Вопрос о талонах остро встал в прошлом году, когда в стране резко возросла аварийность, о чем я, если помните, отчитывался на заседании Совета безопасности. Нужно было ужесточить наказание злостных нарушителей, систематически совершающих нарушения ПДД. И поэтому мы внесли в правительство согласованный проект постановления о введении талонов. Это было в декабре 2006 года. Проект был согласован с Минюстом, Министерством индустрии и торговли, Министерством транспорта и коммуникаций, Минфином и даже с МИДом. Постановление №6 было принято 9 января 2007 года. Этим постановлением мы ввели в ПДД норму, согласно которой водитель должен иметь наряду с водительским удостоверением талон, и вторым пунктом ввели образец водительского удостоверения, порядок его регистрации, оформления, фиксации административных взысканий и функции ТВУ. Во исполнение этого постановления в МВД мы создали рабочую группу, куда вошли сотрудники комитета дорожной полиции, юридического департамента, департамента технической службы, департамента финансового обеспечения и две фирмы - центр информационных технологий ТОО “Лотон” и АО “Kazakhstan processing center”. Рабочая группа разработала ряд приказов. Приказом № 105 от 15 марта мы утвердили образец ТВУ, этим же приказом определили сроки их выдачи, другим приказом №106 утвердили техзадание системы электронного учета и мониторинг населения на исполнение налоговых взысканий. Этим же приказом начальникам ДВД областей было поручено изыскать необходимые на эти цели средства за счет местного бюджета. Приказом № 317 мы утвердили правила регистрации и оформления адмвзысканий и иные функции талона. Разработали типовой договор между АО “КПЦ” и ДВД, договор аренды этой системы. Кстати, к этому времени стоимость введения талонов оценивалась уже в 3 миллиарда тенге. В декабре прошлого года мы заключили договор аренды и начали выдавать талоны в Астане и Алматы, а с января этого года - по всей республике. Хотя должны были начать выдачу талонов с августа. Задержка произошла по вине поставщиков - это АО “Kazakhstan processing center”. Все три миллиона талонов изготовлены в Израиле. Завозить их начали только в конце ноября 2007 года. Плюс к этому поставщик обеспечивает сотрудников дорожной полиции специальными терминалами для считывания с талонов - это порядка двух с половиной - трех тысяч терминалов.
- То есть талоны и терминалы приобретаются за счет бюджета?
- Нет, за счет АО “Kazakhstan processing center”. Терминалы, ридеры, компьютеры, ноутбуки - все за их счет. Мы лишь платим арендную плату за оборудование.
- Какова стоимость аренды?
- Аренда обошлась нам примерно в 29 млн. 742 тысячи тенге.
- Эта за месяц или за год?
- За год и по всем областям. В среднем годовая стоимость аренды оборудования для одной области равна примерно двум миллионам - где-то больше, где-то меньше.
- Почему МВД не проводило тендер среди потенциальных исполнителей этого проекта, а в качестве поставщиков талонов сразу же был выбран КПЦ?
- Дело в том, что никто, кроме них, не изъявил желания принять участие в этом проекте. Кроме того, я не финансист, но, насколько мне известно, тендер проводится только тогда, когда стоимость услуг превышает две тысячи МРП. Здесь же сумма аренды меньше, поэтому тендер не проводился. Наши финансисты сами отработали этот вопрос.
- А в Национальном процессинговом центре нам сказали, что обращались к вам со своим проектом: начать выпуск талонов на базе карточек Kazcard. Но МВД им отказало.
- А что такое Национальный процессинговый центр и что такое Kazcard?
- Это первая казахстанская платежная карточка.
- Мы обращались в банки второго уровня - они отказались. У меня есть письма с их отказом. Зачем они так говорят?
- Это не банк. Это процессинговый центр.
- Они к нам не обращались. Пусть подтвердят, что мы им отказали. Я уже пять лет руковожу этим ведомством и не помню, чтобы они к нам обращались. Изъявили желание только АО “Процессинговый центр” и ТОО “Лотон”. Но “Лотон” потом отказался. Сказали, что для них в этом проекте большой выгоды нет.
- И все-таки какова была нужда в ТВУ? Ведь сначала были введены водительские права с чипом, в которых также имеется возможность фиксировать информацию о правонарушениях. Единственная разница между талонами и правами в том, что с помощью талона можно оплачивать штрафы на месте. С другой стороны, наивно полагать, что наши водители добровольно согласятся фиксировать свои правонарушения, учитывая, что после трех правонарушений дело будет отправляться в административный суд. Скорее всего, они постараются на месте решить проблему с сотрудником дорожной полиции, по старинке откупившись от него, чтобы он не фиксировал нарушение ПДД.
- Безусловно, если у человека двадцать правонарушений, он и без талона сможет договориться. Талон первоначально хотели ввести такой, чтобы просто в нем фиксировать правонарушения и взыскания за эти нарушения. Раньше водители могли на месте оплатить штраф инспектору, а тот давал взамен квитанцию. Нас тогда упрекнули в том, что это коррупция. Все думали, что инспектор себе наличку в карман кладет. Мы поэтому от этого отказались. Потом люди стали нам писать: “Мы согласны с тем, что нарушили, но зачем на меня протокол составлять, потом заставлять меня отстаивать очередь в сберкассе? Время, которое я теряю, несоизмеримо с штрафами. Почему инспекторы не могут взять штраф на месте?”. Идею ввести талон, с помощью которого можно производить оплату, нам сами люди подсказали. А чтобы коррупция не процветала, мы будем ставить камеры видеонаблюдения в тех местах, где стоят наряды дорожной полиции. Кроме того, нам на три года выделяются деньги для оригинальной программы: мы хотим каждую патрульную машину напичкать камерами и записывающими устройствами. Будет записываться весь процесс движения в течение смены - кого инспектор остановил, как он себя ведет и т.д. То есть с коррупцией мы будем бороться очень серьезно.
- Тем не менее водители постараются не допустить, чтобы в талонах фиксировали их правонарушения.
- Мы над этим работаем. Эта проблема есть, и я этого не скрываю. Ведь если ты хочешь, чтобы талон был чистый, то, и в первый раз нарушив, дашь взятку инспектору. Но 85 процентов водителей в Казахстане - законопослушные граждане. А 15-20 процентов - злостные нарушители. У нас доходило до того, что некоторые такие граждане имели по 25-30 неоплаченных штрафов, и мы не могли с ними ничего сделать. Два месяца истекло, а суд не может лишить нарушителя прав, потому что он в суд не является. А здесь инспектор сразу на месте будет проверять, сколько нарушений, сколько штрафов, и сразу же сможет изъять у такого водителя права. Самое главное, что даже в случае изъятия прав талон остается у водителя.
- Но пресс-секретарь КПЦ Павел УСТЮГОВ утверждал, что талоны можно будет сдать в любой момент, если ты, допустим, уезжаешь в длительную командировку или предпочитаешь сезонное вождение.
- Это его проблемы. Он ничего не знает. Что он в дебри кидается?! Говорит, что деньги возвратит. Кто будет деньги возвращать? Если ты к нему придешь и сдашь талон на месяц, он, что ли, будет деньги возвращать? Вот из-за его неправильных комментариев вся эта шумиха пошла. Кстати, то, что мы сейчас в некоторых местах не выдаем талоны, - это из-за того, что он (Устюгов. - Ред.) нам выдает талоны малыми порциями. Мы выдаем талоны двух видов - бесплатные и платные…
- Помнится, вы заверяли меня, что все талоны будут бесплатными.
- Да, первоначально так и планировалось. Но когда было решено снабдить талоны дополнительными функциями, которые требуют материальных затрат, решили ввести еще и платные талоны. КПЦ нам предложил следующее: если человек хочет талон с наворотами - цифровая подпись, возможность оплачивать штраф на месте и т.д., то пусть платит за него. Если не хочет - то пусть берет обычный бесплатный талон без наворотов. Но потом депутаты нам указали: а зачем бесплатный талон нужен вообще, если от него нет никакой пользы? Ведь в этом талоне инспектор не сможет на месте внести отметку, что взыскание исполнено. Ему для этого потребуется ехать в административный центр. А так он сможет сразу на месте внести всю информацию.
- То есть, получается, бесплатных талонов теперь не будет совсем?
- Нет, бесплатные талоны будут. Но все талоны будут навороченные, со всеми дополнительными функциями.
- А в чем тогда разница? Почему один человек должен будет платить за этот талон, а другой нет?
- Мы определились так. Есть у нас определенная категория льготников. Согласно данным Минтруда, таких у нас около 15 процентов населения. Им мы будем выдавать талоны бесплатно. К ним относятся Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой славы, “Отан”, “Халық Каhарманы”, многодетные матери, участники и инвалиды войны, пенсионеры и т.д. На сегодняшний день бесплатно выдано 12664 талона. В целом же выдано 42 тысячи талонов.
- Теперь эти бесплатные талоны необходимо будет менять: ведь, по словам Устюгова, они без дополнительных функций.
- Нет. Я еще раз говорю, этот Устюгов достал уже меня. Простых талонов нет. С самого начала изготавливались талоны с дополнительными функциями.
- Я разговаривал со специалистами Казкоммерцбанка, клиенты которого могут оплатить более тридцати видов налогов через интернет-портал. По их словам, существует возможность связать банковский интерфейс с терминалом дорожной полиции, благодаря чему водитель мог бы оплачивать штраф посредством обычной банковской карточки.
- Но банки же на это не пошли. Кроме того, основное предназначение талона - учет административных нарушений. Все остальные возможности сделаны для удобства водителя.
- У нас есть информация, что КПЦ требовал с УДП ДВД Алматы 14 млн. тенге за компакт-диск с программным обеспечением для терминалов. В Казахстане 16 областей. Умножьте это количество на 14 млн. - получится 224 млн. тенге. Кроме того, они просили городской акимат выделить им 50 млн. тенге на реализацию данного проекта.
- Да, было такое. Я этого не отрицаю. Это у них не прошло. Ребята просто не подумали. Им оплатят только за аренду оборудования. Я не знаю, что они думали. Ведь они со временем получат доход в несколько миллиардов тенге. У них на местах многие люди себя неправильно ведут. Есть такое. Кстати, не подумайте, что я хвастаюсь, но в прошлом году, когда в Алматы была выставка инновационных технологий, эти талоны были продемонстрированы главе государства. Они ему сильно понравились. Он дал высокую оценку. Мало того, в прошлом году, когда в Новосибирске была встреча нашего президента и президента РФ, талоны понравились и Путину. Сейчас и Россия хочет их ввести. Это очень удобно. Кстати, мы хотели ввести в законопроект, что по талону можно будет оплачивать штрафы размером до 5 МРП, но депутаты хотят увеличить эту сумму до 25 МРП. То есть водитель с помощью талона сможет оплатить максимальный штраф. Это великолепно.
- Банкиры утверждают, что выпуск талонов - это лицензируемая деятельность. Если КПЦ занимается их выпуском, то он должен открывать клиентский счет в своей базе, на который будут поступать деньги обладателя талона.
- КПЦ, насколько я знаю, уже отработал все вопросы с банками. Одно могу сказать - деньги будут идти через банк, а не через КПЦ. Были вопросы, почему деньги идут только через Сбербанк России, но эти вопросы не к нам.
- Интересно, откуда взялась цена 2 тысячи тенге? Именно эту сумму я заплатил за талон.
- Ты поспешил с покупкой талона. Мы заставили КПЦ внести в Агентство по регулированию естественных монополий на согласование сумму в размере 1,5 МРП. Утвердят эту ставку или нет, я пока не знаю. Это не наша функция, и я стараюсь не лезть в это дело. Самое главное, что мы добились от них сделать калькуляцию. По стране должна быть единая цена на талоны. Мы ведь не США, где в каждом штате свои законы и свои цены.
- Почему копии документов остаются в КПЦ? На каком основании частная компания формирует свою базу данных? Это касается не только КПЦ, но и того же “Лотона”, например.
- Они не формируют базу данных. Эти документы будут сдаваться в дорожную полицию, и мы эти данные вносим в базу данных. КПЦ лишь обеспечивает техническую часть процесса. Я не хочу особо вникать в этот вопрос. Единственным нашим требованием было то, что каждый выданный талон должен быть зарегистрирован у нас. Поэтому они предоставляют нам вместе с заявлением водителя копии его документов. Это делается для того, чтобы человек не смог дважды получить талон. Мы выявили в Алматы случай, когда человек два раза получил в КПЦ талон. А это недопустимо.
- А на каком основании на обратной стороне талона размещена реклама частной юридической фирмы, у которой довольно внушительные расценки за услуги? Какая сумма была оплачена за эту рекламу и на чей счет поступили эти деньги? Ведь, учитывая тираж талонов - 3 млн. штук, деньги наверняка немалые.
- В образце, утвержденном МВД, этой рекламы нет. Я дам поручение разобраться с этим вопросом.
- Вам не кажется, что введение талонов - это попытка создать очень большую кормушку на ровном месте?
- Такие разговоры ходят всегда. Мы права вводили - нас в этом обвиняли, номера вводили - то же самое было. Сейчас талоны вводим - и снова нас обвиняют в том, что мы создаем кормушку. Если бы государство выделило нам деньги, мы бы с частными структурами не связывались. Для нас конечная цель - сохранить жизнь людей и сократить количество аварий. Вы статистику ДТП видели? У нас из 100 пострадавших в ДТП гибнут 18 человек. А, к примеру, в той же Дании, где уровень автомобилизации населения составляет 700-800 автомобилей на 1000 человек (у нас этот показатель равен 172 автомобилям), гибнут всего шесть человек. Они добились этого ужесточением наказаний. В том же Лондоне, где узкие улицы, нет заторов: никто не сигналит, никто на встречную полосу не выезжает. Сколько мы всего предлагали правительству, чтобы добиться таких же результатов, а нам говорят: “У нас нет таких денег”. Но ведь в Казахстане за последние десять лет в ДТП погибли 28 тысяч человек. Для сравнения: в 10-летней афганской войне погибли из всего Советского Союза 13 тысяч человек. С этим же надо как-то бороться.
- Но, может быть, стоило подождать, пока в правительстве появятся деньги? Жили же без талонов. Ведь теперь вокруг КПЦ появляются какие-то непонятные фирмы. К примеру, то же ИП “Real Systems Almaty”, на счет которого перечисляются деньги за талоны.
- Мы разберемся с этим вопросом тоже. А что касается вашего предложения подождать, то в 2000 году в Казахстане погибли 2055 человек, в 2001-м - 2217, в 2002-м - 2410, в 2003-м - 2754, в 2004-м - 3136, в 2205-м - 3374, в 2006-м - 4271, в прошлом году - уже 4365 человек. Чего ждать? За семь лет количество погибших в два с лишним раза возросло!
- То есть, вы думаете, талоны помогут?
- Конечно, помогут. В прошлом году, когда мы стали применять жесткие меры, поднялся показатель взыскаемости штрафов. Судьи стали лишать прав больше водителей. При росте автопарка страны на 22,5 процента мы снизили аварийность на 0,6 процента! Сейчас закон заработает, аварийность еще больше снизится. Кстати, если поправки в Административный кодекс утвердят, то будет так: если водитель на месте не оплатил по талону штраф, на него будет составляться протокол и будет изыматься водительское удостоверение. Вот когда по его карману начнут бить, он тогда почувствует ответственность.
- На талоне обязательно должны быть деньги?
- Нет. Такой нормы нет. Если человек не хочет класть деньги на талон и, соответственно, ему нечем рассчитаться на месте, то на него составляется протокол, у него изымается водительское удостоверение и даются временные права на 30 суток, в течение которых он должен оплатить штраф.
- То есть деньги на талоне должны быть?
- Если водителю удобно, то да.
- А если их нет, у водителя заберут права?
- Да, то есть так, как сейчас. Но обязаловки нет.
- Получается так же, как с талонами. Хочешь получить бесплатный талон - жди, когда они появятся, если появятся вообще. Не хочешь ждать - покупай.
- Бесплатные талоны есть, но для льготных категорий. Если льготнику не дают бесплатный талон, пусть обратится ко мне. Я приму меры.
- Кстати, в Алматы сейчас по многим предприятиям ездят представители различных компаний и предлагают приобрести талоны оптом, но уже по цене 4 тысячи за талон.
- Это выбор каждого человека: если он готов платить такие деньги за то, чтобы не стоять в очереди, то почему бы и нет? Пусть хоть сорок тысяч платит - мне какая разница? КПЦ - владелец этих талонов. Фирмы-посредники - его головная боль. Наша задача - обеспечить всех людей талонами до 1 июля и чтобы эти талоны были зарегистрированы в нашей базе. Если после 1 июля у водителя не будет талона, то он не сможет управлять автомашиной.
Беседовал Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Время
С момента выхода нашей первой статьи на эту тему (см. “Не было печали - талоны навязали”, “Время” от 30.1.2008 г.) в редакцию поступили сотни вопросов от наших читателей. Наиболее актуальные из них мы решили переадресовать главе Комитета дорожной полиции МВД РК Омурзаку ТУСУМОВУ (на снимке).
- Омурзак Толеуович, кому и когда пришла в голову идея ввести талоны?
- Идея о введении талонов была разработана в Министерстве внутренних дел в 2004 году. Тогда мы внесли в Административный кодекс Республики Казахстан поправки, которые позволяли бы вести фиксацию взысканий за нарушения ПДД, но для этого нужен был талон к водительскому удостоверению. Эта норма была введена законом от 9 декабря 2004 года. То есть она была нужна для принятия своевременных административных мер к лицам, допускающим систематические правонарушения. По старой норме как было: хоть один раз проехал на красный свет - штраф один МРП, хоть десять раз проехал - тот же самый штраф. Но если один раз человек нарушил - это может быть случайность, а если три раза, то, я считаю, к нему необходимо применять более жесткие меры воздействия. С такой идеей мы в 2004 году и внесли изменения в статьи 45 и 700 Административного кодекса о том, что должен быть талон, в который будут заноситься сведения о нарушениях водителя.
- Обсуждался ли вопрос о талонах в парламенте?
- Обычно сначала принимают закон, потом к нему уже реализуются подзаконные акты. Мы сразу же вышли с предложением в правительство, обсчитали, во сколько бюджету обойдется введение талонов - их выдача, обслуживание, организация рабочих мест и т.д. Сумма получилась порядочная - чуть менее двух миллиардов тенге. Но правительство нам сказало: в бюджете таких средств нет, попытайтесь реализовать этот проект за счет частных инвестиций. Но мы никого не смогли найти.
Вопрос о талонах остро встал в прошлом году, когда в стране резко возросла аварийность, о чем я, если помните, отчитывался на заседании Совета безопасности. Нужно было ужесточить наказание злостных нарушителей, систематически совершающих нарушения ПДД. И поэтому мы внесли в правительство согласованный проект постановления о введении талонов. Это было в декабре 2006 года. Проект был согласован с Минюстом, Министерством индустрии и торговли, Министерством транспорта и коммуникаций, Минфином и даже с МИДом. Постановление №6 было принято 9 января 2007 года. Этим постановлением мы ввели в ПДД норму, согласно которой водитель должен иметь наряду с водительским удостоверением талон, и вторым пунктом ввели образец водительского удостоверения, порядок его регистрации, оформления, фиксации административных взысканий и функции ТВУ. Во исполнение этого постановления в МВД мы создали рабочую группу, куда вошли сотрудники комитета дорожной полиции, юридического департамента, департамента технической службы, департамента финансового обеспечения и две фирмы - центр информационных технологий ТОО “Лотон” и АО “Kazakhstan processing center”. Рабочая группа разработала ряд приказов. Приказом № 105 от 15 марта мы утвердили образец ТВУ, этим же приказом определили сроки их выдачи, другим приказом №106 утвердили техзадание системы электронного учета и мониторинг населения на исполнение налоговых взысканий. Этим же приказом начальникам ДВД областей было поручено изыскать необходимые на эти цели средства за счет местного бюджета. Приказом № 317 мы утвердили правила регистрации и оформления адмвзысканий и иные функции талона. Разработали типовой договор между АО “КПЦ” и ДВД, договор аренды этой системы. Кстати, к этому времени стоимость введения талонов оценивалась уже в 3 миллиарда тенге. В декабре прошлого года мы заключили договор аренды и начали выдавать талоны в Астане и Алматы, а с января этого года - по всей республике. Хотя должны были начать выдачу талонов с августа. Задержка произошла по вине поставщиков - это АО “Kazakhstan processing center”. Все три миллиона талонов изготовлены в Израиле. Завозить их начали только в конце ноября 2007 года. Плюс к этому поставщик обеспечивает сотрудников дорожной полиции специальными терминалами для считывания с талонов - это порядка двух с половиной - трех тысяч терминалов.
- То есть талоны и терминалы приобретаются за счет бюджета?
- Нет, за счет АО “Kazakhstan processing center”. Терминалы, ридеры, компьютеры, ноутбуки - все за их счет. Мы лишь платим арендную плату за оборудование.
- Какова стоимость аренды?
- Аренда обошлась нам примерно в 29 млн. 742 тысячи тенге.
- Эта за месяц или за год?
- За год и по всем областям. В среднем годовая стоимость аренды оборудования для одной области равна примерно двум миллионам - где-то больше, где-то меньше.
- Почему МВД не проводило тендер среди потенциальных исполнителей этого проекта, а в качестве поставщиков талонов сразу же был выбран КПЦ?
- Дело в том, что никто, кроме них, не изъявил желания принять участие в этом проекте. Кроме того, я не финансист, но, насколько мне известно, тендер проводится только тогда, когда стоимость услуг превышает две тысячи МРП. Здесь же сумма аренды меньше, поэтому тендер не проводился. Наши финансисты сами отработали этот вопрос.
- А в Национальном процессинговом центре нам сказали, что обращались к вам со своим проектом: начать выпуск талонов на базе карточек Kazcard. Но МВД им отказало.
- А что такое Национальный процессинговый центр и что такое Kazcard?
- Это первая казахстанская платежная карточка.
- Мы обращались в банки второго уровня - они отказались. У меня есть письма с их отказом. Зачем они так говорят?
- Это не банк. Это процессинговый центр.
- Они к нам не обращались. Пусть подтвердят, что мы им отказали. Я уже пять лет руковожу этим ведомством и не помню, чтобы они к нам обращались. Изъявили желание только АО “Процессинговый центр” и ТОО “Лотон”. Но “Лотон” потом отказался. Сказали, что для них в этом проекте большой выгоды нет.
- И все-таки какова была нужда в ТВУ? Ведь сначала были введены водительские права с чипом, в которых также имеется возможность фиксировать информацию о правонарушениях. Единственная разница между талонами и правами в том, что с помощью талона можно оплачивать штрафы на месте. С другой стороны, наивно полагать, что наши водители добровольно согласятся фиксировать свои правонарушения, учитывая, что после трех правонарушений дело будет отправляться в административный суд. Скорее всего, они постараются на месте решить проблему с сотрудником дорожной полиции, по старинке откупившись от него, чтобы он не фиксировал нарушение ПДД.
- Безусловно, если у человека двадцать правонарушений, он и без талона сможет договориться. Талон первоначально хотели ввести такой, чтобы просто в нем фиксировать правонарушения и взыскания за эти нарушения. Раньше водители могли на месте оплатить штраф инспектору, а тот давал взамен квитанцию. Нас тогда упрекнули в том, что это коррупция. Все думали, что инспектор себе наличку в карман кладет. Мы поэтому от этого отказались. Потом люди стали нам писать: “Мы согласны с тем, что нарушили, но зачем на меня протокол составлять, потом заставлять меня отстаивать очередь в сберкассе? Время, которое я теряю, несоизмеримо с штрафами. Почему инспекторы не могут взять штраф на месте?”. Идею ввести талон, с помощью которого можно производить оплату, нам сами люди подсказали. А чтобы коррупция не процветала, мы будем ставить камеры видеонаблюдения в тех местах, где стоят наряды дорожной полиции. Кроме того, нам на три года выделяются деньги для оригинальной программы: мы хотим каждую патрульную машину напичкать камерами и записывающими устройствами. Будет записываться весь процесс движения в течение смены - кого инспектор остановил, как он себя ведет и т.д. То есть с коррупцией мы будем бороться очень серьезно.
- Тем не менее водители постараются не допустить, чтобы в талонах фиксировали их правонарушения.
- Мы над этим работаем. Эта проблема есть, и я этого не скрываю. Ведь если ты хочешь, чтобы талон был чистый, то, и в первый раз нарушив, дашь взятку инспектору. Но 85 процентов водителей в Казахстане - законопослушные граждане. А 15-20 процентов - злостные нарушители. У нас доходило до того, что некоторые такие граждане имели по 25-30 неоплаченных штрафов, и мы не могли с ними ничего сделать. Два месяца истекло, а суд не может лишить нарушителя прав, потому что он в суд не является. А здесь инспектор сразу на месте будет проверять, сколько нарушений, сколько штрафов, и сразу же сможет изъять у такого водителя права. Самое главное, что даже в случае изъятия прав талон остается у водителя.
- Но пресс-секретарь КПЦ Павел УСТЮГОВ утверждал, что талоны можно будет сдать в любой момент, если ты, допустим, уезжаешь в длительную командировку или предпочитаешь сезонное вождение.
- Это его проблемы. Он ничего не знает. Что он в дебри кидается?! Говорит, что деньги возвратит. Кто будет деньги возвращать? Если ты к нему придешь и сдашь талон на месяц, он, что ли, будет деньги возвращать? Вот из-за его неправильных комментариев вся эта шумиха пошла. Кстати, то, что мы сейчас в некоторых местах не выдаем талоны, - это из-за того, что он (Устюгов. - Ред.) нам выдает талоны малыми порциями. Мы выдаем талоны двух видов - бесплатные и платные…
- Помнится, вы заверяли меня, что все талоны будут бесплатными.
- Да, первоначально так и планировалось. Но когда было решено снабдить талоны дополнительными функциями, которые требуют материальных затрат, решили ввести еще и платные талоны. КПЦ нам предложил следующее: если человек хочет талон с наворотами - цифровая подпись, возможность оплачивать штраф на месте и т.д., то пусть платит за него. Если не хочет - то пусть берет обычный бесплатный талон без наворотов. Но потом депутаты нам указали: а зачем бесплатный талон нужен вообще, если от него нет никакой пользы? Ведь в этом талоне инспектор не сможет на месте внести отметку, что взыскание исполнено. Ему для этого потребуется ехать в административный центр. А так он сможет сразу на месте внести всю информацию.
- То есть, получается, бесплатных талонов теперь не будет совсем?
- Нет, бесплатные талоны будут. Но все талоны будут навороченные, со всеми дополнительными функциями.
- А в чем тогда разница? Почему один человек должен будет платить за этот талон, а другой нет?
- Мы определились так. Есть у нас определенная категория льготников. Согласно данным Минтруда, таких у нас около 15 процентов населения. Им мы будем выдавать талоны бесплатно. К ним относятся Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой славы, “Отан”, “Халық Каhарманы”, многодетные матери, участники и инвалиды войны, пенсионеры и т.д. На сегодняшний день бесплатно выдано 12664 талона. В целом же выдано 42 тысячи талонов.
- Теперь эти бесплатные талоны необходимо будет менять: ведь, по словам Устюгова, они без дополнительных функций.
- Нет. Я еще раз говорю, этот Устюгов достал уже меня. Простых талонов нет. С самого начала изготавливались талоны с дополнительными функциями.
- Я разговаривал со специалистами Казкоммерцбанка, клиенты которого могут оплатить более тридцати видов налогов через интернет-портал. По их словам, существует возможность связать банковский интерфейс с терминалом дорожной полиции, благодаря чему водитель мог бы оплачивать штраф посредством обычной банковской карточки.
- Но банки же на это не пошли. Кроме того, основное предназначение талона - учет административных нарушений. Все остальные возможности сделаны для удобства водителя.
- У нас есть информация, что КПЦ требовал с УДП ДВД Алматы 14 млн. тенге за компакт-диск с программным обеспечением для терминалов. В Казахстане 16 областей. Умножьте это количество на 14 млн. - получится 224 млн. тенге. Кроме того, они просили городской акимат выделить им 50 млн. тенге на реализацию данного проекта.
- Да, было такое. Я этого не отрицаю. Это у них не прошло. Ребята просто не подумали. Им оплатят только за аренду оборудования. Я не знаю, что они думали. Ведь они со временем получат доход в несколько миллиардов тенге. У них на местах многие люди себя неправильно ведут. Есть такое. Кстати, не подумайте, что я хвастаюсь, но в прошлом году, когда в Алматы была выставка инновационных технологий, эти талоны были продемонстрированы главе государства. Они ему сильно понравились. Он дал высокую оценку. Мало того, в прошлом году, когда в Новосибирске была встреча нашего президента и президента РФ, талоны понравились и Путину. Сейчас и Россия хочет их ввести. Это очень удобно. Кстати, мы хотели ввести в законопроект, что по талону можно будет оплачивать штрафы размером до 5 МРП, но депутаты хотят увеличить эту сумму до 25 МРП. То есть водитель с помощью талона сможет оплатить максимальный штраф. Это великолепно.
- Банкиры утверждают, что выпуск талонов - это лицензируемая деятельность. Если КПЦ занимается их выпуском, то он должен открывать клиентский счет в своей базе, на который будут поступать деньги обладателя талона.
- КПЦ, насколько я знаю, уже отработал все вопросы с банками. Одно могу сказать - деньги будут идти через банк, а не через КПЦ. Были вопросы, почему деньги идут только через Сбербанк России, но эти вопросы не к нам.
- Интересно, откуда взялась цена 2 тысячи тенге? Именно эту сумму я заплатил за талон.
- Ты поспешил с покупкой талона. Мы заставили КПЦ внести в Агентство по регулированию естественных монополий на согласование сумму в размере 1,5 МРП. Утвердят эту ставку или нет, я пока не знаю. Это не наша функция, и я стараюсь не лезть в это дело. Самое главное, что мы добились от них сделать калькуляцию. По стране должна быть единая цена на талоны. Мы ведь не США, где в каждом штате свои законы и свои цены.
- Почему копии документов остаются в КПЦ? На каком основании частная компания формирует свою базу данных? Это касается не только КПЦ, но и того же “Лотона”, например.
- Они не формируют базу данных. Эти документы будут сдаваться в дорожную полицию, и мы эти данные вносим в базу данных. КПЦ лишь обеспечивает техническую часть процесса. Я не хочу особо вникать в этот вопрос. Единственным нашим требованием было то, что каждый выданный талон должен быть зарегистрирован у нас. Поэтому они предоставляют нам вместе с заявлением водителя копии его документов. Это делается для того, чтобы человек не смог дважды получить талон. Мы выявили в Алматы случай, когда человек два раза получил в КПЦ талон. А это недопустимо.
- А на каком основании на обратной стороне талона размещена реклама частной юридической фирмы, у которой довольно внушительные расценки за услуги? Какая сумма была оплачена за эту рекламу и на чей счет поступили эти деньги? Ведь, учитывая тираж талонов - 3 млн. штук, деньги наверняка немалые.
- В образце, утвержденном МВД, этой рекламы нет. Я дам поручение разобраться с этим вопросом.
- Вам не кажется, что введение талонов - это попытка создать очень большую кормушку на ровном месте?
- Такие разговоры ходят всегда. Мы права вводили - нас в этом обвиняли, номера вводили - то же самое было. Сейчас талоны вводим - и снова нас обвиняют в том, что мы создаем кормушку. Если бы государство выделило нам деньги, мы бы с частными структурами не связывались. Для нас конечная цель - сохранить жизнь людей и сократить количество аварий. Вы статистику ДТП видели? У нас из 100 пострадавших в ДТП гибнут 18 человек. А, к примеру, в той же Дании, где уровень автомобилизации населения составляет 700-800 автомобилей на 1000 человек (у нас этот показатель равен 172 автомобилям), гибнут всего шесть человек. Они добились этого ужесточением наказаний. В том же Лондоне, где узкие улицы, нет заторов: никто не сигналит, никто на встречную полосу не выезжает. Сколько мы всего предлагали правительству, чтобы добиться таких же результатов, а нам говорят: “У нас нет таких денег”. Но ведь в Казахстане за последние десять лет в ДТП погибли 28 тысяч человек. Для сравнения: в 10-летней афганской войне погибли из всего Советского Союза 13 тысяч человек. С этим же надо как-то бороться.
- Но, может быть, стоило подождать, пока в правительстве появятся деньги? Жили же без талонов. Ведь теперь вокруг КПЦ появляются какие-то непонятные фирмы. К примеру, то же ИП “Real Systems Almaty”, на счет которого перечисляются деньги за талоны.
- Мы разберемся с этим вопросом тоже. А что касается вашего предложения подождать, то в 2000 году в Казахстане погибли 2055 человек, в 2001-м - 2217, в 2002-м - 2410, в 2003-м - 2754, в 2004-м - 3136, в 2205-м - 3374, в 2006-м - 4271, в прошлом году - уже 4365 человек. Чего ждать? За семь лет количество погибших в два с лишним раза возросло!
- То есть, вы думаете, талоны помогут?
- Конечно, помогут. В прошлом году, когда мы стали применять жесткие меры, поднялся показатель взыскаемости штрафов. Судьи стали лишать прав больше водителей. При росте автопарка страны на 22,5 процента мы снизили аварийность на 0,6 процента! Сейчас закон заработает, аварийность еще больше снизится. Кстати, если поправки в Административный кодекс утвердят, то будет так: если водитель на месте не оплатил по талону штраф, на него будет составляться протокол и будет изыматься водительское удостоверение. Вот когда по его карману начнут бить, он тогда почувствует ответственность.
- На талоне обязательно должны быть деньги?
- Нет. Такой нормы нет. Если человек не хочет класть деньги на талон и, соответственно, ему нечем рассчитаться на месте, то на него составляется протокол, у него изымается водительское удостоверение и даются временные права на 30 суток, в течение которых он должен оплатить штраф.
- То есть деньги на талоне должны быть?
- Если водителю удобно, то да.
- А если их нет, у водителя заберут права?
- Да, то есть так, как сейчас. Но обязаловки нет.
- Получается так же, как с талонами. Хочешь получить бесплатный талон - жди, когда они появятся, если появятся вообще. Не хочешь ждать - покупай.
- Бесплатные талоны есть, но для льготных категорий. Если льготнику не дают бесплатный талон, пусть обратится ко мне. Я приму меры.
- Кстати, в Алматы сейчас по многим предприятиям ездят представители различных компаний и предлагают приобрести талоны оптом, но уже по цене 4 тысячи за талон.
- Это выбор каждого человека: если он готов платить такие деньги за то, чтобы не стоять в очереди, то почему бы и нет? Пусть хоть сорок тысяч платит - мне какая разница? КПЦ - владелец этих талонов. Фирмы-посредники - его головная боль. Наша задача - обеспечить всех людей талонами до 1 июля и чтобы эти талоны были зарегистрированы в нашей базе. Если после 1 июля у водителя не будет талона, то он не сможет управлять автомашиной.
Беседовал Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Время
|