Активизация национал-патриотического движения в Казахстане
MrX 08 Апреля 2009 в 09:43:04
В последнее время в общественно-политической жизни Казахстана активизировали свою деятельность казахские и русские национал-патриотические организации. На страницах различных газет таких, например, как «Тас Жарган», «Жас Алаш», «Соотечественник», ряда интернет-сайтов вроде Азаттык-радио, Russians kz практически регулярно появляются статьи этнополитического толка, то есть задачей которых выступает оказание влияния на государство с целью защиты определенных интересов казахского и русского этноса Казахстана. Возможно, многие из наших читателей просматривали статьи такого характера и оставляли свои комментарии. Поэтому вам, наверное, не следует показывать, что национал-патриотического толка настроения в казахстанском обществе в настоящее время находятся в стадии своего приближения к апогею.
Вот относительно чего необходимо поразмышлять и привести аргументы так это касательно того, чем вызван такой всплеск национал-патриотических настроений в Казахстане?
Объективная реальность показывает, что социально-экономическое положение села находится в плачевном положении. В селах практически не функционируют какие-либо сельскохозяйственные предприятия. Плюс к этому на селе наблюдается рост населения за счет естественного воспроизводства и иммиграции оралманов. Все это привело к тому, что на селе присутствует ужасающая безработица. До экономического кризиса сельчане еще как-то перебивались заработками в крупных городах. Теперь же после повальных сокращений, остановки строек, снижения темпов производства на ряде крупных предприятий страны положение сельчан ухудшилось в разы. При этом, как известно, на селе доминирует казахское население. Тем самым наиболее сложное социально-экономическое положение сложилось именно у широких слоев сельчан-казахов.
Такое положение вещей незамедлительно вызвало рост недовольства реализуемой национальной политикой среди значительного количества представителей казахского народа, что следует из данных многочисленных социологических опросов.
Моноэтнизация рекрутирования кадров государственной власти, неопределенный статус русского языка и другие проблемы вызвали в свою очередь недовольство проводимой национальной политикой со стороны русского этноса Казахстана.
Следует отметить, что моноэтнизация казахстанских государственных органов вовсе не означает, что в данном случае приоритет отдается национальности чиновника. В этом процессе, судя по всему, имеет приоритет клановая, родовая связь, что и является одним из факторов отделения власти, в первую очередь, от интересов простых представителей коренного этноса, роста их недовольства реализуемой государственной политикой.
Вышеописанные обстоятельства стали благодатной почвой для развития казахского и русского национал-патриотического движения в лице таких, например, организаций как «Улт Тагдыры», «Халык Дабылы», «Лад» и т.п.
Кроме того, вышеприведенные факторы могут способствовать переструктуризации партийно-политического поля Казахстана, его наполнению новым содержанием на основе этнополитических требований широкого круга представителей казахского и русского этноса. Уже сейчас все более отчетливее вырисовывается перспектива того, что в ближайшем будущем радикальное крыло оппозиции будет оппонировать власти именно в поле этнополитики. По мнению президента Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Е. Алиярова, данные обстоятельства говорят о том, что в скором времени успешность властных притязаний во многом будет определяться способностью удовлетворять этнополитические запросы казахского народа. В виду наметившейся тенденции превалирования казахского населения при сохранении проблем села, национальной политики неизбежно будут расти его этнонационалистические настроения, что будет использоваться как разменная монета в политической борьбе. На взгляд независимого политолога С. Бельгибаева, возможно, именно поэтому самая крупная оппозиционная партия «Нагыз Ак жол» сменила не так давно свой политический бренд на «Азат», который стал заполняться этнополитическими требованиями широкого круга казахского народа.
В свою очередь активизация русских этнополитических организаций стала возможной, по всей видимости, не только за счет требований представителей русского этноса Казахстана, но также на основе поддержки официальных властей Российской Федерации. Так, 10 ноября 2008 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин утвердил
Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2009 - 2011 годы. Эта программа несколько отличается от предыдущей, действовавшей в 2006-2008 гг.
Во-первых, в утвержденной в прошлом году Программе есть новый пункт, согласно которому РФ будет содействовать консолидации организаций соотечественников.
Во-вторых, существенно расширены и приближены к практической применимости пункты Программы: «Защита прав и свобод соотечественников. Поддержка социально незащищенных слоев соотечественников» и «Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками,
содействие сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах соотечественников».
6 сентября прошлого года Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал Указ №1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества», «в целях повышения эффективности государственного управления в области международного сотрудничества», предписывающий упразднение Российского центра международного научного и культурного сотрудничества, и, в развитие положений Указа Президента России от 12 мая 2008 года, которым было создано Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, передающий функции Росзарубежцентра Федеральному агентству.
Кроме того, в ближайшее время, возможно, будет введена в действие так называемая «карта русского», т.е. свидетельство соотечественника РФ. Более того, можно считать, что поддержка русского населения в странах СНГ является в настоящее время одним из приоритетов внешней политики РФ. При этом, по всей видимости, русская диаспора рассматривается Россией как естественный фундамент ее геополитических планов.
В этой связи приведем некоторые высказывания министра иностранных дел РФ С. Лаврова, сказанные им в интервью «Российской Газете» в конце октября 2008 г.: «Добиваемся полного прекращения любой дискриминации наших соотечественников. Хотим, чтобы в мире знали: отношения России со всеми странами выстраиваются с учетом соблюдения ими прав и законных интересов российской диаспоры…В современных условиях все большую роль приобретает так называемая «мягкая сила» - способность воздействовать на окружающий мир с помощью своей цивилизационной, гуманитарно-культурной, внешнеполитической и иной привлекательности. Думается, что всю гамму наших многообразных связей с соотечественниками нужно выстраивать именно с учетом этих факторов». Очевидно, что вышеприведенные высказывания С. Лаврова относятся, в большей мере к государствам постсоветского пространства, где присутствует наибольший объем русской диаспоры. По мнению независимого политолога М. Казначеева, конкретные акценты реализации российской политики на постсоветском пространстве в разрезе поддержки интересов своих соотечественников можно будет уточнить после принятия закона о соотечественниках РФ. Но одно можно сказать уже сейчас, по-видимому, «мягкая сила» будет реализовываться и в РК, что, в частности, выразится в информационном воздействии на этническое пространство нашего государства.
В результате вышеописанных обстоятельств вполне вероятно, что мы станем свидетелями дальнейшего роста активности казахских и русских национал-патриотических организаций. В таких условиях существует опасность того, что рост политических требований русских организаций, национал-патриотического движения казахов будет взаимно стимулироваться и может привести к втягиванию в этнополитические конфликты представителей казахского и русского населения Казахстана.
Специально для CA-News
источник - CA-NEWS (KZ) http://www.ca-news.org/news/102081
|